Хунгароринг подарил второй подряд захватывающий Гран-при после Сильверстоуна. Гран-при Венгрии проходил в грустной атмосфере, и именно такая гонка была нужна Формуле-1 чтобы вновь полностью сосредоточиться непосредственно на гонках. Много борьбы и нежданная победа Ferrari и Себастьяна Феттеля.
Честно говоря, вызывает недоумение, что многие журналисты пользуются старыми штампами о венгерской трассе, дескать, медленная, узкая, пыльная и, соответственно, самая скучная в календаре. Пилоты-то напротив в основном высказываются о Хунгароринге в положительных тонах. Этим нынешнее поколение гонщиков отличается от своих предшественников в 90-х. Тогда действительно многие не испытывали восторга от трассы в Будапеште, зато сейчас большинство отмечает то, что на извилистом и динамичном венгерском кольце интересно пилотировать болиды Ф1. И чуть ли не главным фанатом Хунгароринга является Льюис Хэмилтон. Который говорит, что венгерская трасса поощряет любимую им избыточную поворачиваемость, что она – как большой картодром и напоминает ему о временах в картинге, что его Mercedes здорово «заныривает» в повороты венгерского кольца и это дарит просто захватывающие ощущения. Льюис крайне уверенно выиграл квалификацию, опередив партнера по команде на полсекунды. Это был уже пятый поул Хэмилтона в Венгрии, по этому показателю британец уступает только Михаэлю Шумахеру, правда, один из этих пяти поулов достался Льюису после штрафа, наложенного на реально выигравшего квалификацию в 2007 году Фернандо Алонсо – в разгар конфликта между партнерами по McLaren Mercedes. Такой итог квалификации в общем-то обещал Хэмилтону спокойный поход за рекордной пятой победой в Венгрии – сейчас у него и Шумахера по четыре победы в Будапеште. Казалось, большой интриги перед стартом не будет. Но не тут-то было!
| |
Глядя на старт Mercedes можно было подумать, что новые правила касательно стартовых процедур в Ф1, которые FIA вводит начиная с Бельгии, начали действовать на этап раньше. Отныне гонщики должны будут выбирать режимы работы сцепления на старте самостоятельно, без подсказок по радио от команды. Будапешт был последней гонкой, где «радио-сопровождение» в данном случае дозволялось, но как и в Сильверстоуне, старт для обладателей первого ряда не задался. Причем особенно потерял обладатель поула, в то время как Нико Росберг, начинавший гонку с пыльной стороны стартового поля, ускорился весьма неплохо, хотя тоже ничего не смог поделать с неудержимыми Ferrari. Но Нико сделал кое-что важное – на входе в первый поворот он занял позицию впереди Хэмилтона, чем Льюис был крайне недоволен.
Неудачный старт задал тон всей гонке Хэмилтона, которая превратилась в череду ошибок. Давно у Льюиса не было столь нервной и неудачной гонки… Как будто он вернулся в 2011 год. По количеству участия в разного рода инцидентах с Льюисом мог поспорить только Даниэль Риккьярдо, который также отметился в нескончаемой череде неурядиц.
Льюис продолжил уже на первом круге, попытавшись атаковать Росберга перед шиканой, но задев обочину задним колесом на торможении, отправился разбрасывать гравий по полосе безопасности. После этого Хэмилтон был надолго вычеркнут из претендентов на высокие позиции, но прорывался наверх он красиво. К слову, Дэн на первом круге так здорово подпрыгнул на бордюре в первом повороте, что даже сначала подумал, что на этом его гонка закончится.
| |
Две Ferrari, столь стремительно вырвавшиеся на две первые позиции на старте, возглавляли гонку, подобно тому, как тремя неделями ранее пелотон в Сильверстоуне возглавляли два Williams. Основных отличий от тех событий было два. Во-первых, на этот раз идущий на второй позиции финн не прессинговал лидирующего напарника. Во-вторых, Mercedes не давил на лидирующих соперников, в отличие от того, как было в Сильверстоуне, где прессинг Mercedes на Williams был достаточно высок. Здесь же все выглядело так, что Ferrari идет на победный дубль (которого не было уже Бог знает сколько времени!).
