Цитаты после финиша
Какие-то связанные мысли по поводу вчерашнего великолепия только-только начинают формироваться. Поэтому сейчас предоставлю слово героям. Порядок цитат - мой.
«И ему было выбирать: выдавливать меня ниже или нет, и он выбрал, а я не собирался поставить себя в положение Регана в прошлом году и просто удерживал свою территорию. Я здесь чтобы побеждать, у меня нет иной причины быть здесь и далее, кроме выигрыша и возможности пригласить ребят на Аллею Победы» - Брэд Кеселовски о действиях своих и соперника.
«Я видел, что он взял выше. Я взял выше. Он тут же сместился вниз, и я пошёл вниз с целью небольшой блокировки, а он уже был рядом, так что меня развернуло. В тот момент я подумал: "Хочу, чтобы машина стала гелевой", и мне очень повезло удариться в стену так, что это не обрушило каркас мне на шею. NASCAR загнала нас в угол. Брэд отлично сработал. Поздравления ему, но они поставили нас в такое положение, и мы будем продолжать гоняться пока не убьём кого-нибудь, и они не изменят ситуацию, но я просто рад, что никто сегодня не пострадал» - Карл Эдвардс по горячим следам. Пострадало 8 зрителей. Без опасности для жизни. «Одна женщина сломала челюсть, а вы говорите, что это было круто, отличные гонки, отличное шоу. Того стоит?»
Брэд отвечает: «В этом должен быть элемент опасности. Футболист ничем не отличается. Кто скажет, что не любит смотреть, как футболисты сталкиваются головами, несясь навстречу друг другу? Так, говоря "бум!" Джон Мадден [игрок, тренер, а ныне комментатор] сделал карьеру. Этого хотят фаны, хотят контакта. Если мы проедем гонку без единого круга контактной борьбы, всякий в пресс-центре напишет, как скучная была эта гонка. Но вместо этого мы проехали одну из лучших гонок, которую вы когда-либо видели по ТВ, с контактами всё время. К счастью, никто серьёзно не пострадал. Хочу это подчеркнуть - я рад этому. Я не хочу никого выбивать, но говорить, что бесконтактный спорт развлекает - на это не куплюсь. Эти ребята хотят видеть контакты столь же, сколь я в них участвовать».
«Когда речь идёт о безопасности, то не может быть переоценки. Не только, как я сказал, не только для нас, но и для фанов. Просто дело в том, что если мы может что-то сделать для увеличения общей безопасность, мы должны это делать. После и вчерашнего и сегодняшнего, я уверен, NASCAR проведёт некоторое время за просмотром видео в попытках дать возможность своим инженерам понять что делают эти машины и что можно сделать, чтобы помочь ситуации» - Райан Ньюман.
«Дайте определение безопасности. Я не знаю, на этом треке всегда случаются разного рода происшествия. Несколько лет назад, полагаю это было давно, один парень выступал здесь в серии ASCA и погиб за рулём обычной машины на парковке. Вы можете получить травму в любой ситуации. Я могу повредиться, сходя с платформы. Что безопасно? Я не знаю. Я не тот человек, который может дать определение» - Брэд Кеселовски.
«Вы должны понимать, что все годы мы имеем аварии подобно этой. Каждый раз, приезжая в Талладегу, даже с появлением рестрикторов. И все годы это праздник. Пресса празднует, телевидение празднует, называют бигваном, пытаются нагнетать обстановку и привлечь внимание людей к гонке. Так что это на совести прессы, телевидения и самой санкционирующей организации ненадолго придти в себя и, вы знаете, подумать об этой ситуации. Я имею в виду, что вы не можете сидеть здесь и вскакивать с возгласами "вау, что я увидел сегодня, было безумием". Я не думаю, что это правильно, если только ты не гонщик, потому что пресса, ТВ и все вокруг празднуют подобное каждый год» - не скажу, что Дейл Эрнхардт-младший меня пристыдил - я прыгал перед телевизором как ребёнок с криками "да, классно, да, да!" - но задуматься обещаю.
«Вы знаете, на самом деле, когда я их догонял, то пришёл к выводу, что #39 не ехал на 100%. Я не думаю, что у него [Джуниора] был шанс победить при любом раскладе. Может быть, я не прав, я не знаю. Но судя по раскладу, ему никто не мог помочь. #39 контролировал его. В любом случае, тут сложно что-то сделать. Я не думаю, что он мог выиграть. Всё, что делал #39 сводилось к тому, что никто из них не мог победить, и это меня озадачило, но я беру - это мы в итоге выиграли» - Брэд Кеселовски.
«Денни Хэмлин протолкнул меня вперёд, и большая честь Джуниору за то, что он сдержал слово, и толкал меня на последнем рестарте. И я реально не ожидал, что #09 и #99 пройдут такой путь. Я шёл газ в пол, а Джуниор толкал меня в общем всё время по всему треку» - Райан Ньюман.
Остальное в ближайшие дни, но уже сейчас я понимаю, что это было лучшее, что я видел в гонках в прямом эфире.
* * *
Сейчас, когда на носу уже следующий уик-энд, самое время с насколько возможно холодной головой вспомнить основные события прошедшей Aaron's 499 и обратить внимание на всевозможные любопытные вещи.
Залогом непредсказуемых результатов стал ранний завал. Учитывая, что машинам требуется свыше двух кругов для выхода на максимальную скорость, крупную аварию на 7-м круге можно назвать стартовой. Порой имя зачинщика "бигвана" не вызывает удивления, но не в этот раз. Мэтт Кенсет, победитель Daytona 500, обычно здорово выступающий на суперспидвеях взял вправо, идя во втором ряду из четырёх, считая от апрона.
