Сезон-2015 бодро и стремительно отшагал дистанцию в три этапа, и я с огорчением вынужден констатировать, что уже сейчас можно делать первые выводы о расстановке сил в пелотоне и о том, чего ожидать в гонках «Кубка Спринт» в этом году. Я был бы очень рад, если бы в этот самый момент не имел никакого понимания относительно того, что происходит, однако Дейтона, Атланта и Лас-Вегас дали достаточно пищи для размышлений, чтобы понять, кто есть кто.
Слова, на самом деле, особо и не нужны, всё скажут цифры. Взгляните на показатели по количеству кругов лидирования, и вы увидите ту могучую пятёрку, которая пока верховодит в гонках. Кевин Харвик (258 кругов) уверенно держит первую позицию, опережая Джимми Джонсона (176 кругов), Джоуи Логано (162 круга), Джеффа Гордона (87) и Дейла Эрнхардта-младшего (37). Четыре гонщика на шасси от «Хендрик Моторспортс» и флагман «Форда», начисто затмевающий своего товарища по «Пенске Рейсинг» Брэда Кезеловски. За три первых гонки никому другому даже близко не удавалось подобраться к борьбе за победу. Подчёркиваю: даже близко!
Что там у нас с «Джо Гиббс Рейсинг»? 18 кругов лидерства на четверых. Тут спишем на травму Кайла Буша и тот факт, что гонщики пока притираются к новым крю-чифам. У остальных дела ещё хуже, да так, что даже говорить не о чем. Особенно удручает ситуация в «Рауш-Фенвэй», категорически недееспособной на скоростных треках. В результате второй эшелон сейчас возглавляют Мартин Труэкс и Эй-Джей Оллмендингер, и выглядит это очень неожиданно, хотя почти нет никаких сомнений, что их успехи носят временный характер.
В Лас-Вегасе главными действующими лицами были герои Атланты. Первый отрезок сложился под диктовку Логано, затем инициативу перехватил Джонсон, а после его самоустранения эстафетную палочку перехватил Харвик. Он-то с лёгкостью и довел дело до своей первой победы в ранге действующего чемпиона. #48 была единственной силой, способной остановить Харвика, но в лагере шестикратного опростоволосились сами: сначала Джимми пришлось совершать вынужденный пит-стоп из-за плохо прикрученного колеса, а затем он дважды нашёл стену после прокола правой передней покрышки. Проблемы с резиной становятся настоящей головной болью для Джонсона, но я склоняюсь к мнению, что в Вегасе мы были свидетелями очередных экспериментов Чада Кнауса с настройками. Победа в Атланте практически гарантировала #48 участие в «Чейсе», так что начинать выдумывать можно уже сейчас.
Пока неизвестно, будут ли экспериментировать Харвик и Родни Чилдерс, но своему успеху Кевин радовался так, словно это была его первая победа. Причина в правильной мотивации. Именно мотивации Харвик уделил значительную часть своего интервью на послегоночной пресс-конференции, и я бы хотел подчеркнуть следующие его слова: «Я боялся, что никогда больше не попаду на Аллею победы». Это означает, что почивать на лаврах Харвик не собирается, а потому у его соперников серьёзные проблемы. Выйдя вперёд в Вегасе, Харвик не столкнулся со сколько-нибудь серьёзным противодействием, и выиграл до неприличия легко. Сейчас его ждёт ставший любимым Финикс, и я не прочь поставить несколько долларов на победу #4. Самое страшное, что вот уже шесть гонок подряд Кевин не финиширует ниже второго места, и последний раз подобным катком по соперникам прошёлся Джефф Гордон в 1996 году. Учитывая возросший за 20 лет уровень конкуренции, серия Харвика мне видится более внушительной.
Харвик и Джонсон сейчас выглядят на голову выше остальных, но не стоит забывать об Эрнхардте-младшем и Гордоне. На третьем этапе проснулся и Кейси Кейн, но столкновение с Карлом Эдвардсом перечеркнуло его попытки попасть в топ-5. Джефф, осыпаемый почестями и подарками по всем известному поводу, взял два поула из двух (технически, конечно, так как в Атланте он попросту не смог выехать на трек), но пока его результаты в гонках не могут сравниться с квалификационными достижениями. Всему виной банальное невезение. В Вегасе он был вынужден стартовать с конца пелотона после столкновения с Дэникой Патрик в последней тренировке, прорывался ни шатко, ни валко, но на 173 круге разрыв покрышки у Джонсона случился прямо перед Джеффом и Джебом Бёртоном, в результате чего Гордон толкнул резко затормозившего кругового, и помял передок. Нарушенная аэродинамика вынудила довольствоваться 18-м местом, которое не отражает истинного положения вещей, и я думаю, практически никто не сомневается, что неудачи четырёхкратного чемпиона носят временный характер.
В отличие от Гордона Эрнхардт не страдает от невезения, но ему немного не хватает скорости. Пока на его счету два третьих места и одно четвёртое, причём на отчётном этапе он должен был финишировать на две позиции выше, однако Грег Айвз почему-то решил на последнем пит-стопе за 35 кругов до финиша ставить две покрышки. Этот рискованный ход не оправдался, и Джуниор пропустил вперёд Труэкса и Райана Ньюмана. Если бы у нас был гладкий чемпионат без «Чейса», крю-чифа #88 можно было бы пожурить, но в данной ситуации попытаться стоило, хоть шансы изначально стремились к нулю.
