Льюис Хэмилтон уверенно выиграл Гран-при Бельгии, стартовав с поул-позиции. По большему счету, его положение в гонке практически не подвергалось угрозам со стороны соперников. Зато за его спиной кипела настоящая борьба, и смотрелась гонка в Спа весьма захватывающе. Лето в Формуле-1 определенно удалось, порадовав целой чередой красивых гонок.
Перед стартом Гран-при в Спа – первой гонки после большого летнего перерыва, разговоры в основном крутились вокруг новой процедуры стартов. В FIA есть большое желание вернуть гонщиков на первый план, для чего максимально отодвинуть инженеров от управления автомобилями. Как известно, в последнее время в Ф1 сложилась система стартовых процедур, когда гонщик точно настраивает сцепление по ходу установочных кругов и прогревочного круга, опираясь на указания из боксов. Таким образом, от чрезвычайно тонкого сцепления Ф1 можно получить максимальный эффект на старте, настроив его словно точнейший инструмент. Именно эти подсказки инженеров и стали очередной мишенью – пусть гонщики самостоятельно настраивают сцепление, опираясь исключительно на свои ощущения. Герои должны быть на первом плане, должны брать ответственность. И в общем-то в FIA правы. Да, таким образом об идеальнейших настройках можно наверно забыть – с компьютерной точностью сцепление не настроишь. Но и зачем? Здесь мы можем и искусство гонщиков увидеть, и фактор неожиданности появляется. А что еще на стартах нужно? Собственно так и рассуждали в FIA.
Однако два последних старта – в Сильверстоуне и Будапеште, прошли для пилотов Mercedes с большими сложностями; еще при прежних правилах. Ничего удивительного, что новая процедура вызывала у непререкаемых лидеров сезона большое беспокойство. Так даже доминируя в квалификации, можно много упустить на старте.
Тем не менее, обычно когда условия становятся сложнее, сильнейший еще больше демонстрирует свою силу. Похоже так и получилось в Спа. В кои-то веки Mercedes не упустил преимущества. Льюис Хэмилтон уверенно взял старт в Бельгии, выиграв накануне очередной, уже десятый по ходу сезона поул.
Любопытно, но Льюис не называет Спа одной из своих любимейших трасс – в отличие от практически всего пелотона. Подавляющее большинство гонщиков обожают трассу в Арденнах, и неудивительно – более захватывающий аттракцион за рулем болида Ф1 представить сложно. Но британец больше говорит о том, что Спа – непростая трасса, чем о получаемом на ней удовольствии. Забавно, ведь Хэмилтон – второй по успешности среди действующих гонщиков Ф1 в Бельгии. Нынешний король Спа – безусловно Кими Райкконен, четырежды побеждавший в Арденнах. Но ныне финн был немного далековат от схватки за лидирующие позиции. Неполадки в квалификации выбросили Кими из десятки сильнейших, затем в гонке он боролся в плотной группе, где сражение было по-настоящему зрелищным, с Максом Ферстаппеном, Фелипе Массой и т.д. Но даже о подиуме для Райкконена на этот раз речи не шло. Льюис же тем временем выиграл бельгийский Гран-при второй раз официально, после непростой гонки 2010 года. Но был и блестящий выигрыш в 2008-м, когда они словно фехтовали на гоночных болидах в дождевой концовке как раз с Кими. Райкконен тогда разбил свою Ferrari в резко ухудшившихся условиях, а Хэмилтон триумфально финишировал, - но был оштрафован, и победа досталась Фелипе Массе, который от настоящей борьбы за первую позицию был в тот день далековат. Что ж, Льюис – не первый, кого лишили заслуженной победы в Спа. Вспомним Михаэля Шумахера в 1994-м…
| |
Одержав уже шестую победу по ходу сезона, Льюис Хэмилтон естественно еще упрочил свои лидирующие позиции в чемпионате. Вообще ситуация выглядит так, что чемпионат находится под полным контролем Льюиса, даже если иногда он слегка может оступиться. Но генеральная линия сезона от этого не меняется. И это конечно было совсем не то, что нужно Нико Росбергу.
