Гран-при Малайзии 2015 года имеет все шансы запомниться как историческая веха, причем сразу двумя событиями. Вопрос в том, по какому поводу его будут чаще вспоминать.
Сепанг – трасса Ferrari, как известно. Здесь было много славных для Scuderia гонок, наследие которых действительно богато. Однако предполагать победу Феттеля во второй гоночный уик-энд 2015 года было слишком смело, даже после того как Себастьян уверенно квалифицировался на первом ряду стартового поля и даже несмотря на многообещающие тренировки в пятницу. Все же Mercedes зарекомендовал себя эдаким монолитом, пробить броню которого практически нереально. На это указывал весь прошлый год, ощущения лишь подтвердились в Австралии.
Тем удивительнее, что Феттель выиграл у Mercedes фактически в нормальных условиях, без какого-либо форс-мажора. Понятно, если бы по ходу гонки прошел какой-нибудь жуткий тропический ливень или еще что-то в этом роде – тогда неожиданный победитель и поражение фаворитов было бы вполне оправданным. Но Себастьян выиграл у пары пилотов Mercedes сухую гонку, ход которой никому не нарушил тактических раскладов. Правда, боролся он все-таки из двух пилотов «серебряных» только с Льюисом Хэмилтоном, так как тактики Mercedes сами не дали возможности Нико Росбергу побороться за победу.
Да, один легонький форс-мажорчик в этой гонке был: пейс-кар на четвертом круге из-за вылета Маркуса Эриксона. И конечно, сразу же нашлись желающие воспользоваться появлением автомобиля безопасности для совершения пит-стопов. В их числе был и лидер, Льюис Хэмилтон, и его напарник, причем Росбергу пришлось ждать, пока обслужат Льюиса и пропускать трафик на пит-лейне. С этого момента шансов у Нико добиться положительного для себя результата было мало, и в его ситуации можно иметь все основания быть недовольным командой. Однако относительно позиций Льюиса в тот момент как-то и сомнений никаких не возникло, - казалось, все идет по намеченному плану, и пейс-кар никак не должен выбить действующего чемпиона из намеченной победной колеи.
Насколько же тонким был момент, что не останавливаясь под пейс-каром, стратеги Ferrari забрали инициативу в гонке! Теперь ход гонки диктовался Феттелем, а не Хэмилтоном, и всю оставшуюся гонку Льюис был в положении догоняющего. Ключом к успеху стало бережное использование болидом SF-15T шин Pirelli, которая привезла в Малайзию два самых жестких компаунда. Mercedes, который бережным износом похвастаться на этот раз не мог, в любом случае должен был совершать три пит-стопа, в то время как в отношении Ferrari на разогревшемся до 60° по Цельсию асфальте Сепанга были возможны вариации. По умолчанию Феттель тоже шел на три пит-стопа, в то время как провалившему квалификацию Райкконену можно было бы попробовать останавливаться в боксах два раза, но внеплановый пит-стоп Кими из-за прокола на первом круге определил всю дальнейшую тактику. Однако пейс-кар явно сыграл на пользу Феттеля, позволив ему выбрать опцию, в которой он берег шины и совершал только два пит-стопа. Отметим, что мастерство Себастьяна позволяло проделать всю операцию, не теряя в темпе.
| |
Льюис быстро понял, что дело «запахло жаренным». Отсюда все его возмущенные реплики по радио о «не тех» шинах и чтобы ему не мешали в поворотах. Фаворит явно был взвинчен, почувствовав что победа ушла из рук. Но Льюис быстро пришел в себя, и уже во время награждения был вполне себе весел. Даже не забывал вспомнить о друзьях – признался, что задумался о Фернандо Алонсо, который сейчас мог быть на месте Феттеля в красной машине. Такого не скажешь о Нико Росберге. Еще бы – еще совсем недавно он всерьез собирался бороться за чемпионство с напарником, но позади всего две гонки, и шансы Нико серьезно подвисают. Главное, что в его же команде уже всерьез задумываются о том, чтобы принести его интересы в жертву командным.
Победный старт карьеры Феттеля в Ferrari может даже не выглядеть слишком экстраординарным – он далеко не первый, кто практически сразу же начал побеждать за Scuderia. Его предшественники Кими Райкконен и Фернандо Алонсо тоже начинали в Ferrari с побед. Но времена были другие – на фоне победного наследия. Перезапуск карьеры Себастьяна же приходится на другой фон – фон депрессии, в которой пребывала Ferrari последние два года.
Маурицио Арривабене перед стартом сезона заявлял, что успехом в 2015 году станет, если Ferrari добьется двух побед. Что ж, уже на втором этапе сезона Феттель выполнил половину плана. Но, при всех заслугах новобранцев Scuderia, не будем забывать и тех, кто ушел. Болид SF-15T разрабатывался еще год назад, ключевые доработки мотора были осуществлены конструкторами в мае прошлого года – то есть это все еще времена Стефано Доменикали, Пэта Фрая, Николаса Томбасиса и компании. И все же ключевым моментом стало приглашение Джеймса Эллисона в 2013 году. От него многого ждали, и сейчас работа Джеймса начинает проявляться в полной мере. Напомню, приглашение было осуществлено еще Доменикали. Арривабене не строит новую команду с нуля, он отшлифовывает то, что имеется, базируясь на богатом наследии. Разумеется, не обходится без того, что с кем-то приходится прощаться.
Тем временем, во втором эшелоне пелотона внимание приковал к себе главный дебютант 2015 года. Интересно, что на старте чемпионата Toro Rosso нередко смотрится выигрышнее старшей команды – это связывают с разными настройками двигателей Renault и неоптимальной работой тормозов на болидах Red Bull RB11. Однако в Малайзии оба дебютанта «юниорской» команды опередили гонщиков основного коллектива. Хотя это вряд ли произошло бы, не столкнись Хюлкенберг с Квятом, иначе Даниил бы был значительно выше на финише, в этом нет никаких сомнений. Риккьярдо же терял темп как раз из-за нелучшей работы тормозов на его болиде. Но факт остается фактом: Ферстаппен и Сайнс опередили Риккьярдо с Квятом. Причем в концовке гонки Макс уверенно прошел Карлоса, но это следствие разной тактики двух пилотов.
В истории же остается то, что в Малайзии’2015 Макс Ферстаппен стал самым молодым гонщиком в истории Ф1, набравшим очки – в возрасте 17 лет, 5 месяцев и 27 дней. Голландский тинейджер добился этого уже во второй гонке в своей карьере, причем есть все основания полагать, что это будет «вечный» рекорд – в силу ограничений по возрасту на старт в Ф1, введенных ФИА с нынешнего года. Макс побил рекорд Дани Квята, установленный нашим гонщиком в прошлогоднем Гран-при Австралии, в его дебютной гонке. Рекорд Дани продержался чуть дольше года, в то время как предыдущее достижение Феттеля держалось целых 6,5 лет, с Гран-при США’2007. И хотя в той гонке Себастьян дебютировал в Ф1 за рулем BMW Sauber, заменяя на одну гонку травмированного Кубицу, тем не менее это никоим образом не отражается на том факте, что Феттель – выпускник юниорской программы Red Bull. Через несколько гонок он начнет свою непрерывную карьеру в Ф1, заменив за рулем Toro Rosso Скотта Спида, надежды в отношении которого оказались беспочвенными. За рулем Toro Rosso рекорд Себастьяна сначала побьет Квят, а потом рекорд самого Дани – Макс Ферстаппен. Что может быть более ярким подтверждением факта, что программа подготовки молодых гонщиков Red Bull – самая успешная в автоспорте последнего десятилетия?
| |
История Макса Ферстаппена с этого рекорда только начинается. Кажется, это будет долгий и славный путь.
Возвращаясь же к нашим лидерам, забавна улыбка статистики - в Малайзии и Хэмилтон, и Феттель добились в своих карьерах достижений с цифрой «40». И если Льюис завоевал свою 40-ю поул-позицию, став лишь четвертым гонщиком в истории Ф1, перешагнувшим этот рубеж, то Себастьян днем позже завоевал свою 40-ю победу. Тоже, кстати, всего в четвертый раз в истории Ф1. Интересно, что из этой четверки лишь Сенна выиграл свою 40-ю гонку не за рулем Ferrari: и Прост, и Шумахер, а теперь и Феттель прошли рубеж 40-й победы за рулем красных болидов. Статистический факт, но вряд ли он нуждается в комментариях.
Тэги: даниил квят, льюис хэмилтон, макс ферстаппен, малайзия, мерседес, нико росберг, себастьян феттель, сепанг, ф1, феррари