Лидер чемпионата сменился. Причиной тому стали технические неполадки, впрочем, по-другому в Сингапуре вряд ли это могло произойти. Ведь отрыв Нико Росберга был достаточно большим, и пилоты Mercedes выступают очень ровно, отыграть много очков за раз, когда финишируют оба маловероятно. Но Льюис Хэмилтон уверенно летел к победе с поула, поймав моментум в Монце, а Нико даже не смог самостоятельно сдвинуться на старте прогревочного круга. Его отправили в гонку с пит-лейн, но проблемы с машиной были таковы, что он даже не мог обгонять аутсайдеров, чего уж там говорить о какой-то борьбе за очки. Росберг был вынужден завершить гонку во время первого пит-стопа, так как тронуться он просто не смог из-за отказа сцепления. Так что на этот раз борьбы гонщиков Mercedes не вышло, хотя ситуация после квалификации обещала упорнейшую схватку – разрыв между временем поула и вторым результатом всего 0,007 сек.! На этот раз капитанскому мостику Mercedes не пришлось переживать, с замиранием сердца ожидая первого поворота – в этот момент их головы были заняты другими переживаниями. Что ж, определенные проблемы с надежностью остаются одним из главных факторов неожиданности в 2014 году, одним из ключевых моментов в сражении за титул. Неполадки вывели из борьбы Льюиса Хэмилтона дважды – на старте сезона в Австралии и в Канаде, у Нико Росберга до поры был один технический сход – в Сильверстоуне. Теперь парни сравнялись и по этому показателю – ситуацию никак не назовешь несправедливой. Знаменательно, что после всего произошедшего Льюис опережает Нико всего на 3 очка – они действительно выступают на равных. Станет ли Сингапур ключевым моментом чемпионата? Вполне может быть. Но факт в том, что в пяти оставшихся гонках еще могут быть сходы, а значит ситуация вновь может перевернуться. Сходы, как ни крути, могут решить судьбу чемпионства этого года…
После произошедшего с Нико, гонка в Сингапуре воспринималась двойственно. Ведь по сути борьбы за победу после этого уже не было. С другой стороны, преследователи Mercedes набрали на улицах вокруг Марина-Бэй отличный темп, и Red Bull, и Ferrari были очень близки к лидерам сезона, и где, как ни здесь навязывать борьбу. Но так плотно было в квалификации – в гонке Хэмилтон просто уезжал ото всех. Шансом выиграть гонку кому-либо другому, например, Себастьяну Феттелю, который провел пока лучший Гран-при в этом году, могли бы стать только какие-то проблемы с Mercedes Льюиса, от которых зарекаться конечно было нельзя. Достаточно вспомнить гонку в Монреале, где оба Mercedes после середины дистанции подвели своих пилотов. Но на этот раз проблемы достались только на долю Росберга. После уверенной победы на Аутодромо Национале, Хэмилтон в доминирующем стиле выиграл Сингапур, второй раз за свою карьеру.
Однако, позади Льюиса творилась масса событий. Борьба за подиум была хороша, между Алонсо и двумя Red Bull, а уж то, что творилось в конце десятки под финиш гонки… Под светом софитов Сингапура Формула-1 вновь показала себя блестящим зрелищем.
| |
Решающими факторами стали шинная тактика – в этом году она не так часто выходит на первый план, как в двух предшествующих сезонах, и появление на трассе автомобиля безопасности. Куда уж без него, еще ни одна гонка в Сингапуре не обошлась без пейс-кара. Причиной на этот раз стало столкновение между Серхио Пересом и Адрианом Сутилем, в результате которого мексиканец потерял переднее крыло своей Force India, что не помешало ему блистательно провести концовку гонки. Пейс-кар мог выехать и еще раз, под конец, когда на трассе остановился проводивший очень неплохую гонку Дженсон Баттон. Но опытнейший англичанин запарковал свой McLaren в таком месте, что дирекция гонки сочла, что он не представляет опасности. В этом плане Дженс проявил себя полным антиподом Пике-младшего.