Для Нико это был весьма нервный уик-энд. В аэропорту Льежа «под парами» стоял бизнес-джет (хотя в Спа есть свой аэропорт Ла-Совеньер, способный принимать суда подобного класса), готовый в любой момент взять курс с Росбергом на борту в Ниццу, чтобы в максимально быстрые сроки доставить Нико в Монако, где его жена должна была вот-вот родить. В пятницу Росберг дважды первенствовал на тренировках, но во второй сессии пережил неприятный момент, когда на его Mercedes внезапно лопнула задняя правая шина в повороте Blanchimont. На скорости за 300 км/ч… Нико крайне повезло, что потерявший управление болид вынесло очень удачно, и машина не была повреждена. Субботние события в GP2 показали, что в таком месте как Blanchimont даже при нынешних заасфальтированных зонах безопасности далеко не всегда все складывается удачно. Разумеется, пятничный инцидент с Росбергом всколыхнул паддок. Да, с Сильверстоуна’2013 минуло уже два года, но отношения команд с поставщиком шин Pirelli неоднозначные, и конечно все опасались повторения тех событий. По итогам расследования Pirelli сообщила, что причиной взрыва шины был порез, но предмета, который порезал шину Росберга так и не нашли…
Конечно, если бы Нико после всего этого внезапно выиграл гонку в воскресенье, после чего тут же рванул бы в Монако, где его встретила бы Вивиан с только что родившимся первенцем – это был бы очень красивый сюжет, но жизнь – не Голливуд, и следует признать, что победить в этот уик-энд Росбергу было бы чрезвычайно сложно. Это проявилось и в квалификации, и еще сильнее – в гонке, где он, проиграв старт, сразу же откатился на пятое место. Новая стартовая процедура проделала злую шутку только с одним гонщиком Mercedes? Затем Росберг пробился обратно на вторую позицию, и даже был момент, когда он начал приближаться к Льюису – примерно тогда, когда в гонке был объявлен режим «виртуального пейс-кара» после схода Даниэля Риккьярдо. Но Льюис и тогда удерживал ситуацию в гонке под своим контролем, и максимум чего добился Росберг в этот день – это очередной дубль Mercedes AMG.
В Спа было много героев. В момент, когда Росберг проиграл старт, был гонщик, который провел его блестяще. Серхио Перес сразу вырвался на вторую позицию, с четвертой стартовой, затем великолепно прошел Eau Rouge, и уже на прямой Kemmel сначала поравнялся, а затем и вышел вперед относительно Льюиса Хэмилтона! Буквально на несколько метров – Льюис грамотно позиционировал машину на входе в Les Combes, и лидерство тут же вернул. А то каков был бы сюжетец?!. Чуть ранее, напарник Чеко, Нико Хюлкенберг, неудачно проведший квалификацию, не смог стартовать из-за потери мощности на болиде, и это послужило причиной переноса старта и дополнительного прогревочного круга. Процедур, которые могут сыграть критическую роль с этими нынешними чрезвычайно капризными сцеплениями. Но Перес поддержал славу Force India в Спа, ведь были сезоны, когда команда здесь просто гремела.
Перес остался героем стартового отрезка, когда обозначил свой шанс на подиум. Затем он откатился назад, хотя и его пятое место стало лучшим для него и команды в сезоне. Даниэль Риккьярдо, прошлогодний победитель Спа, вырвавшийся на старте на третье место, также обозначил свои притязания на весьма высокий результат, - что было бы особенно солидно после уверенной гонки на Хунгароринге. Тем более, что Спа не подходила болидам Red Bull в этом году, из-за недостаточной мощности моторов Renault. Это очевидно проявилось накануне в квалификации, где преимущество гонщиков с моторами Mercedes было подавляющим. На этом фоне Риккьярдо на старте сумел блеснуть. Но техника подвела его по ходу дистанции, когда машина внезапно остановилась на 20 круге.
Другие герои в полной мере проявили себя позже по ходу гонки.
Вообще-то четвертым в квалификации был Роман Грожан, но на его болиде внепланово заменили коробку передач, что привело к штрафу в пять позиций на стартовом поле, - что и вывело на четвертую стартовую позицию Переса, создав мексиканцу максимально благоприятную ситуацию для атаки подиума. Но Lotus Mercedes был в Спа действительно в превосходной форме, и где-то ко времени вторых пит-стопов Роман вернулся на позиции близ подиума. В конце гонки Грожан, занимая четвертую позицию, догонял Себастьяна Феттеля, идущего третьим. Темп Романа был выше, на последних кругах завязалось сражение за подиум. Опыт и мастерство Себастьяна позволяли ему успешно оборонять позицию, несмотря на преимущество в скорости Грожана. Но Роман не собирался бросать попытки атаковать вплоть до последнего круга… Однако за круг до финиша на выходе из Raidillion на Ferrari пилота из Германии взорвалась задняя правая шина, решив вопрос с подиумом в пользу француза.
Роман попал в тройку лучших впервые с Гран-при США 2013 года, то же можно сказать и о его команде. В том году болиды из Энстоуна были в фантастической форме, позволяя своим гонщикам даже претендовать на победы, и в концовке сезона Грожан тогда регулярно прессинговал Феттеля, в попытке завоевать свой первый Гран-при. Но то была старая добрая атмосферная Формула-1 с движками V8. С тех пор все изменилось, и для команды из Энстоуна настали тяжелые времена, как и для многих при переходе на турбированные гибридные силовые установки. Прошлый сезон был ужасен, в этом году дела стали потихоньку налаживаться. Но средств не хватает, и в Lotus не могут позволить себе обновлений по ходу сезона. Прорыв в Спа – по-настоящему большое достижение и для коллектива в Энстоуне, и для их гонщика. Роман признался, что на последнем круге его буквально захлестывали эмоции…
Даниил Квят не лучшим образом провел квалификацию, да и старт сложился не очень. Однако темп в гонке у Red Bull Renault был на удивление хорошим, и постепенно Даня поднимался наверх – несмотря на то, что на длинных прямиках Спа по мотору был явный проигрыш соперникам. Дэн сошел, но Даня подхватил знамя «Красных быков».
