Монреаль – территория сумасшедших гонок. Неинтересных гонок на острове Нотрдам почти не бывает, благо трасса имени Жиля Вильнева создает все условия для захватывающей, непредсказуемой борьбы. В 2014 году здесь, уже на седьмом этапе чемпионата Mercedes расстался с мыслью выиграть все гонки в сезоне – достижение, которое не удалось покорить даже McLaren в 1988-м. Фелипе Масса, проводивший юбилейный, 200-й Гран-при, мог стать главным героем гонки, но потерял все на последнем круге, а главным героем стал Даниэль Риккьярдо, австралиец, к которому все еще подходит эпитет юный, и который проводит феноменальный сезон.
К победе Риккьярдо, сколь неожиданной, столь и восхитительной, мы еще вернемся, а начать следует все же именно с Mercedes, которые задают темп всему сезону. После Монако все ожидали обострения внутрикомандной ситуации в Монреале, благо Льюис Хэмилтон в концовке уик-энда в Княжестве демонстрировал злость и решимость намерений. Тем не менее, поостыв после гоночных событий, сам Льюис решил сделать шаг назад, опубликовав в Твиттере фотографию себя с Нико в подростковом возрасте на одноколесных велосипедах и начав вновь общение с Росбергом. Значит ли это, что время решающих баталий пока все-таки не настало? Эта пара, Росберг и Хэмилтон сейчас пишут собственную главу в истории Ф1. Видимо их приятельство в прошлом все-таки сказывается, а также наставничество Ники Лауды, человека сколь умудренного опытом, столь и авторитетного для звездных гонщиков… Они не Прост и Сенна, с которыми их сейчас так любят сравнивать журналисты, не Мэнселл с Пике, они Росберг и Хэмилтон, и история их соперничества в настоящий момент открыта.
| |
Тем не менее, несмотря на то, что отношения были сглажены, соперничество на трассе оставалось острым – оно и задавало перчинку в действие Гран-при Канады вплоть до заключительной трети дистанции. Монреаль всегда был территорией Хэмилтона, здесь он неоднократно брал поулы и выигрывал гонки, в том числе первые в своей карьере. Если в Монако Нико Росберг действительно чувствует себя как дома (как впрочем оно и есть), в Монреале он фактически играл матч на выезде. И тем сильнее эффект от выступления Нико. В квалификации он взял поул, причем без всяких «Мирабо»! Безусловно, все эксперты отдавали предпочтение Хэмилтону, но Нико смог их посрамить. Для Льюиса это был серьезный укол. Тем не менее, в отличие от Монако здесь поул не несет такой важности. Квалификация и старт в Монреале – это еще далеко не все, что, собственно, и показала в очередной раз эта гонка. Преимущество старта, а следовательно и преимущество в тактике осталось за Росбергом. Но победа еще не была в его руках. Льюис шел по пятам, оказывая прессинг, и Нико невозможно было расслабляться. Затем на Mercedes возникли проблемы – вышли из строя генераторы кинетической энергии MGU-K из-за перегрева, вместе с потерей мощности, гонщики потеряли темп. Однако они продолжали сражение друг с другом. На вторых пит-стопах Льюис вышел вперед из-за заминки на пит-стопе Росберга. Но ненадолго – практически сразу Льюис окончательно потерял тормоза. Несколько раз срезав трассу, Хэмилтон завернул в боксы, где завершил свое выступление. Росберг, несмотря на то, что также испытывал проблемы с тормозами, продолжал гонку. Еще один штрих к портрету Нико – он смог приспособить свой стиль пилотирования к проблемам с тормозами, и проходил круги в неплохом темпе, с поправкой на проблемы с машиной. Если хотите пример из прошлого – в Гран-при Испании 1994 года Михаэль Шумахер уверенно лидировал до того момента, когда на пит-стопе «потерял» все передачи, кроме пятой. Михаэль тогда смог стартовать из боксов, что само по себе было непростой задачей, приспособить стиль пилотирования к неисправности машины – он мог пользоваться только одной передачей, и финишировать на втором месте, показывая при этом неплохие времена на круге. Про Росберга эксперты сейчас стали говорить, что он всесторонне подготовленный гонщик, эти разговоры не на пустом месте – Нико сам создает повод.
