Перед Гран-при Испании Льюис Хэмилтон и Найджел Мэнселл обменялись комплиментами. Легендарный британский чемпион выразил свое восхищение формой Льюиса в нынешнем сезоне, Льюис не остался в долгу, посвятив Мэнселлу свою колонку на BBC Sport. Хэмилтон не мог не отметить, что столь теплые слова, сказанные о нем великим гонщиком, не могут оставить его равнодушным. Забавно, но тема Мэнселл – Хэмилтон была близка к тому, чтобы всплыть вновь по ходу Гран-при. Как известно, один из самых зрелищных моментов в истории Гран-при на Каталунье – сражение колесо в колесо на стартовой прямой Айртона Сенны и Найджела Мэнселла в 1991-м, когда трасса в Монтмело принимала Гран-при в первый раз, - McLaren и Willliams неслись бок о бок, высекая искры из асфальта. Ныне никому бросить вызов Mercedes пока не по силам, но сражение напарников по команде вновь было весьма захватывающим, и Нико Росберг был близок к тому, чтобы устроить с Хэмилтоном не менее зрелищную схватку. Тем не менее, Льюис вновь вышел победителем.
Нико был настроен бросить вызов Льюису в Испании. Его целью была победа, которая позволила бы сохранить лидерство в чемпионате и немного придержать безумный натиск британца в последних Гран-при. Для этого, по словам Нико, ему следовало сделать две вещи – выиграть поул, и выиграть старт. Интересно, что Росберг был действительно близок к цели. Он ненамного, но опережал Льюиса перед решающими сессиями, в квалификации он выглядел чуть-чуть предпочтительнее. Но в решающем, третьем сегменте Хэмилтон вновь был неудержим, оставив напарника позади. Это был четвертый поул Льюиса в сезоне и 35-й в карьере, но впервые Хэмилтон официально взял поул-позицию на Каталунье. Напомню, два года назад Льюис уже выиграл квалификацию Гран-при Испании в очень уверенной манере, тогда он пилотировал еще McLaren, но на круге возвращения в боксы остановился на трассе. Остававшегося топлива в баках было слишком мало на анализ, и стюарды были жестко принципиальны – дисквалификация.
Вторая часть плана Росберга также не увенчалась успехом – Хэмилтон выиграл старт и сделал то, что в последние годы так часто делал Феттель, оторвавшись более, чем на секунду к моменту разрешения активации DRS. Это по сути означало поражение Нико, но он не сдавался. Теперь в дело вступила тактика. Из двух обязательных комплектов резины, Росберг решил выбрать более жесткий на средний отрезок гонки, в то время как Льюис применил более традиционную тактику, оставив Hard под финиш. Шинная стратегия и обусловила интригу гонки. Росберг продержался большую часть дистанции поблизости, а под финиш, имея преимущество более мягких шин, принялся атаковать. Ему удалось настичь Льюиса перед самым финишем, Нико был близок к тому, чтобы совершить обгон за победу. Но Хэмилтон удержался впереди, одержав 26-ю победу в карьере, но лишь первую в Гран-при Испании. Льюис продлил свою победную серию, теперь она достигает четырех Гран-при подряд, что является его личным рекордом, который британец обновил. Очень редко в Ф1 были более продолжительные победные серии, но, понятно, у Хэмилтона есть шанс сделать свое достижение еще более весомым. Необходимо отметить, что и в квалификации, и в финале гонки Льюис был не очень доволен балансом болида, ему приходилось бороться с избыточной поворачиваемостью, но это не помешало ему победить вновь.
