Продажи атрибутики Джимми Джонсона и #48 резко пошли в гору
27 Ноября
Исторический третий подряд титул чемпиона NASCAR Sprint Cup небывало увеличил продажи связанных с ним сувениров. Через официальный сайт NASCAR было куплено на 44% больше, чем год назад, после завоевания второго Кубка. Американский Клуб Гоночного Коллекционирования, крупнейшее сообщество в своей сфере, сообщил о более чем двукратном увеличении спроса на вещи, связанные с Джонсоном и командой Lowe's #48 – плюс 137% по сравнению с 2007-м.
Макр Дайер, президент компании Motorsports Authentics (Гоночные подлинники) констатирует: «Джимми стал одним из самых популярных гонщиков спорта и обладает высокими продажами атрибутики, особенно с учётом его относительно недолгого выступления в NASCAR [c 2002 на полном расписании – ФБ]. Думаю, коллекционеры и болельщики осознают масштаб его достижений и выстраиваются в очередь, показывая свою поддерждку. Они знают, что памятные вещи от его третьего чемпионства будут предельно ценны на рынке и хотят быть частью общего волнения».
Данный факт должен положить конец разговорам о том, что Джонсон непопулярен.
Слияние Petty Enterprises и Gillett Evernham Motorsports
Первые числа декабря
Появляется информация, что команда, образованная в 1949-м году Ли Петти прекращает своё существование. Организация присоединяется к Джорджу Джиллетту, предоставляя GEM 4-ю машину. О сохранении какой-либо связи с легендарной командой, за которую на протяжении 60 лет выступала самая знаменитая династия NASCAR нет. Президент Petty Enterprises Дэвид Зукер говорит, что новость «не точна» и отказывается комментировать слухи. Тем не менее, переговоры с Gillett Evernham Motorsports продолжаются.
12 Декабря Petty Enterprises увольняют ещё 39 сотрудников, всего с момента окончания сезона были уволены 65. По сообщению близкого к событиям источника, ещё 54 человека с нетерпением ждут новостей о слиянии с GEM. Это будет означать, что команда #43 присоединится к #9 (Кейси Кейн), #19 (Эллиотт Сэдлер) и #10 (Рид Соренсон), а вот останется ли за рулём #43 чемпион 2000 года Бобби Лабонте неизвестно. Несмотря на то, что в начале 2008 года он заключил долговременное, до 2012 года, соглашение с PE, нехватка спонсоров вынуждает Бобби искать более надёжное место. Он ведёт переговоры с Earnhardt-Ganassi Racing, присматриваясь к команде #41, у которой есть спонсор. Такое развитие событий даёт надежду Эй Джею Оллмендингеру, у которого нет контракта на 2009-й.
Часть слухов быстро подтверждается, и Бобби Лабонте покидает Petty Enterprises. «За более чем 15 лет в серии Sprint Cup я не могу вспомнить ситуацию в спорте, близкую сегодняшней.» - говорит чемпион 2000 года – «Покинуть команду ни в коем случае не было лёгким решением. Сейчас и всегда я буду очень признателен Ричарду Петти и семье Петти, каждому сотруднику Petty Enterprises и членам Boston Ventures за вклад в развитие моей карьеры в течение прошедших трёх лет. Двигаясь вперёд, я очень встревожен подготовкой к сезону-2009. Сейчас у меня нет контракта ни с одной из команд, но я готов изучить все возможности следующего сотрудничества для моей карьеры».
Кайл Петти (829 стартов с 1979 по 2008) не слишком беспокоится о происходящем в команде: «Я не работаю в Petty Enterprises. Когда они заключили сделку о продаже Boston Ventures [инвестиционная компания в сфере издательского бизнеса, Июнь 2008], Чад МакКамби собирался управлять вторым автомобилем, Бобби Лабонте первым, что, в принципе, даёт мне знать, что для меня не нашлось места на 09-й. Моё соглашение истекает в конце [2008] года, но я не собираюсь его продлевать. Это был другой бизнес, отличавшийся от того, что хотят Boston Ventures – и я не думаю, что у них будет болеть голова на сей счёт. Это их компания, и они могут делать с ней всё, что хотят. Такие вот дела». Ветеран добавил, что Petty Enterprises – компания его отца, и «спрашивать у меня – всё равно, что рассуждать об этом со стороны». Кайл Петти собирается развивать свою комментаторскую деятельность на TNT и SPEED, которая, отмечу, даётся ему значительно лучше, чем Расти Уолласу и Дейлу Джарретту, закончившим гоночную карьеру в 2005-м и 2008-м соответственно.
