Этот сезон не только переходный. Для многих он еще и решающий. Впрочем, в этом нет никакого парадокса. Перемены одних возносят на вершину, предоставляют новый шанс, другие же напротив теряют позиции. И в этом году это как никогда актуально.
В Шанхае Льюис Хэмилтон говорил прямо. Эту гонку он мог проиграть только сам – расклад сил указывал на то, что он должен выигрывать. Льюис говорил и о своих шансах на чемпионство. Лучшего шанса на второй титул, чем в 2014-м, у него никогда не было и, наверно, никогда не будет. Что он должен будет чувствовать, если проиграет? Все сходится одно к одному, и не зря Падди Лоу говорит о том, что Хэмилтон сейчас находится в превосходной форме. Льюис готовился к этому году, он возлагал на него особые надежды – еще в 2012-м.
В итоге в Шанхае Хэмилтон действительно доминировал – и в дождевой квалификации, и затем, в гонке в сухих условиях. Попутно Льюис вновь установил ряд статистических достижений.
Его поул в субботу стал 34-м в карьере, таким образом Хэмилтон единолично вышел на четвертую строчку в истории Ф1, заодно установив лучший показатель по количеству поул-позиций среди британцев. Впереди только Себастьян Феттель – лучший в современном пелотоне с 45 поулами за карьеру; Айртон Сенна – его 65 поул-позиций долго казались рекордом на все времена, на днях будет отмечаться 20-я годовщина со дня его гибели; Михаэль Шумахер – абсолютный рекордсмен с показателем в 68 поулов, в эти дни за Михаэля остается только молиться, если вы не сотрудник госпиталя в Гренобле…
| |
Победа в Гран-при Китая стала для Хэмилтона 25-й в карьере, по количеству побед Льюис сравнялся с Джимом Кларком и Ники Лаудой, своим нынешним боссом, который и переманил британца в Брэкли. В Шанхае Льюис победил уже в третий раз, что является рекордом Гран-при. Здесь, в Китае кроме Хэмилтона дважды побеждал Фернандо Алонсо, остальные, кому доводилось выигрывать Гран-при в Поднебесной, делали это не более одного раза. Кроме того, Льюис победил уже в третьем Гран-при подряд – впервые в карьере.
Безусловно, условия Шанхая оптимальным образом подходили Mercedes. Достаточно было посмотреть что творилось на обратной прямой – самой длинной прямой в календаре 2014 года. Нико Росберг, прорываясь по ходу Гран-при, как стоячих обошел сначала Себастьяна Феттеля, а затем и Фернандо Алонсо. Превосходство в мощности движков Mercedes как над Renault, так и над Ferrari в действии. К сожалению, в Шанхае Нико не смог сразиться с тем, с кем следовало – со своим партнером по команде. По большему счету Нико сам упустил свой шанс в квалификации, когда на решающем быстром круге развернулся на выходе из последнего поворота исключительно из-за того, что на мгновение утратил контроль над ситуацией. В гонке он еще перед стартом потерял всю телеметрию и не настроил должным образом сцепление – как результат проваленный старт и вынужденный прорыв по ходу гонки, красивый, но это не совсем то, что ждешь в настоящий момент от гонщика Mercedes. Для Росберга этот сезон не менее решающий, чем для его напарника. Уже в прошлом году Нико многое доказал, но в этом приходится доказывать заново. И тут ты либо первый – либо безусловно второй, третьего не дано. Пускай Марк Хатчесон в эфире Sky Sports заявил, что Хэмилтон уже «уничтожил» Росберга, представляется, что ситуация не так проста. Нико все еще лидирует в чемпионате, но ему очень не нравится формулировка «все еще». Когда Хэмилтон в лучшей форме, по чистой скорости ему почти нет равных – он гонщик от Бога, но у Росберга есть свое оружие – Нико включает интеллект и анализирует все до малейших деталей. История знает примеры, когда успеха добивался именно самый расчетливый гонщик, а не тот, чей талант видится наиболее блистательным.
Разве не решающий нынешний сезон для Себастьяна Феттеля? В течение последних четырех лет немец планомерно сносил установившиеся рекорды Ф1 и чертил новые границы. Это многим не нравилось – слишком бесцеремонно чемпион, выглядящий юнцом, достигал и превосходил результаты тех, чьи имена блестят золотом легенд. Откровенно говоря, Себ нажил и врагов – стоит ему оступиться, и реакция будет очень жесткой. Посему проигрывать Феттелю никак нельзя именно сейчас, когда в его руках не лучший болид. Пока же Себастьян проигрывает, и кому – более молодому воспитаннику программы Red Bull Даниэлю Риккьярдо, новичку в команде. Очевидно, новая машина не слишком устраивает Феттеля, он ворчит на новые правила, ругает звук новых моторов, но кому по большему счету до этого есть дело? Важно то, что Феттель проигрывает Риккьярдо, в Шанхае он уступил Даниэлю и в квалификации, и в гонке. Себастьян не захотел подчиняться приказу команды и пропускать более быстрого Риккьярдо по ходу гонки. Ничего нового в этом нет, прошлогодняя Малайзия тому доказательством, но тогда была другая ситуация – Себастьян был на все 100 уверен в своих силах. Теперь же нет. Надеюсь, Феттель найдет в себе силы и переломит ситуацию в свою пользу, в его способностях сомнений нет.
