Препарируя лягушку
Сезон 2015 года не перестаёт удивлять. Лишний раз порадовался, что я смотрю гонки не как болельщик, а, скорее, как исследователь. Как болельщику, мне было бы обидно потратить три часа своего времени на просмотр Фонтаны, но исследователь во мне радуется, что я воочию увидел такой цирк. И как биолог смотрит на лягушку, которую собирается препарировать, так и я смотрю на «Ауто Клаб 400» - весьма достойный экземпляр в коллекции странных гонок.
С Дейтоны НАСКАР уже попала в несколько неприятных с точки зрения пиара ситуаций. Это и противоречивая процедура квалификации, и проблемы с технической инспекцией в Атланте, и эпопея с дисквалификацией и восстановлением Курта Буша. В Фонтане случился новый скандал, поставивший ассоциацию под огонь критики.
Я не сторонник теории заговора, и уверен, что у судей не было в планах лишить Буша победы, но вышло всё так, словно кто-то очень сильно не желал видеть победы чемпиона-2004 во второй гонке после возвращения. На самом деле судейский корпус просто хотел сделать гонку интересной, только и всего. Ну, кто ж думал, что такой шум поднимется, правда?
Подозрительные коушены стары как сама НАСКАР, но говорить о них стали только в эпоху правления Брайана Франса. Причины лежат на поверхности. Всего их три. Во-первых, телевизионные трансляции поднялись на такой уровень, что зритель сейчас получает несоизмеримо больший объём информации, позволяющий ему делать обоснованные выводы о гонке, чем это было в 90-е. Во-вторых, интернет теперь даёт возможность иметь множество площадок для высказываний своего мнения. Но самая важная причина – это, конечно же, в разы возросшее количество попыток манипулировать итогами гонки. Причем эти попытки настолько явные, что у настоящего фаната НАСКАР они вызывают нескрываемое раздражение.
В этом сезоне судьи объявили 40 коушенов во время заездов «Кубка Спринт». 21 из них, то есть больше половины, были вызваны такими причинами, как обломки на трассе и сгоревшие двигатели. В эту же категорию попадают так называемые технические жёлтые флаги. Это уже само по себе странное соотношение, но что хочется отметить особо, так этот тот факт, что 15% всех жёлтых флагов были вывешены без предоставления визуальных доказательств своей необходимости. Говоря проще – это случаи, в которых не были показаны обломки.
Перейдём к нашему подопытному. Фонтана оправдала опасения, которые появились после обнародования новых технических правил, и, соответственно, не оправдала возложенных на неё ожиданий. Единственным отличием от Финикса и Лас-Вегаса стало увеличение числа доминирующих машин в два раза: к Кевину Харвику добавился его товарищ Курт Буш, с которым они играючи отрывались от преследователей по ходу лонг-ранов. Мало того, что «Стюарт-Хаас Рейсинг» наводила скуку, так ещё и в остальном пелотоне не наблюдалось борьбы. Спасать гонку пришлось судьям.
Из семи коушенов в Фонтане, пять были вызваны «обломками». Первый появился на 88 круге, по итогам лонг-рана в 60 кругов. Что ж, с горем пополам заносим этот жёлтый флаг в категорию настоящих – к машине Эй-Джея Оллмендингера прицепилось что-то похожее на полиэтиленовую упаковку. Бред, но факт есть факт. Самое главное, что на ход борьбы этот эпизод никак не повлиял. А вот второй коушен из-за обломков на 154 круге (лонг-ран составил 49 кругов) уже запустил механизм, повлиявший на итог заезда. В этом случае камеры телеканала «ФОКС» не смогли найти ничего, что могло бы сойти за опасный объект, а судьи даже не указали локацию в официальном протоколе. К этому времени связка Харвик-Буш оторвалась от ближайшего преследователя Мэтта Кенсета на 6.5 секунды.