8 Января
Petty Enterprises и Gillett Evernham Motorsports официально объявляют о слиянии. Новая команда планирует выступать в составе: #9 Кейси Кейн, #19 Эллиотт Сэдлер (слухи о его отставке и замене на Оллмендингера не подтвердились), #43 Рид Соренсон и выставлять четвёртую машину #44 в 8 гонках сезона, включая открытие сезона Budweiser Shootout. Как и до слияния, команды будут выступать на Dodge. Рэй Эвернхэм сохраняет небольшую долю в новой команде. Ключевые сотрудники Petty Enterprises: Робби Льюмис, Дейл Инман и Браян Моффитт продолжат работу в новой команде. Впрочем, они чуть ли не единственные, кому посчастливилось остаться. Название команды было изменено…
…19 Января.
Главным условием со стороны Ричарда Петти было сохранение фамилии в названии организации. Желание Короля – закон, и новая команда будет называться Richard Petty Motorsports, её логотип сохранит светло-красный и голубой цвета, символизирующий организацию Петти вот уже 60 лет. «Мы хотим дать миру знать, что мы всё ещё в гонках и собираемся быть больше и лучше чем когда-либо» - сказал Петти по время пресс-тура NASCAR. Ричарда спросили и о том, кто будет выступать за #44. Как и ожидалось, заслуженный шанс получил Эй Джей Оллмендингер, контракт с которым был подписан…
…28 Января.
«Это просто великолепные новости для меня.» - сказал Олли, победитель гонки Sprint Showdown 2008 – «Я просто хочу сесть за руль гоночной машины и гоняться. Нам предстоит много работы на трассе, а также со спонсорами, но у этой команды отличное оборудование, и я думаю, основная кухня здесь базируется на нашей работе в конце прошлого сезона». Напомню, что в первой же гонке за #10 Gillett Evernham Motorsports Оллмендингер превзошёл лучший результат команды в сезоне, а всего в 5 стартах только раз финишировал за пределами топ-20. Стабильность в сочетании с желанием учиться и работать над машиной делают Оллмендингера вторым после Монтои «пришельцем» из оупен-вилс (5 побед в Champ Car), который смог закрепиться в NASCAR.
«У Эй Джея тонна потенциала» - сказал Ричард Петти – «Я ездил с ним на тесты несколько недель назад. Покинув кабину, он, я думаю, подходит к каждому, кто работает над машиной и задаёт вопросы, желая знать что происходит. Именно такие вещи ты хочешь видеть у своего гонщика. Он молодой парень [27 лет], и я думаю, мы можем помочь ему, а он нам».
Говоря о спонсорах, Ричард Петти отметил, что никаких логотипов Budweiser на машинах #43 и #44 не будет: «Иначе моя мама вернётся и станет призраком у нас в доме» - Элизабет Петти была категорически против связанных с алкоголем спонсоров, и никогда в Petty Enterprises не нарушали её воли.
Тесты
В свете запрета тестов на треках, где NASCAR проводит свои соревнования, повышенное внимание приковано к тестам Goodyear. Приглашённые, по одной машине от каждого производителя, команды не зря
очень высоко оценивают значимость этих дней.
10-11 Декабря, Las Vegas Motor Speedway
Приглашены: победитель последней гонки Кубка на треке Карл Эдвардс (Ford #99), дебютант Hendrick Motorsports Марк Мартин (Chevrolet #5), новичок Penske Racing Дэвид Стреме (Dodge #12) и пилот Red Bull Racing Брайан Викерс (Toyota #83).