Контакт пришёлся в левый передний обтекатель машины #24, и Джефф Гордон сделал всё, чтобы стабилизировать автомобиль, но в толчее на скорости 320 км/ч возможностей для этого, сами понимаете, мизер…
14 машин получили повреждения разной степени тяжести, пятеро сошли тут же. Среди них Клинт Бойер и практически добравшийся до зоны Чейса Марк Мартин, для него это третий финиш в сезоне на позиции ниже 39-й. Кевин Харвик и Джейми МакМюррей также скорее всего внесли бы вклад в борьбу в концовке. Ну и сам инициатор, конечно же, лишившийся статуса лидера регулярного сезона. Обогнавший его в таблице Курт Буш, к слову, не обошёлся без повреждений машины, но команда планомерно восстанавливала Dodge #2, который пролидировал 13 кругов ближе к финишу и уходил третьим на последний рестарт.
Обороняйся на свой страх и риск. Кайл Буш известен умением «гоняться с самим собой в три ряда», что оборачивается жёсткой защитой на суперспидвеях. В этом компоненте он превосходит Тони Стюарта, и поэтому Талладегу выиграл не с 20-й попытки, а с 7-й. Однако такая оборона злит соперников, которые могут продолжать подталкивать на вираже. И хотя Джефф Бёртон не из тех, кто поддаётся эмоциям – перед Кайлом он извинился – но такой исход для Рауди Буша в данном случае (как, впрочем, и в большинстве) представляется закономерным.
На свой страх и риск оборонялся и Брэд Кеселовски, машина которого была откровенно медленной большую часть гонки. Наиболее всего запомнилось жёсткое выдавливание на апрон задней прямой Дейла Эрнхардта-младшего. Но Джуниор после финиша не стал ругать в микрофон своего протеже, решив, что победителей не судят.
Выдавливают – не выдавливайся, а выдавился – не ной. Правило двойной жёлтой линии (а одинарная после событий прошлой осени ничего не значит) загоняет пилотов в тесную ситуацию и, по словам Карла Эдвардса, может загнать в ящик. Но раз согласился играть, играй по правилам, а критикуй до и после игры. Брэд Кеселовски играл по правилам и показал, как надо было вести себя Регану Смиту полгода назад, а Джимми Джонсону год назад.
Разговоры, дескать, NASCAR фактически предлагает второму выносить лидера (так считает Грег Биффл) стоит оставить раз и навсегда. Карл Эдвардс опоздал с кроссингом, это все видели, этого не отрицает он сам. Причиной всех аварий становится либо неисправность оборудования, либо ошибка гонщика – третьего не дано.
Зрелищность и безопасность. С сеткой всё понятно – свою работу она выполнила, сдержав полуторатонную глыбу с огромным импульсом. Конструкция будет дополнительно укреплена и увеличена с 4.2 м до более чем 6, достигнув высоты заграждения Lowe’s Motos Speedway, которое было наращено после аварии в гонке IRL 1999 года, унесшей жизни трёх зрителей. В воскресенье пострадало семеро. Самой существенной травмой стала сломанная нижняя челюсть 17-летней Блейк Боббит, сидевшей на втором ряду. Для девушки это была первая увиденная живьём гонка NASCAR. В среду её выписали из больницы, нижняя часть лица восстановлена и заживает.
Отметим, что Ford #99 не взлетел бы так высоко, если бы не врезавшийся в его заднюю часть Chevrolet #39. Машина Ньюмана поддела машину Эдвардса, отправив последнюю в свободный полёт. Как быть, чтобы такого не повторилось? Ответ один – отменить правило жёлтой линии. Увеличит ли это безопасность гонщиков? Вряд ли, потому что, зацепившись о газон, машины будут кувыркаться невзирая ни на какие закрылки. Увеличит ли это безопасность зрителей? Да, потому что источник опасности отдаляется на полтора десятка метров.
Цифра 9 и другие рекорды. К финишу 9-го этапа сезона 2009-го года первыми стремились гонщики, несущие три девятки на борту. До этого в истории Талладеги было 9 гонщиков, выигравших здесь первую в карьере гонку. Последний завал случился за 9 кругов до финиша этапа, в котором было 9 периодов жёлтых флагов. Новый лидер чемпионата Курт Буш по его итогам набрал 1299 очков, он возглавляет зачёт впервые с Лас-Вегаса 2005. Брэд Кеселовски в Sprint Cup лидровал 1 круг, последний, победный. Он выиграл гонку Кубка с 5-й попытки, что далеко не рекорд - свежи воспоминания о дебютных победах Кевина Харвика (Атланта-1-2001, 3-я гонка) и Джейми МакМюррея (Шарлотт-2-2002, 2-я гонка). Это первая гонка Брэда Кеселовски за Phoenix Racing. Команда Джемса Финч до прошлого воскресенья побед в Кубке не одерживала, но запомнилась третьим местом на 2002 Daytona 500 (Джеффри Бодайн) и четвёртым пять лет спустя (Майк Уоллас).
Это первая победа команды с одной машиной с весеннего Дарлингтона 2003 года (Рики Крэйвен, PPI Motorsports) и первая победа машины, выступающей на неполном расписании с Риверсайда Июня 1987 года (Тим Ричмонд, Hendrick Motorsports). Все три победы являются историческими для NASCAR.
На любую из этих тем легко можно говорить ещё и ещё. Как и полагается великой гонке, прошедшая Aaron’s 499 даёт плодов на многие годы вперёд.