Откровенно говоря, атмосфера, сопровождавшая Гран-при Абу-Даби, заключительный этап сезона’2015, была несколько расслабленной, предотпускной. Напоминая чем-то ощущение от товарищеского матча. А что? Длинный сезон подходил к концу, все главное было уже давно выяснено. Для Абу-Даби осталось только несколько локальных схваток. Борьба за четвертое место в чемпионате между двумя финнами, Кими Райкконеном и Валттери Боттасом, спор между напарниками по Red Bull Даниилом Квятом и Даниэлем Риккьярдо, кто из них закончит сезон выше в личном зачете, Нико Хюлкенберг собирался отстоять свою десятую позицию. В Кубке конструкторов Toro Rosso намеревалась нанести заключительную атаку на шестую позицию Lotus, а также маловероятной казалась возможность McLaren Honda опередить Sauber за восьмое место… Ощущение завершения сезона усиливалось еще и тем, что Гонка чемпионов, являющаяся символичным завершением года в автоспорте, на этот раз прошла еще до финального этапа Ф1. Победу в ней впервые в личном зачете одержал Себастьян Феттель (до этого несколько раз побеждавший в Кубке наций за команду Германии напару с Михаэлем Шумахером), и этот триумф «по гамбургскому счету» стал еще одним highlight в сезоне немецкого гонщика.
Однако была в Абу-Даби еще одна цель, которая выглядит весомей всех вышеперечисленных дуэлей в чемпионатах. На кону стояла победа в одном из 19 Гран-при сезона, и на нее было два серьезнейших претендента: Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. И честно говоря, концовка сезона в Ф1 выглядит на мой взгляд очень неоднозначной, несмотря на казалось бы однозначность итогов этого чемпионата.
После разочаровывающей гонки в Остине Нико Росберг заявил, что цель его на оставшиеся три гонки этого чемпионата – выиграть некий «мини-чемпионат» из оставшихся трех этапов у Льюиса Хэмилтона. В Абу-Даби Нико выиграл гонку, стартовав с поула. Росберг стартовал с поула в Мексике, Бразилии и Абу-Даби и выиграл все эти гонки, доминируя в них и не оставив шанса Льюису Хэмилтону. То есть, если допускать правомочность этого «мини-чемпионата», Нико выиграл его со 100-процентным результатом.
Иногда говорят, что с Ф1 вообще все ясно. Не согласен, в чемпионате всегда есть несколько горячих интриг, ответ на вопросы которых далеко не однозначен. И одна из таких интриг – Нико Росберг, гонщик, по-прежнему остающийся для меня загадкой.
В Остине казалось бы была поставлена точка неудачного для Нико сезона. Но на деле оказалось, что Росберг там поставил точку своим неудачам в 2015 году. И если говорить о картине всего сезона, в первую очередь со стороны статистики, - год у Нико получился удачным, чуть ли не самым успешным в его карьере. Хотя в 2014-м он боролся за чемпионат вплоть до финала в Абу-Даби.
Нико выиграл семь поулов за сезон, но что гораздо важнее – шесть из них подряд, начав в Сузуке и вплоть до заключительной гонки в Абу-Даби. Лишним будет говорить, что Росберг установил личный рекорд, - Нико повторил лучшие серии Лауды, Мэнселла и Хаккинена, это больше, чем у Жака Вильнева, Монтойи, Алонсо и Феттеля. В Абу-Даби Росберг завоевал 22-й поул в карьере, сравнявшись с Фернандо Алонсо. Завоевав победу в заключительной гонке сезона, Росберг довел количество побед в 2015 году до цифры шесть – это больше, чем удавалось Нико выигрывать в течение одного сезона прежде. Он впервые в карьере выиграл три гонки подряд. В Абу-Даби Росберг выиграл 14 гонку в своей карьере, и стал первым победителем на трассе Яс-Марина, кто еще не выигрывал чемпионат мира. Вообще Нико Росберг по многим показателям в Ф1 стал самым успешным гонщиком в истории из числа тех, кто не становился чемпионом. По некоторым показателям среди нечемпионов он еще уступает сэру Стирлингу Моссу. Признаваемому величайшим гонщиком в истории Формулы-1, которому не удалось стать чемпионом мира. Так что либо Нико Росберг оставит за собой след в истории Ф1, как самый успешный по статистике пилот, так и не ставший чемпионом, либо… Он все-таки выиграет чемпионат?
