После летнего перерыва Формула-1 возобновилась с того же места, на котором прервалась: снова победил Даниэль Риккьярдо. Когда борьба идет на грани, эту грань порой переходят. Ее легко перейти. Именно так возобновился сезон для гонщиков Mercedes, что и открыло дорогу к победе для блистательного австралийца.
Когда происходят подобные столкновения, всегда остается вопрос: произошло ли это случайно или специально, все ли сделали гонщики для того, чтобы избежать столкновения. На первый взгляд в ситуации на втором круге Гран-при Бельгии было понятно, что это вина Нико Росберга – Льюис Хэмилтон не совершал никаких резких движений на входе в les Combes, не блокировал соперника, не «хлопал» как говорится «калиткой». Но оставался вопрос, все ли сделал Нико чтобы избежать столкновения – возможно ему просто не осталось места. После того как гонщики рассказали прессе о том, что говорилось на послегоночном брифинге в Mercedes, разговоров стало еще больше. Льюис заявил прессе, что Нико сказал, что сделал это специально. Тото Вольф попросил осторожно отнестись к словам гонщиков, не подтвердив и не опровергнув информацию. Руководитель команды настаивает на том, то Росберг имел в виду, что он не собирался уступать. Не нужно поднимать волну против Нико, не будем обвинять его в намеренном столкновении, - в конце концов, оно ему стоило потери победы точно также, как мог ему стоить проигрыш Хэмилтону на старте. Но вывод, который можно сделать из услышанного: Росберг не предпринял всех возможных усилий, чтобы избежать столкновения, а значит это тем более его вина. И в этом плане Нико поступил просто глупо.
Нико Росберг лидировал чемпионате, у него был определенный отрыв от занимающего вторую строчку Хэмилтона. Накануне Росберг выиграл поул – 11-й в карьере и уже седьмой в этом сезоне, причем Нико продлил успешную серию, завоевав уже четвертый подряд. У Росберга есть скорость, что он регулярно демонстрирует. У него есть стабильность. Даже проиграв старт Гран-при Бельгии своему главному сопернику, даже имея, по собственным словам Нико, преимущество в скорости на подъеме Kemmel на втором круге гонки, он мог позволить себе уступить в этой борьбе на втором круге. Потому что потом у него были еще 42 круга гонки, была возможность задействовать DRS, были, наконец, разные тактики с Льюисом. У Росберга еще оставалась масса возможностей выиграть гонку в Спа. Но даже в проигрыше – если бы Нико финишировал вторым позади Хэмилтона, ничего страшного не было бы. Устроив столкновение, Росберг в первую очередь подставил свою команду, Mercedes. А вот это очень зря.
| |
Благодаря позиции руководства Mercedes мы имеем удовольствие видеть сражения между гонщиками команды по ходу нынешнего сезона, и видим их практически в каждой гонке. То, что естественно и не подвергается сомнениям, скажем, в американских гонках, NASCAR и Indycar, еще в ряде серий, например, V8 Supercars, как известно не является аксиомой в гонках европейских, чему Ф1 яркий пример. Мы не часто видим бескомпромиссную борьбу между напарниками в Ф1. Особенно если они борются за победы в гонках. Особенно, если они претенденты на титул. И лишь в крайних случаях особенно высокой формы команды, когда оба ее гонщика сражаются за титул, а другие имеют мало шансов, мы становимся свидетелями такой борьбы в Ф1. Пике и Мэнселл в Williams в 1986-м. Сенна и Прост в McLaren в 1988-89. Алонсо и Хэмилтон в McLaren в 2007-м. В такой борьбе никогда не обходилось без внутрикомандных конфликтов. Чемпионский титул не всегда завоевывался гонщиками вышеперечисленных команд. И это сейчас – повод задуматься руководству Mercedes.
Хотя на самом деле, ничего такого экстраординарного не произошло. Это даже должно было случиться. Столкновения иногда происходят между напарниками, даже в борьбе за победу. В 1999 году пилоты McLaren Мика Хаккинен и Дэвид Култхард столкнулись на старте Гран-при Австрии, расслабившись после травмы Михаэля Шумахера в Сильверстоуне. Они думали, что теперь разыграют титул между собой. Но Култхард упустил победу в той гонке, проиграв Эдди Ирвайну, который начал свой поход за титулом. И ничего, чемпионство все-таки выиграл Хаккинен. Но реакция в Mercedes безусловно последует, в виде тех или иных инструкций гонщикам. Перед Спа им разрешили выяснять отношения между собой, дав больше свободы после конфликтной ситуации в Венгрии. И в первой же гонке последовало столкновение. Впереди еще семь гонок, и не хотелось бы чтобы единственная выходка Росберга испортила их.