| |
Обязательно хочу отметить вклад шинников. Борьба в Гран-при Испании стала такой интересной во многом благодаря тому, что два компаунда Pirelli это позволили, и это происходит уже не в первый раз по ходу сезона. Pirelli сделала очень хорошие шины. В этом году о шинниках мало кто говорит, и это как раз хороший признак – значит с шинами нет больших проблем, значит они не становятся слишком значительным фактором, как это было год и два назад. Но они не становятся также и совсем незначительным фактором, как это было во времена Bridgestone году так в 2010-м. Нынешние шины Pirelli позволяют варьировать тактику, создавая интригу в гонках, но при этом это довольно крепкие, надежные шины, которые не изнашиваются слишком быстро. Иногда все-таки приходится слышать голоса недовольства, раздающиеся в адрес Pirelli, видимо по инерции. Дескать шины слишком жесткие. Но шинникам пришлось решить задачу обеспечить Ф1 шинами, которые не изнашивались бы слишком быстро, в условиях, когда крутящий момент вырос по сравнению с предыдущим годом вдвое, причем тестировать эту резину в реальных условиях было невозможно вплоть до конца января, а к этому времени все должно было быть готово.
До Гран-при Испании болиды Ф1 2014 года не выезжали на трассу Каталунья. Правда, уже по завершении уик-энда всех ждала двухдневная тестовая сессия, как до этого в Сахире, но сам по себе случай, что Ф1 не проводила тестов до этого момента на своей самой популярной тестовой трассе двух последних десятилетий, беспримерный. Банально говорить, что в Каталунье разница в форме машин видна с точностью эталона, что с точки зрения аэродинамики эта трасса предъявляет наиболее объективный тест. Точно также банально утверждение, что здесь, с началом европейской части сезона чемпионат как бы начинается заново, берет свой второй старт. Но эти штампы слишком близки к истине. Действительно, в наше время сезон в Ф1 делится на три неравномерные части. Стартовую выездную, где происходит первая пристрелка. Затем, начиная с Барселоны расклад сил уже выравнивается, кто-то пытается сохранить статус-кво, в то время как отстающие стремятся сократить проигрыш, ведется крайне интенсивная доработка болидов, и это продолжается вплоть до летних каникул. После летнего перерыва начинается заключительная часть сезона, где интенсивность работы сохраняется и даже возрастает среди тех, кто претендует на высшие награды, в то время как некоторые постепенно переключаются на задачи следующего года. Барселона же действительно расставляет всех по местам, и если после выездных этапов еще сохранялись какие-то вопросы, какие-то неясности, Каталунья дала окончательные ответы.
Правда два последних года выглядят исключениями. Неожиданный триумф Пастора Мальдонадо в канун 70-летия сэра Фрэнка, затем победа Фернандо Алонсо после старта с пятого места год спустя – самая низкая победная стартовая позиция в Барселоне, где все Гран-при, за исключением двух, выигрывались с первого ряда. Оба случая явно не из разряда тех, что в Барселоне побеждает лучшая машина. Это, кстати, лишний раз указывает на то, насколько захватывающей была Ф1 по ходу двух предыдущих сезонов. Вот только Red Bull со своими Ньюи и Феттелем каждый раз добивал эту неопределенность в концовках.
| |
Этот год явно не из разряда тех. Те, кто ждали в Барселоне прорыв от Red Bull – отличная аэродинамика Ньюи, а мощность двигателя на Каталунье не столь значительный фактор, как на азиатских «тилькедромах», - просчитались. Mercedes по-прежнему имеет доминирующее преимущество, это действительно лучший болид года, без всяких сомнений. Спасибо руководству Mercedes, что они позволяют своим гонщикам бороться друг с другом, иначе нас ждали бы весьма неинтересные гонки.
Red Bull прибавил, он был явно вторым по скорости в Барселоне, но со значительным отставанием от Mercedes. Тем не менее, гонка для Быков тоже была примечательная. Даниэль Риккьярдо стал лучшим из остальных, впервые поднявшись на подиум официально – в Мельбурне у него отобрали и результат, и призовой кубок. Себастьян Феттель же блестяще решал проблемы, в которых погряз с головой. В Барселоне действующему чемпиону мира заменили шасси – проблемы на старте сезона были очень странными и вызывали самые разные версии, в команде решили подстраховаться на случай микроповреждений болида. Однако на тебе – фактический пропуск тренировок в пятницу из-за проблем с электрикой, а затем и отказ коробки передач в самом начале финального сегмента квалификации. Себастьян реагировал на удивление спокойно и достойно. При старте с 15-й позиции, откровенно говоря, мало что от Себастьяна ждали, учитывая и провальный по сути старт сезона, и то, что Барселона считается традиционно неудобной для обгонов трассой. Но зоны DRS и шины, позволяющие играть с тактикой делают свое дело, а настрой Феттеля был серьезным. В результате блестящий прорыв, а Феттель один из главных героев дня. И не скажешь однозначно, кто же на этот раз выступил лучше, Себастьян или Даниэль, хотя Риккьярдо вновь впереди титулованного напарника.