Что касается резины, то в паре составов SuperSoft/Soft, более мягкий компаунд был значительно быстрее, но хватало его ненамного. Дилемма осложнялась тем, что быстрые шины все стали использовать в квалификации уже начиная с первого сегмента, и у тех, кто прошел в финал, неприкатанных комплектов на гонку попросту не осталось.
Хотя Red Bull выглядит сильнее Ferrari большую часть сезона (несмотря на то, что зимние тесты говорили об обратном), именно в Сингапуре темп Scuderia был на высоте начиная с первых тренировок. Фернандо Алонсо бросил вызов «быкам». Уже на старте он прошел оба Red Bull, дружно начинавших гонку со второго ряда. Одна загвоздка – блокировка шин на входе в первый поворот не позволила испанцу в него как следует вписаться, он проехал связку по прямой, срезав трассу, что не могло не быть расцененным как получение преимущества вне рамок правил. Поэтому Фернандо тут же пустил Феттеля вперед, оставив, тем не менее, Риккьярдо позади. По ходу вторых пит-стопов Алонсо смог выйти вперед. Что готовила концовка?
Решающим в борьбе Алонсо и гонщиков Red Bull стало появление пейс-кара. В режиме автомобиля безопасности Алонсо стал одним из тех, кто сразу поехал в боксы. Разумеется, он уступил позиции на трассе обоим Red Bull. Но я, признаться, полагал, что этим шагом Фернандо выигрывает борьбу. Учитывая нахождение на трассе машины безопасности в течение некоторого количества кругов, Алонсо сохранял шины, и ему уж точно должно было хватить их до финиша. Однако, на деле именно пейс-кар стал причиной проигрыша Алонсо. Все экономили шины под пейс-каром, в том числе и пилоты Red Bull. На тот момент было сложно представить, что и Феттель, и Риккьярдо поедут, как и Алонсо, до самого финиша. Все же они совершили всего два пит-стопа, их шины были «старше», чем у испанца на 3 и 5 кругов в случае, соответственно, Даниэля и Себастьяна. Но они сделали это, хотя Себ, когда его предупредила команда, похоже был сильно удивлен. Немец, кстати, по ходу этого сезона бережет шины хуже, чем его напарник, и это одна из причин частых проигрышей Даниэлю. В результате в концовке гонки Фернандо имел некоторое преимущество в темпе перед ближайшими соперниками, испанец оказывал прессинг на Риккьярдо, который в свою очередь старался не давать забывать о себе Феттелю, но этого было недостаточно для обгона. Таким образом, Алонсо проехал мимо подиума несмотря на отлично проведенную гонку, на пьедестал на этот раз поднялись оба пилота Red Bull, причем Феттель добился лучшего для себя результата в сезоне, попутно наконец опередив напарника.
| |
В случае с лидером ситуация складывалась по-другому. Расклад примененных комплектов шин по дистанции обязывал его, как и Алонсо, совершать третий пит-стоп, в отличие от представителей Red Bull. Льюис не мог поехать на пит-стоп сразу же после появления пейс-кара, как Фернандо. Автомобиль безопасности «съел» весь его отрыв. Ситуация обязывала его атаковать после рестарта, отрываясь от Феттеля, что он и исполнял в образцовом стиле, и все же этого не хватило чтобы остаться лидером. После пит-стопа Хэмилтон вернулся на трассу, уступив позицию Феттелю. Это был, кстати, первый случай лидирования Себастьяна в этом году. Льюис же уступал лидерство по ходу гонки в Сингапуре дважды, первый раз по ходу второй волны пит-стопов, когда гонку на круг возглавил Риккьярдо. Это не позволило Хэмилтону завоевать «Большой шлем», ограничившись хет-триком. Но – третьим в этом году и вторым подряд после Монцы. Всего это был пятый хет-трик Льюиса в Ф1, и никогда ранее ему не удавалось добиваться этого достижения больше одного раза в сезоне.
То, что Хэмилтон уступил лидерство Феттелю, ни в коем случае не стало для него проблемой. Не позволило это и приблизиться к первой победе в году Себастьяну. Дело даже не в преимуществе темпа Mercedes над Red Bull. Главное – разница в состоянии шин: свежие у Льюиса, и прошедшие 27 кругов у Себастьяна. Феттель просто не мог обороняться.
