Прошедший Гран-при Японии вновь выводит на передний план тему безопасности. И здесь есть о чем поговорить. Действительно, FIA делает очень много для повышения безопасности в автоспорте вообще и в Ф1 особенно. Но на мой взгляд, дирекция гонок Ф1 умудряется одновременно выставлять себя противоположным образом по ходу одной гонки, что очень заметно проявилось в Сузуке. Когда перестраховка с одной стороны сочетается с халатностью с другой.
То, что гонка за Гран-при Японии будет дождевой, было известно задолго до ее начала. Виной тому тайфун Фанфон, приближавшийся к берегам Японии со стороны Филлипин. Он должен был быть в районе Сузуки к понедельнику, но уже в воскресенье о его приближении должны были свидетельствовать грозовые тучи, несшие в себе заряд ливней. Дождевые гонки в наше время ожидаются с двумя противоположными чувствами. С одной стороны, их ждешь с нетерпением, это классика жанра, со зрелищным пилотажем и непредсказуемыми результатами. С другой… В последнее время, что ни дождь, то кошмарное зрелище. Сообщения от дирекции гонки о том, что старт откладывается, и в течение ближайших 15 минут на трассу с инспекцией выйдет сейфти-кар, а затем будет приниматься решение, и т.д. Потом пейс-кар долго водит за собой пелотон, и тому подобное. В общем, часто от гонок остается одно название, и эта нудятина просто сводит зубы. На этот раз в дожде не было никакой неожиданности, звучали мнения даже о том, чтобы перенести гонку на субботу. На мой взгляд это было бы слишком. Да и повлекло бы за собой сдвиг всего субботнего расписания, ведь для того, чтобы провести гонку после квалификации, которая прошла бы вовремя, времени не хватило бы – на трассе успело бы стемнеть. Но перенос старта гонки на более раннее время в воскресенье был вполне оправдан. Конечно, расписание жестко привязано к графику телетрансляций, но здесь был случай форс-мажора, что оправдывало подобные действия. Да, будь старт на пару часов ранее, дождь был бы, но по свидетельству участников Гран-при, в тот момент были еще вполне подходящие для проведения гонки условия, а не так, как в три часа по японскому времени, когда по трассе текли целые реки. Телеканалы? Это был бы сдвиг в утреннем расписании, дорогой прайм-тайм в любом случае не был бы затронут. Уже были прецеденты внепланового проведения трансляций квалификации, отсюда же, из Сузуки, когда ее перенесли на воскресное утро. Получается, сильнее всех проигрывали бы европейские зрители, которым бы пришлось пораньше встать на просмотр гонки. Велика жертва!.. Но именно заботой о зрителях объяснили то, что гонку сдвигать не стали, хотя, наверно, для зрителей на трибунах Сузуки было бы удобнее, если бы они получили запас времени перед началом тайфуна, чтобы вернуться домой.
| |
Итак, старт гонки прошел по расписанию, в три по-местному. Условия были совершенно неподходящими по любым меркам, старт дали за пейс-каром, проехали пару кругов и вывесили красные флаги. Негибкий подход организаторов Гран-при привел к тому, что гонка была практически сорвана. Но, о чудо! Природа пошла навстречу. В какой-то момент основной дождевой фронт немного отвернул в сторону от местности, где располагается трасса, и дождь ненадолго стих. То, что в масштабах природы ничтожно, краткое затишье перед бурей, имело столь дорогую цену в глазах людей. Шанс провести гонку в более-менее нормальных условиях появился, Гран-при Японии все-таки состоялся в полноценном виде! Говорить о том, что это произошло благодаря грамотным действиям руководства, не приходится, все состоялось по милости природы.
Далее рестарт Гран-при за машиной безопасности, и долгие круги в темпе пейс-кара. Казалось, состояние трассы вполне уже позволяло гоняться в боевом режиме, но дирекция гонки не спешила – перестраховывалась. Забота о безопасности, а как же иначе! В общем, все так, как описывалось выше. Гонка реально началась только после десяти кругов за пейс-каром, к этому моменту уже многие гонщики говорили по радио, что условия нормальные. И тут же началось прекрасное суровое зрелище дождевых Гран-при. Снова создалось впечатление, что воды на трассе много – дождевые шины поднимали в воздух огромные шлейфы брызг, велась бескомпромиссная борьба с атаками и обгонами в неожиданных местах трассы. То, за что мы любим такие гонки.
