И все-таки он это сделал! Нико Росберг выдержал давление Льюиса Хэмилтона, почувствовавшего себя в концовке сезона непобедимым и взял реванш в Гран-при Бразилии, выиграв пятую гонку по ходу чемпионата и восьмую в карьере. Это был уик-энд Нико. На Интерлагосе он первенствовал во всех сессиях. В субботу Росберг взял поул – уже десятый по ходу нынешнего сезона, фантастический результат, которого от Нико в начале года никто не ожидал, и 14-й за карьеру. Это, кстати, позволило Нико Росбергу завоевать трофей ФИА, который с этого года вручается гонщику, завоевавшему наибольшее количество поул-позиций за сезон. Но суббота субботой, а главное происходит по воскресеньям. В этом году стало привычным, что Хэмилтон может уступить напарнику в квалификации, но в гонках Льюис раз от разу показывал себя сильнейшим пилотом.
Этой осенью Росберг побеждал напарника в квалификациях в Сузуке и Остине, но это не помешало Льюису выиграть гонки в Японии и США, - каждый раз он превзошел Нико в скорости и додавил на трассе, совершив решающий в борьбе за победу обгон. Ранее Хэмилтон вынудил лидировавшего Росберга ошибиться в Монце, что также принесло ему победу. Это была осень Льюиса. Британец до Интерлагоса выиграл все осенние гонки этого чемпионата, одержав пять побед в ряд. Никогда ранее он не выигрывал столько гонок подряд. Льюис с момента своего дебюта славился потрясающей скоростью, он сразу заработал репутацию агрессивного гонщика, который всегда атакует, но в этом году он наконец достиг того, чего ему ранее не хватало – стабильности. И если в начале сезона казалось, что Росберг может стать чемпионом за счет стабильности, то впоследствии Хэмилтон сделал стабильность и своим оружием тоже. Справедливости ради, отметим, что те сходы в первой половине чемпионата были не по вине Льюиса.
Именно поэтому хотелось, чтобы Нико Росберг не проиграл вчистую концовку сезона, не отдал титул просто в руки Льюису. Но для этого ему требовалось побеждать, и побеждать не кого-то, а напарника, который почувствовал себя на волне успеха несокрушимым, на точно такой же машине.
| |
Что роднило Интерлагос, имеющий репутацию классической трассы, с Сочи и Остином, новейшими автодромами, принимавшими предыдущие этапы чемпионата? Свежий асфальт. Свежий асфальт, который уложили на Интерлагосе в процессе реконструкции автодрома. Характеристики покрытия изменились радикально. Асфальт стал гораздо более ровным и менее абразивным. Впрочем, кочки со временем обязательно вновь появятся на Интерлагосе – болотистые почвы этой местности тому причиной. Кроме того, как и любой свежий асфальт, новое покрытие на Интерлагосе отдавало масло, а это всегда делает трассу скользкой. Перед уик-эндом ждали дожди во все дни Гран-при, а дождь сделал бы такое свежее покрытие невероятно скользким. Но дожди обошли трассу стороной. Зато невероятная жара в пятницу разогрела асфальт до таких температур, что резина «плыла» уже после нескольких кругов. Не сильно прохладнее было и в гоночный день, в воскресенье. Pirelli привезла в Бразилию составы Soft и Medium – выбор, который никак не назовешь консервативным. И работа с шинами вновь стала ключевым фактором. Три пит-стопа по ходу гонки стали стандартным явлением. Правда Кими Райкконен рискнул пойти на два, и ему удалось пройти дистанцию гонки в приличном темпе. Кими в кои-то веки был доволен поведением своей Ferrari F14T. И все же именно три остановки в боксах выглядели оптимальной тактикой.
Поведение шин было сложным моментом в дуэли Росберга и Хэмилтона. Парни должны были гнать во весь опор, не позволяя себе слабины, но при этом не убить резину в хлам. То, что они напарники, осложняло ситуацию, - ведь они не могли при необходимости совершить пит-стоп на одном круге, получается у кого-то в любом случае было преимущество. Росберг, пользуясь лидирующим положением, каждый раз менял шины первым. Но ответ Хэмилтона каждый раз был убедительным. Льюису зачастую удавалось держать более высокий темп, чем Нико, и оказывать давление на напарника. И все же лишь одна-единственная ошибка решила исход борьбы в пользу Росберга. Перед вторым пит-стопом Льюис задержался на трассе еще на один круг дольше, чтобы попытаться «пересидеть» Нико, атакуя так, чтобы извлечь из шин весь оставшийся потенциал. Но атака на порядком изношенном комплекте привела к развороту и вылету в четвертом повороте трассы, Subida do Lago, где трасса ныряет вниз после Reta Oposta. Сейчас там заасфальтированная полоса безопасности, и вылет не привел к повреждению машины. Но Нико получил возможность слегка перевести дух. Думаю, вылет не отразился на настрое Льюиса, и он на удивление быстро ликвидировал возникший отрыв. И все же это был тот день, когда Росберг справился с давлением Хэмилтона, и одержал над ним победу в открытой схватке. Выиграв сражение и в субботу, и в воскресенье. «Золотой» уик-энд Нико.
