Mercedes не обладает стопроцентной надежностью. И это – главный фактор неожиданности в 2014 году. Другой фактор неожиданности – как обычно в Ф1, это погода. Сложение этих двух факторов и привело к тому, что Гран-при в Сильверстоуне преподнес несколько неожиданных результатов. Кроме того британский Гран-при порадовал зрелищностью, но это немного другой вопрос.
Давайте обо всем по порядку. Последнее время погода в дни гонок Гран-при не радует особым разнообразием. Дождь во время гонок Ф1 бывает еще реже, чем сходит Макс Чилтон. Если быть точнее, последний дождевой Гран-при был в концовке сезона’2012, на Интерлагосе. Тот самый Гран-при Бразилии, в котором Себастьян Феттель выиграл третий титул у Фернандо Алонсо, а Нико Хюлкенберг чуть не выиграл гонку. С тех пор дождевые тучи порой пугали пелотон, перед стартом Гран-при Малайзии 2013 года на трассу обрушился тропический ливень – с тем, чтобы к старту трасса уже полностью успела высохнуть. Дождевых гонок с тех пор не было. Но дождевые квалификации или квалификации в переменных погодных условиях бывали регулярно, и каждый раз преподносили захватывающую борьбу. Так было и на этот раз, в Сильверстоуне.
Квалификация британского Гран-при проходила на грани так называемого cross point, точки, когда промежуточные шины и слики обеспечивают примерно равную скорость, баланс качается то туда, то сюда. Тот кто грамотно выбирал момент перехода на нужные шины, оказывался впереди. Были и проигравшие по-крупному – Williams и Ferrari в полном составе. Хотя пилоты обеих команд показывали обнадеживающие результаты на тренировках, в квалификации команды провалились, оставшись за бортом первого сегмента. Они просто слишком поздно решили перейти на слики, и отправились на заключительные попытки в тот момент, когда дождик зарядил вновь. Таким образом, компанию гонщикам Caterham, Камуи Кобаяши и Маркусу Эрикссону составили Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Фелипе Масса и Валттери Боттас. Отличная компания!
| |
Впрочем, я бы особо не переживал за Ferrari и Williams. Подумаешь, разок в сезоне провалили квалификацию! Тем более, что всерьез за победы и титулы они не спорят. Зато нашлось место для приятных сюрпризов. Сильнейшую квалификацию в своей истории провела Marussia. Причем, выходом из первого сегмента дело не ограничилось. Во второй сессии Жюль Бьянки и Макс Чилтон также выступили очень уверенно. 12 место Бьянки стало лучшим квалификационным результатом Marussia в истории. Хотя бы ради такого квалификации стоило пройти именно так, а Ferrari и Williams маленько оплошать.
Третий сегмент достойно закрыл квалификацию. Поначалу казалось, что дело ограничиться одними попытками, так как под конец над трассой зарядил весьма убористый дождь. Казалось, что выезжать еще раз нет никакого смысла. Даниэль Риккьярдо, Даниил Квят, Жан-Эрик Вернь, показавшие неплохие результаты в своих первых попытках именно так и решили. Проехаться решил Себастьян Феттель, который первую попытку не завершил, и захотел поставить все-таки какое-нибудь время. Впрочем, Себ был не одинок. За исключением трех вышеперечисленных подопечных доктора Хельмута Марко на трассу выехали все. Правда Серхио Перес не успел начать боевой круг до отмашки клетчатым флагом. Льюис Хэмилтон совершил ошибку в начале зачетного круга. Британец видел, что трассу поливает дождь, он знал, что бременем на его попытке лежит его ошибка – он решил свернуть в боксы, не завершая круг. Он ошибся, как и те парни, которые не стали выезжать. Те, кто проявили чуть-чуть больше терпения, получили настоящий весомый бонус на третьем секторе трассы – он оказался сухим, и он позволил выиграть гораздо больше, чем проиграть на первых двух. Ситуация очень характерная для Спа-Франкошам или старой конфигурации Хоккенхайма, для Северной петли Нюрбургринга, если копать глубже в историю, или для кольца Сартэ. Но Сильверстоун тоже не самая компактная трасса, а погода здесь известна своим переменным характером.
Феттель, решивший просто показать какое-то время, взлетел на первый ряд. Нико Росберг закончил квалификацию с лучшим временем – есть поул! Дженсон Баттон вошел в тройку лучших. Нико Хюлкенберг и Кевин Магнуссен тоже закончили квалификацию с очень хорошими результатами, отодвинув соперников назад. Неудачники, возглавляемые Льюисом Хэмилтоном, заняли позиции, начиная с шестой. Квалификация оказалась полна неожиданностей. Не обошлось среди них и без той, что касается сражения за победы и титул. Хэмилтон неожиданно проиграл борьбу на домашней трассе, на которую возлагал особые надежды. Росберг, также неожиданно, опять взял верх над Льюисом, завоевав первый поул на Сильверстоуне, который стал восьмым в карьере и уже четвертым по ходу сезона. Так много Нико в квалификациях по ходу одного сезона еще не побеждал.
| |
Льюис корил себя за ошибку, в которой виноват был только он сам. Ведь он никогда не сдавался, а на этот раз так все бросил… Однако, как уже говорилось выше, неожиданности Сильверстоуна субботой не ограничились. Это в субботу Росберг был героем, а Хэмилтон лузером. В воскресенье все могло перевернуться.
