В последний уик-энд октября, плавно перешедший в первый ноябрьский день, в который, собственно, и состоялась гонка, в Формуле-1 произошло два отрадных события. Нико Росберг выиграл наконец Гран-при, в очередной раз стартовав с поула, и прервал свою серию неудач; Формула-1 вернулась в Мексику.
Честно говоря, когда впервые зашла речь о возвращении Гран-при Мексики на трассу имени братьев Родригес в Мехико, это вызвало двойственное впечатление. С одной стороны здорово, конечно, когда Ф1 возвращается на легендарные трассы, и подтверждением тому возвращение в Шпильберг, с другой… Современные требования безопасности в Ф1 таковы, что было сразу понятно, что серьезной перестройки легендарной трассе в Мехико-Сити не избежать. Поэтому думалось, что может лучше Ф1 и не возвращаться сюда, - пусть лучше здесь проводились бы гонки NASCAR, второго дивизиона Xfinity или пикапов, или IndyCar, требования по безопасности к трассам которого, мягко говоря, значительно ниже, чем в Ф1. NASCAR же в принципе весьма неприхотлив по отношению к мерам безопасности на роуд-корсах, благодаря чему позволяет проводить себе гонки на таких трассах, как Моспорт, сохранившихся в практически первозданном виде. Те же Роуд Америка, Сонома и Уоткинс-Глен вряд ли прошли бы инспекцию Чарли Уайтинга, зато у NASCAR практически заповедник олдскульных роуд-корсов. Думаю, легендарная Peraltada, огражденная стеной не смутила бы NASCAR. И ведь Ассоциация сток-каров действительно проводила гонки второго дивизиона в Мехико в середине 2000-х, здесь одну из побед одержал Хуан-Пабло Монтойя в 2007-м. В те же времена на Hermanos Rodriguez выступал и ChampCar, на закате своих лет… Посторюсь, было бы здорово увидеть современный IndyCar на олдскульной трассе в Мехико. Но, увы-увы… NASCAR потерял интерес к проведению этапа в Мексике, да и IndyCar обходит стороной многие интереснейшие дорожные трассы, находящиеся в зоне доступности. Потому наверно все-таки лучше было пожертвовать в какой-то степени стариной и возродить трассу, чем она бы постепенно приходила в негодность, оказавшись на обочине расписания Больших гонок. Хотя здесь и проводится местный дивизион NASCAR, но его сложно назвать по-настоящему Большими гонками…
Однако увиденное в Мехико заставляет говорить возвращению Ф1 «Да-да, и только да!» Формула-1 по-настоящему нуждается в таких трассах, и возвращение на эту трассу, «маленькую Монцу» стало большим событием. Пусть и ценой потери легендарной Peraltada, «параболики» трассы в Мехико, места гибели младшего из братьев Родригес, Рикардо в незачетном Гран-при 1962 года, и классического обгона Найджелом Мэнселлом Герхарда Бергера на финише гонки 1990 года. В остальном же трасса полностью сохранила характер. Трасса братьев Родригес хоть и находится прямо в черте города, но при этом располагается в парке, - еще одна ассоциация с Монцей. Кстати говоря, место это по-настоящему спортивное – если взглянуть на трассу с высоты птичьего полета, видно, что на территории парка, внутри гоночного кольца и поблизости огромное количество спортивных полей и площадок; - все это было построено при подготовке к Олимпийским играм 1968 года, в результате получился район, который можно сравнить с нашими Лужниками. Это, кстати, роднит трассу в Мехико-Сити с трассами в Сочи, Монреале, а также городским кольцом в Сиднее. Так вот, так или иначе, но городская застройка не позволяет совсем вольно перестраивать трассу, поэтому на деле здесь невозможно было организовать какие-то огромные зоны безопасности, и трасса осталась весьма олдскульной, стенки здесь во многих местах располагаются достаточно близко. Конечно, Peraltada в старом виде современная Ф1 никак переварить не могла. Фактически это поворот овала, огражденный стеной, - и стену эту действительно двигать некуда, так как далее городская улица. Конечно, можно привести в пример Сочи – поворот Medal Plaza, но в него гонщики входят после жесткого торможения перед вторым поворотом и затем разгоняются. В Мехико же Peraltada идет сразу после протяженной прямой. Так что, ни-ни!