К Льюису тоже были некоторые претензии. Он так старательно увещевал команду в необходимости схода вместо того чтобы пытаться извлечь максимум возможного в сложившейся ситуации, что это начало раздражать. Раздражает, когда команды в футболе и хоккее, например, на групповом этапе выгадывают себе соперников в плей-офф. Похожие чувства вызывало и поведение Хэмилтона. Делай что должно, и будь что будет. Этот принцип очень правильный для спорта. Даже если ты проиграешь, но сделал все возможное для победы – тебе не в чем себя упрекнуть. Но после финиша гонки выяснилось, что машина Хэмилтона действительно серьезно потеряла в прижимной силе, и у Льюиса не было возможности прорываться наверх. Даже если бы на трассу выехал пейс-кар, он не имел преимущества в темпе даже над Sauber, от силы он мог выиграть одну-две позиции, и то вряд ли.
| |
Когда двое дерутся – выигрывает третий. Еще одна извечная истина. Инцидент между пилотами Mercedes, которые безусловно должны были побеждать в этой гонке, открыл зеленый путь Даниэлю Риккьярдо. Удачливому Даниэлю Риккьярдо. Какая серия! Монреаль, Будапешт, Спа. Уже две победы подряд. Три победы на счету Red Bull, в том числе и юбилейная, 50-я в истории команды. Вспомните зимние тесты, и все станет ясно. Но везет тому, кто сам себе везет. Эти три яркие победы молодого гонщика – ни разу он не был фаворитом, но ни в одной нельзя усомниться, настолько уверенно все было сделано Даниэлем. В истории немного найдется примеров настолько ярких трех первых побед. В Спа дорогу к победе Риккьярдо открыл в том числе и Феттель, после того как накануне Себастьян выиграл квалификационный спор, что не часто случается в этом году, в гонке он ошибся на поребрике в Pouhon, и пока отлавливал болид, мимо промчался напарник. Феттелю в этом году еще ни разу не удалось поймать удачу за хвост. И сейчас именно Риккьярдо выглядит главным героем года, даже не Росберг.
Риккьярдо – показатель того, насколько блестяще работает молодежная программа Red Bull, теперь уже легендарная Red Bull Junior Team. Сейчас кто-нибудь вспомнит, что всего год назад многочисленные эксперты отдавали предпочтение Райкконену в том, кого посадить за руль второго Red Bull на смену Марку Уэбберу? В Red Bull воспитывают блестящих гонщиков. Сейчас одна из главных тем в паддоке – то, что в следующем году за Toro Rosso поедет Макс Ферстаппен, которому будет всего лишь 17 лет. Год назад Ферстаппен-младший побеждал в картинге, сейчас прекрасно смотрится в европейской Формуле-3. Его грядущий дебют – не тема данной статьи, однако косвенно ее нельзя не затронуть. Место Ферстаппену будет вынужден освободить Жан-Эрик Вернь, гонщик, который в прошлом году практически на равных боролся с Риккьярдо. Сейчас Риккьярдо побеждает в Гран-при. Вернь почти столь же хорош, особенно здорово он всегда выглядел в условиях пониженного сцепления, пусть и был менее стабилен чем Даниэль. Ему бы сильную машину, и он тоже сможет побеждать в Гран-при. Но он может вовсе уйти из Ф1. Не знаю, насколько искренне сказал эти слова Вернь, но он напомнил, что три года назад в Red Bull дали шанс ему, а теперь дают такой же шанс Ферстаппену, так что ни о каких претензиях не может быть и речи. В той же Toro Rosso отмечают, что Жан-Эрик прибавил по сравнению с прошлым годом. Но Toro Rosso – молодежная команда, в ней никто не задерживается более чем на три года. Хотелось бы, чтобы Вернь нашел себе место в Ф1 и за пределами программы Red Bull, но у концерна кроме Ферстаппена есть еще и Алекс Линн, в прошлом году блиставший в Ф3, а сейчас уверенно лидирующий в GP3, и Карлос Сайнс-младший, который с большим отрывом возглавляет сезон в Мировой серии Формулы-Renault 3.5. Своей программой Red Bull повышает уровень конкуренции в Ф1.