Борьбы хватало и позади лидеров. Старый добрый Интерлагос не разочаровывает. Из самого яркого следует выделить тройное сражение трех чемпионов мира: Дженсона Баттона, Кими Райкконена и Себастьяна Феттеля. Чистая борьба и чистое гоночное мастерство. Хороша была и схватка партнеров по Ferrari в концовке гонки. Фернандо Алонсо догнал Кими Райкконена, имея более свежий комплект шин, но финн долго держал оборону. Очень красивое сражение, в котором Фернандо Алонсо привычно взял верх, но в данной ситуации это было ожидаемо. Напоследок эта пара устроила классическое гоночное сражение. Сколько было ожиданий в прошлом году после трансфера Райкконена и в межсезонье, но на деле особого шума не вышло. Алонсо по-большему счету разгромил Райкконена в этом году, Кими весь год был совершенно недоволен машиной, которая действительно не позволяла своим гонщикам сражаться за те позиции, которых ждали они, и которых от них ждала публика. Самой горячей парой года стали не Алонсо-Райкконен, а Хэмилтон-Росберг. И сражение Фернандо с Кими в Бразилии стало словно глоток свежего воздуха. В эти моменты режиссер трансляции сконцентрировал свое внимание на паре Ferrari, а не на борьбе лидеров.
| |
Нашему парню тоже пришлось много бороться. Даниил Квят совершил немало обгонов, но после замены мотора в Остине он стартовал с последнего ряда и вынужден был прорываться. Даня финишировал вновь в шаге от очковой зоны, ему не хватило совсем чуть-чуть. А если конкретнее, то обгона Валттери Боттаса. Молодой финн вряд ли может быть доволен гонкой на Интерлагосе, из-за заминки на пит-стопе, где ему поправляли ремни безопасности, Боттас потерял много времени. И все же Квят не смог обогнать его в борьбе за десятое место, Williams привычно демонстрировал самую высокую максимальную скорость в пелотоне, что оставляло немного шансов пилоту Toro Rosso.
Кстати, напарник Боттаса тоже не обошелся без заминок, одна из которых была анекдотичной – на пит-стопе Фелипе Масса сначала заехал к механикам McLaren, чьи боксы располагались по соседству с Williams. И все же Фелипе смог реализовать потенциал своего болида, вызвав огромный энтузиазм родной торсиды. Причем дважды. Сначала в субботу, когда всерьез боролся за поул, и опередил всех, кроме двух Mercedes. И затем в воскресенье, когда финишировал на подиуме. Второй раз в сезоне, второй раз в цветах Williams. Масса хорошо выбрал гонки для своих подиумов. Монца и Интерлагос – трассы, где его встречала ликующая толпа. Трассы, где он всегда ходил в любимцах. Трассы, занимающее особое место в его карьере.
Хотя торсида Интерлагоса устроила просто-таки самбу в честь Массы, основное внимание большей части наблюдателей все равно приковано к паре лидеров. Кстати, хотя оба гонщика, и Росберг, и Хэмилтон не устанавливают в этом году абсолютных рекордов по результативности, - это дело сезонов, где есть доминирующий гонщик, а здесь борьба по-настоящему равная; зато рекорды бьет Mercedes. Поул Росберга был 17-м в сезоне для Mercedes, до абсолютного рекорда Red Bull образца 2011 года осталось взять еще один. Победа Нико в Гран-при Бразилии стала 15-м триумфом Mercedes по ходу года. Столько же побед на счету McLaren в 1988 году, и Ferrari дважды – в 2002 и 2004 годах. Победный дубль Mercedes в Бразилии стал одиннадцатым для команды по ходу сезона, и это новый абсолютный рекорд Формулы-1. Побит рекорд McLaren, державшийся с классического 1988 года.
| |
Если бы в этом году была обычная система начисления очков, Нико Росберг сделал бы на Интерлагосе архиважную вещь. В преддверии Гран-при Бразилии Хэмилтон опережал напарника на 24 очка, ему было бы достаточно финишировать впереди Росберга, чтобы досрочно стать чемпионом. Что, собственно, в последние годы частенько происходило на Интерлагосе. Но Нико, опередив Льюиса и сократив отставание до 17 очков, переводил бы определение чемпиона на финальный этап сезона, в Абу-Даби.
Но в этом году у нас финал с двойными очками. Было заранее ясно, что чемпион определится только в Абу-Даби, где за победу гонщик получит 50 очков. И в данной ситуации чаша весов может качнуться в любую сторону. Хотя, справедливости ради, Льюис Хэмилтон в заключительной части чемпионата показал себя более весомым претендентом на титул. Если же случится какая-то неожиданность, и чемпионство в Абу-Даби завоюет Росберг, как к этому относиться? Не будет ли титул Нико в таком случае немного искусственным? Думаю, лучшим ответом на это будет канонический сезон 1988 года. В 80-е годы в Ф1 была система начисления очков, в которой учитывались не все гонки. По абсолютному количеству очков чемпионом мира в 1988 году становился бы Ален Прост. Но чемпион всегда определяется по действующим правилам. И никому не приходит в голову называть Сенну «искусственным» чемпионом.
Тэги: бразилия, даниил квят, дженсон баттон, интерлагос, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, себастьян феттель, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари