Хотя существует мнение, что реальная расстановка сил в сезоне-2014 не выяснится вплоть до начала европейской части сезона, на мой взгляд уже второй этап чемпионата Гран-при Малайзии позволяет сделать ряд выводов. Посмотрим, многое ли из этого изменится до конца года.
Во-первых, Mercedes в сухих условиях гонки доказал свое превосходство. Конечно, и в Австралии Нико Росберг выиграл очень уверенно, но в Мельбурне впечатление было смазано сходом Льюиса Хэмилтона. В дождевой квалификации соперники, и в первую очередь Себастьян Феттель смогли навязать борьбу пилотам «серебряных стрел». Но в более релевантных условиях сухой гонки равных Mercedes не оказалось. А ведь Сепанг – вполне типичный для современного календаря сезона Ф1 автодром, в отличие от того же Мельбурна. Так что прогноз на доминирование Mercedes в сезоне-2014 пока полностью подтверждается.
Кстати, очень важную заявку на лидерство сделал Льюис Хэмилтон. В Малайзии он не только обыграл Росберга в квалификации, как до этого в Мельбурне, но и показал свое превосходство на гоночной дистанции. Льюис показывал более высокий темп и при этом эффективно берег шины, которые были одним из критичных факторов Сепанга. И хотя пока Нико Росберг уверенно возглавляет личный зачет, Льюис делает все, чтобы не оказаться на вторых ролях в команде – наоборот, он намерен сразу закрепить за собой позицию лидера. Кроме того, Льюис отметился статистическими достижениями. Победа, впервые одержанная в Малайзии и вторая – в составе Mercedes, стала для британца 23-й в карьере, столько же побед на счету Нельсона Пике, но гораздо ярче выглядят другие цифры. Первый «Большой шлем» в карьере Хэмилтона. Также, Льюис обновил свое положение в таблице обладателей поул-позиций всех времен благодаря двум поулам подряд. В Мельбурне он завоевал свой 32-й поул, сравнявшись с Найджелом Мэнселлом. А 33-й поул в карьере, взятый им на Сепанге, позволил Льюису сравняться по этому показателю с Джимом Кларком и Аленом Простом. А ведь в свое время Кларк выглядел в этой таблице рекордов недосягаемым, подобно тому, как Сенна в более поздние времена.
| |
Если с лидерством Mercedes все более-менее ясно, то те, кто на данный момент занимают вторую строчку по скорости, удивляют. В Малайзии было очевидно, что это Red Bull. И если Даниэль Риккьярдо после дисквалификации в Мельбурне не смог набрать очков и на Сепанге из-за целого ряда неприятностей, обрушившихся на его голову, то Феттель был ближайшим преследователем «серебряных стрел», в дождевой квалификации квалифицировался на первом ряду, лишь чуть-чуть уступив времени поула, а в гонке уверенно приехал на подиум. После мучений на тестах это выглядит настоящей победой.
Безусловно, Эдриан Ньюи создал очередную очень эффективную аэродинамически машину. Но, во-первых, проблемы с силовой установкой Renault портили всю картину. Во-вторых, Ньюи, любящий создавать компактные конструкции, поначалу перестарался, и на первых тестах Red Bull постоянно перегревался, не успев проехать и пары кругов. Новые машины требуют гораздо более эффективного охлаждения, и это выглядело даже более значительной проблемой, чем с Renault, так как было понятно, что рано или поздно мотористы доведут конструкцию до ума. Перегрев же мог стать хронической проблемой RB10. После Хереса Ньюи снова засел за чертежи и сумел быстро разобраться с проблемой. Как мы видим, ни в Мельбурне, ни тем более, на Сепанге, проблем с перегревом Red Bull более не испытывал.
Картина немного напоминает мне 2009 год. Тогда точно также Brawn (нынешний Mercedes) доминировал на старте сезона, но его догонял Red Bull, который к концу чемпионата стал уже быстрейшим по скорости. Если в Renault смогут повысить эффективность двигательной установки, именно Red Bull может стать быстрейшей машиной чемпионата. По крайней мере, эффективность аэродинамики это позволяет. Вообще, было бы интересно увидеть плотное сражение между Red Bull и Mercedes.