Пит-стопы обещали потенциально очень интересный финиш: Кенсет смог захватить лидерство, а командам пришлось переходить в режим экономии топлива, чтобы доехать до финиша без дозаправки. Но почему-то современные веяния НАСКАР таковы, что топливных концовок там боятся как огня. После рестарта, когда на треке шла тактическая борьба, и лидеры «Стюарт-Хаас» были вынуждены придержать лошадей, в судейском радиоканале начали раздаваться призывы к персоналу трека искать обломки на треке. Несколько кругов ответ маршалов был одинаков: «всё чисто». Если верить источнику (Джерри Джордан, обозреватель сайта Фронтстретч.ком), вскоре к поискам подключился гоночный директор «Кубка» Дэвид Хутс, и вуаля! За 15 кругов до финиша пейс-кар вновь выезжает на трассу. Снова обломки, снова непонятно где, снова телезрители остаются в полном неведении относительно причины. А Кенсет, имевший отличные шансы если не на победу, то на топ-5 точно, ломает заднюю полуось при выезде с пит-столла, и гонка на этом для него фактически заканчивается.
Что этот коушен, что предыдущий не дают однозначного ответа на вопрос: если коушены фейковые, то почему их вывесили именно в этот момент? Один из них запустил в ход топливную стратегию, которую официальные лица боятся как огня, а второй не гарантировал интересной концовки. Я даже сказал в сердцах: «Эти придурки, сам того не желая, отдали дубль «Стюарт-Хаас». И действительно: поломка Кенсета вывела Харвика и Буша на первый ряд, с которого они рестартовали как ракеты. Судьбу гонки должны были решить эти двое.
Должны были, но не сложилось. Между прочим, мы, как мне кажется, стали свидетелями применения командной тактики, о которой предупреждали скептики после ввода новой системы определения чемпиона. Кевин Харвик явно не горел желанием осложнять жизнь Бушу, которому победа была, конечно же, важнее, и для вида дважды приближался к нему, используя одинаковую с товарищем траекторию. Упираясь на выходе из виража в задний бампер #41, Кевин убирал ногу с педали газа, отставал, и начинал всё снова. Надежд на драматичный финиш практически не оставалось, но тут на 199 круге судьи снова вывесили коушен из-за обломков. Этот жёлтый флаг после гонки упоминали все кому не лень, однако (и это весьма забавно) судьи в данном случае на самом деле имели основания для приостановки гонки. Если посмотреть видеозапись гонки, то на плане сверху, когда Буш и Харвик проходили Т4 за три круга до финиша, отчётливо виден белый стержень на внутренней траектории. ФОКС потом показали ракурс уже под коушеном, с камеры, установленной над отбойником, навстречу движению. Проносящаяся мимо обломка группа машин не сдвинула потоком воздуха этот обломок, из чего можно сделать вывод, что он был достаточно тяжёлым, и на самом деле мог угрожать безопасности. Как хотите, но к судьям здесь не придраться. К сожалению, это был не последний спорный эпизод гонки.
Все участники гонки за исключением Джеффа Гордона, Тони Стюарта и Грега Биффла, поехали в питы, и 12 команд, включая Харвика и Буша, сменили по два колеса. А вот Пол Вульф настоял на четырёх, и Брэд Кезеловски откатился на 16-ю позицию. Это был ход, решивший судьбу этапа.
Промотаем через следующий коушен, вызванный оторвавшейся от машины Кайла Ларсона панелью заднего бампера, и остановимся на второй попытке осуществить зелёный-белый-клетчатый. Вот здесь-то и произошёл самый возмутительный эпизод гонки. Когда вывешиваются коушены из-за обломков, мы не можем однозначно утверждать, что они необоснованны, так как у нас нет доказательств. А вот манипуляция на основе непоследовательных решений в случае аварии – это другое дело.
