Интерес к уик-энду в Бахрейне был особенно высок, ведь именно здесь болиды 2014 года проехали больше, чем на какой-либо другой трассе. Две тестовые сессии в конце зимы – начале весны (хотя у русского человека не повернется язык назвать это зимой; да и у жителя Западной Европы тоже – но за тем сюда и ехали) плюс еще одна сессия уже после Гран-при – и это при том, что на самой популярной ранее тестовой трассе «Каталунье» болиды нынешнего поколения не проехали ни круга. Соответственно, экспертам было на чем строить расчеты и производить сравнения. Трассы в Мельбурне и Куала-Лумпуре в этом отношении оказались не слишком показательными по сравнению с тестами, но на Сахире все вернулось на круги своя. Здесь действительно особенно велика роль моторов – и клиенты Mercedes вырвались вперед, прямо за заводской командой, как и было ранее на тестах. Более эффективная аэродинамика ряда команд из тех, кто сотрудничает с другими моторостроителями, давала результат в Австралии и Малайзии, но не по ходу Гран-при островного эмирата.
Правда, были и отличия в условиях – ведь впервые Гран-при проводили в темное время суток, при искусственном освещении. Соответственно, температура воздуха и дорожного полотна падала по ходу как квалификационных сессий, так и непосредственно гонки, и это требовалось учитывать. Но решение провести ночную гонку оказалось и вправду удачным – эту практику решено продолжить.
Есть впечатление, что здесь, на трассах, расположенных у вод Персидского залива ночью начинает твориться какая-то магия. Совсем недавно в Катаре прошло открытие очередного сезона MotoGP, и там за победу шла потрясающая схватка между Марком Маркесом и Валентино Росси, чемпионом действующим и чемпионом многократным. Конечно, сложно было ожидать что-то похожее от Гран-при Формулы-1, особенно с учетом доминирования одной команды, Mercedes. Однако именно пилоты этой команды устроили впечатляющее сражение между собой за победу, а руководство позволило своим гонщикам делать это, следует отдать им должное. В результате, по зрелищности Гран-при Бахрейна оказался по-настоящему выдающейся гонкой, и спасибо стоит сказать в первую очередь Mercedes.
Вообще, гонка в Сахире стала ареной именно дуэлей внутри команд. Какое отличие от обычно бытующей командной тактики! И речь шла не о сражении гонщиков Ferrari, что в первую очередь ожидалось в межсезонье. Болид Ferrari F14T в начале сезона относительно слаб, а Фернандо Алонсо и Кими Райкконен – парни умудренные, поэтому их дуэль пока проходит достаточно спокойно. Зато огонь страстей кипит именно в рядах тех, кто едет на движках Mercedes.
| |
Mercedes сейчас явно доминирует, и существует большая вероятность, что гонщик именно этой команды станет в конце сезона чемпионом мира. При таком раскладе оказаться вторым номером – незавидная участь, ее не хотят ни Хэмилтон, ни Росберг. Если в Австралии технический сход Льюиса предоставил Нико неожиданный карт-бланш, то в Малайзии с надежностью все было в порядке, и Хэмилтон фактически разгромил напарника, отрываясь на протяжении всей гонки. Такое положение дел не могло устроить Нико, и неделю перед Бахрейном он со своими инженерами изучал телеметрию Льюиса на Сепанге. Это ли дало результат, или Сахир просто больше подходит Росбергу, но Нико смог отыграться. Как итог – первый поул в сезоне и плотнейшее сражение с Хэмилтоном. Льюис смог выиграть, во многом благодаря удачному старту, хотя на финальном отрезке после рестарта преимущество за счет более мягких шин было у Росберга. Парни крестили траектории, Нико несколько раз вырывался вперед, но каждый раз Льюису удавалось возвратить лидирующую позицию. Очень тонкая дуэль.
Позади тоже было весело – пилоты Williams и Force India разбирались между собой. В этих парах пилотов вторым тоже не хочет быть никто. В коллективе сэра Фрэнка хотели, чтобы Масса уступил позицию более быстрому Боттасу в концовке гонки в Малайзии, но похоже, разбудили в Фелипе зверя. Бразилец – парень умудренный опытом. Безусловно, подопечный Мики Хаккинена быстр и перспективен, но Масса играть роль второго номера в новой команде не намерен. Гэри Андерсон написал целую большую статью о командной тактике, но у Фелипе своя правда, кормиться «завтраками» ему уже поздно. В Williams ценят опыт бразильца, причем, что немаловажно – опыт работы в топ-команде, на него рассчитывают в деле роста команды, но просто так поднимать результаты Фелипе мало, он требует соответствующего отношения.