Не борьбой за подиум единой. Как уже говорилось выше, захватывающе выглядели события во второй половине десятки. Валттери Боттас, ограничившийся двумя пит-стопами, удерживал позади Кими Райкконена, а на позиции финнов давили более быстрые гонщики, имевшие более свежую резину. Lotus впервые за долгое время мог претендовать на очки, но команда из Энстоуна сделала ставку на то, чтобы вторую половину дистанции проехать без пит-стопов. Пастор Мальдонадо, который на этот раз на удивление опережал Романа Грожана, попадал в десятку, но ближе к финишу был из нее вытеснен теми, кто все-таки предпочел еще разок «переобуться». В этой группе неплохо выглядел Кевин Магнуссен, Перес прорвался после аварии на свежих шинах, но главным героем стал другой пилот. Жан-Эрик Вернь, который провел свою Гонку Года. Два штрафа за срезки трассы. Второй из них – 5 секунд ему должны были добавить уже к финишному результату, так как до окончания гонки оставалось мало времени. Жан-Эрик занимал неплохую позицию, но он находился в плотной группе пилотов, и штраф выкидывал его за пределы десятки, несмотря на неплохо проведенную гонку. Кевин Магнуссен уже сталкивался с подобной ситуацией в предыдущих Гран-при. Что делает Вернь? На свежих шинах он проходит одного гонщика за другим. Но на этом не останавливается, и за оставшиеся круги успевает оторваться от преследователей настолько, что наложенный штраф не лишает его заслуженного шестого места. Это шестое место – повторение лучшего результата в карьере Жан-Эрика, и это было сделано красиво.
| |
Интересный факт. В двух командах – McLaren и Toro Rosso, новички синхронно опередили более опытных товарищей в квалификации. В гонке же их опытные напарники выглядели сильнее. Это касается и McLaren, где Баттон проводил гонку лучше, чем Магнуссен, но, увы, не доехал до финиша из-за отказа коробки передач. Это же касается и Scuderia из Фаэнцы, где на фоне блестящей гонки Верня дела у Даниила Квята шли тяжело. Это доказывает, кстати, что тяжелейшая гонка в сезоне требует опыта. Неиспытанная нагрузка – это всегда стресс для организма. И хотя во второй раз это тоже тяжело, но организм имеет свойство запоминать, и переносит все-таки уже легче. Плюс кокпит болида Магнуссена начинал перегреваться по ходу гонки, в режиме действия автомобиля безопасности внимание привлекли действия Кевина, который поднимал то одну руку, то другую, чтобы направить какой-то поток воздуха в кокпит. У Дани же уже сразу после старта отказала система подачи воды – в гонке, где она просто необходима! Это было очень тяжело, и по словам нашего гонщика во второй половине гонки он боролся больше с собой, чем с соперниками.
Сложность Сингапура приводит также к тому, что победу здесь оспаривает по традиции узкий круг пилотов. За пока недолгую историю Гран-при этого миниатюрного государства в Юго-Восточной Азии (хотел сказать княжества), побеждали всего трое: Алонсо, Хэмилтон, Феттель. Льюис, как и Фернандо, теперь дважды, Себастьян трижды. Двое из них были на подиуме в этой гонке и на этот раз, Фернандо был очень близок к подиуму. Что тут сказать, элитарный круг. Льюис отметился целой россыпью личных достижений. Поул, третий для него в Сингапуре, был шестым по ходу сезона и уже 37-м за карьеру, победа в Гран-при стала 29-й в карьере и седьмой в сезоне, Льюис поднял планку личного рекорда; о хет-трике уже было сказано. Хэмилтон явно поймал чемпионскую волну. Сингапур действительно может стать решающим моментом сезона. Но, я надеюсь, Нико Росберг тоже еще не сказал своего последнего слова.
Тэги: даниил квят, даниэль риккьярдо, жан-эрик вернь, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, сингапур, торо россо, ф1, фернандо алонсо, феррари