К победе Харвика в Финиксе все стали готовиться сразу после Лас-Вегаса. Это событие казалось неминуемым и рассматривалось почти как свершившийся факт ещё за несколько дней до уик-энда. В воскресенье Кевин не обманул ожиданий, он в доминирующем стиле выиграл свою четвёртую гонку подряд на «Финикс Интернэшнл Рейсвэй», и его превосходство над соперниками вселяет почти благоговейный ужас.
От успехов Харвика вполне можно было бы воротить нос да мечтать о скорейшем ниспровержении гегемона, но то, с чем мы имеем дело, имеет исторический масштаб, а когда ты воочию наблюдаешь что-то исторически значимое, твоё личное отношение к герою дня отходит на второй план. Достаточно провести две исторические параллели, чтобы понять, насколько круто то, что делает сейчас действующий чемпион. Он уже в семи гонках подряд не финиширует ниже второго места, и только три гонщика могут похвастать аналогичным достижением – это Тим Флок, Ричард Петти и Дэвид Пирсон, причём достижение Харвика тем интереснее, что его серия охватывает промежуток в два сезона. Кампания 2015 года также уникальна для современных гонок НАСКАР. В последний раз подобный старт сезона (четыре финиша в топ-2 подряд) удавался Ричарду Петти в 1974 году. В пятой гонке того сезона Ричард до финиша не добрался – попал в аварию в Бристоле, как оно будет с Харвиком – главная интрига грядущей Фонтаны.
Тяжело поверить в то, что Кевин сможет поддерживать заданный темп на протяжении всего года, однако уже идут разговоры, что рекорд современной эпохи по количеству побед за сезон (13 выигранных гонок Джеффа Гордона в 1998 году) может пасть. В пользу Харвика говорит тот факт, что, забронировав путёвку в «Чейс» он не будет консервативно проводить остаток регулярки – зачем беречь иллюзорное преимущество в общем зачёте, если оно не имеет никакой цены? А против него простое понимание того, что конкуренты не будут спокойно наблюдать за тем, как #4 превращает их в мальчиков для битья.
Пока в сезоне ощутимо вырисовывается превосходство «Шевроле», о чём я уже упоминал в обзоре Лас-Вегаса. В Финиксе единственными конкурентоспособными «Фордами» были Джоуи Логано и Брэд Кезеловски, а лучшая «Тойота» под управлением Карла Эдвардса финишировала лишь 13-й. Неизвестно, что произойдёт быстрее: НАСКАР вмешается, или же два незадачливых производителя сами начнут выздоравливать, но мы можем только наблюдать за происходящим. А Харвику хорошо, на несколько конкурентов у него сейчас меньше.
Проблема в том, что «Шевроле» берут своё количеством и слаженностью. В пелотоне сейчас представителей лагеря «Дженерал Моторс» больше, чем их соперников из «Форда» и «Тойоты» вместе взятых, и крупнейшие команды имеют развитую систему технических альянсов. «Хендрик Моторспортс» поставляет машины «Стюарт-Хаас Рейсинг» - вот вам уже восемь команд, обменивающихся информацией. Добавьте к этому, что моторы Хендрика стоят на «Шевроле» Чипа Гэнасси, вот вам ещё один источник информации. У Ричарда Чилдресса ситуация похуже, но организации-сателлиты вполне боеспособны, возьмём хотя бы команды Барни Виссера и Тэда Гешиктера (Мартин Труэкс и Эй-Джей Оллмендингер соответственно), да и «Джермейн Рейсинг» не стоит на месте. А что у остальных? Там чёткая иерархия, которая не идёт на пользу организациям, находящимся на вершине пирамиды. Ну с кем сотрудничать «Джо Гиббс Рейсинг» и «Пенске Рейсинг» при отсутствии равноправных партнёров? На второй ступеньке «Тойоты» находится погружающаяся в пучину кризиса «Майкл Уолтрип Рейсинг», а на третьей – беспросветный аутсайдер «БК Рейсинг». И больше никого. С «Фордами» ситуация похожая. И становится понятным, что без серьёзного увеличения финансирования, а вместе с этим вовлечённости спортивных подразделений этих двух марок в НАСКАР, каши вряд ли сваришь. Если вы хотите мой прогноз, то я считаю, что доминирование «Шеви» продлится до самого ноября.