Когда Курт Буш лидером встретил белый флаг, и умчался к первому повороту с висящим на плечах Кезеловски, в начале стартовой прямой случилась авария – в стене оказался Биффл. Машина замерла неподалёку от судейской вышки, но коушена не последовало. Это уничтожило последний шанс Буша на победу, так как четыре свежих покрышки оказались решающим фактором, и Кез на задней прямой завершил обгон, принесший ему победу. Лидеры приближались к третьему виражу, когда Биффл смог-таки покинуть место аварии с развороченным передним крылом, и заезд окончился в боевом режиме. Вот тут НАСКАР можно жалить безо всяких оговорок. В Дейтоне мы видели одну трактовку схожей ситуации, в Фонтане абсолютно другую.
В Дейтоне авария с участием Кайла Ларсона произошла а) далеко от гоночного полотна и б) в месте, которое гонщики бы уже не пересекали на максимальной скорости. Коушен там появился. В Фонтане авария случилась на участке, который пелотону ещё предстояло пересечь в гоночных условиях, плюс повреждённая машина 5-7 секунд находилась без движения, что автоматически обнуляет все аргументы, которые представители ассоциации использовали после «Дейтоны 500». Налицо двойные стандарты в принятии решений.
Как и подозрительными коушенами, непоследовательностью судейских решений тоже уже никого не удивить. Но когда сегодня и завтра одно на одно и то же событие НАСКАР реагирует по-разному, встаёт закономерный вопрос: а что мы вообще смотрим? Отсутствие последовательности приводит к тому, что зрители перестают считать происходящее честным соревнованием, и теряют интерес к гонкам. И мне, право, непонятно, почему руководство ассоциации этого не понимает. Интерес к НАСКАР снижается уже почти десять лет, несмотря на все попытки поднять зрелищность, но Брайан Франс и его бригада делают вид, что всё хорошо прекрасная маркиза. Безусловно, причин, по которым фанаты отворачиваются от спорта, который они так любили, несколько, и политика коушенов не самая значимая из них, но неужели людям в галстуках нравится оправдываться, когда возникает очередной скандал?
Ситуацию можно изменить, и очень быстро, но для этого сначала надо признать наличие проблемы. Этого мы, боюсь, не дождёмся. Но идеальный руководитель, наверное, мог бы сделать несколько простых вещей.
1) Необходимо чётко определить критерии вывешивания жёлтых флагов, чтобы решения главным судьёй выносились на основе системы прецедентов: если мы вывешивает коушен в такой ситуации сегодня, вы будем вывешивать его в других гонках, вне зависимости от ситуации. Я вспоминаю Дарлингтон-2009, когда коушенов было так много, что в конечном итоге судьи начали игнорировать инциденты, приводившие к жёлтым за сто кругов до этого. Так не годится. Также необходимо определиться с тем, что считать опасным обломком. Когда на трассе мчатся 43 машины, а с трибун за этим следят 50 тысяч зрителей, на треке всегда что-нибудь найдётся – бумажная обёртка от хот-дога, пластиковая бутылка, куски резины и прочее. За последние годы жёлтые вывешивались из-за такой мелочи, на которую в 90-е годы никто бы и не обратил внимания. Когда бригада безопасности приедет собирать этот «обломок» его уже давно унесёт ветром, а зрители снова будут думать о нечестной игре.
2) Имеет смысл договориться с телевизионщиками о том, что если коушен вывешен из-за обломка, режиссёр трансляции вместе с операторами должен приложить все усилия, чтобы показать причину появления пейс-кара. Сегодня показ гонки ведется более чем 50-ю камерами, покрывающими каждый участок трека. Я не верю, что этого недостаточно, чтобы показывать нам опасный мусор. А если в самом деле недостаточно, то может в НАСКАР поймут, что репутационные потери обойдутся дороже, чем установить камеры на траках бригады безопасности, которыми можно запечатлевать сбор обломков? Звучит почти как утопия, но я серьёзен. Потому что покуда будут такие странные гонки, мы и будем обсуждать не борьбу на трассе и перипетии борьбы за титул, а совершенно другое. За сим откланиваюсь, и иду смотреть записи 1993 года, когда сомневаться в честности судей ещё не приходилось.
Тэги: гонка с доминированием, желтые флаги, кевин харвик, курт буш, фонтана