В Формуле-1 гоняются 20 человек, но побеждает всегда Хэмилтон. Так можно перефразировать крылатую фразу Гарри Линекера в приложении к Королевским гонкам. Такое ощущение оставила гонка в Остине. По ходу нее разные гонщики получали свой шанс отличиться, но итог оказался неизменным по сравнению с прежними этапами сезона – в Сузуке и Сочи. Льюис Хэмилтон выиграл в Штатах уже десятую гонку в нынешнем чемпионате и 43-ю в карьере, превзойдя по этому показателю Себастьяна Феттеля. Это позволило Льюису досрочно, за три гонки до окончания сезона, завоевать титул чемпиона мира. А обиднее всего было партнеру Хэмилтона по Mercedes AMG, Нико Росбергу, для которого так хорошо все начиналось утром…
Ход уик-энда в Техасе был серьезно нарушен стихией в пятницу, когда на западное побережье Мексики обрушился самый мощный за историю наблюдений в этой стране тайфун Патриция. И хотя в субботу тайфун по мере продвижения вглубь страны утих до уровня тропического шторма, и хотя в Техасе, в отличие от тихоокеанского побережья Мексики стихия не крушила дома и не угрожала жизни людей, во всяком случае, настолько серьезно, но края шторма дошли и до штата Одинокой звезды, обернувшись проливными дождями, поставившими фактически крест на гоночной программе пятницы и субботы. Да, удалось провести первую и третью практики, и то – чудом. Затея с проведением квалификации была обречена. Поэтому квалификацию перенесли на утро воскресенья – это был уже не первый случай, когда квалификационные заезды в Ф1 проводят в день гонки.
Дождь бушевал и воскресным утром, но уже не столь сильный, как ранее, хотя в третьей сессии он усилился, и ее решили отменить, зачтя результаты квалификации по итогам двух. Главным итогом которых стал поул Нико Росберга – третий подряд, после Сузуки и Сочи. Нико, который полностью проигрывал квалификационные дуэли Хэмилтону с начала сезона, в последних трех квалификациях трижды брал поул-позицию. Ряд экспертов обратили при этом внимание, что во всех трех случаях потренироваться в пятницу толком не удалось, то есть Росберг как бы «с чистого листа» трижды переиграл Льюиса. Интересное наблюдение, но сказать есть ли за этим что-либо кроме совпадения затруднительно, не находясь в эпицентре команды. Хэмилтон же не брал поулы с Монцы.
Отлично выступили в квалификации и гонщики Red Bull, занявшие полностью вторую линию стартового поля позади двух Mercedes. Риккьярдо при этом переиграл Квята. Одним же из основных впечатлений от квалификации стали постоянные развороты в 10-м повороте, который посуху проходится без лишних сомнений «в пол», а во влажных условиях оказался камнем преткновения, где был испорчен далеко не один быстрый круг.
Перед стартом гонки дождь утих, но трасса оставалась влажной – предстоял старт на промежуточной резине. При этом условия позволяли дать старт с места, не прибегая к старту за машиной безопасности. Предстояла гонка пожалуй в самых коварных условиях – сначала мокрая трасса, постепенно подсыхающая, затем crosspoint – момент перехода на слики, и гонка на сликах, но в условиях, когда сцепления явно недостаточно, а вода все еще остается на некоторых участках трассы…
| |
Нико Росбергу не долго пришлось пожинать плоды своего утреннего триумфа. Уже в первом повороте гонки Льюис Хэмилтон продемонстрировал повадки альфа-самца стаи. Оба Mercedes подошли к первому повороту на вершине холма параллельно – Льюису удался чуть лучший старт со второй позиции, чем Нико с поула, при этом траектория была такова, что именно британец оказывался внутри поворота. Напарники боролись бок о бок за лидерство, но Льюис весьма бесцеремонно вытеснил Росберга на обочину. Что-то подобное мы уже видели в Сузуке, но на этот раз дело дошло уже непосредственно до контакта. Да, безусловно, Льюис – агрессивный гонщик, и это хорошо все знают. Но пожалуй в сражении с напарником его агрессия превосходит уже пределы допустимого…
Росберг оказался оттеснен на пятую позицию, хотя место относительно Серхио Переса он сумел вернуть уже по ходу первого круга. Не надо говорить, что Нико был крайне разозлен борьбой в первом повороте. В этой гонке ему выпал шанс вложить эту злость в борьбу и реализовать в результат, несмотря на столь неудачный ход старта для него, Росберг смог отыграться и бороться за победу. Но ему не удалось выиграть эту гонку, хотя он подошел максимально близко к осуществлению этой цели.
