Удивительная концовка Гран-при Монако – Льюис Хэмилтон по глупости теряет победу в гонке, которую он провел в доминирующем стиле, пропуская Нико Росберга к третьей победе подряд в княжестве. Следует сразу оговориться: собственно со стороны Льюиса глупости никакой не было, он просто последовал указаниям команды, но командный мостик Mercedes дал маху… По сути это выглядело словно британец в легком полупоклоне придержал Росбергу дверь, приглашая его войти. «Будьте любезны, сэр!»
Упустив победу из рук, Хэмилтон был совершено подавлен. Видно было, что присутствие на всех торжественных церемониях награждения ему давалось с трудом – он предпочел бы скрыться с глаз долой. В утешение Льюису могу сказать лишь одно: ему стоит вспомнить другого британского чемпиона мира, Найджела Мэнселла. Тот тоже, доминируя в 1992 году, потерял победу из-за лишнего пит-стопа в заключительной части гонки. Гонки, которую он просто по-любому выигрывал. И потеряв победу тогда, в 1992-м, Найджел так никогда и не победил в Монако. А у Льюиса победа в Монако есть, в 2008 году. И даже если ему больше не суждено выиграть гонку на улицах княжества, ту победу уже никто у Хэмилтона не отнимет. Но вряд ли подобные мысли могли утешить Льюиса воскресным вечером. Он доминировал по ходу основных сессий уик-энда, он проводил безупречную гонку, безошибочно, демонстрируя подавляющее преимущество в скорости. Вот только не всегда доминирование по скорости приводит к победе в Монако…
Счастливый Нико тем не менее не мог скрыть, что ему чуть-чуть неловко. Он прекрасно осознавал, что это немного «ненастоящая» победа. Тем не менее, это настоящая полновесная победа в Гран-при Монако, третья в карьере Росберга, причем подряд. Столько раз подряд в Монте-Карло последний раз выигрывал Сенна, между прочим… И да, также как Льюису не слишком везет на улицах княжества, Росбергу эта трасса по-настоящему благоволит. Даже неоднозначные моменты складываются в итоге в его пользу. Нико не стоит смущаться этого, а лучше как следует наслаждаться выигрышем. Не стоит забывать, что впервые мир широко узнал о княжестве Монако после открытия здесь казино, ныне всемирно прославленного. Поэтому сорвать банк в Монако – это нормально, это часть игры. Да и в ложе князя Альбера II Нико смотрелся как свой человек среди представителей княжеской фамилии. И если бы кто сказал, что Нико их родственник, никто бы не удивился – настолько органично выглядел бы Росберг в этой роли. Свой человек…
Когда-то Нельсон Пике метафорически сравнивал пилотирование в Монако с ездой на карте по собственной квартире. А ведь если вдуматься, для Нико Росберга это и есть гонка на Ф1 по собственной квартире! Впрочем, еще несколько человек из пелотона, проживающих в Монако, могут сказать примерно то же самое, более домашней трассы в Ф1 просто не существует. Только здесь можно выйти из своей квартиры в гоночном комбинезоне, доехать на скутере до паддока и сесть в кокпит гоночного болида. Отличие Росберга от других резидентов в том, что он здесь вырос.
| |
Льюис Хэмилтон с недавних пор тоже резидент Монако, причем проживающий в Монте-Карло в одном доме со своим напарником. Льюис, придающий огромное значение всему, что связано с Айртоном Сенной, не может не по-особенному относиться к трассе в Монако. Именно Сенна был здесь эталоном на все времена, никто не достиг такого же уровня слияния в пилотаже с этой трассой. Хэмилтон не скрывает, что ему важно ассоциироваться с Айртоном, важно достигать подобных спортивных побед. Он придает огромное значение выигрышу именно третьего чемпионского титула – столько же было у Сенны. Хотя я нисколько не сомневаюсь, что выигрышем трех титулов Сенна не собирался удовлетвориться. Но в Монако у Льюиса не получается так здорово. Удивительно, но один из самых успешных в нынешнем пелотоне пилотов в квалификациях, он выиграл первый поул в Монако только в этом году. И, конечно, должен был побеждать с этого поула…
Гонки в Монако обычно - это процессия, но ни за одной процессией в мире не смотришь с таким удовольствием и напряжением. Однако это такие процессии, в которых частенько происходит что-то неожиданное. Зачастую, уже ближе к финишу.
