Всего неделю спустя сингапурского провала Mercedes вернулся на вершину, показав что происходившее в азиатском городе-государстве было лишь исключением из правил, а никак не новой тенденцией сезона. Mercedes по-прежнему силен, и бросить ему вызов – большая удача.
Льюис Хэмилтон одержал в Гран-при Японии доминирующую победу, не оставив никаких вопросов. Днем ранее он, правда, уступил напарнику в квалификации. Нико Росберг взял второй поул в сезоне, после Испании, но потрясает другая статистика – это был всего лишь второй раз в сезоне, когда Росбергу удалось опередить партнера в квалификации. Что и говорить, в 2015-м Льюис разгромил Нико в квалификационном счете.
Кто-то может сказать, что с поулом Нико даже повезло. Из-за аварии Даниила Квята никому не удалось завершить вторую попытку в финальном сегменте квалификации. Возможно во второй попытке Хэмилтон смог бы опередить Росберга и взять поул. Но чего об этом говорить? В первой попытке Росберг был быстрее, и точка. Он был быстрее в конкретный момент, а остальное – теория.
В гонке, однако, Льюис быстро разобрался с напарником. Они стартовали практически одинаково, два болида Mercedes поравнялись, но Нико все же удалось влететь в первый поворот чуть впереди партнера. Правда при этом Нико был на внешнем радиусе, и Льюис сумел воспользоваться более выгодной траекторией внутри поворота. У Хэмилтона получился лучше выход, а дальше он оттер Росберга к обочине, да так, что Нико не только потерял лидерство, но и второе с третьим места, пропустив Феттеля и Боттаса. Льюис решительно захватил лидерство в гонке и больше уже никому его не отдавал.
Сейчас многие эксперты критикуют Росберга, говоря, что он сражается уже не столь напряженно, как раньше, и что во многих ситуациях с Хэмилтоном ему следовало вести себя жестче. Это напрямую относится и к сражению в первых поворотах японской гонки. Но я не думаю, что в данном случае Нико заслуживает критики. После прошлогодней Спа в команде четко объяснили приоритеты. Тогда на Росберга оказали очень большое давление, хотя ситуация со столкновением с Льюисом в Спа была не такой уж однозначной, и в любом случае там не произошло ничего такого, что серьезно испортило позиции команды и за что Нико стоило бы столь сильно отчитывать. Теперь конечно Росберг, будучи умным человеком, вдвойне взвешивает каждую такую ситуацию, и он не пойдет на жесткий стык с Хэмилтоном, который может закончиться обоюдным сходом, - и тогда вновь на Нико обрушиться вал критики, а обстановка в команде рискует сильно испортиться. Сейчас рисковать такими сходами Mercedes уж точно не может – Феттель неоднократно уже показывал в этом году, что он готов воспользоваться малейшей оплошностью лидеров, а ведь в чемпионате он уступает не так уж много.
| |
Росберг явно обозначил, что хочет выигрывать чисто. Но гонщик, ставящий такую цель, имея агрессивного соперника, дает ему фору. Потому что агрессивный соперник всегда имеет преимущество, когда борьба идет на грани, колесо в колесо. В ситуации Росберга есть лишь один рецепт побед – быть быстрее по чистой скорости. Но Нико в этом году не быстрее, - в первую очередь в квалификациях. А Льюис – очень жесткий, агрессивный соперник. И в ситуации на старте в Сузуке он, на мой взгляд, действовал слишком жестко. Ему не надо было ставить напарника в положение, когда он рисковал столкновением, а в результате еще и потерял дополнительно две позиции.
Настрой Росберга на борьбу ясно показывает ситуация с Боттасом. Скорость у Mercedes была, на втором отрезке Нико догонял Валттери, и уверенным, красивым маневром прошел финна на торможении в шикане Casio Triangle. Отличный обгон получился! Когда гонщик проводит такие маневры, становится ясно, что у него все в порядке с настроем на борьбу.
Интересно, первая тройка после квалификации была крайне частой в прошлом году – компанию гонщикам Mercedes составил Валттери Боттас; после гонки же мы получили самый популярный подиум образца’2015. Хэмилтон, Росберг и Феттель. Но Себастьяна Нико тоже смог опередить, принеся таким образом Mercedes AMG уже восьмой дубль в сезоне.
Для Себастьяна начало гонки сложилось удачно, он сразу вышел на второе место, но соответствовать темпу Хэмилтона ему не удалось, и было понятно, что речи о борьбе за победу не пойдет. Росберг же серьезно догонял Себа на втором отрезке гонки, а затем, за счет «подрезки» (пилот первым заезжает на пит-стоп), сумел выйти вперед. Лишь один круг разделял пит-стопы Росберга и Феттеля, но этого хватило.
Когда перед финишем гонки режиссер, увлекшийся плотной борьбой в трафике в середине пелотона, вдруг переключился на Хэмилтона, который в этот момент готовился пересечь линию под клетчатым флагом, показалось, что все прошло очень быстро и неожиданно закончилось. Что ж, победа Льюиса и вправду была очень уверенной и стремительной.
