Гран-при Австрии вновь запомнился большим количеством борьбы на разных «этажах» пелотона. И хотя сражение двух лидеров возможно выглядело не так зрелищно, как дуэли в середине пелотона, Льюис Хэмилтон и Нико Росберг ведут борьбу между собой на пределе. Кроме Росберга, выигравшего третью гонку в сезоне, в качестве главных героев гонки в Шпильберге стоит отметить Нико Хюлкенберга и Макса Ферстаппена.
Странно закончилась квалификация. Льюис, показав в первой попытке в финале лучшее время, на второй ошибся на торможении в первом повороте и улетел с трассы. Нико Росберг, завершая свою финальную попытку, также не удержался на трассе, вылетев в последнем повороте. Видеть два Mercedes на обочине было довольно-таки удивительно… Важно, что Росберг в финальной попытке отыгрывал 0,3 сек. у Хэмилтона, что могло принести ему поул. Но поул взял все-таки Льюис.
Между прочим, поул в Шпильберге стал 45-м в карьере Хэмилтона, и по этому показателю он сравнялся с Себастьяном Феттелем на третьей строчке в истории Ф1. Когда Льюису сообщили об этом на пресс-конференции после квалификации, он ответил, что предпочел бы сравняться с Себом по количеству титулов. Шутки шутками, но обратим внимание вот на что: у Айртона Сенны – 65 поулов в карьере, некогда «вечный рекорд»; у Михаэля Шумахера – 68 поулов, и это рекорд нынешний. При наличии доминирующей машины пилот вполне в состоянии взять более 10 поул-позиций за сезон. Это доказывал в недалеком прошлом Феттель, это лишний раз доказал Росберг в прошлом году. Сейчас у Хэмилтона в восьми прошедших этапах уже 7 поулов. Вопрос в том, сколько еще сезонов за рулем доминирующих машин выпадет на долю карьер Хэмилтона и Феттеля.
Еще один любопытный статистический момент касательно австрийской квалификации: «Ред Булл Ринг» стал 22-й трассой, на которой Льюис Хэмилтон взял поул. Ровно такое же разнообразие трасс, где выигрывались поул-позиции, у Алена Проста, с рекордом которого Льюис сравнялся в Австрии, но у британца есть все шансы единолично возглавить этот рейтинг уже в этом году.
Вернемся от статистики и взгляда с исторической перспективы ко дню сегодняшнему.
| |
Решающим моментом в гонке стал старт. Нико Росберг на этот раз выполнил его блестяще, чего нельзя сказать о Льюисе. Завладеть преимуществом со старта крайне важно в Ф1, особенно в сражении двух напарников, ведь от этого дальше зависит преимущество в реализации тактического плана на гонку. Хэмилтон яростно атаковал Нико на протяжении первого круга, идя в атаку кажется в каждом повороте. Но Росберг атаки отбил, а затем гонка была нейтрализована автомобилем безопасности. Об эпизоде, вызвавшем появление пейс-кара ниже, что касается его влияния на гонку, рестарт Росберг провел безупречно, сразу создав задел перед Льюисом. Далее дело оставалось за малым – Нико контролировал гонку, а тут еще и Льюис сплоховал, когда покидал пит-лейн, - пересек сплошную белую линию, за что получил штраф в 5 секунд ко времени гонки. В общем, на этот раз Росберг добился явного преимущества, и волнительным для него был только момент перед самым финишем, когда на его взгляд шины израсходовали свой ресурс. В этот момент Хэмилтон смог приблизиться, но это не играло особой роли.
Относительно старта, оказавшегося решающим моментом в сражении лидеров, Льюис после гонки заявил, что у него были некоторые проблемы с электроникой, которая задействуется при старте. Однако по мнению экспертов Auto Motor und Sport, имеющих доступ к телеметрии, никаких проблем на Mercedes Хэмилтона не было. По мнению немецких экспертов, Льюис просто отвлекся на информацию, выводимую на дисплей на руле, и потому слегка «проспал» момент старта. Так что обилие электроники, которой напичканы болиды Ф1 – не так-то и здорово!