| |
Но и найденное решение нельзя не признать изящным. Заместо Peraltada Формула-1 получила медленную секцию, проходящую прямо на стадионе, с огромными трибунами. Да, в свое время внутри Peraltada был построен бейсбольный стадион Foro Sol. Им также пожертвовали ради Ф1, прямо по бейсбольному полю теперь проходит гоночная трасса, а трибуны остались на своих местах, образовав величественный амфитеатр. И хотя возвращение Ф1 в Мексику вызвало в принципе огромный энтузиазм, трибуны заполнялись уже в пятницу, не говоря уже о гонке, но именно здесь, на стадионе Foro Sol кипели самые горячие эмоции! Медленная секция Foro Sol переходила во вторую часть старой Peraltada, получившую наименование Mansell, - теперь этот поворот уже не был столь скоростным, будучи по-прежнему огражден стеной, и далее, разгон на стартовую прямую.
Трасса в Мехико уникальна еще и благодаря расположению на высоте 2200 метров над уровнем моря, что позволяет назвать ее по-настоящему высокогорной трассой Ф1. Куда там Интерлагосу со Шпильбергом! Благодаря разреженности воздуха, при загрузке аэродинамики, сравнимой с медленными трассами в Монако и Будапеште, скорости в конце длинной стартовой прямой достигали 360 км/ч! При этом тормоза охлаждались гораздо менее эффективно, опять же из-за разреженности воздуха, и учитывая несколько жестких торможений, это делает трассу в Мехико довольно опасной. Такова «маленькая Монца». Сумасшедший энтузиазм публики, интереснейшая конфигурация трассы да еще и крайне скользкий асфальт превращает ее в совершенно неповторимый, пьянящий коктейль.
Нико Росберг продолжил в Мехико свою удивительную серию квалификационных побед. Его поул в субботу стал уже четвертым подряд (20-м в карьере), Льюис Хэмилтон же не выигрывал квалификации аж с Монцы в начале сентября! Но раз за разом в последних гонках Нико терял преимущество поул-позиции в гонке. В Сузуке он не слишком удачно стартовал, после чего партнер вытеснил его с трассы на выходе из первого поворота; в Сочи Росберг все сделал как надо, но на этот раз подвела техника. Что уж говорить о событиях недельной давности в Остине, где случился и контакт в первом повороте с Льюисом, и обиднейшая ошибка самого Нико, лидировавшего в гонке, а партнер к тому же благодаря этому досрочно выиграл чемпионский титул. Разочарованию Нико не было предела, и это даже вызывало опасения, как бы эти события не сломали его психологически. Но мне понравился его настрой после Остина – Росберг собирался продолжать атаковать, и, проиграв титул, постараться выиграть у Льюиса «маленький чемпионат» из трех заключительных гонок сезона. Да и думаю, окончательная потеря чемпионата раскрепостила Нико.
| |
В воскресенье Росберг все сделал как надо, и на этот раз удача не отвернулась от него. Критически важным моментом стал старт гонки, который Росберг выиграл у Хэмилтона, а затем Нико получил преимущественную стратегию. Когда Mercedes решил перейти на тактику двух пит-стопов, Льюис Хэмилтон попытался было настоять на том, чтобы остаться на тактике одного, но команда справилась с ситуацией. На самом деле, пойдя на поводу Хэмилтона, они, во-первых, испортили бы обстановку внутри команды, заставив нервничать Росберга, а во-вторых, Льюис проиграл бы очень серьезно. Во-первых, из-за того, что его шины не выдержали бы до финиша. Во-вторых, с учетом выезда пейс-кара, Хэмилтон проиграл бы еще раньше, так как от его преимущества не осталось бы и следа. Так что все в Mercedes сделали правильно. Команда была довольна победой Нико. Опыт прошлого года научил руководство команды быть мудрыми. Им не нужен гонщик, который будет психологически сломлен и смирится со статусом второго пилота. Им нужен Росберг, который по-прежнему горит желанием выиграть у Хэмилтона. И такие победы, как в Мехико, поддерживают аппетит Нико на нужном уровне. За всю гонку Росберг разок все же допустил ошибку, промазав на торможении, но, в отличие от событий Остина, не выпустил Льюиса вперед.