Самым ярким и запоминающимся моментом уик-энда в Японии стала авария Даниила Квята в квалификации. Самая серьезная авария в его карьере, по собственным словам Дани. К счастью, из нее он вышел невредимым и только корил себя за «ошибку новичка», как он сам выразился, - Даниил зацепил обочину задним колесом при подходе к зоне торможения перед шпилькой. Внешне авария выглядела очень серьезно, и болид был основательно разбит. Команде пришлось собирать новый болид вокруг запасного шасси, а Квяту – стартовать с пит-лейн.
| |
Происшествие с Квятом наглядно показало, что бывает на трассах с маленькими зонами безопасности, коей является Сузука. Даня дважды отлавливал болид, который тут же срывало обратно в занос, но так и не успел восстановить контроль над болидом и избежать удара об отбойник. Маленькие зоны безопасности – вот один из факторов, делающих Сузуку столь серьезным вызовом. Здесь нельзя позволить себе ошибиться. А если посмотреть onboard-видео круга по Сузуке, сразу понимаешь – насколько восхитительная и исключительная эта трасса.
Что касается Квята, это тоже процесс обучения. Иногда в спорте нужно перейти черту, чтобы просто узнать на собственном опыте, где лимит.
В Сузуке Red Bull вообще не набрал очков. Даниил хоть и прорывался, хоть и совершил несколько обгонов, тем не менее, был недоволен машиной. Да при старте с пит-лейн совершить прорыв в очки – задача не тривиальная. Что касается напарника Дани, то Даниэль Риккьярдо успешно провел квалификацию, но все испортил сам на старте, попытавшись влезть в «коробочку» из болидов и зацепив болид Массы. После этого оба долго ползли до пит-лейн с проколотыми шинами. И понятно, ни о какой борьбе за очки для обоих гонщиков речи уже не шло. Фелипе пострадал уже второй Гран-при подряд – в Сингапуре в него въехал Хюлкенберг, здесь – Риккьярдо.
Вновь блестящую гонку провела Toro Rosso. Оба пилота «Скудерии» из Фаэнцы финишировали в очках, а Макс Ферстаппен был опять неподражаем. Какой же потрясающий этот парень! В концовке гонки он совершил смелый и красивый маневр, опередив на торможении в Casio напарника, Карлоса Сайнса.
Также обязательно следует выделить команду Lotus, тоже добившуюся в Сузуке успеха. Роман Грожан и Пастор Мальдонадо вдвоем привели свои черные болиды Lotus Mercedes в очки, а накануне Роман отлично выступил в квалификации, пройдя в Top-10. Эти очки очень нужны команде, особенно в той тяжелой ситуации, в которой она оказалась к настоящему моменту. Речь идет не о том, что в команде давно сложности с обновлениями для болида. Дело приобрело совсем другую остроту вопроса. То команда вовремя не получает шины из-за долгов перед началом тренировки, то ее не пускают в моторхоум, и приходится складывать вещи и оборудование под открытым небом… В Сузуке Берни Экклстоун за свой счет кормил механиков Lotus в Паддок-клабе. Но кажется свет в конце тоннеля все же забрезжил, и Renault близка к подписанию сделки.
Слегка забрезжившая интрига в чемпионате была в Сузуке жестоко порушена. Льюис Хэмилтон расставил правильные акценты.
Для Хэмилтона эта победа стала уже третьей в Японии, причем он побеждал на обеих трассах: и Фудзи, и Сузуке. Только еще один гонщик может похвастать подобным опытом – Фернандо Алонсо, старый товарищ и соперник Льюиса. По общему же количеству побед больше чем Хэмилтон в Японии выигрывали только двое – Феттель и Михаэль Шумахер.
Год назад Льюис одержал в Сузуке принципиально важную победу. В сложных дождевых условиях он опередил Нико Росберга непосредственно на трассе. Это был важный и символичный момент на пути к победе в чемпионате. Но та победа была омрачена происшествием с Жюлем Бьянки. Прошел уже год…
Теперь Льюис вновь выиграл в Сузуке, вновь опередил напарника, и он очень близок к третьей короне. Теперь он может наконец порадоваться этому триумфу.
Для Хэмилтона в Сузуке произошло очень важное событие. Завоевав 41-ю победу в карьере, он сравнялся по количеству побед в Гран-при с Айртоном Сенной, своим кумиром. Льюис всегда говорил о важности Сенны в его жизни, и он придает огромное значение таким вещам. Поэтому это очень дорогой момент лично для Хэмилтона. Каждый раз, когда он достигает какого-то показателя Айртона, он чувствует, что становится к нему ближе, а ведь это то, о чем он всегда мечтал. Хэмилтону также важно, что для того, чтобы достичь такого количества побед, ему понадобилось практически такое же количество гонок, что и Сенне. Это был 162-й Гран-при в карьере Хэмилтона; столько же гонок провел в Ф1 Айртон Сенна. В конце года Льюис может выиграть третий титул, сравнявшись с Сенной и по этому показателю. И по словам Льюиса, это то, о чем он всегда мечтал. Но, догоняя своего кумира по статистическим достижениям, Льюис не устает повторять, подчеркивая – Сенна добился бы значительно большего, если бы не его безвременный уход. И то, что в каких-то показателях Хэмилтон сейчас выходит вперед, вовсе не означает, что он считает, что смог превзойти своего кумира. Но это служит для него источником вдохновения, он чувствует, что становится рядом со своим кумиром. Ведь он всегда мечтал быть похожим на него.
Тэги: валттери боттас, даниил квят, лотус, льюис хэмилтон, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, роман грожан, себастьян феттель, сузука, торо россо, ф1, япония