Ну и, наконец, мы подходим к фигуре Джоуи Логано, который практически в одиночку сражается с доминирующими на старте сезона «Шевроле». Существовали опасения, что Хоумстэд-2014 может надломить Логано, но та обидная неудача, скорее, разозлила его, и на данный момент он просто рвёт и мечет. Получается с переменным успехом, но уже победы в «Дейтоне 500» достаточно, чтобы назвать сезон успешным. «Форды» пока в полном составе выглядят крайне бледно, и Джоуи можно назвать исключением. Он крут в квалификациях, он лидирует в гонках, но на всю дистанцию пока #22 не хватает. Если прежде Логано имел тенденцию лучше проводить вторые половины заездов, то теперь ситуация абсолютно диаметральная. Такое впечатление, что в команде не успевают за донастройками конкурентов, либо просто не могут выжать из автомобиля больше скорости. Глядя на мучения того же Кезеловски, кажется, что мы имеем место со вторым вариантом.
***
Реалии современных гонок НАСКАР таковы, что без ворчания мнения обойтись уже не могут. Увы, но критиковать по-прежнему хочется много и нудно, хоть Лас-Вегас и обошёлся без скандалов и неприятных происшествий.
У меня вопрос: вы заметили какие-нибудь различия в поведении машин на треке в сравнении с 2014 годом? Можно даже проще: стали ли гонки зрелищнее? Для меня ответ очевиден: нет, не стали. Если в Атланте погода помешала объективно оценить новые правила, то на третьей гонке сезона условия для наблюдения были просто идеальными.
Напомню, что ассоциация пошла по пути снижения мощности двигателей и уменьшения прижимной силы. Первоначальный посыл заключался в том, что машины стали слишком быстрыми, что затрудняло борьбу в потоке воздуха. Занятно, но с новыми техническими правилами скорости даже выросли, только теперь улучшение времени на круге достигается не за счёт скорости на прямых, а скорости в поворотах, и гонщик больше времени проводит, утопив акселератор в пол. Визуально для простого болельщика ничего не изменилось, но хотя машины шестого поколения менее подвержены влиянию грязного воздуха, чем КОТ, мы по-прежнему не видим большого количества борьбы на треке, вместо этого наблюдая что-то вроде скоростной процессии. НАСКАР ведёт активную работу, постоянно что-то придумывает (взять тот же механизм регулировки трек-бара из кабины гонщиком), но кардинальных изменений не происходит. И это просто удивительно.
Когда технический регламент не помогает сделать гонки зрелищными, приходиться браться за любимое дело – манипуляцию коушенами. В Лас-Вегасе многих удивило решение объявить технический коушен на 25 круге. Я скептически отношусь к такого рода жёлтым флагам даже в случае дождя после финальной практики (на мой взгляд, команды должны приспосабливаться к сложным условиям в боевом режиме безо всяких подачек со стороны ассоциации), но в нашем конкретном случае на горизонте весь уик-энд не было ни тучки. Так в чём же дело? Ситуацию на смог внятно объяснить даже вызванный в эфир бригадой комментаторов ФОКС «специалист по правилам» Энди Питри. Официальная же причина была следующая: команды получили возможность оценить влияние нового пакета правил в боевых условиях. Я не могу назвать это иначе, кроме как постыдный абсурд. Словно командам не хватило этапа в Атланте или трёх тренировочных сессий до старта в Вегасе. Такими темпами дело дойдёт до того, что НАСКАР будет раскидываться техническими коушенами направо и налево, потому что кто-то особо умный переживает, что гонка будет слишком скучной. Эх, что за времена… Второй-то коушен сразу после цикла пит-стопов под зелёным флагом также был очень подозрительным.
***
За день до публикации этого материала НАСКАР объявила, что снимает с Курта Буша дисквалификацию, вынесенную ему незадолго до «Дейтоны 500». Это решение стало прямым следствием того, что суд штата Делавэр признал невозможным открытие судопроизводства в отношении Курта из-за отсутствия достаточных улик и доказательств по делу о домашнем насилии, якобы имевшем место в Довере минувшей осенью.
Видится немного забавным, что ассоциация, терпевшая скандальную эпопею несколько месяцев, сорвалась перед главной гонкой сезона и всё-таки забанила Курта за «действия, наносящие вред гонкам сток-каров» и, как выяснилось, поспешила. Официально никаких извинений и признаний в ошибке мы не услышали, лишь только расплывчатые формулировки о том, что Курт «прошёл все стадии программы восстановления» и прочая-прочая, но при этом, несмотря на пропуск трёх этапов, Курту дана возможность попасть в «Чейс», в случае если он одержит победу по ходу регулярного сезона и закончит его в топ-30 общего зачёта. Только в этом решении мы можем прочесть, что НАСКАР пытается исправить сделанную ошибку. Понятно, что ассоциация оказалась в очень непростой ситуации, выплыть из которой без ущерба для себя было тяжеловато, но менее абсурдным происходящее от этого не становится. Я даже не знаю, что ещё принесёт нам этот сезон, так скандально начавшийся. Может, хоть по итогам Финикса мы сможем обсуждать только гонку и ничего кроме неё?
Тэги: гонка с доминированием, дейл эрнхардт-младший, джефф гордон, джимми джонсон, джоуи логано, кевин харвик, курт буш, лас-вегас, чад кнаус