Гонка в Бахрейне второй год подряд прошла при искусственном освещении, - и, как и год назад, отличалась интересной борьбой. Следствие ли это проведения Гран-при в темное время суток? Сложно сказать, на мой взгляд, если бы гонка этого года проходила днем, а не вечером, борьба могла быть еще интереснее, потому что разница между Mercedes и Ferrari сократилась бы еще сильнее. Забавное совпадение – в этом году гонки пока словно чередуются друг с другом: в Австралии было скучно, зато в Малайзии выдался отличный Гран-при; затем малоинтересная гонка в Китае, которую сменила весьма захватывающая в Бахрейне. Все-таки, в основном решение проводить эту гонку после захода солнца приветствуют; в этом году я впервые натолкнулся на отзывы, что Гран-при Бахрейна стал попадать в перечень этапов Ф1, рекомендованных к обязательному посещению. Впервые эта гонка прошла в 2004 году, и за более чем десятилетие, стала все-таки «своей» в календаре Ф1. Гран-при, словно хорошее вино или коньяк, - с годами только набирают ценность. Вот и к гонкам в Бахрейне и в Китае вышесказанное относится в полной мере – за прошедшее десятилетие они обрели свою историю. Хотелось бы, чтобы и Гран-при России в недалеком будущем ждала подобная судьба…
После первых гонок сезона, нынешний чемпионат напоминает мне немного 1998 год. Тогда тоже на старте чемпионата преимущество McLaren было подавляющим, а потом неожиданно выяснилось, что Ferrari близко и готова давать бой, в основном силами Михаэля Шумахера. Говорить пока о том, что Себастьян Феттель всерьез ввяжется в борьбу за титул, сильно преждевременно, но Scuderia готова к борьбе с Mercedes за подиумы и победы, стоит только лидеру допустить малейшую слабину. Вот Жак Вильнев вообще заявил, что Mercedes после своих успехов расслабился.
Приятно видеть, что Кими Райкконен снова борется на высшем уровне. Машина этого года подходит Кими, он доволен ею, а потому вновь весел и конкурентоспособен. В Бахрейне Себастьян Феттель немного откатился назад, чем не преминул воспользоваться Кими. Финн повел борьбу с Mercedes, воспользовавшись своими козырями: тактикой, своим умением бережно обращаться с шинами, помноженным на то, что Ferrari SF15-T также бережна к резине. Когда перед финишем Кими нагонял Нико Росберга, сомнений в том, что он сумеет его обойти, не было. Но Нико даже облегчил задачу Райкконену – на его Mercedes к этому моменту пришли в негодность тормоза. Росберг конечно был раздосадован – он вновь горел желанием побороться с Льюисом Хэмилтоном, и вновь Льюис на немного, но все равно постоянно был впереди.
Неожиданностью было то, что последние круги были критическими в плане победы и для Хэмилтона. Та же проблема, что и у Нико – тормоза. До того казалось, что Льюис спокойно идет к очередной победе, но тут выяснилось, что Райкконен во-первых близок, а во-вторых, значительно быстрее. Но Льюис успел выиграть. Для Кими же это был первый подиум с момента возвращения в стан «красных» в прошлом году. Своего рода маленький триумф, как бы ни был он флегматичен на подиуме.
| |
Самое главное, приятно, что Ferrari вновь в борьбе. Великая команда с великой историей – она должна всегда бороться за победы. Да, такой год, как прошлый, допустим – но только затем, чтобы разбудить голод к большим успехам. Когда кризис продолжается более года, это уже плохо для Формулы-1. Исторические команды должны бороться во главе пелотона. И оттого приятно, что Williams возрождается, демонстрируя прогресс второй год подряд. Оттого грустно наблюдать нынешнюю форму McLaren. Команда из Уокинга явно идет к тому, чтобы зеркально повторить свою трехлетнюю беспобедную серию 90-х (1994 – Peugeot, 1995, 1996 – первые годы с Mercedes). Так и ныне, McLaren не выигрывал в двух своих заключительных с Mercedes сезонах – в 2013 и 2014, а теперь в первом с Honda о победах и близко речи не идет. Пока добиться бы средних результатов, о которых не приходится говорить даже сейчас – лучшие результаты у Дженсона Баттона в Австралии и у Фернандо Алонсо в Бахрейне – 11 места. Но Ясухиса Араи упрямо говорит о подиумах уже в этом году. Остается пожелать им только удачи. Без McLaren Ф1 тоже плохо.