Как и следовало ожидать, воскресным днем над бывшим аэродромом RAF светило ясное солнышко. Дожди по-прежнему не хотят вмешиваться в сражения пилотов первой Формулы в гонках. Но у нас было перемешанное стартовое поле – и множество гонщиков с неутоленными амбициями.
Как и в Австрии двумя неделями ранее, оба Mercedes отлично приняли старт. Росберг сохранил лидерство, а Хэмилтон отыграл несколько позиций. А вот для Фелипе Массы, решившего отметить в Сильверстоуне юбилейный 200-й Гран-при, начало не задалось. Бразилец с трудом сдвинулся со стартового поля, пропустив вперед всех тех немногих, кого он опередил в квалификации. Правда уже через пару поворотов он был впереди Переса, пострадавшего в столкновении с Вернем. А уже на прямой Wellington попал в аварию. И хотя Масса дотянул круг до конца, уже в режиме красных флагов, на этом его юбилейная гонка была окончена.
Немного о статистике. На деле Масса действительно принимал старт в Ф1 в юбилейный, 200-й раз, но в своем 202-м Гран-при. Так вот, если бы FIA сохранила бы прежнюю практику, - в случае аварии на первом круге и вывешивания красных флагов первый старт не засчитывался, второй принимался бы с места в соответствии с результатами квалификации, но гонка продолжалась бы на круг меньше положенного, - этот старт не пошел бы в учет официальной статистики Массы, так как на второй старт он уже не смог выйти. И «юбилей» был бы перенесен на следующий Гран-при в Хоккенхайм. Забавно. Но теперь у FIA новая практика. Гонка останавливается, но официально ее время продолжает отсчитываться – в учет максимально возможных четырех часов. Рестарт был проведен за машиной безопасности в том порядке, который был на момент остановки гонки, что было на руку пилотам Mercedes и всем тем, кто отыграл позиции на старте. Особенно с учетом того, что не было лишнего риска на повторном старте с места. А Массе с Райкконеном, на рестарт не вышедшим, этот старт все равно пошел в официальную статистику. Чтобы закончить со статистикой: Дженсон Баттон провел в Сильверстоуне 258-й Гран-при и 256-й старт в Ф1, оставив позади Рикардо Патрезе, долгое время бывшего абсолютным рекордсменом (257 на 255 соответственно), и вышел на третью позицию за всю историю Ф1. Впереди только старые соперники Дженсона – Рубенс Баррикелло, сменивший Патрезе в роли держателя рекорда (326 Гран-при/322 старта), и Михаэль Шумахер (308/306). Чтобы настичь их Дженсону понадобится выступать в Ф1 еще 3 – 3,5 сезона. В принципе, ничего невозможного в этом нет. Но вряд ли Баттон думал об этих вещах в этот день. Дженс вышел на старт в Сильверстоуне в розовом шлеме, его поддержали сотрудники McLaren, одевшие розовые рубашки, и некоторые болельщики, также облачившиеся в розовое. Это был уик-энд памяти Джона Баттона, отца Дженсона, который любил розовые рубашки. Джон всегда сопровождал Дженсона на Гран-при, и это был первый Гран-при Великобритании для Баттона, который он провел без отца.
| |
Но вернемся к происшествию на первом круге. В нем серьезнее всех пострадал Кими Райкконен, но и виноват в нем Райкконен, и только он. Кими вылетел на обочину при выходе на прямую Wellington, в том месте, где полоса безопасности заасфальтирована. Поэтому финн решил не сбрасывать газ и вернуться на трассу как можно скорее. Его не остановило то, что ему пришлось преодолеть полным газом небольшой участок травы, разделявший асфальтовую обочину и гоночное полотно трассы. Как результат, машину разболтало в ритмическом заносе, когда Кими уже вернулся на трассу. Быть может такой мастер и удержал бы болид под контролем год назад, но теперь крутящий момент двигателей выше, а прижимная сила ниже. Райкконен не смог вернуть свою Ferrari под контроль, и практически полным ходом улетел в отбойник, от удара о который его выбросило обратно на трассу и затем уже в отбойник на противоположной стороне. Уворачиваясь от Кими, бросил свой Williams в занос Фелипе Масса, но не избежал контакта с бывшим напарником. Самое же главное, что несмотря на аварию, выглядевшую весьма серьезной, Кими отделался легко – ушиб лодыжки и колена, из-за чего он поначалу прихрамывал, это, согласитесь, ерунда. Райкконену дали «освобождение от физкультуры», в смысле от тестов в Сильверстоуне на неделе после гонки, и к Хоккенхайму он уже должен быть молодцом.