В Спа, кстати, Вернь уступил нашему Даниилу Квяту и в квалификации, которая проходила в мокрых условиях, по идее хорошо подходящих Жан-Эрику, и в гонке. Бельгийский уик-энд удался Дане на славу. В гонке, в которой он наконец снова набрал очки, Квят боролся с пилотами Force India, которые по предстартовым раскладам на Спа выглядели более серьезными претендентами, чем Toro Rosso, благодаря двигателям Mercedes и наследию прежних успехов в Бельгии. Но Даня должен был брать очки и в Венгрии по той скорости, что у него была, и еще в ряде предыдущих гонок, в которых удача не была на его стороне.
| |
Третье место на подиуме во внутрифинской дуэли вырвал Валттери Боттас. Завсегдатай подиума, он и в Будапеште мог быть в тройке, если бы не сумбур, связанный с аварией Маркуса Эрикссона и последовавшим выездом автомобиля безопасности. Постепенно Боттас завоевывает первое место в рейтинге финских пилотов, потихоньку отодвигая Кими Райкконена, как и произошло в этой гонке. Впрочем, у Кими было немного шансов против мощного Mercedes на болиде соотечественника. Валттери спросили о шансах на победу в этом году, я от себя отмечу, что лучший шанс Williams представится через две недели после Спа в Монце, на самой моторной трассе чемпионата, которая еще и не требовательна к прижимной силе.
Кими же, хоть и проехал мимо подиума, который впервые по ходу сезона мог взять, но все же добился лучшего результата в году. Весьма логично. Днем ранее он уступил Алонсо в квалификации, но Кими никогда не блистал в квалификациях в Спа. Зато блистал в гонках, и еще как! Из действующих пилотов он самый успешный в Арденнах, с четырьмя победами. Столько же, сколько было у Джима Кларка, в свое время рекордсмена Гран-при Бельгии, но он побеждал на старой трассе. Кларка превзошли только Сенна и Шумахер, оба, естественно, выигрывали уже на обновленной трассе. А вообще разница в отношении к Спа Кларка и Райкконена – это лучший маркер того, как менялась с годами эта легендарная трасса. Кларк ненавидел Спа, несмотря на свои победы. Райкконен ее обожает, как, впрочем, и практически любой в нынешнем пелотоне. Так менялась эта трасса. От страха, - а раньше это была еще более страшная трасса, чем даже Нюрбургринг, к кайфу. Да, такой кайф, который можно получить от пилотирования Ф1 в Спа, не получить более нигде. Эта трасса создана чтобы подчеркнуть лучшие стороны Ф1. Тем не менее, это досталось нелегкой ценой. Некоторые повороты потеряли в своем очаровании. Речь, конечно, о Eau Rouge. И даже не столько об асфальтовых зонах безопасности, сколько о том, что иногда проскальзывают мнения, что поворот был в ходе модернизации спрямлен. То, что простительно в отношении других поворотов, непростительно в отношении иконы. Пусть какой-нибудь художник попробует улучшить шедевр Леонардо – он безвозвратно испоганит его.
| |
Развивая тему, лучшие времена арденнского монумента пришлись, пожалуй, на конец 80-х – 90-е. Тогда баланс между страхом и кайфом был соблюден оптимально. Тогда Жак Вильнев ставил свои эксперименты по прохождению «Красной воды» газ в пол, и это были опыты с риском для здоровья и жизни, но оттого столь будоражащие кровь. Тогда Спа была лучшей гоночной трассой в мире.
Отвлекшись на лирику, вернемся к прошедшей гонке. Фернандо Алонсо уступил на этот раз Райкконену, но это была одна из лучших гонок испанца в Спа. Не самый лучший результат на финише во многом следствие задержки на старте прогревочного круга, когда механики Ferrari задержались дольше положенного из-за проблемы с батареей – за это Фернандо получил штраф. Зато Алонсо участвовал в самой захватывающей борьбе в Бельгии, когда он, Феттель и пара McLaren, Кевин Магнуссен и Дженсон Баттон оспаривали пятое место на финише. В один момент парни чуть было не устроили четыре в ряд на подъеме в Kemmel, яростно крестили траектории. Не обошлось и без контактов – на предпоследнем круге Алонсо обломал переднее крыло о Red Bull Феттеля в La Source. Что касается штрафа, полученного Кевином Магнуссеном и лишившего датчанина завоеванных им очков, решение стюардов было вполне оправданным. Молодежь судят строже, чем ветеранов, так повелось, и это правильно. Нельзя позволять молодым гонщикам переходить известный предел, а когда Кевин, обороняясь, выдавил Алонсо на обочину, это было уже слишком. В эпизоде, в котором того же Феттеля можно было просто словесно предупредить, на Магнуссена стоило наложить более существенные санкции. И это тоже позволяет гонщикам расти в мастерстве.
Тэги: андре лоттерер, бельгия, валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, жан-эрик вернь, кевин магнуссен, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, спа, ф1, фернандо алонсо