В дальнейшем ход гонки неоднократно менялся то в пользу одних гонщиков и команд, то в пользу других. Начало в мокрых условиях было сильно в пользу Red Bull. Болиды Red Bull явно были настроены на большую прижимную силу чем Mercedes, плюс удачное шасси позволяло показывать высокий темп на достаточно извилистом кольце в Остине, особенно в условиях низкого сцепления. Дебют гонки однозначно остался за Red Bull, которые боролись за лидерство. Причем на старте вперед вырвался Даниил Квят, который затем некоторое время прессинговал Хэмилтона за лидерство. Это была высочайшая позиция, на которой пока боролся наш гонщик. После Даниэлю Риккьярдо удалось вообще возглавить гонку и оторваться от преследователей – в этот момент австралиец выглядел весьма вероятным кандидатом на победу в Гран-при.
После перехода на слики позиции Red Bull несколько пошатнулись, и все-таки пока трасса еще была достаточно мокрой, и Риккьярдо, и Квят выглядели очень сильно. По мере дальнейшего подсыхания трассы Red Bull выпал из числа претендентов на победу, и вообще вторая половина гонки для команды из Милтон-Кинса была сильно неудачной после триумфальной и боевитой первой. Но даже из показанного вполне очевидно, почему с Red Bull не желают делиться моторами ни Mercedes, ни Ferrari, ни McLaren, заблокировавший возможную сделку с Honda.
Нико Росберг смог вернуться на лидирующую позицию, возвратив статус-кво. Таким образом, задачу отыграться после первого поворота он выполнил. Росберг лучше выглядел в момент crosspoint, когда он прошел и Хэмилтона, а после перехода на слики опередил и Риккьярдо. В дальнейшем ход гонки начал складываться в пользу Нико, и его победа выглядела даже не то чтобы очень вероятной, - когда он сумел создать отрыв, казалось что все дело идет в точности к реализации данного сценария. Но два выезда автомобиля безопасности и еще один период «виртуального пейс-кара» сыграли, конечно, сильно против Росберга. Что естественно, - пейс-кар всегда играет против лидера.
И все же Росберг и тут вышел с честью из ситуации. Оба рестарта он провел грамотно, оставив лидерство за собой и ничего не позволив сделать Хэмилтону. Во время «виртуального пейс-кара» Нико провел второй пит-стоп, и тут опять действовал удачно, сыграв на опережение. Тактика в этот день вообще была сильной стороной Нико, первые пит-стопы тоже сложились в его пользу. Так что же тогда?
| |
Второй пейс-кар все-таки нивелировал преимущество Росберга. Льюис смог провести второй пит-стоп с минимальной потерей времени, его шины теперь были свежее, чем у напарника, а отрыв ликвидирован. Далее ошибка Нико в начале заключительного стинта вывела Хэмилтона в лидеры гонки и позволила ему победить. Росберг клял себя за эту неожиданную ошибку, когда шины вдруг сорвались в пробуксовку и он чуть не потерял контроль над своим Mercedes. Но не стоит судить строго Нико. Условия действительно были очень сложными, трасса скользкой. После пейс-кара шины конечно остыли. В этот день ошибались многие. Риккьярдо также заскользил, лидируя, что позволило Росбергу догнать его и, позже, опередить. Квят, атакуя, вообще отправил свой Red Bull в разворот и разбил машину о стену, став причиной второго выезда пейс-кара. Все-таки на COTA можно разбить машину, если дело происходит в дождь.