Препятствием на пути к дублю Scuderia стали технические неисправности на болиде Райкконена. Вышел из строя генератор кинетической энергии MGU-K, на который на Хунгароринге с большим количеством торможений выпадает большая нагрузка. Болид Кими сразу потерял значительное количество мощности. Но если при стандартном ходе гонки финн мог бы еще некоторое время сопротивляться, пользуясь заработанными к этому времени отрывами, то последовавший вскоре выезд автомобиля безопасности свел все преимущество на нет. Вскоре Кими и вовсе завершил гонку, заехав на пит-лейн. Тем не менее, несмотря на видимую неудачу и упущенный подиум, в Венгрии Райкконен показал скептикам, что еще способен на многое. Имеет ли смысл менять проверенного и заслуженного Кими на Боттаса – большой вопрос. На мой взгляд, игра стоила бы свеч, если на место Райкконена пригласить Нико Хюлкенберга. Но есть большие сомнения, что Ferrari пойдет на то, чтобы посадить в кокпит сразу двух немцев.
Force India выступила в Венгрии в роли главного ньюсмейкера по авариям. Еще на тренировках в пятницу Серхио Перес попал в неприятную аварию, когда на его болиде сломался рычаг задней подвески – после удара о стену из покрышек болид перевернулся вверх днищем. В гонке Нико Хюлкенберг, позади которого со старта застрял наш Даниил Квят, потерял переднее антикрыло на стартовой прямой, из-за чего неуправляемый болид Force India по прямой вылетел в стену из покрышек. Это привело сначала к режиму «виртуального пейс-кара», а затем к появлению на трассе и настоящей машины безопасности. Событию, кстати, на Хунгароринге весьма редкому.
| |
До этого момента лидерству Себастьяна Феттеля ничего не угрожало, но пейс-кар резко обострил ситуацию в гонке. Райкконен, ранее прикрывавший лидера от атак соперников, из-за отказа MGU-K перестал быть серьезным фактором в этой гонке, а пилоты Mercedes получили хороший шанс побороться за победу. Причем не только Нико Росберг, непосредственно находившийся позади Райкконена, но и Льюис Хэмилтон, вернувшийся к тому моменту в топ пелотона.
Но похоже в этот день излишняя азартность Хэмилтона была ему не впрок. На рестарте он попытался побороться с напарником, но пропустил выпад Риккьярдо, из-за чего фактически выдавил Даниэля с трассы, здесь не обошлось и без удара Mercedes в бок Red Bull. Второй раз в этой гонке оба оказались на грани схода, но продолжили гонку. Данный эпизод стал катализатором борьбы в группе, приведшей к совершенно наглому обгону Хэмилтона Квятом за пределами трассы и проколу задней шины Боттаса Максом Ферстаппеном. Риккьярдо же, несмотря на повреждение машины, потерял меньше других, оказавшись в группе, сражающейся за победу. На трассе, где год назад он выиграл, также при совершенно сумасшедшем развитии борьбы. Напротив, Льюис потерял время дважды – когда он заезжал на пит-лейн для замены переднего крыла, и затем, оштрафованный проездом через пит-лейн за инцидент с Риккьярдо. В данном случае, это решение стюардов выглядело жестковатым, по сравнению с принятыми ими позднее решениями.
В заключительной фазе гонки Росберг оказался близок к выигрышу, как и год назад, когда он должен был здесь побеждать. Может он и мог бы выиграть гонку, он не отставал от Феттеля, но под пейс-каром Нико получил комплект более жестких шин Medium, как и Себастьян, - по резине оба были в равной ситуации. В Mercedes вынуждены были быстро принимать решение, вероятно они сочли, что до финиша прикатанного комплекта Soft не хватит, а получи Росберг мягкие шины – быть может он и смог бы пройти Себастьяна. Но даже второе место было выигрышным для Нико – учитывая, что Хэмилтон вновь оказался выброшенным из борьбы в верхушке. Росберг имел все шансы догнать Льюиса в чемпионате, даже не выигрывая гонку.
| |
Тут-то и настал выход Даниэля Риккьярдо. Тройка лидеров располагалась очень плотно, и маячившая впереди Ferrari, - при том, что Даниэль был на мягких шинах, не давала покоя. После столь сложного сезона оказаться вдруг так близко к борьбе за победу. На входе в первый поворот Риккьярдо перетормозил Росберга, но оказался слишком широко на выходе – Нико грамотно перекрестил траекторию. Хладнокровие оставило Дэна, и он цепанул передним крылом заднее колесо Mercedes. О борьбе за победу оба могли забыть, - да что там, Росберг потерял шансы и на подиум, более того, он после вынужденного пит-стопа оказался позади Хэмилтона. Вот и отыграл очки! Риккьярдо также был вынужден ехать на пит-лейн для замены переднего антикрыла. Интересно, но в этом эпизоде стюарды не увидели вины Даниэля, признав гоночным инцидентом.
