Какая гонка! Фаворит, стартующий на своем Mercedes с поула, проигрывает. Его напарник, который, казалось, потерял все шансы еще в квалификации, стартует с пит-лейн и приезжает на подиум, при этом реально борется за победу в Гран-при и имеет на нее хорошие шансы. Это происходит на Хунгароринге – как известно, узкой извилистой трассе, на которой так сложно обгонять.
В этой гонке было много всего. Скандальчик в Mercedes – но как без них обойтись, когда команда доминирует, а ее гонщики борются за чемпионский титул между собой и больше ни с кем? Фигурное катание действующего чемпиона мира. Норовистое поведение турбоболидов, выходящих из-под контроля своих наездников. Тактическая ошибка тактического гения. И много чего еще. Был и долгожданный дождик, который хоть и не лил на трассу непосредственно во время гонки, но сделал полотно мокрым в ее начале, так что гонка получилась по-настоящему дождевой, - впервые с Гран-при Бразилии’2012. Собственно дождику мы и обязаны большей части событий этого Гран-при. Был дождик и во время квалификации, хотя и не оказал решающего влияния на ее ход. Впрочем, в квалификации события начали приобретать интересный ход задолго до его начала.
Когда на обочине в самом начале первого сегмента запарковался Пастор Мальдонадо, - как выяснилось, из-за отказа теплового рекуператора, - это совершенно не удивило. Таков Lotus в этом году. Но когда на пит-лейн вскоре заехал Льюис Хэмилтон, задняя часть Mercedes которого была объята пламенем, показалось, что это уже слишком. Слишком много испытаний сваливается на парня, который в промежутке между Малайзией и Испанией показал себя явным фаворитом этого года. События, происходящие с тех пор не то чтобы заставляют в этом усомниться, но просто каждый раз вставляют Льюису палки в колеса. Спалив машину из-за утечки топлива, Хэмилтон был вынужден стартовать с пит-лейн. На Хунгароринге, на котором перед началом уик-энда он выглядел явным фаворитом.
Впрочем, в этом Льюис оказался не одинок. Компанию ему составил Кевин Магнуссен, который вновь в отличном стиле прошел в Top-10, но при начавшемся дождике на сликах не удержал свой McLaren и въехал в ограждение, снеся всю левую часть своего болида. Но еще до этого компанию Хэмилтону в качестве гонщика сильнейшей группы, не вышедшего из первого сегмента, составил Кими Райкконен по глупейшей ошибке команды Ferrari. Кими проехал одну квалификационную попытку на более жестких шинах и этого не хватило для прохождения далее, когда под занавес сессии его вытеснил Жюль Бьянки – безусловно, один из героев этого сезона. Кими, по его собственным словам, трижды запрашивал команду о том, что следует совершить еще одну попытку, но в команде были уверены в обратном. И это не просто тактическая ошибка в квалификации, это происходит опять.
| |
Под занавес квалификации Нико Росберг в одиночку боролся за поул от Mercedes и взял его без особых проблем, хотя на этот раз Себастьян Феттель выглядел опасно быстрым. Да и Валттери Боттас проехал очень уверенно. Тем не менее, скорости Феттеля и Боттаса не хватило, чтобы сместить с первой строчки Нико, который взял десятый поул в карьере и уже шестой в сезоне, продлив серию из уже трех поулов подряд – никогда ранее Росберг столько не выигрывал. В Будапеште Нико впервые первенствовал в квалификации, но в этом году ему уже привычно брать новые вершины. Его главный соперник на этот раз ничего ему не смог противопоставить – по независящим от него причинам.
Итак, в воскресенье Росберг выглядел явным фаворитом, а Льюис… Про Льюиса хорошо сказал Тото Вольфф, что он верит, что даже при старте с пит-лейна Хэмилтон способен приехать на подиум. Но для этого должно было совпасть много условий. Прогноз погоды на этот раз не обманул, и незадолго перед стартом над трассой прошел хороший дождь. Летний зной на этот раз целиком и полностью отыгрался в Хоккенхайме, не затронув привычный к этому Будапешт. Нас ждала долгожданная гонка «по-мокрому». Это, кстати, нечасто происходило на Гран-при Венгрии, но предыдущие дождевые гонки Формулы-1 на Хунгароринге – в 2006 и 2011 годах удались на славу.
К сожалению, прямо перед стартом количество гонщиков, начинающих гонку с пит-лейн, увеличилось. При уходе на прогревочный круг заглох двигатель на Toro Rosso Даниила Квята, и быстро реанимировать его не удалось. Днем ранее Квят имел хороший шанс вновь пройти в десятку лучших, но на решающей попытке во втором сегменте допустил разворот в конце круга. Тем не менее, он должен был начинать гонку с неплохой десятой позиции после аварии Магнуссена. Увы, техническая неполадка лишила нашего гонщика шансов на высокий результат.
