НАСКАР продолжает издеваться над вашим покорным слугой, который, в своей безграничной наивности, почему-то решил возродить традицию мнений на ЛТР. Сезон 2015 года отмерил уже два этапа, и по их итогам у меня имеется только один вопрос: как скоро наступит тот страшный момент, когда чаша терпения в очередной раз переполнится, и я в сердцах воскликну: «Хватит! Надоело!» За последние годы я уже несколько раз прощал ассоциацию за попрание тех принципов, благодаря которым стал увлекаться гонками сток-каров, но чтобы простить, сначала надо обидеться. И к этому всё снова идёт стремительными шагами.
К уик-энду в Атланте у меня три серьёзные претензии. За их вычетом 500-мильная гонка получилась очень даже неплохой, но как из песни слов не выкинешь, так и отделаться от негатива, пронизывающего заезд, не получится.
Претензия номер один у многих возникла, когда был опубликован календарь на сезон-2015. Если возвращение Дарлингтона на уик-энд Дня труда можно было только приветствовать, то выделенный Атланте неблагодарный слот в конце февраля казался форменным издевательством. Джорджия хоть и является южным штатом, но зимы там бывают и суровыми, и даже снежными. За последние пять лет в районе «Атланта Мотор Спидвей» 1 марта (то есть в дату проведения гонки) температура воздуха лишь однажды поднималась выше 10 градусов, что автоматически заставляло задуматься болельщиков, планирующих посетить этап. Худшие опасения оправдались: если в субботу ситуацию спасало солнышко, то в воскресенье погода была просто ужасной: промозгло, ветрено и сыро. Отсюда вопрос: чем руководствовалась НАСКАР, когда отдавала Атланте второй этап?
Мы все прекрасно помним судьбу Рокингема, который в последние годы своего нахождения в календаре даже близко не подбирался к аншлагам, и немаловажное влияние на это оказывала непредсказуемая погода. Северная Каролина, на всякий случай напомню, находится севернее Джорджии. Сейчас баснословный телевизионный контракт даёт Франсу и компании безболезненно переживать снижение выручки от проданных билетов (а посещаемость отчётной гонки визуально оставляла желать много лучшего, даже если забыть, что трибуны в Т3 были полностью демонтированы) но и телевизионщиков, думаю, не радует перспектива переносов трансляций из-за дождей. В минувшее воскресенье прозвенел первый звоночек. Надо сказать, что с точки зрения логистики НАСКАР пошла тем путём, который ей рекомендовали выбрать ещё пару лет назад, только вот результат получается сомнительный. Не лучше ли вообще сделать уик-энд, следующий за Дейтоной, свободным от гонок?
Претензия номер два возникает (снова!) в отношении квалификации. Такого на моей памяти ещё не было: 13 машин не успели выехать на зачётную попытку в первом сегменте из-за позднего прохождения технической инспекции. Напомню, что в Атланте дебютировал пакет новых правил, и вполне можно было ожидать возникновения проблем во время инспекции. Так оно и получилось: 20 команд не смогли пройти досмотр с первого раза, были отправлены в гараж для устранения замечаний, а некоторые из них не смогли пройти инспекцию даже во второй раз. НАСКАР задержала начало квалификации на 15 минут, но это не дало ровным счётом ничего: зрители, включившие свои телевизоры, не увидели на треке своих любимцев Джеффа Гордона, Тони Стюарта, Мэтта Кенсета и Джимми Джонсона. С точки зрения пиара это был сущий кошмар, за который отдуваться пришлось одному из директоров серии Ричарду Баку.
Мистер Бак сразу отмёл все предположения, что возник сбой в компьютерной системе, используемой при проведении инспекции. По его словам, команды вышли за пределы, положенные по регламенту, и в основном нарушения были выявлены в области развала/схождения колёс. Непонятно, какие нарушения были умышленными, в попытках получить преимущество, а какие произошли по банальному недосмотру, но крю-чиф Кенсета Джейсон Рэтклифф возмущался, что их машину отправили в конец линии из-за непопадания в лимит, которое составило всего 0.3 градуса.
