В Бразилии Нико Росберг уже второй уик-энд подряд выиграл очень уверенно. Он взял поул в субботу, а в воскресенье реализовал его в победу в Гран-при. По очень многим показателям два уик-энда – в Мексике и Бразилии, позволили Нико серьезно выправить общую картину сезона’2015. Но остается вопрос – не слишком ли поздно Росберг стал побеждать…
В квалификации Росберг снова первенствовал, оставив позади Льюиса Хэмилтона. И статистика квалификационных сражений уже выглядит не так уж однозначно в пользу британца. Нет, безусловно Льюис квалификационное противостояние с партнером по команде выиграл, и очень уверенно, но теперь это уже далеко не разгром, как это виделось еще в начале осени. Пять поулов подряд. Нико взял поул на Сузуке, и с того момента никому не позволял первенствовать по итогам квалификационных заездов. Никогда ранее Росбергу не удавалось удерживать столь продолжительную серию, - была одна, в 2014-м, когда, кстати, он действительно переиграл в квалификациях Хэмилтона, но тогда он первенствовал четыре раза подряд, начиная с Сильверстоуна и заканчивая в Спа. Далее: говорилось, что Нико в общем-то не удается успешно реализовывать поулы. Но на Интерлагосе Росберг выиграл с поула в третий раз в сезоне; из шести поулов три победы – не такая уж плохая статистика. И еще один показатель – в Сан-Паулу Нико Росберг завоевал 21 поул-позицию в своей карьере. Это на одну больше, чем у Дэймона Хилла, и на одну меньше, чем у Фернандо Алонсо. Стоит ли говорить, что Нико завоевал наибольшее количество поулов среди гонщиков, ни разу не становившихся чемпионами? Причем потрясает еще один факт: на момент, когда Алонсо в последний раз брал поул-позицию, - Германия’2012, на счету Росберга был всего лишь один поул.
Но как известно, мало первенствовать в субботу. Сколько раз было уже, что Льюис Хэмилтон лучше стартовал, агрессивно вытеснял Росберга на обочину или просто опережал его по ходу дистанции гонки. Но и на этот раз, как и в Мехико двумя неделями ранее, Нико все сделал как надо. Уверенно стартовал, держал хороший темп на дистанции и не дал Хэмилтону по большему счету варианта атаки. Одержав на Интерлагосе пятую победу в сезоне, Нико повторил свой показатель прошлого года, - когда он до последнего сражался за чемпионство. Выходит, что и 2015-й для Росберга сложился весьма неплохо, по крайней мере, глядя на статистику его выступлений. В Бразилии Нико завоевал 13 победу в своей карьере, сравнявшись по количеству выигрышей в Ф1 с Дэвидом Култхардом. В настоящий момент они выглядят фигурами вполне сопоставимыми. Кстати, для Росберга это уже вторая победа в Сан-Паулу, - он одержал здесь очень важную, в контексте борьбы за чемпионат, победу год назад, и теперь в современном пелотоне является одним из гонщиков, больше других побеждавших на Интерлагосе. По две победы здесь также имеют Фелипе Масса и Себастьян Феттель.
| |
Конечно, можно сказать, что выиграв титул Льюис Хэмилтон просто успокоился, - и этим объяснить успехи Росберга в Мексике и Бразилии. Но во-первых, сказать так можно только не зная характера Льюиса. Он получает удовольствие от гонок, от борьбы, от побед, просто отказаться от радости победы потому что он уже чемпион – ну нисколько не в правилах этого парня. Во-вторых, именно победа на Интерлагосе остается для Льюиса пока непокоренной и очень желанной. Для него Бразилия, Сан-Паулу играют очень значительную роль. Места его кумира, Айртона Сенны. И с Льюисом связан один феномен. После Сенны каждого талантливого бразильского гонщика называли «новым Сенной», эта участь не миновала Рубенса Баррикелло, Фелипе Массу, Рикарду Зонту и т.д. Но конечно никто не мог в полной мере соответствовать роли наследника. Здорово уже то, что Баррикелло и Масса выигрывали гонки, что Фелипе чуть не выиграл чемпионство, - как раз тут, в Интерлагосе. Уже это было очень впечатляющими успехами. Так же как и то, что кроме Сенны Бразилия может похвастать еще двумя великими чемпионами в Ф1, Эмерсоном Фиттипальди и Нельсоном Пике, и еще целым созвездием гонщиков, блиставших по обе стороны Атлантики. Но то, что кто-то из более молодых, сумеет стать для Бразилии вторым Сенной, - нет, в это я не верю. Вот сейчас подобные ожидания обрушиваются на Фелипе Насра. А вот Льюису, - не бразильцу, - удалось стать для торсиды Интерлагоса своим! То, что он всегда говорил об Айртоне не только как о кумире, но и образце для подражания, то, как Льюис проводит гонки, - агрессивно, напористо, его жажда побед, его скорость, его «инстинкт убийцы», его яркий имидж и жизнь настоящей суперзвезды, его желтый шлем, наконец, - возможно что-то из этих качеств позволило бразильцам увидеть истинного наследника Сенны не в одном из своих соотечественников, а в британском темнокожем парне.