Валттери Боттас выиграл локальную битву с Себастьяном Феттелем, но это пока все, что в этом году Williams противопоставил Ferrari. Команде из Гроува обязательно надо прибавлять, чтобы приблизиться по скорости. Сражение же Боттаса с Феттелем наглядно показало, что если у лидирующей машины высокая максимальная скорость, даже такие приспособления как DRS не гарантируют обязательного обгона. Добавим, при грамотных оборонительных действиях защищающегося пилота. Хотя, конечно, DRS добавил гонкам Ф1 зрелищности, это следует признать. В Бахрейне, как и в Шанхае, это особенно заметно. И все же эти действия напоминают попытку залатать дыру. Проблему зрелищности в Ф1 нужно решать кардинально, о чем заговорил Берни Экклстоун. Повышение мощности моторов – пожалуй, путь в верном направлении. Нынешняя безопасность болидов и трасс позволяет об этом говорить. Но крайне важно максимально снизить влияние аэродинамики и повысить роль механического сцепления. Более широкие шины и унифицированные элементы аэродинамики, вот, что пожалуй могло бы стать кардинальным путем повышения зрелищности в Ф1. И, конечно, никакого кошмара, какой представляют ныне передние антикрылья, где можно насчитать по пять аэродинамических плоскостей с каждой стороны крыла! Стоит ли удивляться после этого, что даже в Шанхае в кои-то веки пилоты жаловались на то, что сложно приблизиться к впереди идущей машине на длинной прямой…
| |
На фоне прогресса Ferrari крайне грустно наблюдать за фиаско мотористов из Renault. Гонка Даниэля Риккьярдо в некотором плане выглядит даже метафорично – он добился лучшего результата в сезоне, финишировав шестым, но прямо на финишной линии его болид изверг густое облако дыма, - это испустил дух мотор Renault. Даня Квят к счастью смог приехать в очках, второй раз в сезоне, хотя начало уик-энда и гонки складывалось для него тяжело. За Renault и за Red Bull тоже болеешь, тоже держишь скрещенными пальцы. И потому, что Ф1 позарез нужен третий конкурентоспособный моторостроитель. И, тем более потому, что неравнодушен к этим парням. Риккьярдо – самый жизнерадостный гонщик Формулы-1, столь сильно заявивший о себе год назад, настоящая звезда. А тем более наш Квят! Россиянин, получивший шанс в топ-команде. А потому и «топишь» за бригады Кристиана Хорнера и Сирила Абитебула! У Дани был сложный сезон в 2013, когда тяжелое начало обернулось триумфом в конце, потому что Квят не опускал руки и показал характер. Сейчас такой же год, только на более высоком уровне. Посмотрим, что будет в конце сезона.
Лидеры Формулы-1 тем временем ведут и любопытную дуэль в статистических таблицах. Льюис Хэмилтон с 42 поулами почти подобрался к Феттелю, на счету которого 45; у Льюиса 36 побед против 40 у Себастьяна. Также Хэмилтон имеет отличный шанс выиграть третий титул, что позволит приблизиться к четырем у Феттеля. Немного отстает третий гонщик из числа лучших – Фернандо Алонсо: 22 поула, 32 победы, два титула, завоеванные почти десять лет назад… Но Фернандо ныне борется за 11 позиции…
И все же именно наличие таких гонщиков – а ведь к трем общепризнанным гениям надо добавить харизматичных чемпионов мира Дженсона Баттона и Кими Райкконена, талантливых бойцов, как Нико Росберг и Фелипе Масса, восходящих звезд Даниэля Риккьярдо и Валттери Боттаса, феноменальных юнцов, рвущихся к успеху, - Ферстаппена, Квята и Сайнса… Именно это позволяет говорить о том, что несмотря на кризис в Ф1 (а он, хотя некоторые действующие лица отрицают это, действительно присутствует), у серии огромный потенциал.
Тэги: бахрейн, валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, мерседес, нико росберг, ред булл, рено, себастьян феттель, уильямс, ф1, феррари