Уж сколько раз за последние годы случалось подобное, а привыкнуть так и не получилось. «Дейтона 500», окончившаяся под жёлтым флагом, оставляет ощущение, что у нас украли финишную развязку, а специалисты и болельщики снова начали спорить, имело ли смысл решение судей переводить гонку в безопасный режим, когда пелотон, ведомый к черте Джоуи Логано, находился в третьем повороте последнего круга.
С одной стороны я готов принять аргумент ассоциации, что судьи так поступили из-за необходимости обеспечить безопасность участников. Возможно, в правилах работы сэйфети-крю упоминается, что спецтехника может выезжать на трек только под жёлтыми флагами, и тогда действительно объявление коушена имеет смысл. Другое дело, что НАСКАР вновь пала жертвой собственной непоследовательности. Не далее, как в июле 2013 года, на последнем круге 400-й мильной гонки в Дейтоне они предоставили гонщикам возможность финишировать в борьбе, несмотря на серьёзную аварию во втором повороте. Спрашивается, почему бы не позволить это сделать в главной гонке сезона? Я подозреваю, что маршалы перестраховались из-за того, что Кайл Ларсон врезался во внутренний отбойник и не смог продолжить движение, но я не очень понимаю, какую угрозу безопасности могла представить машина, остановившаяся глубоко в инфилде. В общем, вопросы остаются
Утешаться можно только тем, что в любом случае, победитель был бы таким же, да и концовка заезда не стала, как мне кажется, главной историей «Недель скорости». Останься гонка под белым флагом, абсолютно ничего не мешало Джоуи Логано довести ситуацию до комфортной победы, пользуясь теми преимуществами, какие даёт нынешний драфт. «Анлимитед», «Дуэли» и 499 миль «пятисотки», равно как и предыдущие гонки машин шестого поколения в Дейтоне ясно показали: лидер заезда имеет возможность контролировать ситуацию позади, в том числе и перемещаясь между рядами, блокируя атаки преследователей. Если гонщик вовремя перестраивается из линии в линию, то одолеть его можно только слаженно работающей сцепкой, и в случае с Кевином Харвиком и Дейлом Эрнхардтом-младшим тот факт, что они и близко не находились в сцепке, позволяет со значительной долей уверенности говорить, что Логано был в безопасности.
Именно преимущество, которое получает лидер, является одной из двух главных причин, по которым я недолюбливаю драфт в исполнении машин шестого поколения. Вторая причина – это катастрофическое влияние сайд-драфта на соперника, но речь сейчас не об этом. С 2013 года мы видели уже пять гонок в Дейтоне, и в каждой из них лидер уверенно отражал атаку преследователей на последнем круге. В Талладеге ситуация несколько иная – ширина трека там слишком велика, чтобы гонщик мог беспрепятственно кататься колобком между линиями, блокируя соперников, хотя прошлой осенью это не стало проблемой для Кезеловски. В этом отношении драфт в серии «Иксфинити» гораздо честнее. Сразу на ум приходит эпизод, когда намотавший в «Кубке» на ус Кайл Ларсон попробовал в субботу заблокировать два ряда, и остался на бобах – посредине трека и один одинёшенек.
В принципе, ещё «Анлимитед» и «Дуэли» позволили смутным подозрениям закрасться в голову, но тогда казалось, что это небольшое количество машин (а в случае с «Дуэлями» и статус гонок) не способствует агрессивной борьбе за лидерство. Оказалось, что проблема всё-таки реально имеет место. Единственное, что можно в итоге отметить, так это те круги, что пелотон прошёл в три ряда, умудрившись не создать завал. Многие зрители оказались под таким впечатлением от этой процессии, что моментально возвели отчётную «Дейтону 500» в разряд лучших в истории, однако такую оценку оставим на совести тех, кто легко поддаётся эмоциям. Смотрелось это, безусловно, круто, особенно учитывая, что дело шло к финишу, и надо отдать должное гонщикам, которые в условиях жесточайшего стресса не допустили ни одной ошибки, но всё же три-вайд не может спасти «Великую американскую гонку» 2015 года от невыгодных сравнений даже с прошлогодней версией.
***
«Дейтона 500» 2015 года получилась на удивление спокойной. Контраст тем более разителен, что по ходу «недель скорости» на спидвее творилось чёрт знает что. Всё началось в лёгкой заварушки между Логано и Харвиком после финиша «Спринт Анлимитед», а воскресную квалификацию вообще вспоминали несколько дней. На ней я бы хотел остановиться чуть подробнее.
Я не являюсь противником системы квалификации, которую НАСКАР ввела в прошлом сезоне. Мотивы ассоциации вполне понятны, и групповые выезды на трассу действительно смотрятся зрелищнее, по сравнению с одиночными попытками. Лично мне доставляло удовольствие смотреть квалификации в традиционном формате, особенно при наличии качественной графики, но вполне допускаю, что целевой аудитории хочется более динамичного зрелища. При грамотной реализации новая система свою цель вполне выполнила, только вот на рестрикторных этапах она превращается в настоящий кошмар. НАСКАР стоило задуматься ещё после октябрьской Талладеги, когда пять участников «Чейза» так перемудрили с моментом выезда на трек, что прошли на старт исключительно благодаря зачёту владельцев, выкинув из гонки выступающих на фулл-тайме Рики Стенхауса и Джастина Оллгайера. Ах, если бы это был единственный прокол системы.
В Дейтоне мы наблюдали уже не только фарс, но настоящую трагикомедию. И опытные болельщики были к ней готовы. От ёрзаний машин по пит-лейну в осадок выпал даже видавший виды Даррелл Уолтрип, а столкновение Рида Соренсона и Клинта Бойера наглядно продемонстрировало, что аутсайдеры, не проходящие на старт по очкам, в своих отчаянных попытках добиться результата могут накликать беду. Соренсон, безусловно, неправ в аварии, но он лишь пытался до конца извлечь выгоду из условий, в которые был поставлен. Интервью Бойера в данном случае хорошо расставляет точки над i.
По ходу квалификации и по ее итогам в медиапространстве поднялся такой шум, что ассоциация была обязана реагировать. Признавать ошибки НАСКАР очень не любит, и в преддверии квалификаций для младших дивизионов процедура претерпела лишь незначительные изменения. В итоге в пикапах в аварию загремел Тимоти Питерс, а в «Иксфинити» Даниель Суарез устроил мини-завал, в котором оказалось разбито пять машин. Одно дело, когда ты не проходишь на старт из-за недостатка скорости, и другое, когда какой-нибудь придурок выносит тебя ни с того ни с сего. Учитывая, что бюджеты многих команд завязаны на участии в Дейтоне, я могу себе представить, какие эмоции испытывали в субботу Рик Уэйр, Адриан Беррихилл и Джонни Дэвис. Команда Беррихилла в итоге была вынуждена отказаться от планов на фулл-тайм. Ассоциации ещё очень повезло, что во время квалификации «Иксфинити», не произошёл второй завал: Брайан Скотт чудом спас машину от разворота в гущу соперников.
Теперь, когда Дейтона оказалась позади, мы будем с нетерпением ждать, решится ли НАСКАР на дальнейшие изменения квалификации перед Талладегой. Негативный пиар, это, с какой-то точки зрения, всё же в первую очередь пиар, но я надеюсь, что к мнению владельцев прислушаются.
***
Страсти в квалификации плавно перетекли в неделю, предшествующую непосредственно гонке. Дэника Патрик и Денни Хэмлин сначала столкнулись в тренировочной сессии, а в четверг Денни развернул свою соперницу уже в ходе «Дуэли», едва не оставив Патрик за бортом «Дейтоны 500». Бедняга Джонсон, выиграв гонку, провёл в кабине своего «Шевроле» добрых десять минут на Аллее победы, пока телевизионщики смаковали обсуждение инцидента между участниками, которое происходило, естественно, на повышенных тонах.
Дэнике в этом сезоне не позавидуешь. По итогам 2015 года истекает её контракт со «Стюарт-Хаас Рейсинг», и пока чего-то не слышно о желании Тони Стюарта его продлевать. Решение будет принято по итогам выступлений в гонках, так что необходимость показывать хорошие результаты дамокловым мечом висит над гонщицей. Её интервью по ходу «недель скорости» наглядно демонстрируют, что она находится не в своей тарелке, и 21-е место по итогам «Дейтоны 500» вряд ли служит поводом для оптимизма.
