Финал с двойными очками увенчал сезон 2014 года. И, пожалуй, главный вывод, который можно сделать после гонки в Абу-Даби: эта система начисления очков, примененная в Ф1 в первый и, судя по всему, в последний раз, о которой было столько разговоров в течение целого года, не оказала по-настоящему значительного влияния на определение чемпиона. И это к лучшему. Тем не менее, свою роль двойные очки сыграли. Во-первых, заранее было ясно, что Нико Росберг сохранит шансы на продолжение борьбы за чемпионство вплоть до последнего этапа. Во-вторых, шансы Нико выиграть титул благодаря двойным очкам были не так уж малы, и это значительно повысило градус действия в Абу-Даби.
Они прибыли на этот финал, казалось, в разном расположении духа. Расслабленный Нико Росберг, которому уже фактически нечего было терять – в сложившейся ситуации он мог только приобрести. И предельно сконцентрированный, закрытый Льюис Хэмилтон. Он на собственном опыте знает, как проигрываются чемпионаты, он знает, как выиграть чемпионат буквально «на лезвии бритвы», его преимущество в этот раз было велико, но как раз это лишало его возможности совершить ошибку – он должен был выиграть, иначе всё шло прахом, вся работа, проведенная в 2014 году им и командой. Безусловно, прессинг был на Льюисе. Сыграл ли этот прессинг значительную роль?
На самом деле, то, какой оказалась развязка сезона в Абу-Даби, во многом исходит из того, как два претендента провели этот год. Росберг вновь поразил в квалификации. Он вырвал поул из рук соперника, причем основательно – с отрывом в 0,4 секунды! Для Нико это был уже 11-й поул в сезоне (и 15-й в карьере), в квалификациях Росберг творил чудеса. Льюису было чем быть недовольным.
В Абу-Даби удивительная статистика: до гонки этого года лишь в 20% случаев Гран-при выигрывал обладатель поула. Нико и Льюис внесли свою лепту в эту статистику – теперь обладатель поула на Яс-Марине выигрывал гонку в 16% случаев. Другими словами, пилот, стартовавший с поула, победил здесь лишь раз.
Нико допустил пробуксовку на старте, в то время как Льюис рванул вперед словно ракета. Итак, расклад на всю гонку сформировался уже на первых метрах дистанции. Хэмилтон лидировал и контролировал ситуацию, Росберг шел вторым и пытался чем-то ответить Льюису, но фактически он находился в патовой ситуации. Конечно, Нико мог бы в очередной раз в этом сезоне финишировать вторым, увеличив свою стабильную серию, вот только в плане надежд на чемпионство его могло это устроить только при совершенно катастрофическом для Mercedes варианте – Льюис должен был быть не выше шестого места.
К сожалению, Mercedes так и не решил окончательно проблемы с надежностью, хотя именно это виделось руководству команды критическим моментом при подготовке к Абу-Даби. Болид Росберга забарахлил и потерял скорость. Тото Вольфф публично признал, что команда подвела Нико. Главное, однако, даже когда скорости у Mercedes Росберга не было, он продолжал бороться, продолжал цепляться за какие-то малейшие, фактически чисто теоретические шансы. Даже под финиш, когда окончательно потеряв темп, он отстал на круг и выпал из десятки, на предложение заехать в боксы и сойти с дистанции Нико ответил отказом - он хотел бороться до конца.