В Сильверстоуне было много борьбы и обгонов. Гонка смотрелась зрелищно. И все же не поворачивается язык напрямую сравнивать это действо с происходившим в прошлом. Две зоны DRS – на прямых Wellington и Hangar действительно помогли состояться многим обгонам. Конечно, Wellington этому сопутствует более – с учетом выхода из достаточно меленной связки Loop-Aintree и окончанием в виде торможения перед среднескоростным Brooklands. Hangar Straight менее эффективна для DRS, она выходит из легендарных Maggots – Becketts – Chapel и заканчивается весьма скоростным Stowe. Но просто вспомните обгоны в Stowe в прошлом, когда о появлении DRS никто и предполагать не мог…
И все же была схватка, которая решалась не DRS, а как в добрые старые времена. Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Пилоты Red Bull и Ferrari сражались на этот раз не за победу и даже не за подиум, а только лишь за пятое место, но это не делало их сражение менее захватывающим и красивым. Они и для обгонов то выбирали места не с DRS, а прямую между Woodcote и Copse, бывшую стартовую. Настоящая классическая борьба в Гран-при. Вот только подпортили они ее – нет, не действиями на трассе, которые были действительно хороши, а радиопереговорами. Чарли Уайтинг решил продолжить практику, принятую на предыдущем Гран-при в Шпильберге, и ограничил выезд пилотов за пределы трассы на выходе из Club – нынешнем последнем повороте трассы, и Copse. Так вот, Алонсо и Феттель соревновались не только в борьбе на трассе, но и в своих репликах по ходу радиопереговоров, жалуясь на соперника, выезжавшего за пределы трассы. Вы, парни, чемпионы мира, так зачем устраивать детский сад? Ну ябеды, просто ябеды! Мы, правда, не имели возможности слушать переговоры по радио гонщиков Ф1 в былые времена, но что-то подсказывает, что в 70-х – 80-х такой ерунды не было. Хорошо хоть они сами осознают глупость происходящего, и оба в послегоночных интервью не обошли вниманием тему радиопереговоров, признав, что подобные жалобы – это глупо и смешно. А ведь борьба и вправду была шикарной.
| |
Однако событие, решившее исход Гран-при Великобритании’2014 произошло впереди. Росберг вновь переигрывал Хэмилтона, на этот раз на домашней трассе Льюиса, но судьбе было угодно другое. После первого пит-стопа на Mercedes Нико начались сбои в коробке передач. Временами Росбергу казалось бы удавалось найти подход к проблеме и восстановить темп, продолжая сохранять отрыв от Льюиса, но все решилось на 29 круге, когда Mercedes W05 Нико потерял скорость и практически остановился. Росбергу не оставалось ничего более, чем признать свое поражение. Помните, с чего начиналась статья? Наверно, это даже в какой-то степени справедливо. Росбергу пока не приходилось терять из-за проблем с надежностью (Канада не в счет), а вот Льюис уже дважды сходил не по своей вине, и его борьба за титул начинала становиться все более сложной. Итог Гран-при Великобритании – вместо +29 очков в пользу Нико только +4. И борьба начинается заново. Росбергу уже нельзя играть исключительно от обороны, чтобы выиграть титул в этом году. Хотя, опять же, загадывать сложно, впереди много гонок, и претенденты возможно еще не раз сойдут.
Тем не менее, локальный реванш Льюиса состоялся – можно сказать, произвели взаимозачет, Австралию за Британию. Главное же, Хэмилтон прервал беспобедную серию, которая начала затягиваться, а также вернулся на верхнюю ступень подиума Гран-при Великобритании. Ранее Льюис выигрывал домашний Гран-при только один раз, в 2008-м, сложную дождевую гонку, в которой он намного оторвался от всех. Чемпионский был год. Пятая победа в сезоне. Столько же гонок Хэмилтон выиграл только однажды – и это опять же 2008 год. Отличие нынешнего сезона, что счет еще не закрыт, и у Льюиса есть все для того, чтобы переписать личный рекорд. Наконец, в Сильверстоуне одержана 27-я победа в карьере Хэмилтона. Льюис сравнялся с Джеки Стюартом, легенда британского автоспорта одержал столько же побед на этапах чемпионата мира. Пожалуй, символично, что именно в Сильверстоуне Льюис сравнялся с сэром Джеки… Правда, впереди еще Найдж…
Сход Росберга естественно не позволил состояться очередному дублю Mercedes, и на подиуме у нас было разнообразие в представительстве команд Валттери Боттас на втором месте - второй подряд подиум после третьего места в Шпильберге, лучший результат в карьере, тренд по восходящей, на что не преминул обратить внимание Дэвид Култхард, бравший послегоночные интервью на подиуме. Даниэль Риккьярдо – очередной подиум в этом сезоне, вновь впереди Феттеля, - результат рискованной реализации тактики одного пит-стопа. Благодаря ней удалось удержать позади Баттона – Дженсон четвертый, и вновь мимо подиума в Сильверстоуне. И Даниил Квят – «безголевая» серия прервана, наш гонщик вновь в зачетной Топ-10.
Тэги: валттери боттас, великобритания, даниил квят, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, жюль бьянки, кими райкконен, льюис хэмилтон, маруся, мерседес, нико росберг, себастьян феттель, сильверстоун, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо