Льюис Хэмилтон одержал в Монце победу в доминирующем стиле. Собственно, ничего неожиданного в этом не было. Храм Скорости и быстрейшие машины хорошо подходят друг другу. А что может быть лучше в нынешней Ф1, чем мощнейший Mercedes в руках Льюиса? На этот раз британец не просто одержал очередную победу: седьмую в сезоне и третью по ходу карьеры в Монце, но, завоевав поул, показав быстрейший круг на дистанции гонки и лидируя от старта до финиша, установил уникальное достижение в современной Ф1 – Большой шлем. Который стал для Льюиса всего вторым за карьеру – после прошлогодней Малайзии.
В прошлом про Монцу всегда ходила байка, что на домашний Гран-при Ferrari привозит супермотор. Как бы там ни было, но настоящий супермотор на этот раз привез как раз Mercedes – при его доработке в Бриксворте использовали все доступные 7 баллов (по системе классификации доработок силовых установок FIA). Ferrari тоже доработала силовую установку к Монце, но использовала только 3 балла из 7. Так что доминирование «серебряных стрел» на узких прямых Монцы было делом ожидаемым, как и в легендарные времена. Но и Ferrari ощутимо прибавила – на квалификации Райкконен с Феттелем были близки к Хэмилтону, и Кими в итоге квалифицировался на первом ряду. По сравнению с прошлым годом контраст был ощутим.
| |
Интересно, что супермотор Mercedes был доступен в Монце только двум гонщикам заводской команды из Брэкли. Выглядит достаточно любопытно, если вспомнить, что еще где-то в начале сезона в Williams говорили о самой вероятной трассе для своей победы как раз про Монцу – потому что конфигурация шасси Williams в сочетании с движками Mercedes именно здесь должна была по-настоящему выстрелить. Но про Williams можно сказать, что ковать железо нужно пока горячо, а не откладывать на потом, когда расклад может поменяться. Тем не менее, Williams не заслуживает критики – команда сэра Фрэнка и так делает все возможное; когда были опубликованы бюджеты команд, выяснилось что частный Williams значительно уступает группе из Mercedes, Ferrari, McLaren и Red Bull. И тем не менее именно подопечные сэра Фрэнка борются в лидирующей группе. Однако подозрения с Mercedes снимаются хотя бы потому, что второй из двух доступных новых моторов привезли в Монцу только в четверг. В Бриксворте просто успели произвести только два новых двигателя, поэтому клиентам придется подождать. Именно с новыми движками и связана развязка в борьбе двух Mercedes в Монце. На болиде Нико Росберга его пришлось заменить после субботней тренировки из-за неполадок, причем заменить на двигатель старой конфигурации, прошедший пять гонок, начиная с Канады, в том числе и сложнейшую по условиям Спа. Вероятно поэтому Росберг показал в квалификации лишь четвертое время, уступив обеим Ferrari. Вряд ли Нико из-за двигателя проиграл старт, и в любом случае, скорость у его машины была – он уверенно догонял и обгонял соперников, в концовке Гран-при оказывая давление на Феттеля в сражении за вторую ступень подиума. Но главное – Хэмилтон получил в Монце ощутимую фору, при том, что два гонщика команды оспаривают титул между собой. И второе – мотор подвел Росберга перед финишем, лишив его не только третьего места, занимаемого Нико в тот момент, но и любых очков вообще. Разрыв в чемпионате сразу вырос до 53 очков. И если после Спа говорили, что сход вычеркнул Феттеля из претендентов на чемпионство, хотя надежды Себастьяна в любом случае были весьма призрачными, то Монца по большему счету поставила крест и на шансах Росберга, а ведь Нико, в отличие от Себа, был претендентом вполне реальным, пусть и не настолько, как год назад. В этом году двойных очков в финальной гонке нет, а потому преимущество более 50 очков – это победа в чемпионате за два этапа до окончания сезона. Этот отрыв поди отыграй, при том, что в 2015-м, в отличие от 2014-го, всякие проблемы пока обходят Льюиса стороной. Двойные очки конечно добавляют большой элемент неожиданности – в этом можно убедиться на примере гонки Indycar в Сономе: Скотт Диксон и Хуан Пабло Монтойя могут многое поведать по данной теме. Нико Росбергу же оставалось только поскорей забыть этот Гран-при в кругу Вивиан и только-только родившейся дочки…
На другом полюсе Монцы по отношению к двигателистам Mercedes были мотористы Renault. Про Honda и говорить не приходится – остается только удивляться громким заявлениям представителей японской компании, рассказывающим о мифической мощности и обещающим златые горы не сегодня так завтра. Сказали бы уж, что этот сезон тестовый – и сняли бы с себя прессинг, а то просто выглядят глупо.
Кстати в Спа McLaren Honda отработала хитрую комбинацию с двойной заменой двигателя. И вправду, почему бы дважды не апробировать новые двигатели? Пусть судьи выпишут двойной штраф, на деле отбывать скорее всего придется даже меньше одного номинального. А дальше целых два двигателя можно использовать по ходу сезона без дальнейших штрафов. В Монце, которая хуже всего подходила для Renault и ее клиентов, ту же схему решили применить и подопечные Дитриха Матешитца. В результате на стартовом поле мы увидели небывало высокие позиции двух Manor Marussia, два McLaren, стартовавшие даже выше, чем показанные ими позиции в квалификации – несмотря на штрафы! – и Red Bull с Toro Rosso, поделившие между собой последние ряды решетки.
| |
Даниэль Риккьярдо и Даниил Квят затем в гонке неплохо прорывались. Впрочем, Карлос Сайнс и Макс Ферстаппен тоже. Хотя, конечно, недостаток мощности на прямых все-таки ощущался – это было наглядно видно на примере Серхио Переса и Квята, когда Даня сначала прессинговал мексиканца, но затем он уехал от соперника. Все-таки в его распоряжении был Mercedes. Зато Дэн Риккьярдо совершил обгон в последнем повороте гонки, в Parabolica опередив набравшего неплохой ход к середине сезона Маркуса Эриксона. А ведь в его распоряжении на Sauber был мотор Ferrari… Оба пилота Red Bull набрали очки в Монце, пусть и небольшие. Квят ограничился одним за десятое место – но тоже прогресс по сравнению с прошлым годом, когда Даня остался без очков несмотря на красивую гонку.
Но общая картина относительно Renault неутешительна. Они пока так и не использовали ни одного из 12 баллов. Несмотря на сотрудничество с Марио Иллиеном, его идеи так и не реализованы на практике. Renault обещала серьезное обновление двигателя к Сочи, но сейчас уже пошли разговоры, что наверно к Остину, и т.д. На этом фоне в Монце слухи о том, что Red Bull разорвет сотрудничество со своим давним партнером уже в 2016 году, звучали все утвердительнее. У них были славные победы в эпоху «поздних атмосферников», но начало новой турбоэры вышло обескураживающим. Несмотря на традиции… Что дальше? Логично было бы воссоздать заводскую команду в Энстоуне, для Lotus это стало бы выходом из кризиса, но Renault пока не проявляет решительности. Lotus, имеющий неплохой в базе болид и отличный движок Mercedes из-за хронической нехватки финансов не может себе позволить обновлений, имеет дефицит запчастей и множество других проблем… Монца, как и Спа, одна из трасс в календаре, отлично подходящая болидам из Энстоуна, но, увы, оба были потеряны уже в первом повороте Монцы после контактов с соперниками. В результате в упорнейшем матче в Кубке конструкторов между Энстоуном и Сильверстоуном (причем обе команды используют одинаковые двигатели Mercedes) вперед вновь уверенно вышла Force India.
В Монце было много борьбы, много ярких эпизодов и обгонов. Практически на финишной линии решалась борьба за нижнюю ступень подиума между партнерами по Williams Mercedes. И вновь, в который раз по ходу сезона победителем из сражения напарников вышел Фелипе Масса, а не молодой и подающий большие надежды Валттери Боттас. Масса, как и год назад, поднялся на потрясающий подиум Монцы, где толпы тифози приветствовали его не менее горячо, чем «своего» Феттеля. Вот только зачем Фелипе раз за разом повторял, что он слишком стар для такой борьбы, как в концовке гонки с напарником? Кокетничал? Да, безусловно. Но про него, и гонщиков его поколения: Баттона, Райкконена, все чаще звучат высказывания, что они «идут с ярмарки». Фелипе и Кими их команды все-таки продлили на следующий год, ситуация с Дженсоном пока не ясна. Хотя Баттон вновь и вновь удивляет своими результатами, хотя удивляться, казалось бы, нечему. За эти годы мы достаточно узнали Дженсона и его возможности. Но и Фелипе нередко показывает себя здорово, и Кими еще есть чем показать себя. Лишь позиции Алонсо в этой группе ветеранов по-прежнему выглядят незыблемыми, как скала, но на то репутация Фернандо. Но все эти гонщики – легенды спорта, с ними со всеми многое связано в истории. И хочется еще понаблюдать за ними за рулем болидов Ф1 – им еще есть чем удивить поклонников. Пусть молодежь и вовсю наступает на пятки. Вот только тон высказываний Фелипе, пусть и шутливый, наводит на мысли. Если ты стар – то что ты здесь делаешь?
| |
После квалификации позиции Ferrari были многообещающими, но слишком многое решил старт. Кими Райкконен потерял практически все – вот нынешние правила стартов в действии. Феттель попытался навязать борьбу Хэмилтону в Variante Alta, но чего-то значительного не вышло. Пусть Кими потом радовал фанатов красивым прорывом, благо все-таки не заглох на старте, хотя и ушел в гонку последним. Пусть Феттель называет это второе место лучшим в своей карьере. Но именно на старте пилоты Scuderia могли что-то поделать с Хэмилтоном, оттеснить его назад – и тогда еще неясно как бы все складывалось дальше. Получив простор на старте, Льюис был уже неудержим.
Появившаяся угроза штрафа заставила Льюиса атаковать в концовке гонки в квалификационном темпе. И это здорово! Формула-1 нуждается в том, чтобы гонщики так атаковали, чтобы после финиша они выглядели уставшими. Но и Льюису будет приятно вспомнить Монцу этого года, ведь он выкладывался до конца. А ведь именно здесь, по его словам, так кайфово скользить в условиях низкой прижимной силы…
Завоевав 40-ю победу в карьере в Монце, Льюис вплотную подобрался к достижениям своего величайшего кумира, Айртона Сенны. Хэмилтон, по его словам, придает большое значение тому, что если он завоюет 41-ю победу в Сингапуре, ему на достижение такого количества побед понадобится столько же гонок, сколько и Айртону. Любопытное наблюдение, хотя наверняка у статистиков найдется что сказать по этому поводу. Но гонкой больше, гонкой меньше – по большему счету, это неважно. Важно то, как Льюис проводит гонки, как он в настоящее время «вколачивает» свое имя в историю Ф1. И не зря его, британца, приводящего к победам главных конкурентов Ferrari, тифози в Монце тоже горячо приветствуют. Болельщиков не обманешь.
Тэги: большой шлем, даниил квят, италия, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, монца, нико росберг, ред булл, рено, себастьян феттель, уильямс, ф1, фелипе масса, феррари