Для Квята в Red Bull выбрали интересную тактику со средним отрезком на шинах Medium. На заключительный стинт Даниил получил мягкие шины, и это дало ему преимущество над преследуемыми соперниками. Финальный отрезок гонки получился на загляденье! Даня догонял соперников, атаковал, обгонял. Опередив Кими Райкконена, Квят сел на хвост Массе. Началась очень интересная борьба, так как Квят открывал крыло на прямой Kemmel, но и Фелипе получал право на использование DRS, так как находился в секунде позади Переса. Скорости здесь на подходе к Les Combes были высочайшие, а перед этим надо было точнейшим образом пройти «Красную воду», чтобы зацепиться за соперника. В конце концов, Даниилу удалось великолепным маневром опередить Массу в Les Combes. Квят чуть было не позволил Массе перекрестить траектории, но все-таки сумел удержаться на правильной линии, не дав шанса пилоту Williams. Кстати, Williams Mercedes удивительно бледно смотрелся в гонке, несмотря на отличную квалификацию Валттери Боттаса и вообще тот факт, что трасса по характеристикам должна была им подходить. А Red Bull наоборот удивил приятно!
Кругом спустя точным маневром там же, перед Les Combes Квят опередил Переса, - который в начале гонки боролся за подиум. А сход Феттеля позволил подняться уже на четвертое место. Итак, Даня финишировал четвертым в Монако и Спа, на двух легендарных трассах, а в Венгрии поднялся на подиум. Эти результаты говорят сами за себя. Кстати, после схода Риккьярдо, Даниил опередил напарника в личном зачете. Но главное – наблюдать за этой борьбой было сладчайшим наслаждением для поклонника Ф1!
Вернемся к сходу Феттеля. Себастьян конечно кипятился после произошедшего, и понять его можно. Да, безусловно это был не только разочаровывающий, но и опасный момент, а тот факт, что взрыв шины был уже вторым за уик-энд, причем оба произошли в скоростных местах трассы, делал Pirelli мишенью критических стрел. И все же не стоит обрушиваться на Pirelli. Себастьяну стоит не забывать, что взрывы шин были, - и остаются частью гонок.
Итальянские шинники привезли в Спа составы Soft и Medium, - не самый очевидный выбор для бельгийской трассы. Таким образом, в гонке создавалась необходимость совершать несколько пит-стопов. К тому же в Спа по обыкновению ждали раннюю осень, а на деле стояла прекрасная летняя погода, жаркая и солнечная. Для шин это было критическим фактором.
Ferrari проводила в Спа 900-й старт в Формуле-1, а для Себастьяна Феттеля Гран-при Бельгии стал 150-м в карьере. Но темп Scuderia не совсем соответствовал столь праздничным и красивым цифрам. В квалификации Феттель занял лишь девятое место. В гонке они решили рискнуть, и проехать дистанцию с одним пит-стопом. Несмотря на износ шин Medium, Себ оставался на трассе, - и это был его единственный шанс на подиум. Теоретически шины Medium позволяли проехать до 40 кругов, но… это теоретически. В Спа резина подвергается огромным нагрузкам, одним из высочайших за сезон. Во-первых, скоростные повороты. Во-вторых, эти повороты вписаны в сложный рельеф местности. Взять одну только Eau Rouge – мало того, что машина резко меняет направление в горизонтальной плоскости, не менее резко происходит движение и по вертикали плюс атака поребриков. Такое 3D для шин является сверхиспытанием. Плюс непривычно жаркая погода. В Ferrari рисковали, пойдя на такую тактику. На этот раз риск не оправдался.
Интересно, что победа Хэмилтона стала для Mercedes первой в Спа после возвращения в Формулу-1 заводской команды. В двух предыдущих сезонах «серебряные стрелы» были близко к успеху, но что-то не складывалось. Предыдущая победа заводской команды Mercedes на легендарной трассе относилась к 1955 году и Хуану Мануэлю Фанхио. А до этого коллектив Трехлучевой звезды выигрывал в Спа еще в 30-х, до эпохи чемпионатов мира.
Тэги: бельгия, валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, кими райкконен, лотус, льюис хэмилтон, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, пирелли, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, серхио перес, спа, ф1, фелипе масса, феррари, форс индия