Но вернусь к теме безопасности. Итак, что мы имеем в итоге? Дирекция гонки, как обычно, перестраховывалась со стартом в дождевых условиях. При этом вариант, когда можно было превентивно действовать в интересах безопасности, использован не был. И главный итог: ужасающая авария Жюля Бьянки в конце, из-за чего гонка все-таки была остановлена досрочно. Молодой талантливый парень оказался покалечен, и сейчас врачи борются за его жизнь и здоровье. Дирекция выпустила пейс-кар, а затем и вовсе прервала Гран-при красными флагами, - тогда, когда все уже случилось, и действовать иначе было никак нельзя. А можно было предотвратить? Сейчас все, кто более-менее причастен к принятию решений, говорят: дирекция действовала верно. Мол, это просто такое неудачное стечение обстоятельств. Я бы скорее удивлялся, что подобных случаев не происходило раньше, к счастью, конечно. Формуле-1 везло, но любое везение рано или поздно заканчивается. В месте вылета Адриана Сутиля, где работал кран-эвакуатор, убиравший разбитый Sauber, действовал режим двойных желтых флагов. То есть гонщики должны были серьезно сбрасывать скорость и быть готовыми остановиться в случае необходимости. По-моему, все эти люди не учитывают сложность конкретных условий: сложность поворота Dunlop и усилившийся дождь, одновременно с серьезно ухудшившейся видимостью. Локальных желтых флагов было недостаточно! Один Жак Вильнев говорит о том, что давно вызывает беспокойство в современных гонках Гран-при. На мой взгляд, в любом случае, если на трассу выезжает специальная техника или выходят люди, обязательно гонка должна нейтрализовываться автомобилем безопасности! Это должно быть закреплено в правилах. Именно так действуют в Америке, и это верно. Правда, в NASCAR в свою очередь перестраховываются, нейтрализуя гонку при любом развороте. Если гонщик самостоятельно возвращается в борьбу, разумеется достаточно локальных желтых флагов. Но если задействованы бригады маршалов – пейс-кар обязателен. Причем, если когда на трассе находится посторонняя техника, серьезно рискуют гонщики, то когда просто работают люди, это опасность уже для маршалов в случае непредвиденного вылета. Достаточно вспомнить Хоккенхайм этого года, когда маршалы убирали заглохший Sauber со стартовой прямой в режиме локальных желтых флагов! Повторюсь, это удача, что ничего такого кошмарного не происходило раньше, это везение какое-то. Если бы дирекция после вылета Сутиля выпустила пейс-кар, никто бы не говорил, что это перестраховка. И молодой парень не расплатился бы своим здоровьем. Вот что такое настоящая забота о безопасности.
| |
Что касается спортивной составляющей Гран-при Японии, то с момента ухода автомобиля безопасности после десяти кругов и вплоть до аварии Бьянки, это была отличная зрелищная дождевая гонка. С борьбой пилотов Mercedes за победу. Нико Росберг накануне в сухих условиях завоевал очередной поул, уверенно опередив напарника. Для Нико это был уже восьмой поул в сезоне и 12-й за карьеру, в квалификациях Росберг уверенно выигрывает дуэль у Хэмилтона со счетом 9:6, что, безусловно, сюрприз. Но в гонке, в дождевых условиях, Нико не был доволен поведением болида, жалуясь на избыточную поворачиваемость, и в этих условиях Льюис Хэмилтон блеснул. Победу ему принес отличный обгон Росберга на стартовой прямой – пусть с применением DRS, но в дождевых условиях, завершая маневр британец еле вписался в первый поворот по внешнему радиусу, и это выглядело красиво. Одержав третью победу подряд, Льюис серьезно увеличил преимущество в чемпионате. Это его уже восьмая победа в сезоне, никогда еще Хэмилтон не побеждал так много, и 30-я в карьере. Забавно, интервью на подиуме у тройки призеров брал Найджел Мэнселл, вновь отрастивший усы, до которого Льюису осталась всего одна победа. Хэмилтон второй раз выиграл Гран-при Японии, но первый раз – на Сузуке. О мечте победить на этой легендарной трассе Льюис говорил перед стартом Гран-при. Напомню, первая победа Хэмилтона в Японии состоялась в дебютном 2007 году на трассе Фудзи, причем тоже в сложнейших дождевых условиях. Тогда казалось, что та победа выводит его напрямую к чемпионству, впервые в истории в дебютном сезоне. Но тогда не сложилось, и вообще о том, как проиграть чемпионат в Ф1 Льюис Хэмилтон может написать целую книгу.
| |
Дженсон Баттон блеснул по дождю на любимой Сузуке. Чутье Дженса известно всем, на этот раз он сразу после рестарта поехал за промежуточными шинами, и это смелое решение вывело его в итоге на третье место. Затем, увы, Баттон уступил очень быстрым в дождевых условиях Red Bull, но в концовке вновь действовал на опережение, когда при усилившихся осадках перешел на шины для сильного дождя. Это решение не принесло успеха Дженсону, так как практически сразу же на трассу выехал пейс-кар, а затем гонка была прервана досрочно. Баттон заслуживал того, чтобы быть на подиуме в этот день, но в итоге финишировал позади Себастьяна Феттеля и Даниэля Риккьярдо, что нисколько не умаляет его заслуг в этой гонке.
Но главным было состояние Бьянки. Этим была пропитана атмосфера на подиуме, который состоялся уже в сумерках из-за надвигающегося заката и надвинувшихся на трассу туч. Это было то, о чем тревожились все, поспешно собираясь после гонки, чтобы успеть отправить грузы по воздуху на следующий встык после Японии Гран-при России в Сочи. Столь долгожданный для российских болельщиков. О Жюле сейчас все молитвы автоспортивного мира. Мы знаем, гонки опасны. Надо лишь делать то, что в силах, чтобы по возможности эту опасность предотвращать.
Тэги: безопасность, дженсон баттон, жюль бьянки, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, себастьян феттель, сузука, ф1, фиа, япония