Как бы это удивительно не звучало, но проблемы Росберга не оказали решающего воздействия на сражение за чемпионат. Ведь главное, что Льюис Хэмилтон в любом случае лидировал и выиграл эту гонку, завоевав одиннадцатую победу в сезоне и 33-ю в карьере. Между прочим, шестнадцатую в сезоне для Mercedes, что является теперь новым рекордом Формулы-1. Нико Росберг находился впереди Льюиса Хэмилтона в этом Гран-при только на стартовой решетке, он ни разу не был в положении, которое приводило бы его к чемпионскому титулу. И потому, по большему счету неважно, сошел бы он или финишировал вторым. Судьба титула была в крепких руках Льюиса. Но Нико Росберг смог удивить в этом году. Будем откровенны, перед стартом чемпионата его все равно рассматривали больше как второго пилота команды, ожидали доминирования Хэмилтона, и это даже несмотря на прошлый сезон, уже в котором Росберг доказал, что не является простым соперником и может выступать с Льюисом на равных. В этом году ставки возросли на порядок, даже на несколько порядков, но расклад был сохранен. Росберг реально борется с Хэмилтоном. Хорошо, что и команда в этом ему содействовала. Это только на первый взгляд, Нико тихий парень, хоть и красавчик. На деле же у парня все в порядке и с бойцовскими качествами, и с характером. Да он и раньше уже удивлял – когда переиграл Михаэля Шумахера, к слову.
| |
Как известно, для чемпионства Росбергу было даже мало просто побеждать в Абу-Даби. Необходимо было, чтобы между ним и Льюисом кто-то вклинился. Забавно, но когда Росберг уже потерял все шансы на титул, ситуация, в которой Хэмилтону бросили вызов, когда нашелся гонщик, попытавшийся оспорить у Льюиса победу, все-таки состоялась. В Williams решили немножко рискнуть на заключительном стинте и поставили Фелипе Массе шины SuperSoft. На них бразилец превосходил в темпе Льюиса и приближался к нему на последних кругах гонки. Продлись гонка еще кругов пять, и кто знает… Так-то реально, Масса хоть и создал видимость угрозы, но все же не успел догнать Хэмилтона, а ведь еще надо было бы и обгонять. Конечно, максимальная скорость Williams в Абу-Даби была лучшей, как и на многих предыдущих этапах, но этого не всегда достаточно. Как уже говорилось выше, Хэмилтон контролировал эту гонку. Но ветеран Масса смог по-настоящему блеснуть, и за Фелипе было очень приятно. На подиум, кроме него, поднялся и другой пилот Williams, Валттери Боттас. Таким образом, Тото Вольфф, отправившийся за командным трофеем в честь чемпионства своего гонщика, оказался практически в окружении своих подопечных.
Если чуть-чуть отойти от главной темы чемпионата 2014 года – сражения двух пилотов Mercedes за чемпионский титул, если не брать выдающиеся бойцовские качества Нико Росберга; Валттери Боттас, безусловно, одно из двух главных открытий сезона. Вот и в Абу-Даби он опять, уже привычно был в тройке, причем и в квалификации, и в гонке. Выступления финна в 2014-м выглядят своего рода авансом, который он выдал каждому из нас. Второе открытие – это, также безусловно, Даниэль Риккьярдо. Гонка австралийца на Яс-Марине была выдающейся, и это ничуть не преувеличение. По итогам квалификации оба Red Bull были дисквалифицированы за гнущиеся крылья, оба стартовали с пит-лейна. В этой связи прорыв Риккьярдо на четвертое место – самое яркое событие прошедшего Гран-при. Себастьян Феттель тоже старался, тоже прорывался, но почувствуйте разницу – немцу удалось подняться только на восьмое место. Надо ли говорить, что и в квалификации Даниэль вновь был несколько быстрее Себастьяна… Сезон увенчался разгромом Себастьяна, если говорить откровенно. Риккьярдо же просто блистал.
| |
Кстати, пожалуй самый красивый эпизод гонки с участием Даниэля – это его борьба с Жаном-Эриком Вернем. И первую атаку француз отбил, причем в довольно жесткой манере. Весьма символичное сражение между бывшими напарниками – Даниэль получил год назад потрясающий карт-бланш, но сумел им воспользоваться даже не на все 100, а больше; и Жан-Эрик, дни которого в программе Red Bull, судя по всему, сочтены… Еще один «редбулловец», наш Даниил Квят, тоже получивший карт-бланш, но уже в этом году, выступал здорово, квалифицировавшись седьмым и стартуя пятым, после дисквалификации Red Bull. Увы, его в который раз подвела надежность, и Даня стал первым сошедшим по ходу Гран-при. К сожалению, заключительная гонка в составе Toro Rosso была смазана отказом силовой установки. По скорости Даня уверенно шел на очки. Он не набирал их с августовского Гран-при Бельгии, но, что характерно, за все это время, когда Квят сталкивался с теми или иными проблемами, ни разу не возникло сомнений в его квалификации, и в его скорости.