«Эти два дня в Вегасе вполне возможно станут самыми важными для сезона 2009» - сказал Алан Гастафсон, в прошлом крю-чиф Кайла Буша и Кейси Мирса, а сейчас – Марка Мартина. – «При наскаровском правиле “нет тестам” нам очень повезло быть приглашёнными Goodyear. У нас есть два дополнительных дня на среднем треке, и других таких команд только три. Нам нужно использовать это время максимально плотно». Примерно то же самое говорит и Дэвид Стремме: «Я не могу найти подходящего слова тому, как много мы собираемся достичь здесь. В первую и главную очередь нам предстоит тестировать шины для Goodyear, но чем больше я провожу времени за рулём тем лучше». Марк Мартин не скрывал своего восхищения обстановкой: «Переход в новую команду определённо омолаживает мою карьеру. Это большая честь быть желанным этой командой, и получить радушный приём очень лестно для меня. Но сейчас действительно ощущается давление, и я обязан много работать, чтобы сплотиться с ребятами. Глубина и знания этой организации невероятны, и мне очень повезло». Говоря о воздействии тестов на результаты в 2009-м, ветеран отметил: «Я думаю, что любой полученный опыт будет как награда. Гонщики с опытом могут принести чуть больше своим командам, с тестами или без».
Тесты были закрыты для публики, никаких инцидентов не было. Гонка Shelby 427, 3-й этап NASCAR Sprint Cup 2009 состоится на Las Vegas Motor Speedway 1 Марта.
9 Января, Texas Motor Speedway
На первые официальные тесты нового сезона были приглашены Курт Буш (Dodge #2), Дэвид Рёйтиманн (Toyota #00), Трэвис Квапил (Ford #28) и Джефф Бёртон (Chevrolet #31).
20-21 Января, Atlanta Motor Speedway
Приглашены Сэм Хорниш (Dodge #77), Хуан Пабло Монтойя (Chevrolet #42), Скотт Спид (Toyota #82) и Грег Биффл (Ford #16). Последний высоко оценил новые левые шины Goodyear, с которыми были значительные сложности в прошлогодней весенней гонке. «Старые шины теряли сцепление при езде внизу через 5-8 кругов. Но эти действительно цепляют нижнюю траекторию в течение долгого отрезка, и ты не скользишь по всему треку. Это больше похоже на старую Атланту, которую так любят гонщики» - лучшее время Биффла 29.64 (187.045 м/ч) на три десятые быстрее квалификационного рекорда трека для COT.
«Я думаю, Goodyear привезли различные варианты шин, каждый отличается, но все они в дают улучшения в разных направлениях» - поделился своим мнение Монтойя, команда которого впервые будет выступать на Chevrolet – «То, как мы едем сейчас – это потрясающе быстро. Когда мы приедем сюда в Марте, то из-за жары будем скользить гораздо больше. Сейчас мы просто пытаемся найти более предсказуемые шины».
22 Декабря
Нельзя не отметить и такое любопытное событие, как тесты шин Firestone для сток-каров. Машина для серии ARCA Chip Ganassi Racing под управлением Скотта Пруэтта наматывала круги на дорожной трассе Homestead-Miami Speedway. “Это не были ни тесты Firestone, ни тесты NASCAR. Это было техническое упражнение в попытке разработать современную технологию для сток-каров.» - рассказал исполнительный директор Firestone/Bridgestone Эл Спайер – «Это была внебрендовая программа. Не было ни названий на шинах, на форме, даже на трейлерах. И все машины были выкрашены в серый цвет. Мы пытались быть настолько незаметны, насколько это возможно». Напомним, что после скандала в последней весенней Атланте, Эл Спайер сказал, что никакого интереса к сток-карам у компании нет. Эксклюзивный контракт NASCAR и Goodyear заканчивается в 2012-м году.