В Force India ситуация с пилотами более ровная. Серхио Перес и Нико Хюлкенберг – гонщики одного поколения, оба в большей или меньшей степени заслужили статус перспективных кандидатов в команды топ-уровня. Виджаю Малье удалось-таки фактически возродить Jordan после «темных лет» Midland и Spyker, уже на протяжении нескольких лет коллектив из Сильверстоуна вновь уверенно в числе середняков и часто готов укусить топ-команды. Как и ранее в Jordan, в команде классные гонщики. Для обоих нынешний сезон – еще один шанс серьезно продвинуть свою карьеру в направлении главной цели, нынешняя машина это позволяет. Забавно, что именно Перес в итоге приехал на подиум в Бахрейне – ведь он проделывал подобное уже несколько раз в бытность пилотом Sauber, когда в его руках тоже была приличная техника. Ирония, но получив шанс в топ-команде, в McLaren Чеко так ни разу приехать на подиум и не смог. Но это отдельная тема. Вернувшись же, можно сказать, на круги своя, Серхио снова здесь. Хюлкенберг пока так и не доехал до своего подиума в Ф1, хотя по общему мнению экспертов этот парень – претендент на победы. Причем, выиграть Гран-при он мог даже на Force India, пару лет тому назад! Но пока не судьба, хотя при нынешней форме команды Нико еще должен представиться шанс быть в тройке призеров.
| |
Несколько цифр, на которые следует обратить внимание. Нико Росберг выиграл в Бахрейне пятый поул в карьере, сравнявшись… со своим отцом, Кеке Росбергом! Кстати, следующая победа в Гран-при позволит Нико также сравняться со своим папой.
Льюис Хэмилтон впервые выиграл Гран-при Бахрейна, который стал его 24-й победой. Сейчас Льюис находится в той части таблицы рекордов, что позволяет ему каждый раз сравниваться с кем-то из великих гонщиков прошлого. Вот на этот раз у Хэмилтона стало столько же побед в Гран-при, сколько у Хуана Мануэля Фанхио на этапах чемпионата мира, но сравнивать эти две эпохи, отстоящие столь далеко друг от друга не особенно корректно. Хотя есть и нечто общее – команда, в составе которой выступает Льюис.
Дженсон Баттон стартовал в Бахрейне в 250-й раз в карьере, хотя на счету англичанина уже 252 Гран-при. Но это тонкости подсчета статистики. Факт же в том, что Дженсон, по его словам, вот только-только выходил на старт своего 200-го Гран-при, который он триумфально выиграл, в Венгрии в 2011-м. И вот уже достигнута цифра 250! Очередной юбилейный Гран-при не сложился удачно для Дженсона, да и для его команды вообще. Но с точки зрения книги рекордов Баттон занимает солидное положение. Он провел больше Гран-при, чем кто-либо еще из британцев. Ближайший по этому показателю, нынешний ведущий Sky Sports Дэвид Култхард – 247 Гран-при/246 стартов. Те же, кого Дженсон догонит уже в ближайшее время – это итальянцы Ярно Трулли (256/253) и… Рикардо Патрезе (257/255). Патрезе, рекорд которого долгое время казался вечным.
Дженсон был не единственным, для которого Гран-при Бахрейна стал юбилейным. Ведь в 150-й раз на старт вышел Нико Росберг (у него количество Гран-при соответствует количеству стартов). Для Нико юбилей получился гораздо более успешным, чем для Баттона, да и начинал он его по-настоящему торжественно – с поула. Но просто не верится, что Росберг провел уже 150 Гран-при, хотя казалось бы, он совсем недавно выходил на старт своей первой гонки в Формуле-1, тоже в Бахрейне.
Бахрейн стал и ареной переговоров сильных мира сего, во главе с Берни Экклстоуном, о перспективах спорта. В воскресенье, - настоящая редкость! – на Гран-при присутствовал Лука ди Монтедземоло. Конечно, у Луки было не самое лучшее настроение. Главная тема разговоров – не те двигатели, не тот звук.
Должен сказать, звук нынешних турбо после дебюта в Австралии мне постепенно начинает нравиться. В Малайзии и после, в Бахрейне он воспринимался уже гораздо лучше. Не отказываясь от своих слов, да, безусловно, это не тот звук, которым обладали классические атмосферники, V8, а ранее и V10, V12. Но это звук настоящих гоночных машин, это не что-то искусственное или чуждое миру гонок. На самом деле, это совершенно нормально, что турбо звучит совсем не так как высокооборотистый атмосферный мотор, к тому же большего объема. Вот обратная ситуация должна бы была удивлять, но не нынешнее положение дел. Качество гонки в Бахрейне немного отодвинуло в тень страсти по звуку. Но сам предмет подобной встречи должен удивлять. О каком возвращении к старым-добрым V8 может идти речь?! Ведь именно переход на новые двигатели, на новые технологии был условием того, что в Ф1 осталась в качестве моторостроителя Renault, на этом настаивал Mercedes, это условие возвращения в 2015-м Honda. Лишь Ferrari идеологически была готова продолжать гоняться на атмосферных V8. Так что же, если по словам Берни нужно вернуться на старые моторы, все будут выступать на Ferrari? Звуком двигателей заглушают очередные политические терки.
Меня же сейчас больше волнуют не двигатели – они как раз оказались весьма хороши, а внешний вид болидов. Потому что при красивой гонке, при красивом освещении, при неплохом, в общем-то, звуковом сопровождении, как-то неловко видеть эти болиды с такими непонятными носами. Лишь Mercedes, Red Bull и Ferrari в настоящий момент держат марку Ф1, как не только крайне быстрых, но и красивых машин. Увы, увы… 2014-й должен стать уроком для Федерации в том, к чему могут приводить недостаточно продуманные перемены в регламенте, хотя, казалось бы, FIA уже обжигалась не раз.
Тэги: бахрейн, валттери боттас, дженсон баттон, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, нико хюлкенберг, сахир, серхио перес, уильямс, ф1, фелипе масса, форс индия