Шпильберг, где Нико Росберг завоевал свою 11-ю в карьере победу, стал лишь второй трассой, где он выиграл более одной гонки. Первой таковой, напомню, является Монако, где Росберг первенствовал уже трижды, что касается Австрии, то, учитывая, что год назад Нико выиграл первую гонку после возвращения Шпильберга в календарь Ф1, в нынешнем пелотоне он пока остается вообще единственным, кто побеждал здесь. Ибо у ветеранов – Алонсо, Баттона, Райкконена и Массы, побед в Австрии не было (на момент Гран-при Автрии’2003 только Кими успел одержать свою первую победу).
Из вышеперечисленной четверки удачно выступить в Шпильберге удалось только Фелипе. На этот раз он переиграл своего перспективного партнера, оставив Боттаса позади как в квалификации, так и в гонке, и поднялся на подиум на трассе, где год назад он неожиданно взял поул. Бразилец стал шестым гонщиком, поднимавшимся на подиум в нынешнем сезоне, что соответствует полным составам трех команд: Mercedes, Ferrari и Williams.
В McLaren Honda на этот раз все было совсем тяжело. Команда уже принялась «мотать» штрафы за установку компонентов силовой установки вне лимита, причем в гораздо более жесткой форме, чем клиенты Renault. Так, суммарно Алонсо и Баттон «набрали» в Австрии 20 и 25 позиций штрафа соответственно. Понятно, что отбыть такое на стартовой решетке никак не возможно, поэтому в дело идут дополнительные наказания: проезд через пит-лейн и остановка stop&go. Но Фернандо до исполнения штрафа в гонке дотянуть не удалось…
Кими Райкконен завалил квалификацию, не выйдя из первого сегмента; по словам финна, вина здесь лежит на команде из-за несогласованных действий. Вот тут они и сошлись. Алонсо неплохо стартовал, и на выходе из второго поворота готовился обходить Райкконена, когда Ferrari финна занесло. Так получился самый зрелищный эпизод австрийского Гран-при: McLaren испанца подлетел в воздух и водрузился сверху на Ferrari, лишь чуть-чуть не задев финского гонщика. К счастью, обошлось без травм, однако вторую гонку подряд Кими сталкивается с норовистым характером «жеребца», который внезапно выходит из под его контроля. В этом году Райкконен с начала сезона был доволен болидом Ferrari, который подошел его стилю пилотирования. В этом кардинальное отличие от прошлого года. Финн стабильно набирает очки, но, в минус ему следует записать и столь же стабильные проигрыши партнеру по команде. Феттелю Кими уступает не реже, чем в прошлом году Алонсо, и если год назад можно было пенять на то, что машина не подходит… В общем, Ferrari есть над чем задуматься. Кими Райкконен выдающийся гонщик, лицо Формулы-1 первого десятилетия двухтысячных. К таким людям следует подходить с осторожностью и большим уважением. Десять лет назад Кими вообще выглядел быстрейшим гонщиком Ф1, а Алонсо взял титул, казалось, в первую очередь из-за своей стабильности и недостаточной надежности McLaren Mercedes финна. Теперь Райкконен второй год подряд заметно уступает гонщикам, с которыми по статусу (как в истории, так и в настоящий момент в команде) стоит наравне. Два года назад в Red Bull предпочли сделать ставку не на Кими, а на своего молодого Дэна Риккьярдо, и не прогадали. Сейчас в Ferrari тоже выстраивается очередь из молодых и быстрых. Возможно, кому-нибудь и стоит дать шанс…
Меня восхищает Force India. Помнится, после Австралии я рассуждал на тему, что команда из Сильверстоуна и Sauber год от года меняются в таблице Ф1, то одна, то другая выходит вперед, и в этом году лучше готова швейцарская команда. Force India начинала сезон с модернизированной версией прошлогодней машины. Однако восемь этапов позади, и Force India вновь на пятой строчке Кубка конструкторов, в то время как Sauber слегка «забуксовал». Вот что значит удачная в своей основе машина – даже год спустя она способна приносить результат; и отличный подбор пилотов. Ибо, хотя Серхио Перес и Нико Хюлкенберг уже традиционно являют собой середину пелотона Ф1, и больше говорят не о них, а о более молодых и удачливых собратьях по гоночному цеху, это не отменяет того факта, что пилоты они великолепные. Кажется, настало время заговорить и о Нико Хюлкенберге. Слишком долго он был в тени, но успех в дебютном Ле-Мане способен оказать благотворное воздействие. Нико показал как он быстр, а также и универсален. Это было привычно для гонщиков прошлого, но сейчас принято считать пилотов узкими специалистами по своим сериям. Пример Хюлкенберга может немного изменить эту точку зрения.