Новые команды
23 Января председатель NASCAR Брайан Франс подчеркнул, что Ассоциация не собирается отказываться от ограничения в 4 гоночные команды на организацию, которое вступит в силу с 2010 года. Он отметил, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, ожидается прибавление в виде 15 новых команд. Цифра, скорее всего, охватывает все три серии и, возможно, преувеличивает реальное положение вещей, однако несколько новых команд уже объявили о своём желании участвовать в сезоне 2009 на полном расписании. Вместе с этим, слияния и продажи команд разного размера продолжались…
9 Декабря
В команде Yates Racing появляется новая машина со спонсором на весь сезон (#98), которой будет управлять бывший пилот Dale Earnhardt Inc. Пол Менард. Крю-чифом будет Ларри Картер, работавший прежде с Расти Уолласом и Джейми МакМюрреем. Пол Менард не скрывает своего ажиотажа наступающим сезоном: «Я смотрю вперёд, на начало новой главы моей жизни вместе с Yates Racing. Машина #98 была на Аллее Победы 25 раз, в основном с Марвином Панчем и Ли Роем Ярброу. Я знаю как сильна программа двигателей Roush/Yates в течение нескольких лет, и знаю, что мы можем провести вместе очень хороший сезон». Последняя победа машины #98 датирована июльской гонкой в Дайтоне 1997 года под управлением Джона Андретти.
В противовес оптимизму новобранца команды (а #98 получит ещё и очки Зачёта владельцев от #28), у основных гонщиков повода для радости не много. Yates Racing отъездили практически половину сезона-2008 без спонсонов. Крю-чифы Тодд Пэрротт (#28) и Калли Барраклу (#38) всё-таки покинули команду, несмотря на относительно успешные сезоны с Трэвисом Квапилом (23-е место, 4 топ-10, 1 поул) и Дэвидом Гиллилэндом (27-е место, 2 топ-10) соответственно. Yates Racing планирует выступать с тремя машинами весь сезон.
22 Декабря
Компания Triad Racing Technologies, крупный поставщик запчастей для трёх главных серий NASCAR объявила о намерении приобрести команду Bill Davis Racing, владелец которой давно искал покупателя. Билл Дэвис вероятно останется в команде в качестве консультанта, более конкретные планы новые владельцы сразу объявить не смогли.
6 Января
Марти Гаунт и Майк Хелд объявили, что Bill Davis Racing сокращает свою программу и распускает успешную команду в серии пикапов (24 победы за 5 лет, гонщики Майк Скиннер и Джонни Бенсон, чемпион-2008). Большая часть персонала уволена, организация сосредоточится на выступлении Toyota #22 в серии Sprint Cup.
Томми Болдуин, крю-чиф с 12-летним стажем, высшим достижением которого является победа в 2002 Daytona 500 вместе с гонщиком Уордом Бёртоном, объявил о создании собственной команды: «Вместе с трудными временами в экономики, время для старта команды выбрано верно. Наши расходы невелики. У нас отличная группа талантливых механиков и специалистов, нам есть из кого выбрать. Мы можем предложить спонсорам придти в гонки Sprint Cup за меньшие деньги без компромисса присутствия на треке, ибо у нас низкие издержки». В прошлом у Томми Болдуина была небольшая команда в Nationwide, которую он продал Рэю Эвернхэму, когда последний готовился к дебюту в Sprint Cup. 19 Января Томми Болдуин объявил, что гонщиком Toyota #36 в сезоне-2009 будет Скотт Риггз (36 лет), выступавший за Evernham Motorsports и Haas CNC Racing (5 сезонов, 167 стартов, 16 топ-10, 3 поула). Спонсора у новой команды пока нет.
14 Января
К Yates Raing неожиданно присоединяется Hall of Fame Racing (Toyota #96 в 2008-м управляли 5 гонщиков), контракт с которой подписывает Бобби Лабонте. Тодд Пэрротт меняет своё решение и возвращается в Yates, а #96 получает очки #38, обеспе
чивая Лабонте старт в первых 5 гонках сезона в дополнение к Champion's Provisional. Однако право чемпиона стартовать под угрозой для Бобби, ибо у Тони Стюарта оно превалирующе – 2005 против 2000.
29 Января
Последними в списке дебютантов Sprint Cup стали полупрофессиональный гонщик Ларри Гансельман и братья Тодд и Джеффри Бодайны. Тодд последние 4 сезона проводил в серии пикапов, где ни разу не опускался ниже 4 места по итогам года и стал чемпионом в 2006-м. Джеффри в Мартинсвилле 1984 года принёс первую победу в NASCAR команде Рика Хендрика. Всего старший из братьев Бодайнов выиграл 18 гонок за 570 стартов и 100 раз финишировал в топ-5, главным образом, во второй половине 80-х.