Последняя гонка в сезоне… Часто ловишь себя на ощущении, что происходящее на экране словно сразу становится историей, соприкасаешься с историей, творящейся здесь и сейчас. Особенно это проявляется в тех заключительных гонках, когда определяется чемпион. И в этом отношении сезон не подкачал. Пусть на самом деле в Абу-Даби не было по-настоящему большой драмы, пусть драматичность проявлялась больше по ходу подготовки к гонке, чем непосредственно по ее ходу… Этот сезон стал по-настоящему классическим, и это было понятно сразу. Доминирование одной команды, но как по-разному это можно обставить. В Mercedes дали своим гонщикам бороться, как и должно быть в спорте, и они отплатили на славу. Да и сама команда Mercedes сколько выиграла благодаря такому ходу сезона! Доминирование можно обставить по-разному…
Порой за двумя Mercedes, лидировавшими в ночи Абу-Даби, в этих сумерках, ярко рассвеченных миллионами искусственных огней, можно было словно угадать тени времени… «Серебряные стрелы» Фанхио, Мосса… Красно-белые McLaren Сенны и Проста…
| |
На заключительных гонках сезона происходит всегда много всякого, порой это не касается непосредственно борьбы на трассе, но это вехи, которыми обозначаются чемпионаты. Перед началом гонки весьма трогательная церемония прошла в боксах Red Bull, где в теплой душевной, можно сказать семейной атмосфере команда еще раз приветствовала и благодарила своего многолетнего лидера, Себастьяна Феттеля. Эта гонка стала заключительной для него в составе Red Bull. Конечно, далеко не такой, как хотел бы ее проехать сам Себ, но сколько он добился с командой, сколько команда добилась с ним… Смотришь на благородное лицо бородача Алонсо, экипировавшегося перед стартом гонки, и вспоминаешь – здесь, в Абу-Даби четыре года назад, в финале своего первого сезона в составе Scuderia Фернандо имел лучший шанс завоевать титул в алых тонах. И вот прошли эти годы, Алонсо готовится провести свою заключительную гонку в составе Ferrari… Он так и не смог выиграть чемпионат в ее цветах. И все же он стал одной из легенд команды. Тогда, четыре года назад, здесь в Абу-Даби началась великая серия Феттеля. А теперь Себастьян готов сменить Алонсо на посту лидера Scuderia. Гораздо лучше и Фернандо, и Себастьяна гонку в Абу-Даби проехал другой чемпион, Дженсон Баттон. Он старше и того, и, особенно, другого, но в этом году Дженсон показал – он еще многое может дать и McLaren, и вообще Формуле-1. И все же на момент гонки его будущее было покрыто туманом неопределенности. Что ждет дальше Дженсона… Льюис Хэмилтон сказал, что потеря такого парня как Дженсон Баттон, в той форме, в какой он сейчас находится, будет просто непростительной ошибкой для Ф1.
Сам Льюис завоевал свой долгожданный второй титул. Здесь, в Абу-Даби он превзошел по числу побед Алонсо и сравнялся с ним по количеству титулов. Когорта двукратных – это ведь сплошь легенды… Альберто Аскари, Грэм Хилл, Джим Кларк, Эмерсон Фиттипальди, Мика Хаккинен. Алонсо и Хэмилтон. Впрочем, как бы почетно ни было быть двукратным чемпионом мира, Фернандо и Льюиса объединяет одно – им этого мало. И они примутся это доказывать, уже со стартом нового сезона. А пока необходимо назвать еще одно имя. Он не был здесь, на гонке в Абу-Даби. Но без него всего этого бы не было. Росс Браун.
Тэги: абу даби, валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, двойные очки, дженсон баттон, жан-эрик вернь, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, ред булл, росс браун, себастьян феттель, торо россо, тото вольфф, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, яс марина