Росберг мог даже выиграть – хотя соперники его постепенно догоняли, но Серхио Перес никак не мог обогнать Нико, в то же время удерживая позади других. Однако когда вперед смог выйти Риккьярдо, шансы Росберга на победу закончились. Тем не менее, он по-прежнему не финиширует в гонках этого года ниже, чем на втором месте, в то время как на счету Льюиса уже два схода. Стабильность может стать главным оружием Росберга, и именно сейчас, после Гран-при Канады, шансы Нико на чемпионат действительно обозначились со всей явностью. Этого не наблюдалось ранее, даже когда Росберг лидировал в чемпионате – Льюис его постепенно, но неуклонно догонял. Монреаль – это также победа для Росберга, пусть он не выиграл Гран-при.
| |
Даже в сезон с доминированием одной команды, а точнее, особенно в сезон, когда доминирует одна команда, очень важно оказаться в нужном месте в нужное время, когда у лидера может вдруг выпасть из рук знамя. В Монреале казалось все шло к тому, что этим человеком станет Фелипе Масса. Williams демонстрировал отличную форму, как, впрочем, и все клиенты Mercedes, Валттери Боттас был быстр, но в решающий момент на его машине возникли небольшие неполадки, а Масса за счет тактики успел даже пролидировать несколько кругов, опережая пилотов Mercedes после их пит-стопов. Фелипе поздно совершил второй пит-стоп, и обладал в концовке быстрейшей машиной, чему подтверждением лучший круг в гонке, установленный бразильцем. Однако гоночная истина гласит о том, что быстрым быть мало, надо еще и обогнать. Обгоны в концовке явно не удавались Массе, и чем меньше кругов оставалось до финиша, тем меньшим козырем гляделась свежая резина на его Williams, тем более недоступными виделись Росберг, Риккьярдо, Перес впереди. Эпизод на последнем круге, когда Масса совершил атаку на Переса, закончившуюся жестким столкновением, которое выглядело по-настоящему опасно, поначалу показался мне отчаянной атакой гонщика, который решил использовать свой последний шанс. Вообще атака Массы выглядела как атака камикадзе, и было удивительно, что после гонки стюарды наказали Переса потерей стартовых позиций в следующем Гран-при. Серхио также стал одним из героев Гран-при Канады, он до последнего сохранял шансы на подиум, несмотря на проблемы с тормозами на Force India. На видео на первый взгляд явно было видно, что Масса просто врезался в Переса. Тем не менее, внимательно просматривая повторы после Гран-при (уже имея судейский вердикт на руках) на одном из ракурсов я разглядел искомое. На onboard видео с Williams Массы можно разглядеть, что в момент, когда Фелипе уже не мог отвернуть, Перес сделал едва уловимое движение в сторону соперника, заблокировав его, что, с учетом скорости, было крайне опасным, и в итоге привело к жесткой аварии, в которой, к счастью, гонщики не пострадали. На других ракурсах вина Переса незаметна, все выглядит так, словно ошибку совершил Масса. Тем не менее, все завершилось снова так, что Фелипе в итоге оказался совсем не там, где мог бы. Как обычно, история Массы – это история симпатичного неудачника, которому всегда остается до главной цели совсем чуть-чуть. Безусловно, это позитивный персонаж, но немного трагикомический. Невозможно забыть его победу в Гран-при Бразилии 2008 года, когда он в течение нескольких секунд виртуально побыл чемпионом мира. Также, как и драму Гран-при Венгрии 2009 года, которая по счастливой случайности не стала трагедией – Бог оградил тогда Фелипе от смертельной опасности. Также, как Гран-при Германии ровно год спустя венгерской катастрофы, когда всеобщему возмущению не было предела – Массе не дали возможность выиграть Гран-при, хотя он был близок к этому, и как это было бы красиво, год спустя после того, как судьба хранила его… Конечно, Канада’2014 и близко не стоит рядом с теми полномасштабными драмами жизни и карьеры Фелипе Массы, и все же, и все же… Все это очень укладывается в канву.
Гран-при как начинался, так и закончился – режимом автомобиля безопасности. На первом круге причиной появления сейфти-кара стала авария двух пилотов Marussia, Жюля Бьянки и Макса Чилтона, за которую признанный виновным англичанин получил штраф в виде потери стартовых позиций, как и Перес за аварию последнего круга. Между прочим, с аварией Marussia связано интересное статистическое достижение. Для Макса Чилтона это был первый сход за время карьеры в Ф1. Макс финишировал до этого во всех гонках, начиная с дебюта в Гран-при Австралии 2013 года, прошлый сезон он завершил с нулем сходов, и в этом году продержался еще шесть гонок. Всего 25 финишей в первых 25 гонках в Формуле-1, более одного сезона выступлений – это выдающийся рекорд. Но любая рекордная серия рано или поздно приходит к концу.