| |
Ferrari же пока только третья по скорости, что показал Сепанг. Да, конечно лидерство Mercedes было ожидаемым, но даже Быкам понадобилось совсем немного времени, чтобы опередить Гарцующих Жеребцов. В Малайзии Фернандо Алонсо был не так уж далеко, но проиграл сражение Риккьярдо по ходу первой волны пит-стопов, Феттель же был все время впереди. Главным соперником для испанца стал вообще Нико Хюлкенберг. У Ferrari свои проблемы, по крайней мере, пока надежность их не подводит, но скорость оставляет желать лучшего, причем это происходит на старте уже четвертого сезона подряд. Двигатель выдает неплохую мощность, хотя и уступает лучшим образцам из Бриксуорта, но при этом он, судя по данным появившимся в открытой печати, самый тяжелый. Sauber с Адрианом Сутилем за рулем вообще не может уложиться в предписанный минимум веса, и все из-за силовой установки. В общем, перед Scuderia стоят не менее насущные проблемы, чем перед Red Bull, если даже не более. Пока еще есть время исправить ситуацию, но оно уходит очень быстро.
Тем не менее, три лидера пелотона – это команды, являющиеся основными партнерами трех производителей двигателей. Mercedes, Ferrari, Red Bull Renault. Ожидания, что клиенты Mercedes опередят всех остальных, не оправдываются. McLaren и Williams пока скорее лидеры средней группы, чем претенденты на победы в гонках. Они в основном и борются между собой. Хотя McLaren намерен поддерживать высокий темп модернизации, и уже в Сепанг привез новый носовой обтекатель, с кончиком ярко выраженной фаллической формы. Но скорости это особо не прибавило. В McLaren говорят, что им не хватает прижимной силы в скоростных поворотах, даже несмотря на оригинальные заглушки на штангах задней подвески. Недостаточно прижимной силы и у Williams, хотя команда уступала на тестах в Бахрейне только Mercedes. Сюда стоит добавить и Force India, также клиент Mercedes. Нико Хюлкенберг в Малайзии вел дуэль с Алонсо почти на равных.
| |
Клиенты Mercedes пока опережают клиентов остальных моторостроителей, сильнейшей из оставшихся команд на данный момент выглядит Toro Rosso, что весьма неплохо с позиции Даниила Квята. К слову сказать, два первых уик-энда Даня провел очень зрело, и в обеих гонках приехал в очки. На мой взгляд, он мало чем уступает опытному Жану-Эрику Верню. Кстати, помню, что в прошлом году, в момент когда речи о подписании контракта Toro Rosso с Квятом официально еще и близко не шло, Вернь говорил именно о Дане как о наиболее серьезном кандидате из Red Bull Junior, выделяя его перед Сайнсом-младшим и да Коштой.
Еще один вывод – Caterham и Marussia по-прежнему в аутсайдерах, несмотря на глобальные перемены в регламенте, дающие шанс отстающим. Тем более у Marussia теперь моторы Ferrari. Да, эти команды теперь ближе к преследователям по скорости, тот же Камуи Кобаяши вел сражения с пилотами более сильных команд, но пока догнать соперников не получилось. Шансы на очки могут появиться только в гонке, где будет огромное количество сходов, по чистой скорости в очки приехать не получается. Даже Lotus, который пока ездит в полутестовом режиме, в Малайзии всерьез прибавил. Роман Грожан, хотя и остался за бортом десятки лучших, но уверенно отбил атаки Кими Райкконена.
Отсюда и заключительный вывод на сегодня. Надежность в пелотоне на высоте – настолько, насколько это вообще возможно после кардинальной смены технического регламента. Пятнадцать машин увидело финишную линию гонки в Сепанге, при том, что Гран-при Малайзии для техники один из тяжелейших, «падёж» здесь должен был быть одним из самых высоких. После тестов казалось, что в гонках до финиша будет доезжать шесть-семь машин. Для попадания в очки, казалось, достаточно было бы финишировать, возможно, в экономичном режиме, и тогда шанс завоевать очки получал практически каждый, кому повезло бы дотянуть до клетчатого флага. Но как бы ни так. Инженеры Формулы-1 достойно приняли очередной вызов, брошенный им FIA, а надежность суперсовременных гибридов гораздо выше, чем во времена казалось бы прекрасно изученных атмосферных моторов конца 90-х.
Тэги: даниил квят, даниэль риккьярдо, льюис хэмилтон, малайзия, мерседес, нико росберг, нико хюлкенберг, ред булл, себастьян феттель, сепанг, ф1, фернандо алонсо, феррари