Все же жаль, что Росберг не добился желаемого. Это было бы справедливо, после событий в первом повороте и того, что Нико сумел после отыграться. Это должен был стать его день. Но не стал. Боюсь, как бы это поражение не сломало его – этот сезон он полностью проиграл напарнику. Нико нашел в себе силы поздравить Льюиса с победой и чемпионством, напарники обнялись и похлопали друг друга по плечам. Это было очень достойно со стороны Росберга, хотя он был явно морально просто убит. Но затем Льюис зачем-то кинул ему кепку, типа: «Лови, приятель!» Понятно, что Льюис был в эйфории, и он ничего такого не хотел, хотя можно было быть более чутким. Нико швырнул кепку обратно в Льюиса, с досадой – и понятно, ведь как же его достал его бывший партнер по картинговой команде! Затем на подиуме Росберг даже отдал бутылку шампанского Падди Лоу, отправившемуся получать командный трофей: «Поливайтесь, на здоровье!» Нико сам стоял в стороне, абсолютно несчастный. И его, пожалуй, было жаль. Хотя он во всем действовал совершенно достойно. Похоже в этот день Нико Росберг окончательно пополнил список достойных и замечательных пилотов, встав в ряд с Герхардом Бергером, Дэвидом Култхардом, Рубенсом Баррикелло, Фелипе Массой, Марком Уэббером… Тем, кому было суждено остаться «вторыми номерами» рядом со своими великими напарниками. Хотя эти «вторые номера» делают историю ничуть не в меньшей степени. Просто в спорте всегда есть победитель, и есть проигравший.
Red Bull, начав уступать в темпе Mercedes на сухой трассе, окончательно проиграли гонку, когда не стали совершать пит-стоп во время первого выезда пейс-кара. Соверши они в этот момент пит-стоп, - и на подиум были бы главными претендентами позади гонщиков Mercedes Риккьярдо и Квят. Не совершили, и получили на рестарте группу пилотов на более свежих шинах, которым, к тому же, теперь надо было останавливаться меньше. Так началось откатывание Red Bull во вторую половину десятки. А ведь до этого действовали здорово, - и потрясающе провели первые пит-стопы, когда Даниэля и Даниила сумели обслужить на одном круге, без потери времени, позволив Дане выехать впереди Хэмилтона.
Зато в этот момент совершил пит-стоп Себастьян Феттель, и если до этого он занимал максимум пятую позицию, такой тактический ход сделал его возможным претендентом на победу. Себ перешел на шины Medium, и мог попытаться ехать до финиша без пит-стопов. Но против него сыграл сначала режим «виртуального пейс-кара», а затем и выезд реального пейс-кара, второй раз за гонку. Феттелю пришлось еще раз остановиться в боксах во время второго пейс-кара и переобуться в мягкие шины, чтобы в свою очередь не стать легкой жертвой на рестарте. Зато свежий комплект позволил Себастьяну атаковать на финальных кругах гонки Нико Росберга, и если бы он сумел обойти его, выйдя на второе место, то отложил бы коронование чемпиона как минимум еще на одну гонку.
| |
Гонщик же, совершивший пит-стоп под первым пейс-каром и далее ехавший до финиша, все же нашелся. Им стал Макс Ферстаппен, который провел выдающуюся гонку, безошибочную, претендовал в какой-то момент даже на подиум, но в итоге повторил свой лучший результат, четвертое место, как и в Венгрии. Макс не просто провел великолепную гонку, он провел гонку наглую, чем вызвал раздражение того же Кими Райкконена, когда дело дошло до контакта в борьбе. Макс не признает авторитетов, и в сражение с гонщиками Ferrari он вступал без всякого пиетета, опережая того же чемпиона Феттеля.
Кими же больше запомнился еще одним классным моментом, достойным пополнить его коллекцию highlights. Вылетев с трассы, он уперся в отбойник, но, газуя, таранил его и сумел выбраться обратно на трассу, чтобы добраться до боксов и затем продолжить гонку. Которую ему все же пришлось вскоре прервать – он повредил воздуховоды передних тормозов, яростно атакуя стенку. Но аплодисменты зрителей его воля к борьбе вызвала. А момент был действительно зрелищный, в некоторой степени «компьютерный», как и достопамятный поиск объездного пути на Интерлагосе, еще на Lotus.
