Главный недостаток остановленных дождём гонок – отсутствие клетчатого флага, финиша, того кульминационного момента, ради которого проводятся состязания в скорости. Представьте себе, что всем было бы заранее известно, что гонка продлится 150 кругов. Совсем иные ощущения, не так ли? Мы хорошо знаем, что на суперспидвеях как минимум первая половина дистанции – разогрев. Первая половина запланированной дистанции. Не хуже мы знаем и то, как меняется Daytona 500 в заключительной четверти. Со 151-го по 200-й, и если понадобится, последующие круги.
Дождь лишил нас самой интересной части главной гонки Дайтоны. Это даже не недоеденный десерт, это лишь запах, приятный запах, который «подали» Джуниор с Викерсом, а природа не оставила времени на наслаждение. Статистика говорит, что это всего лишь 4-я остановленная дождём Daytona 500, и, учитывая размах двух предыдущих финишей, наверное не стоит сильно расстраиваться. Но сказать, что и 150 кругов дали достаточно поводов для обсуждения нельзя – всем понятно как много произошло бы в заключительные 50. Единственное, в чём «500» не изменила – результат.
После 17 минут красного флага гонщик машины #17 был объявлен победителем, выиграв 17-ю гонку в карьере. Победа Мэтта Кенсета случилась 20 лет спустя триумфа Даррелла Уолтрипа, который тоже стал для него 17-м за рулём машины #17. Третье место Эй Джея Оллмендингера определённо заслуживает места среди лучших дебютов в истории Daytona 500. Крах доминирующей машины становится традицией, как и провал ожидаемого фаворита в лице Джимми Джонсона и желаемого фаворита в лице Дейла Эрнхардта-младшего.
Последний призвал понизить планку: «Да? С чего бы это [мне доминировать в гонке]. В прошлом году этого не было, а ведь мы были хороши всю неделю, но недостаточно хороши. Вам надо переключиться вниз на одну или две передачи в ваших ожиданиях. Думаю, мы были хороши, просто кое-что сложилось неудачно. Каждый раз, когда я оказываюсь впереди, какая-то неудача отбрасывает меня назад», - например, промах на пит-лейне. – «Если вы посмотрите на пит-лейн, то увидите, что мой знак розовый, и у всех остальных розовые, поэтому трудно распознать. Они все почти одного цвета. Каждый раз я говорю “ладно, я сделаю свой жёлтым на этой неделе”, и две недели спустя у всех он жёлтый. Я и сам был под большим давлением. Я давил на себя, пытаясь пролидировать круг и всё такое, и я просто не достаточно хорошо соображал. То есть, я не могу винить никого кроме себя». – И Браяна Викерса.
Тут ведь что важно – большинство провальных гонок начинаются вовсе не там, где заканчиваются. Причина, она не в том, что тебя заблокировали, зацепили, или подрезали на пит-лейне. Очень часто ты сам себя ставишь не в то место и не в то время. Джуниор не должен был проиграть круга, команда не должна была обслуживать машину, видя положение правых колёс и отчаянные сигналы судьи. И только хорошо понимая всё это можно говорить, что Джуниор не должен был цеплять Викерса.
Чем ещё плох надвигающийся дождь – никто ведь точно не знает когда он хлынет, и «паниковать» каждый начинает в разное время. И Викерс и Джуниор отставали на круг, а времени на прорыв после «лаки-дог», как выяснилось, не было. Но кто будет ударяться в такие расчёты, если финиш ожидается не просто с минуты на минуту, а ещё неизвестно когда именно? Дейл Эрнхардт-младший был неправ (преднамеренно или нет) в оценке ситуации, и (преднамеренно) убрал обидчика прочь с дороги. Повторюсь, для меня маловажно, специально ли Дейл выносил Браяна и, тем более, знал ли он, что идёт с ним одном круге. Более того – в каких бы кругах друг относительно друга не находились #83 и #88, исходить надо из диспозиции на треке.
Браян Викрес шёл во внутреннем ряду, а позади него набирали скорость Дейл Эрнхардт-младший, ведомый Скоттом Спидом и Райаном Ньюманом. Не заблокировать их означает свалиться в середину, оказавшись в хвосте к концу круга. Заблокировать – как минимум сохранить высокую скорость на инсайде, который к ночи даётся всё тяжелее, а то и разгон получить.
Не представляется возможным определённо толковать тот факт, что за Джуниором сразу же не пошли. Мы не можем делать вывод, что он всё-таки поздно начал манёвр, ибо позади #88 была #82 Скотта Спида, от которого рано ждать осмысленных действий, наподобие намеренной «непомощи» Джуниору в пользу партнёра. Ясно одно – авария выбила из гонки доминирующую машину, и сократила время на борьбу.
Сразу и не скажешь, а ведь третья подряд Daytona 500 завершилась обгоном за победу на последнем (зелёном) круге гонки! Да, из рассмотренного выше мы понимаем, что на действительно последнем круге Эллиотт Сэдлер и Кевин Харвик вели бы себя иначе. Но сказать хоть слова критики в адрес триумфаторов Дайтоны невозможно. Победа Richard Petty Motorports и победа Мэтта Кенсета были бы в равной степени историческими. Но для RPM, на мой взгляд, очень важен тот факт, что здорово выступила практически вся команда.
«Не собираетесь ли вы уйти непобеждённым?» - спросили у Дрю Бликенсдерфера. – «Я сказал своим, что отсюда мы можем двигаться только вниз. Мне очень повезло работать с Карлом в прошлом году, мы выиграли нашу первую гонку совместную гонку, в Милуоки. Я знал, что на следующей неделе в Нью-Хэмпшире будет спад. Я думаю, если мы не выиграем первую практику в Калифорнии, это будет провал», - рассказывал счастливый крю-чиф.
#17 не хватало скорости до четверга включительно. После Gatorade Duel у команды были две разбитые машины, и на финальные практики Мэтт Кенсет выводил третье шасси. В субботу на лице Бликенсдерфера появилась улыбка. Мэтт Кенсет стартовал последним, что «не имеет большого значения на суперспидвее, если впереди нет аварии». Аварии не было, несмотря на то, что шины, в отличие от прошлого года, не выдерживают стинта. Но и это не имело бы значения, ибо к 40-му кругу Мэтт шёл третьим.
Обычно холодный и даже угрюмый Кенсет «плакал как ребёнок». Он не покидал машины, пока не услышал, что гонка закончена.
За 9 дней Дайтона наградила всех неудачников прошлого сезона. По-своему рассудив, кто из них чего заслуживает.