Не снимая ответственности с команд, которые, наверное, могли внимательнее отнестись к подготовке машин к инспекции, я бы хотел отметить, что и НАСКАР имела возможность предотвратить этот кошмар, за который на неё спустили полкана разозлённые болельщики. Нет, серьёзно. Это был не рядовой этап, а первый, на котором применяются новые правила. Неужели нельзя было подстраховаться на случай, если что-то пойдёт не так. У меня есть два простых варианта: машины можно проинспектировать по завершению предквалификационной тренировки и закрыть их в гараже, либо организовать две линии досмотра. Но, увы, к такому ходу событий судьи оказались не готовы, и выхода у них, наверное, уже не было: «ФОКС Спортс» явно не был готов кроить сетку вещания, так что решение приняли очевидное: начать сессию без «штрафников» - дескать, кто не успел, тот опоздал. И если за четырёх чемпионов, стартовавших с хвоста пелотона можно было особо не переживать, то вот лишившегося возможности побороться за право дебютировать в «Кубке» Мэтта ДиБенедетто, или же потерявшего шанс выступить на домашней гонке Рида Соренсона очень жаль.
|
Третья претензия к Атланте, увы, традиционная. Это политика коушенов. Самое мерзкое и отвратительное в НАСКАР – это лицемерие, с которым нам говорят о том, что безопасность участников – главный приоритет. В отчётной гонке было два жёлтых флага, которые по всем параметрам претендуют на то, чтобы считаться подозрительными. И вы, конечно, можете сказать, что венчающие лонг-раны в 76 и 66 кругов соответственно коушены, не обязательно являются выдумкой судей – не каждый же обломок могут найти камеры, но меня просто поразил заключительный рестарт, когда зелёный флаг был вывешен, несмотря на то, что на задней прямой валялся крупный кусок чёрного тейпа, попавший в итоге на решётку радиатора Дейлу Эрнхардту-младшему. А второй «фейковый» коушен в итоге привёл к серьёзной аварии на рестарте, в которой Джеффу Гордону сильно не повезло – его «Шевроле» ударился во внутренний отбойник как раз в том самом месте, где заканчивались САФЕР-барьеры. Каждый раз, когда после подозрительных коушенов случается авария (а такие случаи бывают), у меня всё переворачивается от негодования. И я задаю себе вопрос: почему же я не могу прекратить смотреть это издевательство над здравым смыслом?
Авария Гордона тут же получила широкие отклики общественности, до сих пор переживающей по поводу ситуации, случившейся с Кайлом Бушем. Ларри МакРейнольдс, в своей колонке на сайте «ФОКС Спортс» практически не выбирая выражений, потребовал от руководства треков скорейшего решения проблем с отбойниками, ему вторили и другие специалисты. Сам Джефф больше удивился тому, что снова ударился о бетон, и это было бы смешно, если бы не было так грустно: за последние годы Гордон собрал, кажется, все возможные места на треках, не снабжённые САФЕР-барьерами, и последний до Атланты случай имел место в практике к Гонке всех звёзд 2014 года. Руководство «Атланта Мотор Спидвей» от растерзания спасло только то, что все понимают: после Дейтоны у них просто не было времени установить недостающие барьеры, хотя, если честно, смешно, что далеко не бедствующие автодромы до сих пор не смогли раскошелиться на установку САФЕР-барьеров по всей протяжённости трека Мне доводилось читать, как определялись места, в которых барьеры устанавливались – высокие технологии, компьютерный анализ и все дела – только вот действительность все эти расчёты высмеивает с ужасающей регулярностью.
Ну а теперь, собственно, перейдём к самой гонке. Что очень важно, у неё была своя чёткая сюжетная линия, которую не смогли изменить жёлтые флаги. Мне всегда нравятся такие заезды, даже если они не изобилуют яркой борьбой за первенство. Самое классное, красивое и яркое – это то, как Джимми Джонсон и Чад Кнаус разделали своих оппонентов. Заявкой на победу стал прорыв до технического коушена с 37-й позиции на пятнадцатую. Но это было, на самом деле, самое простое. Главной задачей для #48, как вскоре выяснилось, стало одолеть Кевина Харвика, который также лихо прорвался с конца пелотона.