Возвращаясь к «Дуэлям» отмечу, что обширный список участников из 49 фамилий позволил сполна насладиться драмой, в которой главные роли сыграли гонщики, героически пробившиеся на старт главной гонки сезона. «Тим Экстрим» с огромным трудом раздобыла запасную машину для Рида Соренсона, и тот привёл её к финишу на 7-м месте в своём заезде, несмотря на то, что в практике не проехал и круга, а Дэвид Рэган, очки которого были переданы команде Коула Уитта, в последний момент вскочил на спасительную 14-ю строчку в протоколе, несмотря на попадание в аварию на 21-м круге.
***
Одной из главных историй «недель скорости» стала дисквалификация Курта Буша. Курт по приезду в Дейтону сидел на бомбе с часовым механизмом, прекрасно понимая, что его участие в «пятисотке» под вопросом. Наконец в пятницу суд штата Делавэр вынес своё заключение по делу о домашнем насилии, по которому Буш проходит обвиняемым. Патрисия Дрисколл, бывшая подружка Курта, добилась ордера, запрещающего Бушу контакт с ней, и этого оказалось достаточно для того, чтобы НАСКАР отреагировала. Отреагировала на удивление молниеносно. Чемпион 2004 года был дисквалифицирован не неопределённый срок с формулировкой за «действия, причиняющие ущерб гонкам сток-каров», и дополнительным ударом стал пресс-релиз «Дженерал Моторс», в котором говорилось, что «Шевроле» немедленно разрывает контракт с Куртом. Гонщик подал апелляцию, потом ещё одну, но это был глас вопиющего в пустыне. Впервые с 2000 года в «Дейтоне 500» не гонялся человек по фамилии Буш.
Многие хвалят НАСКАР за её политику в отношении судебных разбирательств над гонщиками. И есть за что. Ассоциация никогда не бежит впереди паровоза, и раздаёт дисквалификации только после того, как суд выносит заключение. Свежий пример – эпизод с Тони Стюартом, которого обвиняли ни много ни мало в непредумышленном убийстве гонщика Кевина Уорда во время соревнований спринт-каров в штате Нью-Йорк 9 августа прошлого года. История, думаю, известна всем. Суд общественного мнения, страшный в своём слепом негодовании, заклеймил Тони как убийцу и потребовал у НАСКАР отстранить Стюарта от гонок под своей эгидой. Ассоциация на этот шторм не отреагировала, Тони сам принял решение пропустить три этапа «Кубка», а затем был суд, на котором трёхкратный чемпион был полностью оправдан. А Уорд, буквально бросившийся под колёса Смоку, как выяснилось, находился под воздействием марихуаны.
В случае с Куртом НАСКАР также заняла выжидательную позицию. Скандал с эпизодом, когда Буш, по словам Дрисколл, схватил и ударил её о стену моторхоума в Довере, тянулся долгие месяцы и в январе начал носить оттенок фарса. От этой мыльной оперы устали, кажется, даже те, кто громче всех заявлял о необходимости дисквалифицировать Курта, и тем неожиданнее, что заключения суда о запрете Бушу искать контакт с Дрисколл оказалось достаточно, чтобы лишить его права появляться в гараже.
Я подчеркну, что по существу дело будет рассматриваться позднее, судом присяжных, а в данном конкретном случае отдельно взятый судья по разрешению семейных споров просто счёл, что доказательства, представленные защитой Дрисколл, оказались убедительнее, чем те, которые предъявлял Буш. Статус Курта нисколько не изменился, перевес доказательств не является в данном случае основанием считать Буша виновным, и складывается впечатление, что НАСКАР спустила курок раньше времени. Хотя на фоне НФЛ она проявила просто чудеса выдержки.
Третья дисквалификация, скорее всего, означает, что карьера Буша в НАСКАР окончена, даже если ему разрешат вернуться. Спонсоры продолжат шарахаться от него, как от огня, и найти конкурентоспособную команду будет крайне тяжело. Курта в данном случае жаль, но нельзя не признать, что в сложившейся ситуации он виноват сам.
Тэги: дейтона, джоуи логано, клинт бойер, курт буш, рид соренсон