| |
Продолжающиеся серии Нико Росберга из поулов подряд и побед подряд – это серьезно, это понимают в Ф1 все. И именно поэтому Льюис Хэмилтон, несмотря на то, что свои задачи в этом сезоне он уже выполнил, в Абу-Даби выглядел несколько напряженным. Он прекрасно понимал, что с доминированием Росберга надо заканчивать, он действительно хотел выиграть в Абу-Даби, и таким образом поставить в сезоне победную точку. Но на деле здесь вновь выиграл Росберг, снова в доминирующем стиле. Нико продлил свои серии и, более того, он сделал так, что все понимают – он имеет шанс продлить их еще больше, уже на старте следующего сезона. С этой точки зрения, Нико Росберг уже сделал психологический задел для борьбы в следующем чемпионате. И понятно, именно он горел энтузиазмом после финиша гонки: «Я хотел бы, чтобы чемпионат 2016 года стартовал уже завтра!» Хотя многие в Ф1 с радостью дождались окончания долгого сезона, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон и вовсе с чувством долгожданного облегчения, настолько тяжелым выдался год в McLaren Honda; да и Льюис Хэмилтон с удовольствием пойдет на каникулы – после триумфальной кампании не лишним будет перезарядить батарейки. Но только не Нико – он сейчас в оптимальной форме, и он был готов сразу броситься в дальнейшую борьбу.
Главный вопрос концовки чемпионата – в чем все-таки главная причина нового расклада сил, техническая или психологическая. Льюис Хэмилтон утверждает, что после Сингапура в конструкцию машины был внесен ряд изменений, и в сумме они привели к тому, что баланс болида с точки зрения британского гонщика ухудшился. Напротив, после Сингапура Нико говорит, что машина отлично подходит ему. Также Хэмилтон в последних гонках неодобрительно говорил о проблеме с обгонами в Ф1 и все время настаивал на том, чтобы команда давала ему возможность выбирать альтернативную относительно Нико тактику. Безусловно, поражения в последних гонках неприятны для Льюиса, хотя они и не повлияли на исход чемпионата. Другой вопрос, может ли быть так, что после выигрыша чемпионата Льюис подсознательно немножко расслабился, хотя сознательно он и не признается себе в этом, и стал чуть-чуть терять в темпе; Нико Росберг же напротив, проиграв титул, раскрепостился, и стал атаковать в полную силу – необходимость бороться за чемпионат и набирать какие-то очки больше не довлела над ним. Это очень важный вопрос, и ответ на него напрямую мы не получим. Если причина все-таки техническая, и машина действительно после Сингапура больше подходит Росбергу чем Хэмилтону, учитывая, что болид следующего года будет развитием нынешнего, у Росберга есть шанс добиться на тестах, чтобы новая машина по-прежнему лучше подходила ему. И тогда он получит шанс сделать задел на старте нового сезона. Если же дело в психологии… Тогда Льюис хорошенько отдохнет зимой, и вновь будет неудержим, еще и разозленный последними поражениями.
| |
В Абу-Даби кроме главных героев чемпионата внимание приковал к себе Кими Райкконен, завершивший сезон на подиуме. Во многом то, что Кими на трассе Яс-Марина оказался лидером Scuderia Ferrari, было волей случая. Стратеги команды неправильно спрогнозировали ситуацию в конце первого сегмента квалификации, решив, что Себастьяну Феттелю не понадобится дополнительная попытка; в результате Себ не смог продолжить борьбу в квалификации и стартовал из хвоста пелотона. Не первая, кстати, подобная оплошность Скудерии. Впрочем, Феттелю в гонке удался прорыв, и следует напомнить, ему это делать в Абу-Даби не впервой. Зато Кими квалифицировался в тройке лучших и в гонке удержал эту позицию, финишировав на подиуме. Как представил его Дэвид Култхард во время интервью на подиуме, «самый популярный гонщик в Ф1», финский ветеран на высокой ноте завершил сезон, а в следующем году борьба продолжится. Кими полон оптимизма: в 2015 году был явный прогресс после провального 2014-го, и он надеется, что в 2016-м будет только лучше.