| |
В младшей команде «энергетиков», где Даниил сменил в составе Даниэля, ситуация похожа. Причем Квят вновь провел гонку безупречно, в третий раз в первых четырех гонках приехав в очки и оставив позади обоих гонщиков McLaren. Ситуации Даниэля и Даниила в настоящий момент похожи, обоим важно производить хорошее впечатление, но им не обязательно давать результат позарез. А вот Жану-Эрику Верню проигрывать Квяту мягко говоря нежелательно. Если пилот, имеющий уже значительный опыт выступлений в Ф1 будет проигрывать дебютанту, у его ментора Хельмута Марко возникнут большие вопросы – и соблазн заменить его другим воспитанником Red Bull Junior, особенно если Карлос Сайнс-младший или Антонио Феликс да Кошта действительно блеснут в этом сезоне. В этом смысле Жан-Эрик тоже попал в салон «Последний шанс». Как и Феттелю, ему некуда отступать. Положение француза осложняется тем, что гонщикам с большим весом в этом году приходится мягко говоря несладко. Вернь сидит на жесткой диете, и все равно весит больше Квята, а потому изначально находится в проигрышной ситуации. В похожем положении находятся другие высокие гонщики: Дженсон Баттон, Нико Хюлкенберг, Адриан Сутиль, но для них этот год не является критическим.
Решающим этот год во многом становится и для Фернандо Алонсо. Годы идут, а Ferrari словно топчется на месте, и терпение испанца небезгранично. Испанец и Ferrari – действительно отличный союз, но для того, чтобы это сотрудничество стало идеальным, нужны большие победы. Они в последние годы не такое уж частое явление… В Китае Фернандо провел великолепную гонку, в духе концовки 2012 года, когда Алонсо выжимал из ситуации все и даже больше. Гораздо больше, чем давала машина.
На старте Нандо оказался в критической ситуации, столкнувшись с бывшим партнером, Фелипе Массой, но обе машины оказались крепкими, а испанец вырвался на третью позицию, позади Феттеля, которого попытался прессинговать. Обогнать на трассе не удалось, но за счет тактики Фернандо оставил позади оба Red Bull. Этого мало кто ожидал. Удержать позади Росберга было нереально, но Фернандо уверенно приехал на первый подиум в 2014-м. И для себя, и для команды.
| |
Этот подиум Алонсо посвятил Стефано Доменикали – в первой гонке после отставки итальянца. Это еще одна отличительная черта нынешнего года – отставки руководителей команд в футбольном духе. Перед стартом сезона Рон Деннис вернулся к активному руководству гоночной командой и уволил Мартина Уитмарша, под предводительством которого команда потерпела прошлогодний провал, призвав на его место перспективного «коуча» Эрика Булье. Однако, судя по всему, Деннису и Булье приходится разгребать нелегкое наследство. Теперь, уже по ходу сезона – а это уже совсем калька с обычной для футбола практики, - в ходе «разбора полетов» в Маранелло в отставку подал Стефано Доменикали, на протяжении долгих лет возглавлявший Scuderia. Под его руководством команда взяла Кубок конструкторов в 2008-м, тогда же, в последнем повороте Интерлагоса упустив личный титул Фелипе Массы. Позже Ferrari дважды могла завоевать чемпионство с Алонсо, но и в 2010-м, и в 2012-м потерпела поражение. Строго говоря, в те сезоны у Ferrari явно не было технического превосходства, и борьба за титул была больше заслугой таланта испанца. Заслужил ли Доменикали отставку сейчас? Он верой и правдой служил команде, которая была для него второй семьей. Кроме того, немаловажно, что Стефано вышел из победной когорты Жана Тодта, он – соавтор успехов начала 2000-х. И его готовили на должность директора гоночной команды, планировалось, что он заменит Тодта. Воспользовавшись вновь футбольной ассоциацией, можно сказать, что часто бывает так, что хороший помощник главного тренера не становится успешным главным тренером и, возможно, это как нельзя лучше определяет ситуацию Доменикали. И все же это шаблон, я не могу сказать, что Стефано плохо руководил командой, по ходу этих лет он укреплял структуру Ferrari, приглашал сильных специалистов, и команда выглядела монолитной вплоть до событий прошлого лета, когда между ней и Алонсо пробежала искра взаимного недовольства. Видимо, Доменикали чувствовал что должен взять вину на себя, и это его право. Теперь приходится говорить уже о том, что ждет Ferrari дальше.
С заменой Доменикали на Марко Маттиаччи в истории команды перелистнута новая страница. В отличие от Стефано, новый босс не является плотью от плоти гоночной команды, но он также член семьи Ferrari, на чем особенно акцентировал внимание Лука ди Монтедземоло. Однако ранее Маттиаччи руководил продажами дорожных машин Ferrari в Северной Америке, и хотя он признан очень успешным менеджером, в руководстве гоночной командой есть своя специфика. Известен успешный пример того, как «продажник» возглавил гоночный коллектив, причем это соотечественник вышеперечисленных героев, Флавио Бриаторе. На мой взгляд, Флавио все-таки исключение из правил. Как проявит себя Маттиаччи в новом качестве, покажет только время, в Шанхае он, по собственным словам, пока только вникал в процесс. Тем не менее, за спиной Scuderia замаячили призраки из начала 90-х, когда на посту босса команды друг друга сменяли итальянцы, все больше деструктурируя гоночную команду под шорох интриг. Я не хочу плохо сказать о Маттиаччи, так как просто не представляю его качеств, но не будет преувеличением сказать, что сейчас Марко принял самый большой вызов в жизни. Откровенно говоря, человек, который действительно может поднять команду и вернуть ей чемпионскую форму, в реальности существует, и он не чужой для Ferrari. Но он не итальянец, и сейчас предпочитает проводить время на рыбалке, а не на пит-уолл.
Тэги: даниил квят, даниэль риккьярдо, жан-эрик вернь, китай, льюис хэмилтон, марко маттиаччи, мерседес, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, стефано доменикали, торо россо, ф1, фернандо алонсо, феррари, шанхай