***
Кстати говоря, на отчётном этапе, как мне кажется, мы получили ответ на вопрос «что не так со «Стюарт-Хаас Рейсинг». Доминирование Харвика при слабых результатах остальных трёх машин организации выглядело весьма странно, но оказывается проблема, всё-таки, в гонщиках, а не в матчасти. Вернувшийся за руль #41 Курт Буш без раскачки, без адаптации к новым техническим правилам, поехал так быстро, что вполне мог бы взять второе место, если бы не осечка с решением поставить два колеса на 289 круге. Расчёт был на то, что на треке останется куда меньше машин, чем девять, но Тони Гибсон и Алан Гастафсон просчитались. И всё же Курт, в отличие от товарища по тактике Гордона, сумел прорваться в топ-5, наглядно показав, в какой форме он пребывает.
Помнится, Харвик после дисквалификации Курта высказался в том духе, что ему теперь не с кем советоваться по поводу настроек (Тони Стюарт как-то поставил себе сетап Харвика и счёл машину неуправляемой), и в Финиксе их странный союз воссоединился. Курт и Кевин ехали на аналогичных настройках, и если мы будем делать скидку на то, что Бушу нужно было время на раскачку, то не стоит удивляться, если главным соперником Кевина в ближайших гонках будет оставаться именно чемпион-2004. А в Мартинсвилле я бы даже ждал визита #41 на Аллею победы.
Возвращение Буша словно подзарядило батарейки Тони Стюарту, он наконец-то выглядел боевито, но последние круги наблюдал в качестве зрителя – излишняя агрессивность привела к двум инцидентам, и если первый разворот не имел катастрофических последствий, то авария за 24 круга до финиша доконала машину. В итоге Тони ещё только предстоит финишировать в этом сезоне выше 30-й позиции. Но он хотя бы показал признаки жизни, а вот с Дэникой Патрик всё совсем грустно. Большую часть заезда она провела на границе топ-20, но разворот на 295 круге после контакта с Дэвидом Рэганом (тяжело судить, Дэника ли сместилась внутрь, или же здесь однозначная вина Дэвида) отбросили её на итоговое 26-е место. Как видим, «Стюарт-Хаас» разбита на два лагеря, и мне кажется, что решение Джина Хааса снарядить команду #41 оказалось правильным хотя бы потому, что сейчас лидер организации имеет рядом надёжного товарища, имеющего схожий стиль вождения. Всегда хорошо, если есть на кого положиться, а с Тони и Дэникой настройки и стратегию не пообсуждаешь. Вот и разделена организация на две группы, и деление произошло только по скорости, а не в результате каких-то интриг.
***
В принципе, Кевин Харвик и Курт Буш преподнесли нам главные истории уик-энда. Но была ли гонка действительно интересной? Утверждать это у меня язык не повернётся. Для себя я построил шкалу оценки, в которой великая гонка – это та, которую помнят всегда (на этой неделе вот вспоминают очередную годовщину Дарлингтона-03), а хорошая – это та, события которой точно помнят как минимум по окончании сезона. Я не очень уверен, что Финикс отложится в памяти у большинства болельщиков, и повод вспоминать будет только статистический – это и стрик Харвика из финишей в топ-2, и его четвёртая победа подряд на этом треке (такого не случалось с 2005 года). Борьба-то на трассе была, но по-настоящему ярких моментов в заезде не было. Как не было и драмы. Ну и наглядный индикатор зрелищности – лишь в 1990 году в Финиксе было меньше смен лидера, чем в минувшее воскресенье. Харвику, конечно, респект, но от Фонтаны, ставшей за последние годы одним из самых ярких треков в календаре, мы вправе ожидать гораздо большего. Надеюсь, она нас не подведёт.
Тэги: гонка с доминированием, кевин харвик, курт буш, тони стюарт, финикс