Неудачно начиналось все и для Льюиса Хэмилтона. Вскоре после старта его развернуло на мокрой трассе, к счастью для него Mercedes лишь чуть-чуть коснулся отбойника. По словам Льюиса, после большого количества невезения можно было считать, что на этот раз ему повезло. А впереди все выглядело привычно, вполне в русле предыдущих гонок. На второе место позади Росберга вырвался на старте быстрый финн Валттери Боттас, позади пары лидеров дуэль устроили Алонсо и Феттель. Фернандо опередил на старте Себастьяна, но тот вскоре смог вернуть себе позицию. Сражение между этими гонщиками продолжалось уже третий Гран-при кряду.
И все же разворот Хэмилтона был лишь прелюдией. Он просто напомнил, что в этом году болиды с турбомоторами имеют очень высокий крутящий момент, который дает о себе знать, как только нажимаешь на акселератор, прижимная сила же теперь не столь высока, как прежде. Хунгароринг, и без того весьма скользкий, в мокрых условиях показывал свой характер в полной мере. Это и стало залогом веселой гонки.
| |
Один из самых красивых моментов гонки – «фигурное катание» Феттеля. Себастьян, выходя из последнего поворота, слишком сильно забирался на бордюр, на котором еще оставалось достаточно влаги. Позади него находился Льюис Хэмилтон, и он позднее рассказывал, что каждый раз видя брызги, поднимаемые Red Bull Себастьяна, он понимал что Феттель сильно рискует. В один прекрасный момент Red Bull сорвало и бросило в разворот, но Себу удалось совершить полный оборот и не коснуться стены. Он продолжил гонку. Это было уже в финальной части Гран-при, а до этого точно такую же ошибку совершил Серхио Перес. Пилот Force India основательно разбил свой болид о пит-уолл, став причиной второго выезда автомобиля безопасности. Гран-при оказался провален для команды Виджая Мальи – оба гонщика сошли, до Переса свой болид разбил и Нико Хюлкенберг, не избежавший контакта в последнем повороте с партнером по команде и отправившийся прямиком в отбойник. Но это происходило в зоне вылета последнего поворота, где достаточно широкая полоса безопасности. Авария Хюлкенберга поэтому не стала причиной появления сейфти-кара. Нико, кстати, впервые в этом сезоне не набрал очки. А в начале гонки норов своего болида не смог укротить Маркус Эрикссон. Сражаясь с соперниками он не удержал дернувшийся Caterham и ушел прямиком в стену. В отличие от последующих подобных эпизодов, этот произошел еще на промежуточных шинах. И именно он стал причиной первого появления машины безопасности.
Именно в тот момент ход гонки повернулся целиком и полностью. Четверо лидирующих гонщиков: Росберг, Боттас, Феттель и Алонсо оказались заперты за автомобилем безопасности. Все остальные успели нырнуть на пит-лейн. Из-под Росберга, можно сказать, внезапно выбили стул. До этого момента ход гонки полностью контролировался им и Mercedes, Нико шел к еще одной «легкой победе», как охарактеризовал подобное положение дел Хэмилтон днем ранее. Внезапно Mercedes лишился контроля над гонкой.
Эта неделя вообще получилась «веселой» для команды Mercedes. Между Гран-при Германии и Венгрии высшее руководство команды устроило велотур вдоль Дуная, в ходе которого Падди Лоу спровоцировал завал, в котором более всех пострадал Тото Вольфф, сломавший правую руку и ключицу. Джок Клиа сломал три ребра. Единственный из высшего звена, кто не участвовал в велопробеге – Ники Лауда, и как рассказывал Вольфф позднее, Ники советовал ему отказаться от затеи покатушек на велосипедах. Тото приехал в Будапешт полный решимости продолжить свое дело, несмотря на полученные травмы, весь забинтованный. В команде вообще восприняли эту ситуацию с изрядной долей юмора. Официальная трактовка звучала примерно так: «нашим гонщикам гораздо лучше удается борьба на 300 км/ч чем руководству на 30 км/ч». Умение пошутить в сложной ситуации делает им честь. Но без шуток, хорошо что гонщики не участвовали в велопробеге – могли бы ненароком попасть в общую свалку. Примеры Лёба и Монтойи еще не стерлись из памяти.