Макс Ферстаппен, впервые приехав в Монако, выглядел здесь, конечно, небезупречно, - а как быть здесь безупречным в первый раз за рулем Формулы-1 да в таком возрасте! – но произвести сильное впечатление успел. Второе время на тренировках в четверг – это, что называется, внушало… Следующий яркий момент Макса в Монако был уже после того, как он совершил второй пит-стоп в гонке – при том, что подавляющее большинство было здесь на тактике одного пит-стопа, так как Pirelli изнашивались не сильно, даже состав SuperSoft. Ферстаппен выехал в круге позади Феттеля, и все выглядело так, что он даже быстрее Себастьяна! Нико Росберг, а за ним Себастьян Феттель прорывались сквозь трафик круговых, а Макс шел как по рельсам за Феттелем. Пикантность ситуации в том, что Нико с Себастьяном как раз начинали на круг проходить гонщиков, находящихся непосредственно впереди Макса. Это давняя хитрость – пропустив на круг, пристроиться к лидеру так, чтобы когда он будет проходить твоего соперника на круг тоже, воспользоваться ситуацией и выйти вперед. Но я ни разу не видел столь безупречного и по-хорошему наглого исполнения сего маневра, как у Макса в Монако. Приклеившись к Феттелю, он проехал Карлоса Сайнса – думаю, напарник был сильно недоволен, а затем Валттери Боттаса. Впереди был Грожан, и Романа предупредили по радио о «фокусах» Ферстаппена-младшего.
| |
И тут уже настал момент восхититься профессионализмом Грожана. Роман настолько грамотно пропустил Феттеля на круг на спуске от Mirabeau к Loews, что не оставил ни одного лишнего метра, тут же вернувшись на траекторию прямо перед носом Макса. Ферстаппен был быстрее и начал атаковать Грожана. В этой гонке у Макса уже был эпизод с другим Lotus, когда из-за начавшихся проблем с болидом Пастор Мальдонадо потерял темп. В шикане на набережной Макс попытался лихо опередить венесуэльца, но получилось немного коряво – уткнувшись передним крылом в Lotus соперника. Маршалам пришлось подбирать оторвавшуюся от антикрыла деталь…
Дуэль с Грожаном была серьезнее. Несмотря на преимущество Ферстаппена в скорости, Роман грамотно крылся. В Монако это возможно, и мы еще увидим это в конце гонки. Но Макс был слишком нацелен на атаку, и все-таки попытался рискованным маневром на стартовой прямой пройти француза. Это была неожиданная неподготовленная атака, и болид голландца подпрыгнул на заднем колесе Lotus, со страшной скоростью полетев в отбойник в St.Devote. Удивительно, но Грожан после этого смог продолжить гонку, хотя в первый момент с камеры на его болиде мне показалось, что на Lotus оторвано заднее колесо и антикрыло! К счастью с Максом после полета все было благополучно, отделался легкими ушибами и штрафом на Канаду. Хотя кто-то и попытался обвинить Грожана в том, что он тормозил раньше, представители Lotus наоборот утверждали что на этом круге Роман тормозил перед St.Devote даже позже. В любом случае, вся телеметрия есть в распоряжении стюардов, разбирающих инциденты.