Toro Rosso в итоге завершила гонку с более успешным результатом, чем старшая команда, Red Bull. Не только усилия Макса Ферстаппена, но и очень сильная гонка Карлоса Сайнса привели к этому. Утром Карлос разбил болид в квалификации после аквапланирования, затем стартовал последним, много боролся и приехал в достойные очки. Его механики начинают привыкать готовить Toro Rosso к старту в авральном режиме…
Хороших результатов в Остине, кстати, ждали не только в Red Bull, но и в McLaren Honda. Особые ожидания возлагали на Фернандо Алонсо, на болиде которого была установлена новая спецификация силовой установки, впервые опробованная на тренировках в Сочи. В связи с этим Дженсон Баттон даже заявил, что будет рад, если напарник «разорвет» его в квалификации и гонке – это будет говорить о том, что Honda действительно добилась ощутимого прогресса.
| |
И McLaren действительно поборолся, оба гонщика вели сражения в плотной группе, претендуя на хорошие очки. Причем Алонсо развернули в первом повороте, после первого круга он проигрывал пелотону более минуты, в какой-то момент стал круговым, но в его пользу сыграл пейс-кар. В концовке гонки Фернандо пробился на пятую позицию. Это ли не прогресс? К сожалению, под финиш силовая установка потеряла мощность, и Алонсо откатился назад. Зато Дженсон Баттон благодаря стабильной гонке финишировал шестым. Очень приятно было видеть McLaren снова в борьбе, в плотной группе пелотона, а не где-то плетущимися позади.
Но вернемся к нашему чемпиону. В этот день многие его соперники получили возможность проявить себя, и все-таки ход гонки сыграл в пользу Льюиса. Не сказать, что победа свалилась ему в руки, но это тот случай, когда можно сказать – везет сильнейшим. Собственно, в Остине Хэмилтон завершил то, к чему дело логически уже давно шло. В сезоне’2015 реальную конкуренцию в борьбе за титул ему не смог создать ни Росберг, ни, тем более, кто-либо еще.
Льюис Хэмилтон – трехкратный чемпион мира. Он сравнялся по количеству титулов с Джеки Стюартом. До настоящего момента сэр Джеки обладал наибольшим количеством титулов среди британцев, но теперь Льюис догнал его. Более того, Хэмилтон стал первым среди британских гонщиков, кто смог защитить титул. Ранее он опередил по количеству побед Найджела Мэнселла, который был рекордсменом среди британцев по количеству завоеванных Гран-при. Надо ли говорить, что эти факты позволяют с достаточно большой уверенностью говорить о Льюисе, как о наиболее успешном британском пилоте в истории? Пусть говорят, что пока гонщик действующий, его не совсем правильно называть великим, ведь его достижения не окончательные. А вот по завершении карьеры можно бросить взгляд на оконченную картину. Но тут важно не переборщить, и не упустить величие момента.
Самое главное лично для Льюиса – он сравнялся со своим кумиром, Айртоном Сенной. Это была мечта детства Льюиса, тогда – недостижимая; это была мечта его карьеры, мечта и цель, когда он уже вошел в число ведущих пилотов Ф1. Как говорил Льюис, достижения Сенны были единственным его ориентиром. Теперь ориентира нет, но он хотел бы побеждать столько, сколько получится. Другие гонщики не являются для Льюиса ориентирами.
И еще – Льюис сравнялся по количеству чемпионских титулов с Ники Лаудой, своим начальником. Именно Лауда уговорил Хэмилтона перейти в Mercedes, в Сингапуре’2012. Лауда привел в Mercedes самого успешного теперь гонщика команды. Росс Браун заложил основу успеха, повлияв на перемены в регламенте и задав абсолютно точный ориентир того, какой должна быть машина, и какой – силовая установка. Так делается история.
Тэги: даниил квят, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, карлос сайнс, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, остин, ред булл, себастьян феттель, сша, торо россо, ф1, фернандо алонсо, хонда