За спиной же лидеров из Mercedes горячих событий хватало. Настоящим героем дня стал Валттери Боттас. А как же иначе охарактеризовать Валттери? Сначала он боролся с Кими Райкконеном, - продолжилась их дуэль в Сочи. В конце концов двум финнам не хватило на двоих места в шикане, болид Кими подлетел на колесе Williams Боттаса, после чего Ferrari со сломанной задней подвеской застыла на обочине. Обратный результат относительно Сочи. Машина же Боттаса оказалась не повреждена – и он приехал на ней на подиум. Не иначе, герой дня!
| |
Вообще же в Мехико отлично выглядели болиды Red Bull. Особенно на втором секторе трассы, изобилующем требовательными поворотами. Причем Даниил Квят опередил своего напарника в квалификации, и это произошло впервые после этапа в Монце. Что еще более важно, Квят опередил Риккьярдо в борьбе за высокие позиции, - начинать гонку Дане предстояло четвертым, поделив второй ряд с Себастьяном Феттелем. Впрочем, дальше бороться с Феттелем больше выпало как раз Риккьярдо. В итоге в жесткой борьбе на торможении в первом повороте после старта гонки Себ захлопнул калитку перед своим прошлогодним партнером по команде, за что получил сзади удар от Red Bull, стоивший ему прокола. Квят же со старта сразу вышел на третье место, и стабильно удерживал его. Даниэль хотя и провел всю гонку позади Даниила, но так и не оказал на него по-настоящему сильного прессинга.
К потере позиции Квятом привел пейс-кар. Вызванный как раз вылетом Феттеля. Себастьян, прорывавшийся из хвоста пелотона после прокола, не удержал машину на торможении, вылетев в стену на скоростном участке второго сектора трассы. В Мехико было скользко, в Мехико тормозам приходилось тяжело… В итоге два болида Ferrari не были классифицированы в гонке впервые с Гран-при Австралии 2006 года, двойной сход произошел впервые с Гран-при Австралии 2009 года. Под пейс-каром Red Bull сработал оперативно, обслужив две машины на одном круге, без потери времени. Более того, Риккьярдо на пит-стопе опередил Фелипе Массу, которого до этого вплотную преследовал, но не мог обогнать из-за более высокой максимальной скорости Williams Mercedes. С Боттасом же Williams среагировал не сразу, зазвав его на пит-лейн только кругом спустя. Но в пользу финна сыграло то, что пелотон не успел уплотниться за машиной безопасности. Это позволило Валттери вернуться на трассу на четвертом месте, непосредственно позади Квята. К сожалению, на рестарте Даня стал легкой добычей финна, как раз из-за разницы в максимальной скорости Williams и Red Bull. Хотя подиум был очень возможен в этот день. Таким образом, гонка Williams, Red Bull и Ferrari была связана единой нитью.
| |
Но главный объект поклонения мексиканской торсиды располагался на трассе немного дальше. Серхио Перес выступал впервые на родине, в результате не только для него, но и для его команды Force India это был практически домашний Гран-при, недаром команда презентовала свой болид в начале года именно в Мехико. Серхио придавал огромное значение этому выступлению, говоря о нем как о пике карьеры, о сбывшейся мечте. Кстати, для его старшего брата Антонио домашние выступления как раз довольно привычное мероприятие, ведь он выступает как раз в мексиканском дивизионе NASCAR.
В итоге против Чеко также сыграл выезд автомобиля безопасности. Известный своим бережным отношением к шинам Перес сделал ставку на тактику одного пит-стопа, причем Force India разделила своих гонщиков по тактике – Нико Хюлкенберг останавливался два раза. Однако пейс-кар нивелировал то преимущество, которое позволял получить отказ от дополнительного пит-стопа, и Серхио финишировал позади партнера по команде.
Льюис Хэмилтон очень хотел получить сомбреро на подиуме в Мехико, и в Pirelli его слова были услышаны. Льюис, как и Нико с Валттери получили свои широкополые шляпы от поставщика шин во время церемонии награждения, которая проходила прямо на глазах огромного стадиона – это решение организаторов гонки в Мехико тоже было классным! Но главным героем на подиуме был на этот раз не Льюис, - им был Нико Росберг, завоевавший 12-ю победу в своей карьере и четвертую по ходу нынешнего сезона. Кстати, при возвращении Ф1 в Шпильберг первым победителем обновленного Гран-при Австрии тоже был Нико, своего рода тенденция вырисовывается. И все-таки обладание доминирующей машиной – это большая привилегия. Даже если ты проигрываешь чемпионат, даже если твой напарник обычно быстрее, но она дает шанс выигрывать гонки. Этим шансом Нико регулярно пользуется. И это большой резон продолжать ему карьеру в Mercedes, продолжать пытаться навязать борьбу Хэмилтону. Пусть многие и считают, что результат этой борьбы известен заранее.
Тэги: валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, кими райкконен, льюис хэмилтон, мексика, мерседес, мехико, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, серхио перес, уильямс, ф1, феррари, форс индия