Мой хороший знакомый вернулся на этой неделе из США, он летал на 50-ю Coca-Cola 600. Глядя на происходящее на Lowe's Motor Speedway в прошлое воскресенье, я осознал, что если бы он после этого люто возненавидел NASCAR за невозможность гоняться в дождь и никогда больше не вспоминал эти гонки, то я бы его понял. К счастью, ему удалось поменять билеты на поезд и самолёт (а виза в США не то что Шенген, меньше чем на три месяца не выдаётся) и увидеть всё, что позволила погода. «Блин, это ооочень громко!» - остальные впечатления надеюсь узнать послезавтра.
Большим в этом году не везёт. Невозможно не относиться к этому символически, фантазируя относительно следующей большой гонки, которая и в солнечную погоду может закончиться "апсетом". И отнюдь не таким приятным, как недавняя Талладега, прошлогодний Лаудон и обе гонки NASCAR прошедшего уик-энда. Их, впрочем, можно лишь отчасти назвать неожиданностями.
В Nationwide дождь всего лишь на часок отодвинул старт и дал гонщикам пройти 170 кругов из 200, став причиной пятого коушена. Судьбу победы решил 60-круговой лонг-ран во время которого двое не совершили дозаправки. Майк Блисс и Брэндан Гоэн рестартовали из середины пелотона будучи, естественно, лидерами гонки и тут же принялись "рейсить" друг друга за лидерство. Быстрейшие Кайл Буш и Браян Викерс были на другом конце лидирующего круга. Дождь ливанул 9 кругов спустя, и это был даже не гэмблинг, а скрытая топливная концовка.
Те же Викерс и Кайл доминировали на след… через два дня. В "Вайде", конечно, #18 пришлось пробиваться с последнего места после смены мотора, но вряд ли это было сложнее, чем борьба с переменным состоянием трека и куда более классными соперниками в Кубке. Браяна жаль, потому что по проделанной работе он заслуживал безоговорочных побед и в субботу и в понедельник - оба раза лидерство добыто за счёт фактической скорости на трассе, причём в Coca-Cola даже дважды: на 120-м круге он закончил 40-круговой прорыв с 10-й позиции, на 145-м вновь обогнал Буша, чей пит-стоп под зелёным флагом прошёл удачнее других.
Третью подряд "600" #83 выглядит всё более серьёзным претендентом на победу. Да, возможно и на этот раз приключилось бы что-то вроде открутившегося колеса или не хватило бы чуток, как в недавней Атланте, но практика показывает, что скорость - лучший союзник на пути к победе. К слову, шасси с Kobalt Tools 500 у Викерса работало отлично, а вот у Курта Буша - нет. И это при том, что Coca-Cola пришлась целиком на дневное время суток. Гонку начали в полдень, таким образом на преодоление 400 кругов было 12 часов, это 50 м/ч средней скорости. Финиш был объявлен в 6:26, обычно в это время Coca-Cola 600 только-только набирает обороты, но к этому моменту красный флаг висел уже дольше двух часов. И всё это время Дэвид Рёйтиманн не отходил от своей машины и не соглашался даже на зонтик…
Главный вопрос - почему так мало рискнуло? Стив Эддингтон был уверен, что дождь не надолго и как следствие был удивлён, что гонку отозвали так рано. Райан Ньюман сказал, что сожалеет об ударе #00 о стену на 95-м круге, так как без этого Дэвид был бы точно в топ-10 и скорее всего не рискнул бы. Тут интересно предположить, а остался бы на треке Кейси Кейн опереди он Кайла Буша до окончательного дождя? Безрадостные в общем-то "если бы" во всей "красе" лезут в голову после таких гонок. Без кавычек гонок, потому что гонщики в отведённое время не жалели себя и устроили отличное шоу.