| |
Хюлкенберг удачно выступил и на прошлом Гран-при, в Канаде, гонку же в Австрии он на победной волне Ле-Мана провел просто превосходно. Пятый в квалификации (впереди Боттаса!), в гонке Нико долго успешно сопротивлялся атакам Валттери. Хотя на обоих болидах стоят одинаковые моторы Mercedes, для которых австрийское кольцо просто идеально подходит, но разница в шасси есть, и она заметна. Williams на большинстве трасс второй-третий по силе болид, Force India, как уже говорилось выше, модернизированная машина прошлого года. Это не мешало Хюлкенбергу долгое время задавать Боттасу свои правила игры.
Еще один заметный персонаж прошедшего Гран-при – как раз из разряда тех, о ком в последнее время говорят много, пожалуй, даже слишком. Но это не отменяет того факта, что молодой человек потрясающе талантлив. Макс Ферстаппен возглавил в Шпильберге ряды болидов с движками Renault, которые все окрашены в гамму цветов Red Bull. Да, в отличие от гонщиков старшей команды, ему не меняли в Австрии мотор, в то время как и у Квята, и у Риккьярдо была замена двигателей вне лимита. Но Макс был быстрее и по скорости в квалификации. Квят также прошел в финальный сегмент, но в нем он уступил голландцу. Затем у Дани был штраф, неудачный старт с контактом – гонка не сложилась. В воскресенье удачнее удалось выступить Риккьярдо. Но Ферстаппена все эти проблемы не касались. Свой Гран-при он провел напористо и ярко. Его дуэль с Пастором Мальдонадо вышла весьма запоминающейся. Правда, если от юного дебютанта можно ждать всякого, резкие шарахания такого опытного гонщика как Пастор могут вызывать удивление. Однако это Мальдонадо, и этим все сказано. Зато зрители держатся в тонусе. И хотя Макс в итоге уступил позицию Пастору, но все-таки на Lotus венесуэльца стоит мотор Mercedes, который делал своих обладателей явными фаворитами Шпильберга. Свою локальную гонку на домашней для Red Bull трассе Макс выиграл. Причем для Ферстаппена попадание в очки в Австрии стало лишь вторым в сезоне после Малайзии. И это был, пожалуй, единственный отрадный момент для доктора Хельмута Марко, его соотечественника Франца Тоста и владельца Red Bull Ring, Дитриха Матешица.
Конечно, несмотря на успех Макса, эту гонку сложно было назвать успешной для хозяев трассы. Однако учитывая отсутствие в этом году в календаре Гран-при Германии, для Mercedes и Нико Росберга это практически домашняя победа. А уж для австрийцев Ники Лауды и Тото Вольффа – и тем более.
Тэги: австрия, даниил квят, кими райкконен, льюис хэмилтон, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, нико хюлкенберг, ред булл, ред булл ринг, торо россо, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, форс индия, шпильберг