Из остальных выводов Барселоны. Явно неплохая форма Williams, а Валттери Боттас демонстрирует уверенную скорость, ему вполне по силам оставить Массу позади. В то же время другие клиенты Mercedes – McLaren имеют явные системные проблемы. Успешный старт сезона в Мельбурне оказался обманчивым. Возвращение Рона Денниса к активному руководству командой и привлечение Эрика Булье явно не принесет быстрых плодов. Проблемы прошлого года продолжаются и решить их будет непросто. Явно прибавляет Lotus, более других заваливший предсезонную подготовку. Но несмотря на то, что штат в Энстоуне основательно прорядился, перспективы у команды есть. И все же главные вопросы – к Ferrari.
| |
Хотя о сражениях Алонсо и Райкконена и ведется речь, например, в Барселоне тема касалась разной тактики испанца и финна, что позволило Фернандо за счет лишнего пит-стопа и свежего комплекта резины выйти вперед, - не сплавляют ли финна? – накал страстей явно не достигает того градуса, который обещался при совмещении в составе одной топ-команды столь ярких личностей. И причина здесь только в слабой форме болидов Ferrari F14 T, которая не позволяет гонщикам вести сражение за по-настоящему высокие результаты. Эталонная Барселона в этом плане дала не самый утешительный вердикт. Алые болиды слишком сильно скользили, им явно не хватает прижимной силы.
В остальном же – Force India хоть и была немного дальше, чем на предыдущих этапах, и потеряла еще одну строчку в Кубке конструкторов, тем не менее, этот клиент Mercedes стабильно приезжает в очки и выглядит крепче, чем тот же McLaren. Toro Rosso постепенно настигают, особенно опасен как раз Lotus, и очки не даются легко. Но в команде запланирована обширная программа доработок на ближайшие гонки. Даниил Квят выглядит весьма солидно, когда его боссы говорят, что глядя на его выступления можно забыть, что это едет новичок – это о многом говорит. Sauber пока выглядит провально, его почти настигли традиционные аутсайдеры Marussia и Caterham. И хотя разрывы действительно выросли по сравнению с предыдущими годами, выйдя скорее на показатели стыка 90-х – 2000-х, - борьба по всему пелотону идет действительно интересная, а главное, в первый год по новым правилам ждать можно всякого прорыва. Главным островком стабильности выглядит сейчас Mercedes – безусловный лидер пелотона.
Пока Нико Росберг не сдается, и это очень радует. Вообще, ловлю себя на мысли, что подобной борьбы я ждал в прошлом сезоне от Марка Уэббера. Но он и его блестящий напарник, во-первых, находились в разных стадиях карьеры. В то время как Феттель все больше набирал силу и уверенность, с каждой выигранной гонкой, с каждым удачным действием на трассе, Марк постепенно задумывался о завершении карьеры. Во-вторых, что ни говори, но Уэбберу явно не благоволили в команде, он не имел такой же поддержки, как Себастьян. Росберг и Хэмилтон находятся, по большему счету, в одинаковой фазе развития карьеры, обоих поддерживает команда. Это создает наилучшие условия для того, чтобы парни на равных боролись друг с другом, демонстрируя свои сильнейшие качества. Хочется лишь пожелать, чтобы так продолжалось и впредь.
Тэги: барселона, даниэль риккьярдо, испания, каталунья, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, пирелли, себастьян феттель, ф1, феррари