Возвращаясь к событиям Гран-при Венгрии, - единственный в Mercedes кто извлек пользу из первого пейс-кара, был Льюис Хэмилтон. Гандикап, полученный в квалификации, был практически нивелирован внезапным появлением автомобиля безопасности.
| |
Интересный эпизод касательно первого пейс-кара. Практически все гонщики сменили в боксах промежуточные шины на слики. Трасса быстро подсыхала, и хотя на первых кругах был риск подскользнуться на еще мокроватом полотне, в дальнейшем решение приносило ощутимый выигрыш. Дженсон Баттон, известный тактическим чутьем, поступил по-другому. Он сменил один комплект промежуточных шин на другой. Его напарник Кевин Магнуссен вообще не поехал в боксы, оставшись на промежуточных шинах. Это позволило датчанину, стартовавшему с пит-лейн, добиться серьезного выигрыша в позициях. В McLaren были уверены, что скоро начнется новый дождь – такова была информация метеорадара. На рестарте Баттон, оказавшийся вторым, сразу прошел лидировавшего Даниэля Риккьярдо, и начал было отрываться, но уже к концу круга Риккьярдо был быстрее и скоро отыгрался. Ставка Дженсона и команды McLaren на этот раз не сработала. Если бы дождь пошел вновь в ближайший момент – McLaren серьезно бы выиграл. Но теперь гонщики команды из Уокинга оказались в проигрышном положении. Кстати, именно в момент появления машины безопасности Даниэль Риккьярдо, в субботу проигравший квалификацию Феттелю, что в этом году является редким событием, впервые по ходу гонки оказался в наиболее выигрышной позиции. Он оказался первым, кому удалось извлечь выгоду из появления сейфти-кара.
Пелотон перемешался, и это был момент звездного часа для одного из представителей середины пелотона. Жан-Эрик Вернь поднялся аж на второе место, и удерживал позади себя группу из пилотов топ-команд, включая Росберга, Феттеля и Алонсо. Французский пилот Toro Rosso долго успешно отбивал атаки преследователей. Известно, что Жан-Эрик прекрасно пилотирует в условиях пониженного сцепления с трассой, это его «территория». Влажный Хунгароринг позволил Верню показать свои качества. К сожалению, по мере подсыхания трассы на первый план стал выходить недостаточный темп болида Toro Rosso, и Вернь постепенно откатился назад. Он приехал в очки, но как обычно, когда команда из Фаэнцы удачно проводит гонку. Отметиться по-настоящему выдающимся итоговым результатом Жан-Эрику не удалось.
Как уже говорилось выше, первый пейс-кар ударил по позициям первой четверки гонщиков. После этого Боттас затерялся где-то в хвосте десятки. Феттель до поры до времени на что-то претендовал, но пируэт в его исполнении также основательно пошатнул его позиции в пелотоне. Однако Алонсо и Росберг продолжали бороться за высокие места. И они оказались на принципиально разных тактиках. В Ferrari понимали, что соперничество в чистой скорости против Mercedes, да и Red Bull к успеху не приведет. Scuderia решила рискнуть – и ограничиться вторым пит-стопом для Алонсо, после чего ему предстояло проехать до финиша на комплекте Soft 32 круга. Надо сказать, что в воскресенье Ferrari действовала удачно тактически, в отличие от субботы. Пит-стопы проводились быстро, четко и вовремя. Когда вышеупомянутая четверка отправилась на пит-стопы в режиме машины безопасности, Фернандо смог отыграть позицию, опередив Боттаса. Второй пит-стоп также был проведен на высоте. Успешно команда действовала и в случае тактики Райкконена, что позволило Кими серьезно отыграться за субботний провал.
Росбергу напротив предстоял еще один, третий пит-стоп, чтобы иметь в концовке гонки свежие шины. Зеркальным образом действовали и их соперники. Риккьярдо, который сказал в радиопереговорах, что чувствует шанс выиграть эту гонку, должен был останавливаться в третий раз и завершать гонку на свежем комплекте шин. Льюис Хэмилтон, игравший на этот раз роль «темной лошадки», ограничивался двумя пит-стопами, но, в отличие от Алонсо, в финале гонки имел комплект Medium, на котором ему предстояло продержаться 31 круг.
