Итак, это произошло. Первый Гран-при России Формулы-1 состоялся. Теперь он уже становится частью истории. Истории, которая прошла на наших глазах.
Первым обладателем поула на сочинском автодроме, и первым победителем Гран-при России стал Льюис Хэмилтон. Список грядущих победителей начинается теперь с него, - и начало, надо признать, достойнейшее. Льюис отметился в Сочи и рядом очередных личных достижений. Поул, который он в субботу завоевал в напряженной борьбе с Нико Росбергом и Валттери Боттасом стал для британца седьмым в нынешнем сезоне и 38-м за карьеру. Победа в гонке, которую он выиграл за явным доминированием, стала для Хэмилтона 31-й в карьере, Льюис сравнялся по этому показателю с Найджелом Мэнселлом, теперь они на пару удерживают рекорд по количеству побед в Гран-при для британских пилотов. Победа в Сочи стала для Льюиса девятой в этом году. Когда-то, а именно в 1992 году Найджел Мэнселл тоже выиграл девять гонок по ходу сезона и установил новый рекорд по этому показателю. Теперь этот рекорд был неоднократно перебит последователями Мэнселла, Михаэлем Шумахером и Себастьяном Феттелем, но Хэмилтон по стольку еще не выигрывал, для Льюиса это новый личный рекорд. Также Хэмилтон одержал в Сочи четвертую победу подряд, начиная с Монцы он никому не отдает верхнюю ступень пьедестала. Такая же успешная серия была у Льюиса в начале года, с Гран-при Малайзии до Гран-при Испании. Опять же, ранее он постольку не выигрывал. Все идет к тому, что Хэмилтон вскоре завоюет свой второй титул чемпиона мира. Но все-таки хочется, чтобы Нико Росберг серьезно затруднил ему эту задачу. Зато в Сочи, где Mercedes привез себе очередной победный дубль, команда выиграла Кубок конструкторов. Один из чемпионских титулов уже взят, этого следовало ожидать, но пока победа не становится реальностью, о ней нельзя говорить как об уже достигнутом результате. Поздравления Тото Вольффу, Падди Лоу, Ники Лауде и всем-всем-всем сотрудникам в Брэкли, Брисуорте и Штутгарте, как и многочисленным фанатам трехлучевой звезды. Дело Росса Брауна живет.
| |
В квалификации все было не так очевидно для Льюиса. Они с Нико обменивались лучшими результатами, но всех поразил Валттери Боттас, который после двух секторов шел с лучшим графиком прохождения круга. На третьем, извилистом секторе финн потерял относительно пары пилотов Mercedes, и квалифицировался третьим, что выглядит довольно привычно. Но заставить поволноваться своих соперников Валттери смог. Williams отлично выглядел в условиях Сочи Автодрома, во многом благодаря моторам Mercedes, но также и особенностям своей аэродинамики. Правда, именно силовая установка подвела в квалификации Фелипе Массу. Забавно, но трасса в Сочи оказалась по-настоящему «моторной». Хотя ее и позиционировали как городской автодром, но благодаря протяженным прямым отрезкам: от старта через быстрый излом первого поворота до жесткого торможения второго поворота у «Айсберга» и от «Адлера» через протяженную правую дугу до медленных поворотов связки МЧС на третьем секторе; это быстрая трасса и от двигателей здесь зависит очень многое. Сочи сразу стали сравнивать с уже не существующей городской трассой в Валенсии и Абу-Даби, во многом эти сравнения к месту, сравнивали и с трассой в Корее – там тоже стены во многих местах расположены близко к трассе, а третий сектор должен был бы стать городским, но город так и не построили. Я бы сравнил еще и с Мельбурном, скоростной трассой в городском парке. И не зря McLaren в Сочи оказался в лучшей форме по ходу этого сезона с Мельбурна. Дженсон Баттон квалифицировался четвертым и долгое время по ходу гонки выглядел претендентом на подиум, а Кевин Магнуссен, также уверенно квалифицировавшийся, но получивший штраф за замену коробки передач, в гонке сумел прорваться и финишировать сразу позади напарника. Монреаль? Трасса на острове Нотрдам тоже считается как бы городской, но она слишком специфическая и выглядит, скорее, Монцей в миниатюре.