Льюису трасса в Интерлагосе в общем-то не благоволит. Правда был один триумфальный момент, - финиш на пятом месте в 2008 году принес ему первое чемпионство. Но вот выиграть гонку Льюису все никак не удается. Поэтому говорить, что Росберг побеждает, потому что Хэмилтон расслабился, в Интерлагосе было в корне неверно.
Есть мнение, разделяемое шинниками из Pirelli, что большое количество пит-стопов увеличивает интерес к гонке. В Бразилии гонщики совершали по два-три пит-стопа. Немало. Но в 2015 году Гран-при Бразилии никак нельзя было назвать по-настоящему захватывающей гонкой. Такой, какими славится Интерлагос. Но даже такая трасса не может выдавать шедевры каждый год.
Льюис Хэмилтон преследовал Росберга по пятам, а после гонки заявил, что в Интерлагосе очень сложно совершить обгон. Поэтому он просил команду перевести его на альтернативную тактику. Но в Mercedes на это не пошли, сохранив верность своему принципу: лидирующий гонщик получает преимущественную тактику. Таким образом, сохраняется баланс справедливости между гонщиками, имеющими равный статус. Это в общем-то недостаток борьбы напарников по команде. В ином случае, большое количество пит-стопов может повысить вероятность различного течения борьбы, но не в таком случае, когда пилот, идущий вторым, просто повторяет действия лидера.
В любом случае, Нико Росберг близок к тому, чтобы выиграть заключительную часть сезона из трех финальных гонок, что он ставил себе целью после проигрыша борьбы за чемпионат в Остине. Благодаря чему ему удалось добиться преимущества, и не слишком ли поздно он это сделал? Нико в настоящий момент крайне доволен своей формой, и утверждает, что долгая кропотливая работа принесла результаты, - он добился от машины того, что хотел. Что это – со стороны, конечно, не видно. Здесь, как в любом техническом виде спорта очень много тонкостей, о которых со стороны судить невозможно, и тем более, Нико не станет раскрывать свои «ноу-хау». Так поздно, будем считать потому, что Росбергу потребовался целый сезон, чтобы обрести требуемую форму. Вот чуть бы пораньше он смог бы добиться такой скорости, глядишь, и сражение за чемпионат пошло бы напряженнее и дольше… Но сейчас для Росберга важно выиграть и заключительный этап сезона в Абу-Даби. Таким образом он сработает на сражение за титул в 2016-м, еще перед началом будущего чемпионата бросив вызов Хэмилтону своей продолжающейся серией побед.
| |
Ближайшей по скорости командой к Mercedes в Бразилии была Ferrari, что в этом году стало привычным. Только пилоты Scuderia не отстали на круг от лидирующей пары гонщиков Mercedes по итогам гонки, в которой на трассу так ни разу и не выезжал пейс-кар. Хотя, не устаю это повторять, машина безопасности должна была выехать на первом круге гонки, когда на Reta Oposta из-за технических проблем остановилась Toro Rosso Карлоса Сайнса. Себастьян Феттель вновь поднялся на подиум, составив компанию Росбергу с Хэмилтоном, - самая привычная тройка призеров в 2015-м. Кими Райкконен правда не составил конкуренции в сражении за подиум, но всех своих преследователей из Williams, Red Bull и Force India опередил с запасом, на старте на этот раз предусмотрительно разойдясь миром с Боттасом. Феттель же и вовсе заставил подергаться стратегов из Mercedes: его выбор тактики оказал влияние и на тактику «серебряных стрел», заставив их перейти на три пит-стопа. В Mercedes всерьез опасались упустить из виду Себастьяна, уроки Сепанга пошли впрок. Некоторые эксперты утверждают, якобы Ferrari на деле и не прибавила по сравнению с 2014 годом, осталась на тех же позициях, но результаты лучше кого бы то ни было говорят о том, где на деле располагается Ferrari.