| |
Раз уж речь зашла о статистике и рекордах, будет нелишне упомянуть еще ряд интересных чисел. О 200-м Гран-при Фелипе Массы уже упоминалось выше. Беспримерным выглядит тот факт, что два Гран-при подряд гонщики отмечают свой 200-й Гран-при – в Монако это был Кими Райкконен, в Монреале – Масса. Карьеры этих двух гонщиков развиваются во многом параллельно, но сама цифра в 200 Гран-при еще совсем недавно казалась слабо достижимой, парни дружно преодолели ее. Как известно, количество стартов и Гран-при у гонщиков в статистике Ф1 обычно не совпадает, финн и бразилец свои 200-е старты пока не провели. Для Фелипе это был 198-й старт, для Кими, который в Канаде провел 201-й Гран-при, - 199-й старт. Другой гонщик, Дженсон Баттон, не отметился круглыми числами. Зато в Канаде он сравнялся по количеству Гран-при с Ярно Трулли, у обоих их 256 (у Дженсона на один старт больше, 254 против 253). Два гонщика провели вместе в пелотоне 12 лет, с дебюта Баттона в 2000-м, и до завершения карьеры Трулли в 2011-м, один из этих сезонов были партнерами по команде – в Renault в 2002-м. Целая эпоха. Почему я заострил внимание на этих цифрах? Дело в том, что Дженсону остается всего один Гран-при (и старт) до показателя Рикардо Патрезе. Показателя, который совсем недавно, еще лет десять назад, казался недостижимым, «вечным рекордом». Теперь Дженсон буднично готовится сравняться и превзойти его. А вот Трулли не удалось стать самым опытным итальянцем в истории Ф1, из-за того, что перед сезоном 2012 года Caterham расторг с ним контракт. И все же, хотя следить за подобными цифрами довольно занимательно, все это меркнет по сравнению с главным достижением Гран-при Канады. Первой победой Даниэля Риккьярдо в Формуле-1.
Нет, этого никто не ждал, но как же важен фактор удачи! Даниэль оказался именно тем, кто оказался в нужное время в нужном месте, опередив Феттеля по тактике (проиграв до этого в квалификации, что случается в этом году не часто), оказавшись позади Переса, сумев пройти его, и оказавшись непосредственно позади Росберга, чей темп он явно превосходил. Но ведь не скажешь, что это случайная победа, случайная удача! То, как складывается этот сезон для Риккьярдо делает очевидным тот факт – парень выжимает максимум из той техники, которая есть в его руках. Себастьян Феттель в то же время позволяет себе ворчать по поводу Red Bull RB10, и выглядит справедливым, что первую победу этой машине приносит не он, четырехкратный и действующий чемпион мира. А Даниэль Риккьярдо, в котором еще вчера многие сомневались, теперь же он покорил Формулу-1. Самый улыбчивый парень в пелотоне! Нет, это не случайно. Даниэль завоевал свою первую победу на самой, пожалуй, лихой трассе в календаре Ф1, которая дарит самые захватывающие сюжеты. И все это прекрасно сочетается с молодцеватым образом самого Риккьярдо, который он успел создать выступлениями в этом году. Кстати, первые победы в Ф1 до Даниэля на трассе в Монреале одерживали Жиль Вильнев и Льюис Хэмилтон – неплохая компания подобралась! Правда тоже самое можно сказать и о Жане Алези с Робертом Кубицей, гонщиках тоже лихих, искрометного таланта. Для обоих те победы так и остались единственными. Но интуиция подсказывает, что эта участь Даниэлю не грозит. Еще одно интересное совпадение. Первый Гран-при Канады в рамках чемпионата мира, в 1967 году выиграл тоже австралиец, сэр Джек Брэбэм. Тогда еще Гран-при проходил на другой трассе, в Моспорте. Сэр Джек недавно ушел из жизни. Подхватил ли Риккьярдо знамя славы австралийского автоспорта? Джек Брэбэм, Алан Джонс. Марк Уэббер так и не смог стать третьим австралийским чемпионом мира, но он был прекрасным победителем Гран-при. Теперь все в руках Дэна Риккьярдо, возможно мы находимся при рождении новой легенды австралийского автоспорта. Во всяком случае, многое выглядит весьма символичным.
Тэги: даниэль риккьярдо, канада, льюис хэмилтон, макс чилтон, мерседес, монреаль, нико росберг, ред булл, серхио перес, ф1, фелипе масса