Нельзя не сказать и несколько слов о нашем Данииле Квяте. В Абу-Даби он уступил напарнику, Даниэлю Риккьярдо, и в квалификации, и в гонке, но следует также учитывать, что по ходу дистанции на Red Bull россиянина начала барахлить ERS, из-за чего силовая установка теряла в мощности. В результате Даня не мог атаковать преследуемых гонщиков, и сам, в свою очередь, был вынужден с трудом отбиваться от пилотов, его догонявших. Так, перед финишем Квят был вынужден пропустить Романа Грожана, который отлично провел заключительную гонку в составе команды из Энстоуна. Тем не менее, Даня удержал позади Карлоса Сайнса, закончив гонку в призовой десятке. Этого хватило Квяту, чтобы остаться в чемпионате впереди Риккьярдо. Нельзя не признать, что сезон пилот из России провел успешно, отметить его явный прогресс по сравнению с дебютным сезоном. При этом сам Квят признался, что по сравнению с дебютом в Toro Rosso, выступая за Red Bull, по-прежнему воспринимающийся как топ-команда он ощутил на себе и прессинг, и жесткие требования «привозить» результат. Тем ценнее то, что по словам руководства Red Bull Racing, Даня справился со своими задачами. В 2015 году он лишь пять раз остался без очков: в Австралии, Китае, Австрии, Японии и США, при этом явная ошибка была им допущена только в Остине, в то время как в Шпильберге и Сузуке Red Bull просто не хватало темпа, а в Мельбурне из-за неполадок Даниил и вовсе не смог стартовать в гонке. Самое главное, Квят сохранил свое основное качество: даже когда сезон начинается сложно, он находит в себе ресурсы достигнуть прогресса по ходу года и переломить ситуацию. Это мы наблюдаем в исполнении Дани уже не первый год.
| |
Все-таки стоит признать, что Гран-при Абу-Даби – мягко говоря, не самая сложная гонка в сезоне. Сочетание очень гладкого, неабразивного асфальта, время года и время суток, когда проводится гонка – все это делает ее щадящей и «по физике», и с точки зрения сложности пилотажа. Да, здесь довольно интересный, техничный третий сектор, от которого получает явное удовольствие Льюис Хэмилтон, но в остальном Абу-Даби создало себе имидж фантастической инфраструктурой и очень красивой телекартинкой, о которой мне не раз доводилось слышать восхищенные отзывы от людей, сторонних миру гонок. Здесь бывали решающие сражения за чемпионат, и тогда в ночи действительно сверкали искры, но в этот раз все было давно решено, а потому прошло достаточно спокойно. Сезон завершился спокойно, в чуточку расслабленном состоянии…
Сейчас, когда как в нашей стране, так и по всей Европе повсюду расставлены рождественские/новогодние елки и развешены блестящие гирлянды, когда до Нового года осталось совсем, на самом деле, немного, хочется загадать желание на следующий формулический год. Хочется пожелать великого сезона, когда Нико Росберг действительно сможет бросить вызов в борьбе за чемпионат Льюису Хэмилтону, а Ferrari наконец достигнет той формы, которая позволит ей реально бороться за титул с Mercedes. Вряд ли для Формулы-1 можно было бы придумать лучший рецепт, чем этот.
Тэги: абу даби, гонка с доминированием, даниил квят, даниэль риккьярдо, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, ф1, феррари, яс марина