Разная тактика гонщиков Mercedes стала причиной недопонимания. Что ж, когда ставки столь высоки, а условия – неожиданны и разнообразны, неудивительно, что наступают ситуации «на грани». В прошлый раз напарники ссорились в Монако, теперь настал черед на еще одной медленной трассе. Росберг оказался позади Хэмилтона и хотел, чтобы Льюис его пропустил, так как Нико предстояло еще раз останавливаться в боксах, а британец больше совершать пит-стопов не должен был. Команда попросила Льюиса пропустить Нико. Тот не подчинился приказу. На самом деле преимущества в скорости Росберга как такового не было, Льюис его не сдерживал. Хэмилтон мотивировал свой поступок, что он не собирался поднимать ногу с педали газа чтобы позволить Росбергу приблизиться к нему и потом пропустить его. Нико занервничал, команда тоже. На самом деле, хвала Льюису, что он разобрался в ситуации и принял верное решение. Уже после гонки руководство Mercedes признавало, что Хэмилтон прав. В пылу гонки они хотели извлечь максимум из каждой тактики, и им казалось, что надо выпустить Росберга вперед перед его пит-стопом, что дало бы ему максимальные шансы в концовке. Теоретически касательно одной гонки они может и были правы. Но после гонки Тото Вольфф согласился с мнением, что сейчас пора пересмотреть свои взгляды и отказаться от действий по максимизации результата команды. В Кубке конструкторов Mercedes никто не угрожает. В личном зачете также маловероятно, что кто-то отберет у гонщиков Mercedes титул. За чемпионство сражаются только они, Хэмилтон и Росберг. В этой ситуации совершенно неправильно команде вмешиваться в ход их борьбы. Может быть, если бы Льюис пропустил Нико, это позволило бы Mercedes добиться более высокого результата в этой гонке, но, однозначно, Льюис потерял бы относительно Нико, а это его непосредственный соперник в чемпионате. Он совершенно не обязан был это делать.
Конфликт Хэмилтона и команды в этот раз, думаю, будет легко улажен – после гонки стороны смогли разобраться в том, что происходило в тот момент, и позиция Льюиса была принята. Как на это отреагирует Росберг, и как это отразится на взаимоотношениях напарников – другой вопрос. Возможно, Росберг и хотел задействовать «административный ресурс», но ему это не удалось. Простит ли ему это Льюис? На первый взгляд, ситуация не выглядит столь взрывоопасной, как было в Монако, но это только на первый взгляд. Кстати, тогда гонщики помирились именно благодаря Ники Лауде.
| |
Финал гонки стал мастер-классом Фернандо Алонсо. Испанец демонстрировал как выбирать идеальные траектории, чтобы удержать изношенные шины в работоспособном состоянии, как оптимально позиционировать машину на трассе для обороны. Это фантастика, Алонсо был реально близок к победе на Ferrari, которая далека от победной формы! Но не меньшей фантастикой выглядел и шанс на победу для Хэмилтона, шанс не меньший чем у Алонсо. Льюис мог победить на Хунгароринге, стартовав с пит-лейна! Но был и еще один игрок – Даниэль Риккьярдо, в распоряжении которого были гораздо более свежие шины.
Возможно именно шин не хватило Хэмилтону. Финальный отрезок он проводил на более жестком комплекте, вероятно это и стало той мелочью, которая не позволила ему опередить Алонсо на изношенных шинах. Но вопрос – а смог бы Льюис продержаться этот отрезок на мягких шинах? В этом случае, они были бы с Фернандо в совершенно одинаковом положении. Что касается Риккьярдо, то уже в Хоккенхайме Алонсо поблагодарил его за борьбу, отметив, что с Даниэлем было очень здорово бороться колесо в колесо. Это был своеобразный жест двукратного чемпиона мира, который словно открыл Даниэлю двери в узкий круг топ-пилотов. «Добро пожаловать в клуб!» И Риккьярдо по достоинству оценил жест чемпиона.
Даниэль решил исход этой гонки в свою пользу. Сначала он, со второй попытки преодолел жесткую оборону Хэмилтона, выйдя на второе место. После этого позиции Алонсо были обречены, как бы безупречно ни пилотировал Фернандо. Кругом спустя в зоне DRS произошла смена лидера. Второй раз в этом году, когда на трассе началось веселье, победу вырвал Даниэль Риккьярдо. Браво! Причем в этот раз у Mercedes не было явных проблем, по крайней мере в гонке. Так что если не Mercedes, то Red Bull, но не Ferrari или Williams… В финале гонки был и еще один фактор – реактивный Нико Росберг. Но в этот раз Нико оказался вне подиума – Льюис жестко отбил его атаку на последнем круге. В любом случае, Росберг не смог бы прыгнуть выше второго места – в этот момент Риккьярдо уже значительно отъехал от Алонсо.
Ровно год назад после Венгрии чемпионат оставлял ощущение надежды. Несмотря на явное намерение Феттеля доминировать, последнюю гонку перед летним перерывом выиграл Льюис Хэмилтон. Это была его первая победа в составе Mercedes. Команда из Брэкли демонстрировала явный прогресс по ходу сезона, и казалось, что после перерыва нас ждет еще очень интересная концовка. Но на деле, концовку в одни ворота вынес Себастьян Феттель. В этом году сюжет чемпионата совсем другой, и концовка тоже наверняка будет другая. Но в любом случае, что бы там ни происходило, Хунгароринг вновь был невероятно крут.
Тэги: венгрия, даниил квят, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, жан-эрик вернь, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, торо россо, ф1, фернандо алонсо, феррари, хунгароринг