Помимо вышеозначенных, я благодарю Хуана-Пабло Монтойю и не считаю таким уж абсурдным предположение DW о том, что колумбиец может выиграть Coca-Cola 600. Обгоны по внешнему радиусу, в борьбе в три ряда с такими как братья Буши, Джефф Гордон, Денни Хэмлин, Кейси Кейн, Мэтт Кенсет дорогого стоят.
Я благодарю Чадвика Кнауса, как за патриотическую раскраску (идея расписывать обшивку именами сотрудников становится хорошей наскаровской традицией), так и за две покрышки. Не потому, что они плохо себя показали, а потому что стали ещё одним проявлением свободы художника и сделали возможным второй прорыв трёхкратного чемпиона.
Я благодарю Дэвида Гиллилэнда, который боролся на грани топ-15, но увы штраф за превышение скорости отбросил команду в конец третьего десятка. В TRG Motorsports над машиной постоянно трудятся 5 (пять) человек, а ведь за исключением Daytona 500, #71 была на старте всех гонок.
Я благодарю Билла Эллиотта. Есть гонщики, чьё участие само по себе событие. Удивительный Билл квалифицировал Wood Brothers Ford #21 в топ-10, привёл к финишу 15-м. Это была 800-я гонка Эллиотта, который, как ни удивительно, никогда не выигрывал Coca-Cola 600. Уже легендой является и Марк Мартин. Если он выиграет чемпионский титул, их, думаю, можно будет поставить в один ряд, а то и уже можно. Марк Мартин выигрывал Coca-Cola 600, и если бы в прошлое воскресенье была 600-мильная гонка, то, уверяю вас, #5 была бы в кадре под конец.
Я благодарю и #88 за провал, который наконец-то привёл к увольнению Эури. Уже сегодня Кайл Буш съязвил сказав, что "виноват всегда крю-чиф", и это трудно не оценить, но и переоценить важность должности руководителя гоночной команды в наши дни тоже нелегко. Спасибо и NASCAR за возобновившуюся дискуссию на тему как сделать гонки лучше. Не стану повторяться на этот счёт, добавлю только, что действуя в XXI веке в США не может не быть хорошего решения проблемы дождя как с технической так и с организационной точки зрения. Во время 2007 Pocono 500 меня посетила мысль, что календарь нужно составлять так, чтобы следующий этап определялся после каждой гонки на основе прогноза погоды. Так себе идея, если задуматься, впрочем рассуждения на эту тему достойны отдельного большого исследования.
46 лет назад Баззи Рёйтиманн провёл свою единственную гонку в NASCAR, на шорт-треке в Тампе он финишировал 10 из 24. Его сын Дэвид выходя на старт в Late Model Series, где за победу давали $350 никогда не думал, что будет гоняться в NASCAR. Но в 2004-м году его пригласил в свою пикаповскую команду Даррелл Уолтрип, друг Баззи. Дэвид провёл в Craftsman три сезона, выиграл 1 гонку. Потом перешёл в Nationwide, тоже выиграл только одну гонку за два года. "Почему вы взяли его?" - спросили у Майкла Уолтрипа на пресс-конференции. "Ну, у нас никого больше не было, а он был готов работать за дёшево, ничего такого не происл", - а потом Майки рассказал как всё было.
Райан Ньюман впервые с 2005 года закончил 4 подряд гонки в топ-5. Робби Гордон впервые с того же сезона финишировал так высоко. Однако на Toyota #7 обнаружилось несоответствие задней оси разрешённым пропорциям, и гонщик с командой были оштрафованы на 50 очков.
Это была пятая остановленная досрочно Coca-Cola 600 и первая в истории гонка с уникальным коушеном, объявленным в 3 часа дня по Восточному времени в последний понедельник Мая - День памяти вооружённых сил США. Я не американец, поэтому не могу судить о той роли, которую играет армия в защите свободы Америки. Считаю только, что большую, чем принято думать у нас. Я могу лишь привести слова Тони Стюарта "это одна из лучших вещей, которую я когда-либо видел", а уж он лишний выезд пейс-кара хвалить не станет.