И все же самым ярким эпизодом квалификации стал выстрел Даниила Квята. Даня жахнул так, что мало не покажется, - на пятое место! Лучшая квалификация в карьере, лучший результат среди всей четверки, выступающей в ливреях Red Bull! Не только Toro Rosso, но и старшей команды, в то время как Себастьян Феттель был наоборот в вышеперечисленной четверке худшим, ему никак не удавалось приспособиться к особенностям Сочи Автодрома. Когда Квят исполнил свою попытку, трибуны, заполненные почти полностью, кажется заглушили даже рев двигателей! Это была настоящая овация, но это был и настоящий сюрприз со стороны Квята! Вообще, Даня, следует отдать ему должное, на славу открывает российские автодромы. Субботним утром в интервью британскому ТВ на вопрос об ожиданиях от гонки я сказал, что победит конечно Mercedes, но хотелось бы чтобы Квят выступил успешно, приехал в очках, а еще лучше – на подиум, тогда это станет настоящей фантастикой. И кажется Даня принялся выполнять задуманное.
Увы, в гонке все оказалось далеко не так радужно. Старт Даниилу откровенно не задался, фактически они поменялись с Вернем местами, Жан-Эрик ненадолго вырвался на пятое место, в то время как Квят оказался ближе к хвосту десятки. В дальнейшем оба гонщика Toro Rosso только теряли позиции, пусть и уступая их в жесткой борьбе, в том числе и с парнями из «старшей» Red Bull. Симптом, что в квалификациях Toro Rosso имеет более высокий темп, чем на длинной гоночной дистанции, известен на протяжении этого года, но в Сочи он был усугублен недостатком информации по новой трассе. Свойства асфальта оказались таковы, что привезенные Pirelli компаунды: Soft и Medium, изнашивались не сильно, позволив спокойно проводить гонку с одним пит-стопом – мы словно вернулись во времена Bridgestone, но трасса очень быстро прибавляла в уровне сцепления по ходу каждой сессии, оказавшись быстрее, чем ожидалось. Это привело к увеличению расхода топлива, а пейс-кар, который мог бы спасти ситуацию, по ходу гонки так и не выехал. Пилотам Toro Rosso пришлось экономить топливо, чтобы не остаться с пустыми баками до финиша. Жаль, что так в итоге вышло, но, пожалуй, важнее, что в Сочи Квят ярко продемонстрировал свой потенциал.
| |
За качество шоу по ходу Гран-при России в основном отвечал Нико Росберг, с посильной помощью Массы. Поборовшись с Хэмилтоном сразу после старта на торможении во втором повороте, Нико заблокировал шины и убил свой комплект. После срезки трассы, он отправился на пит-лейн уже после первого круга, и откатился в самый хвост пелотона. За Нико и его чемпионские шансы стало тревожно. Однако Росберг приложил все усилия, чтобы эту тревогу снять. Была ли в его карьере еще одна такая гонка? Думаю, вряд ли, но и с шинами творилось что-то удивительное. Перейдя на более жесткий компаунд после первого круга, Нико смог проехать на нем до финиша, и не просто проехать, а атаковать в сумасшедшем темпе, бороться с соперниками и обгонять, и так на протяжении всей дистанции. Очень круто! Да, сложно было ожидать, что проиграв столько после первого круга, можно приехать на подиум без помощи автомобиля безопасности…
Боттас выступил в своем репертуаре, если в квалификации Валттери смог удивить, то здесь он долго пытался держать темп Хэмилтона, но постепенно отставал, а затем в непосредственной борьбе проиграл позицию Росбергу. Зато финн отметился первым лучшим кругом в своей карьере, причем на самом последнем круге гонки. Дженсон Баттон проводил одну из лучших гонок в году, он был бы в тройке, если бы не стремительность Росберга. Кевин Магнуссен выступил очень солидно. Фернандо Алонсо изо всех сил старался поддержать честь Scuderia Ferrari, чья атрибутика ожидаемо была среди публики наиболее популярной. Причем на втором месте после Ferrari по распространенности командной символики была Red Bull (с весомой долей Toro Rosso, впрочем), и лишь на третьем месте – Mercedes AMG. Почетное четвертое место среди симпатий публики занимала Marussia. Возвращаясь к Фернандо, испанец долго держался вплотную за Баттоном, но затем подотстал и пропустил Магнуссена – темп McLaren на длинной дистанции был выше.