«Сейчас нас интересуют гонки за призовыми и мы пытаемся собрать стартовые спонсорские деньги.» - сказал Гансельман – «Чем больше у тебя денег, тем агрессивнее ты можешь проводить гонки. Я всегда говорю людям, что если у тебя нет денег, ты обязан ездить аккуратно». Если команда сможет стартовать во всех 36 зачётных гонках и финиширует в каждой из них последней, то заработает $2.88 миллиона. Сейчас у Ларри Гансельмана есть 6 машин Toyota Camry, приобретённых у Bill Davis Racing и Red Bull Racing, а также опытнейший крю-чиф Дуг Ричерт (выиграл первый чемпионский титул Дейла Эрнхардта в 1980-м году, а в последние годы работал в Roush с Биффлом и в Red Bull с Викерсом).
Последнее участие Гансельмана в качестве владельца машины Кубка датировано 2004-м годом, когда машина #98 стартовала в 26 гонках и закончила сезон на 39-м месте в Зачёте владелцев. И Джефф и Тодд Бодайны тогда были пилотами, как и сам Ларри Гансельман. В 2009-м, за рулём Toyota #64, Джеффри будет пытаться пробиться на старт 51-й Daytona 500, а Тодд – квалифицироваться на двух следующих этапах в Калифорнии и Лас Вегасе.
Робби Гордон
Ветеран американского автоспорта, мастер дорожных и бездорожных гонок Робби Гордон потерял из-за отмены ралли-рейда Dakar 2008 4 миллиона долларов. Для редчайшего в современном NASCAR гонщика-владельца это был существенный удар, но он его выдержал. В прошедшем сезоне на суперспидвеях больше пилота Dodge #7 очков набрал только Кайл Буш. В начале 2009-го на так называемом «Дакаре» Робби Гордон стал третьим по итогам ралли-рейда. Его спонсор не мог не оценить такую волю к успеху и с радостью продолжил сотрудничество, которое ведётся с момента дебюта Robby Gordon Motorsports в Sprint Cup в 2005-м году.
16 Декабря президент Toyota Racing Development USA согласился предоставлять Robby Gordon Motorsports гоночные автомобили: «Я знаю Робби как гонщика, владельца команды и сильного соперника с 1990 года» - сказал Ли Уайт – «Вместе мы выступали во внедорожных гонках, IMSA, SCCA и IndyCar, разделив много памятных сражений и побед. Посмотреть на то, как будет развиваться совместная работа Робби, его команды Toyota и TRD в 2009-м – это будет захватывающе». За свою карьеру в NASCAR Робби пилотировал Chevrolet, Ford, Dodge, а теперь будет и Toyota.
47-я гонка Rolex 24 в Дайтоне
24-25 Января
Беспрецедентная серия трёх подряд побед команды Chip Ganassi Racing во второй по значимости гонке на выносливость прервана, но не без скандала. Успех экипажа Brumos Porsche #58 во главе с Дэвидом Донохью, пришедшийся на 40-ю годовщину победы его отца Марка, был омрачён недовесом прототипа! Однако никаких санкций сверх денежного штрафа не последовало. Я не разбирался в подробностях этой истории, поэтому сейчас отмечу только то, что в лидирующем круге финишировали 4 машины, что, по меркам 24-часовых гонок, можно считать фотофинишем – для Rolex 24 случай беспрецедентный, а также приведу результаты пилотов (в скобках позиция в классе для выступавших в GT) NASCAR Sprint Cup в прошедшей гонке.
2. Хуан Пабло Монтойя (отставание 1.740 сек).
7. Джимми Джонсон (-21 круг. Поломка и замена трансмиссии).
8. Кейси Мирс (-33 круга).
36 (23). Макс Папис (сход за 10 часов до финиша).
44. Кайл Петти (сход на 9-м часу).
47. Эй Джей Оллмендингер (сход в конце 5-го часа).
По материалам jayski.com и motorsport.com
Завтра я представлю чарт участников NASCAR Sprint Cup 2009.