Вот тут и начался решающий эпизод в гонке – спасибо Максу! Сначала был объявлен режим «виртуального автомобиля безопасности», но в виду разрушений в St.Devote на уборку разбитой Toro Rosso и приведение отбойников в порядок требовалось более значительное время, и на трассе появился реальный сейфти-кар. Некоторые команды решили по-быстрому провести пит-стопы, чтобы дать своим гонщикам преимущество свежих шин в концовке. Тем более, что изношенные комплекты быстро теряли рабочую температуру позади пейс-кара. Зачем на это пошли в Mercedes? Хотели перестраховаться на рестарте для Хэмилтона. Думали, что запаса перед Росбергом хватит. На деле отрывы менялись по ходу круга, что не было с максимальной точностью отражено в компьютерных расчетах, и запаса Льюису не хватило даже перед Феттелем, с которым они чуть ли не пободались на подъеме Beau Rivage после выезда Хэмилтона с пит-лейн!
Концовка Гран-при удалась на славу! Классический триллер Монако. Сложнейший рестарт на холодных изношенных шинах для Росберга и Феттеля, когда на хвосте Себа сидел разъяренный Хэмилтон. Град атак Льюиса на Себастьяна чуть ли не в каждом повороте, в то время как это позволило Росбергу оторваться. Даниэль Риккьярдо также на свежих шинах прошел на входе в Mirabeau Кими Райкконена в контактной борьбе – подтолкнув заднее колесо раскрывшей траекторию Ferrari, так что финна чуть не развернуло. Почему стюарды никак не прореагировали на грубоватый маневр австралийца, в то время как подобный для Фернандо Алонсо на первом круге стоил пятисекундного штрафа? Видно ответ в том, что Кими удержался на трассе, в то время как Нико Хюлкенберг в эпизоде с Алонсо приехал в стену…
| |
В Red Bull попросили Даниила Квята выпустить Риккьярдо на свежих шинах вперед, чтобы он попробовал атаковать Хэмилтона с Феттелем. Затея с малыми шансами на успех, учитывая, что обороняющийся в Монако обычно выигрывает дуэль. Тем более, что сначала Даниэлю надо было проходить Хэмилтона, который также был на свежих шинах. В итоге, в Red Bull сказали на последнем круге Риккьярдо вернуть позицию Квяту. Ведь Даниил не менял тактику по ходу гонки, подобно Росбергу с Феттелем приняв рестарт на изношенных шинах и удержав при этом позицию. После повторения лучшего квалификационного результата – пятое место, Даня прекрасно провел гонку в Монако. На старте он отличным маневром опередил напарника в St.Devote, и затем по ходу гонки выигрывал как у Риккьярдо, так и у Райкконена. Перед финишем Даниил принял командную тактику в действие, но справедливо задался вопросом о целесообразности предоставления преимущества напарнику, так как по факту их дуэль он выиграл. Команда также отреагировала справедливо – если Риккьярдо не реализует преимущество в борьбе с другими командами, значит позиции внутри команды должны вернуться к статусу-кво. В итоге, Квят добился лучшего для себя на сегодняшний день результата в Ф1 – четвертое место. В Монако.
Преимущество обороны над атакой в Монако в полной мере проявилось в сражении Феттеля с Хэмилтоном, а потом и с присоединившимся к группе Риккьярдо. Как бы ни старался Льюис соответствовать Сенне, но на этот раз он явно был в роли Мэнселла образца’92. С тем же успехом. Разве что на этот раз речь шла все-таки о втором месте, а не о победе. Думаю, проиграв дуэль, Льюис и вовсе предпочел бы оказаться вне подиума – тогда он смог бы не являться на официальные мероприятия, а сразу после финиша отправиться в свою квартиру. Как в свое время Айртон… Но и тут ему не удалось последовать своему кумиру.
А McLaren Honda все-таки заработала очки, как и обещалось. И хотя очки могли быть завоеваны обоими гонщиками, но Алонсо сошел из-за неисправности, а счет открыл Дженсон Баттон. С почином!
Тэги: даниил квят, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, макс ферстаппен, мерседес, монако, нико росберг, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, ф1, хонда