Гран-при России – отличный повод вернуться к животрепещущей теме первых этапов 2014 года: звуку двигателей. Все-таки вживую, без посредничества ТВ он воспринимается более объективно. Что ж, звук действительно достаточно неплох, что особенно чувствовалось утром в пятницу при выходе со станции «Олимпийский парк» - единственной, наверно, железнодорожной станции в мире, с которой открывается вид сразу на несколько поворотов гоночной трассы Формулы-1 и въезд на пит-лейн. Звук нынешних гибридных турбошестерок – это настоящий звук гоночных моторов, насыщенный, мощный. Его можно сравнить со звуком качественного спорткара, но не Ferrari, с их пронзительными V8, V12… Но все познается в сравнении. Как и следовало ожидать, в программе гоночного уик-энда в Сочи Формула-1 была самой тихой. Звук движков GP3 – атмосферных Zytek V8 3,5 литра, таких же как в Formula Renault 3.5, гораздо более громкий, это сочное звучание благородных гоночных атмосферников, с богатым, насыщенным тембром. Кроме того в звуке Ф1 много различных дополнительных шумов: свист турбины, металлический скрежет, что вызвано работой различных составляющих этих силовых агрегатов. Ну а самой громкой ожидаемо была GP2 – с более объемными, более высокооборотистыми моторами Mecachrome, четырехлитровыми V8. Звук GP2 дает некоторое представление о том, как звучала Ф1 раньше. Именно GP2 звучит по-настоящему пронзительно, впиваясь в уши в конце прямых. Но беруши теперь не нужны.
| |
Кстати, один интересный факт. В 2014 году Россия приняла у себя все сильнейшие молодежные чемпионаты в открытых колесах: GP2 и GP3 в рамках уик-энда Гран-при России, Formula Renault 3.5 и Еврокубок Formula Renault 2.0 в рамках уик-энда Мировой серии Renault на Moscow Raceway и чемпионат Европы Формулы-3, проходивший в рамках уик-энда DTM также на трассе под Волоколамском.
Гран-при действительно был организован на очень высоком уровне, просто образцово. И на его примере понятно, почему так хвалили организацию зимней Олимпиады в Сочи; ведь опыт тех же Игр был впоследствии использован и по ходу организации Гран-при. Оказавшись в Олимпийском парке Сочи, понимаешь, насколько здорово организована вся инфраструктура: здесь все под рукой, все рядом. Аэропорт находится практически рядом с трассой, прямо к Олимпийскому парку подходят железнодорожные пути, поблизости и причалы грузового порта – любой груз будет доставлен на трассу оперативно. Здесь повсюду полно отелей на любой кошелек и запросы, людям просто разместиться, легко добраться. Это открывает большие дальнейшие перспективы перед проведением Гран-при России в Сочи. Да и не все же крупные события проводить в России в Москве или Санкт-Петербурге, прекрасно, что открываются новые точки на карте страны.
Только оказавшись в Олимпийском парке, понимаешь всю привлекательность идеи проведения ночного Гран-при в Сочи, о чем ранее уже шли разговоры. Но с одним нюансом. Гонка не должна от старта до финиша проходить под искусственным освещением, как это делается в Сингапуре, и как это было в Бахрейне в этом году. Все же картинки, окружающие трассы Марина-Бэй и Сахир действительно намного зрелищнее выглядят ночью, «под светом софитов». В Сочи было бы прекрасно повторить опыт Абу-Даби, когда гонка стартует еще при естественном освещении, а продолжается и завершается уже при искусственном. При свете дня в Сочи потрясающе выглядят горы и море, а с наступлением сумерек начинают переливаться всеми цветами радуги стадионы Олимпийского парка…
| |
Было приятно, что со стороны FIA не забывают историю автоспорта в России. В официальном превью Гран-при России упоминались две гонки со статусом Гран-при, прошедшие в России еще перед Первой мировой войной, в 1913 и 1914 годах. Но, справедливости ради, следует заметить, что в FIA несколько приукрасили ситуацию. В 1913 году гонка, проведенная под Санкт-Петербургом, не имела официального статуса Гран-при в международном календаре, просто по той причине, что ее организаторы постеснялись провести ее в таком высоком статусе, хотя историки говорят, что по составу участников эти соревнования вполне соответствовали уровню тогдашних Гран-при. Но гонка 1914 года действительно имела официальный статус Гран-при и называлась Гран-при Санкт-Петербургского автомобильного клуба. Это был действительно единственный случай проведения в России Гран-при по автоспорту, вплоть до нынешнего Гран-при в Сочи. По этой причине, есть основание сказать, что гонки Гран-при вернулись в Россию. История автоспорта в России начинается почти в то же время, что и в ведущих автоспортивных странах мира, но вряд ли еще какая-либо область человеческой деятельности прошла столь извилистым и тернистым путем в нашей стране в течение сложного XX века. Сейчас, по прошествии первого десятилетия века XXI можно с уверенностью сказать, что автогонки в России наконец достигли должного уровня развития и интегрированы в структуру мирового автоспорта. Хочется верить, что в прошедший октябрьский уик-энд в Сочи была заложена новая традиция, история которой будет по-настоящему долгой.
Тэги: валттери боттас, даниил квят, дженсон баттон, звук моторов, кевин магнуссен, льюис хэмилтон, макларен, мерседес, нико росберг, ред булл, россия, сочи, торо россо, ф1, фернандо алонсо