Давно известно, что в сложных погодных условиях, когда необходимо постоянно работать с регулировками, Кнаусу нет равных. Он это снова подтвердил в Атланте. #48 прибавляла после каждого пит-стопа, и если к середине дистанции мы могли говорить о Джонсоне, лишь как об одном из претендентов на победу, то уже после рестарта на 188 круге стало понятно, кто в доме хозяин. С невероятной лёгкостью Джимми вырвался в лидеры, и уверенно привёл свой «Шеви» на Аллею победы. Ходы конкурентов создавали лишь иллюзию борьбы, особенно в концовке. На самом деле раскочегарившегося шестикратного было уже не остановить.
Я полностью уверен, что карта Харвика была полностью бита в тот самый момент, когда Джонсон впервые вышел вперёд. Ни досадная ошибка на рестарте на 257 круге, когда Кевин прокрутил колёса, и потерял несколько позиций, ни заблокировавший его на 305 круге Бретт Моффит не оказали критичного влияния на гонку действующего чемпиона. Его темп попросту не был так высок, а найти дополнительную скорость было задачей, судя по всему, невыполнимой. Но удивляет вот такой факт: Харвик оказался просто на голову сильнее своих товарищей по «Стюарт-Хаас». Дэника Патрик и Реган Смит финишировали в конце второго десятка, а Тони Стюарт не смог выжать из себя ничего лучше 30-го места. Злоключения Смока – это предмет для отдельного разговора, но всё указывает на то, что завершение карьеры Стюарта совсем не за горами. Он погас эмоционально, да и отвратительная физическая форма сказывается.
В отличие от «Стюарт-Хаас», четвёрка «Хендрик Моторспортс» ехала куда кучнее (не считая блеклого выступления победителя гонки 2014 года Кейси Кейна), вот и Эрнхардт-младший прибыл к финишу третьим, показав зубы во второй половине дистанции. Грег Айвз, как и Кнаус, очень чётко сработал с корректировками настроек, и пока дебютант производит очень сильное впечатление.
Один из главных сюрпризов гонки, если не самый главный, это попадание в топ-10 Моффита, который замещал в #55 Брайана Викерса. Я далеко не уверен, что сам Брайан выступил бы лучше своего молодого товарища по «Майкл Уолтрип Рейсинг». Безусловно, Бретту кое-где очень повезло, в том числе и с лаки-догами, но сам факт финиша на восьмом месте на таком тяжёлом треке, как Атланта, да ещё и в восьмом старте в карьере, заслуживает уважения. Я бы хотел подчеркнуть, что после приснопамятного скандала в Ричмонде-13 команда Уолтрипа покатилась по наклонной, и ощутимо сдала свои позиции, так что сильные выступления Моффита и Клинта Бойера (попадание в аварию лишило его крайне вероятного топ-10) должны обнадёжить болельщиков команды. Ну а Бретт сделал себе шикарную рекламу, и вот уже «Фронт Роу Моторспортс» предложила ему место в #34 на ближайших этапах. Примечательно, что Роб Кауффман, который ведёт карьеру Моффита, спокойно согласился, что гонщик его команды какое-то время будет выступать за «Форд». Что ж, Бретт был лоялен к «Майкл Уолтрип Рейсинг», почему бы руководству организации не быть лояльным к нему? Для меня история Моффита очень приятна – парень пять лет просидел в «Про Ист Серии», борясь за титулы, но, казалось, что его талант так и останется невостребованным на высоком уровне. И вот он шанс.
Успех Моффита оставил в тени удачные выступления Эй-Джея Оллмендингера (седьмое место, но я так и не понял, как он там оказался) и Арика Альмиролы, да и Мартин Труэкс неожиданно крут в начале сезона, но я не хочу удариться в графоманство и начать строить какие-то выводы по двум этапам. Одно могу сказать наверняка: здорово, что Атланта подарила нам так много историй и неожиданных результатов, и плохо, что всё это оказалось подпорчено факторами, так скажем, окологоночного характера. В Лас-Вегасе, надеюсь, НАСКАР постарается обойтись без того, чтобы сесть в лужу.
Тэги: атланта, бретт моффит, джимми джонсон, желтые флаги, кевин харвик