Теперь Себастьяну Феттелю на пути к победе уже никто не угрожал, а на второе место вышел – Даниил Квят! На подиуме Даня скажет – теперь он понимает, что значит никогда не сдаваться. На старте он заблокировал шину, «оквадратив» ее, из-за чего не мог опередить Хюлкенберга и проигрывал в темпе Риккьярдо. Был вынужден уступить позицию Дэну по приказу из боксов. Затем, на рестарте он решил воспользоваться ситуацией, когда Хэмилтон замешкался впереди – проблема была в том, что хотя Льюис выехал в тот момент за пределы трассы, Даня, объезжая его, заехал на обочину еще шире. Вполне себе «русский» маневр! Выглядело это очень уверенно и даже красиво, но стюарды такое стерпеть не могли – и впаяли Квяту +10 секунд на финише. Это не повлияло на его позицию, так как Риккьярдо отстал гораздо больше. И все-таки Дэн, вместе с Даней, поднялся на подиум. До этого в тройке призеров в этом году бывали только гонщики Mercedes, Ferrari и Williams, и ни разу не было, чтобы Mercedes проехал мимо подиума! Сумасшедшая гонка! Макс Ферстаппен финишировал четвертым, во многом благодаря проблемам у соперников, но гонку юный голландец провел сильно. Обе McLaren Honda впервые в сезоне приехали в очках. Забавно, но перед гонкой Фернандо Алонсо на вопрос о своих притязаниях ответил, что цель – побороться с Карлосом Сайнсом-младшим (для которого является кумиром). Шутки шутками, но в гонке Фернандо действительно много боролся с Сайнсом, а финишировав пятым (фантастика по меркам этого сезона!), опередил Карлоса в чемпионате пилотов. Успех Алонсо серьезно подкрепил Дженсон Баттон, берущий в этом году очки на самых медленных трассах чемпионата.
| |
Эта гонка оставила ощущение щедрого воздаяния Танатосу. Очень красивая и очень печальная церемония минуты молчания в честь Жюля Бьянки, когда гонщики и члены семьи Бьянки образовали единый круг вокруг шлема Жюля в центре, вокруг которого положили свои шлемы. Словно окончательно прощаясь с Жюлем… Затем зазвучала мелодия гимна мадьяров, исполняемая в национальном стиле. Никогда еще эта напевная мелодия, столь характерная для балканского региона вообще, не звучала столь печально перед стартом гонки Ф1… Это было очень к месту. На подиуме все гонщики конечно отдавали должное Жюлю, из-за чего церемония также была одновременно торжественной и печальной. Из-за этого немного в тени осталось то, что Себастьян Феттель выиграл 41 гонку в своей карьере, сравнявшись по этому показателю с Айртоном Сенной. Но и это было тоже очень в тему – ведь все цифры, связанные с Бразильским Волшебником овеяны ореолом культа и некой магии. Когда Михаэль Шумахер в Монце в 2000-м сравнялся по победам с Айртоном – это тоже был крайне эмоциональный момент, хотя и по другим причинам… Кстати, все 41-е победы в Ф1, кроме Сенны, были одержаны гонщиками Ferrari. И победа Ferrari в этот день – ведь Жюль развивался в системе Скудерии…
На этом фоне совсем осталось в тени, что Себастьян Феттель, завоевав в Будапеште вторую победу в сезоне после Сепанга, выполнил заявленный план Маурицио Арривабене прямо на экваторе сезона.
В целом же этот день, события этого дня оставили какое-то светлое ощущение…
Тэги: будапешт, венгрия, даниил квят, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, нико хюлкенберг, ред булл, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, феррари, хонда, хунгароринг