Что касается Red Bull, то в Бразилии лидером команды фактически являлся Даниил Квят. На болиде Риккьярдо заменили силовую установку, поэтому Даниэль стартовал из хвоста пелотона и за высокие места ему побороться не удалось. Кстати, австралийцу в Интерлагосе поставили мотор новой спецификации, при модернизации которого Renault использовала имевшиеся в наличии баллы. Об этой версии говорили, что она должна была дебютировать чуть ли не в Сочи, на деле ее привезли для испытаний в Остин, но только теперь новый мотор прошел «боевое крещение». И, по словам Риккьярдо, прибавка в мощности оказалась мизерной… Квят же удачно квалифицировался, стартовав с третьего ряда стартового поля, правда на старте уступил Боттасу, зато опередил Хюлкенберга. Далее по ходу гонки Нико вышел вперед благодаря смелой тактике Force India, рано зазвавшей своего гонщика на первый пит-стоп. Хотя вплоть до самого финиша Квят догонял Хюлкенберга, опередить его на трассе было чрезвычайно сложно. Преимущество в мощности моторов Mercedes сказывалось на Интерлагосе, на стартовой прямой Arquibancadas и на обратной прямой, поэтому Red Bull все же уступал Williams и Force India.
| |
Правда, в отличие от Валттери, уик-энд для Фелипе Массы на этот раз сложился неудачно. Любимец трибун, всегда выступавший успешно в Интерлагосе… Но не в этот раз. Фелипе весь уик-энд не мог добиться от своего Williams Mercedes требуемого баланса, а по итогам гонки его и вовсе дисквалифицировали за то, что при контроле на стартовом поле параметры температуры и давления одной из задних шин его болида далеко вышли за пределы нормы. Странная история, так как представители Williams резонно предположили, что если бы они действительно разогрели шину до 137°, она бы сгорела еще до старта. Но от идеи поддать аппеляцию в конце концов отказались, - выступление Валттери Боттаса и так позволило Williams взять третье место в Кубке конструкторов.
Макс Ферстаппен стал пожалуй единственным гонщиком, делом опровергавший доминировавший на этот раз тезис о том, что в Интерлагосе тяжело обгонять. Макс вновь провел ряд зрелых, уверенных обгонов, которые выглядели очень зрелищно. При этом он встал и на защиту позиции Хэмилтона, отметив, что в случае с одинаковыми болидами Льюис вполне может быть прав. Когда же характеристики машин разные, это создает предпосылки для обгонов. Так, Ферстаппен лучше соперников разгонялся из последнего поворота Juncao, что позволяло ему наносить атаки в «эсках» Сенны. Успешную атаку Макса по внешнему радиусу на Серхио Переса сравнили с борьбой в «эсках» Сенны Кими Райкконена с Михаэлем Шумахером в 2012 году. Ферстаппена-младшего сейчас уже нередко стали сравнивать с великими чемпионами, правда ряд экспертов по-прежнему готов критически относиться к юному голландцу, но, скажем так, критическая масса таких критически настроенных экспертов к настоящему моменту значительно уменьшилась. Эмоции Макс тоже вызывает диаметрально противоположные, но, похоже, равнодушными никого не оставляет. Отмечу лишь, что дебютный сезон Макса Ферстаппена сложился настолько успешно, насколько только могли мечтать его почитатели. Неудивительно, что такие результаты голландца заставляют нервничать Карлоса Сайнса, который в год дебюта также выступает весьма зрело и уверенно. Приходится признать, что в настоящий момент Макс – основная угроза для карьеры не только Сайнса-младшего, но и нашего Дани Квята. У руководства Red Bull, которое долго колеблется оставаться ли им в принципе в Ф1, слишком богатый выбор на кого делать основную ставку в ближайшие годы.
Тэги: бразилия, валттери боттас, даниил квят, интерлагос, льюис хэмилтон, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, нико хюлкенберг, ред булл, рено, себастьян феттель, уильямс, ф1, фелипе масса, феррари