Напарник – это главный соперник. Так повелось в Ф1. Самое объективное сравнение – это с гонщиком на точно такой же машине. Поэтому дружба между напарниками в Ф1 огромная редкость. Как дружить с главным конкурентом? И еще ладно, если речь идет о команде-середняке. Дело становится гораздо более серьезным, если машина позволяет бороться за победы. И совсем обостряется, когда команда доминирует, как Mercedes в этом году. Тут гонки и чемпионат выигрываешь либо ты – либо твой напарник, и никто другой. Тут уже не спишешь проигрыш на другую машину или какие-либо еще внешние факторы. Тут уже поддержка команды не целиком и полностью на твоей стороне, обстановка психологически напряженная. Здесь явно не до дружбы.
Герхарду Бергеру удавалось дружить с напарниками. С Жаном Алези, а до этого – с Айртоном Сенной. Но дружба с Сенной стала возможна потому, что австриец сразу понял, что проигрывает напарнику, и не стал лезть из кожи вон, чтобы опередить его. В такой ситуации, когда есть явный лидер и «второй номер», тогда, конечно, отношения между гонщиками вполне могут быть неплохими. Но только в случае явного распределения ролей, без всяких недомолвок. Так, тот же Рубенс Баррикелло вполне мог дружить с Михаэлем Шумахером в эпоху доминирования Ferrari. Но когда команда доминирует, а роли ее гонщиков явно определены, как это было с той же Ferrari, для гонок наступают не самые веселые времена. То ли дело, если напарники борются друг с другом, да так, что искры летят – тогда сложно представить что-то более захватывающее. Нет смысла приводить примеры из прошлого – они и так вошли давно в легенды.
И похоже, ситуация в Mercedes в нынешнем году явно идет по второму сценарию.
В передаче Inside Grand Prix перед Гран-при Монако показали два отрывка из интервью Льюиса Хэмилтона. В прошлом году, перед началом сезона, и из совсем недавнего. В прошлогоднем интервью Льюис жизнерадостно светится, рассказывая как они с Нико Росбергом гонялись вместе еще в картинге, что они живут в одном доме в Монако, и как однажды он, Льюис, напросился к Нико на обед. Год спустя Льюис предстает в темных очках, скрывающих глаза, но его интонации не дают обмануть. Его голос звучит разочарованно. «Вы по-прежнему друзья с Нико?» «Нет, не думаю. Друзья – это те, с кем общаешься с детства. В Ф1 не может быть друзей». Еще год назад задавались вопросы, сумеют ли Нико с Льюисом сохранить дружбу, когда получат в свои руки по-настоящему конкурентоспособную машину. Жизнь дает свой ответ.
| |
Поул в Монако – больше половины дела. Неудивительно поэтому, что вокруг инцидента в концовке квалификации разгорелись такие страсти. Ошибка Нико Росберга позволила ему удержать поул, в то время как Льюис Хэмилтон, шедший с опережением графика, был вынужден прервать свою попытку из-за желтых флагов. Таким образом, Нико завоевал второй поул в сезоне и шестой в карьере, причем уже второй год подряд в Монако. Но дальше его ждали непрерывные вопросы журналистов, разбирательство в офисе стюардов и открытая неприязнь Хэмилтона.
Мир Ф1 разделился вновь напополам. На этот раз на тех, кто верил Росбергу и тех, кто был уверен, что он «ошибся» нарочно. Опыт бывшего партнера Нико, Михаэля Шумахера, стоил Ф1 дорого. Вердикт стюардов был, что Нико невиновен в своей ошибке. Лично я склонен с ними согласиться, хотя наилучшую картину дает телеметрия, с которой у стюардов была возможность ознакомиться, а не ТВ-картинка.
Во-первых, репутация Нико чиста – он не совершал неприглядных действий в прошлом. Во-вторых, если Росберг совершил свою ошибку в Mirabeau нарочно – это был идеально выполненный каскадерский трюк. А работа гонщика и каскадера – диаметрально противоположна. Нико заблокировал передние шины на торможении, спровоцировал недостаточную поворачиваемость и, увидев, что он не вписывается в поворот, успел свернуть в карман слева от трассы. Можно ли было заранее подготовить такой маневр?
Строго говоря, Монако – единственное место в мире, где делать подобный трюк имеет какой-то смысл. В любом другом месте игра просто не стоит свеч – обойдется слишком дорого в случае провала, в то время как дивиденды при успешном воплощении не слишком высоки. В Монако они высоки, это да. Именно поэтому в свое время на такой трюк решился Шумахер, именно поэтому теперь тень подозрений пала на Нико. Спишем это на эмоциональность публики. Как там цитата из «Один дома-3»? «Когда дети что-то теряют, они тут же кричат что это украли»?
| |
Первую часть победного плана – поул, Росберг успешно выполнил. Вторую – удачный старт, – тоже. После этого шанс Льюиса был только на пит-стопе, но пит-стопы обоих гонщиков Mercedes прошли друг за другом, в режиме автомобиля безопасности. Потом Льюису попала в глаз грязь в тоннеле, шины теряли свои сцепные качества… В общем, это был просто не день Льюиса. На этот раз Росберг все сделал правильно, что принесло ему победу в Гран-при Монако, причем уже вторую, второй год подряд. Победа эта стала пятой в карьере Нико, таким образом, он сравнялся по этому показателю со своим отцом, Кеке Росбергом. Победы в Монако особенные, но для Нико они «особенно особенные». Каково это, побеждать в самом престижном Гран-при в мире, проезжая повороты там, куда выходили окна твоего дома в детстве, мчась со страшной скоростью через тоннель там, где тебя возили на школьном автобусе в школу, проезжая финишную линию неподалеку от той самой школы… Вряд ли в мире есть гонщик, который сможет испытать чувства подобные тем, которые испытывает Росберг-младший…
В то время как Росберг вернул себе лидерство в чемпионате, утерянное им в Испании, раздражен был не только Хэмилтон. Раздражен был и другой чемпион мира, действующий. Еще бы – Себастьян Феттель вновь уступил в квалификации партнеру, Даниэлю Риккьярдо, но стартовал отлично, выйдя на третье место, и почти сразу его мотор потерял мощность… Что за чертовщина?! Этот сезон – словно расплата за все предыдущие удачи Себастьяна.
Не менее здорово, чем Себастьян, гонку начал Кими Райкконен. Он на старте опередил сначала партнера, протиснувшись между Фернандо Алонсо и стеной, а потом, на входе в St. Devote, оставил позади и Риккьярдо. После того как Феттель преждевременно свернул на пит-лейн, Кими по праву завладел третьим местом. Конечно, рассчитывать на то, чтобы навязать борьбу пилотам Mercedes было бы слишком самонадеянно, но подиум по большему счету был уже в руках Райкконена, который в Монако проводил свой 200-й Гран-при в карьере. И вот незадача – под сейфти-каром его Ferrari задел Макс Чилтон, проколов финну заднюю шину. Все пошло насмарку. Второй подряд пит-стоп, вторая десятка. Кими яростно прорывался и должен был брать очки, но атака на Кевина Магнуссена получилась слишком самонадеянной. Кими ушел совсем влево на спуске от Mirabeau к Loews, в шпильке он забрался левой стороной машины на тротуар, но в итоге оба гонщика просто не вписались в шпильку, застряв во внешнем отбойнике… В итоге Кими занес себе в актив только лучший круг в гонке, который стал 40-м в его карьере. Впереди за всю историю всего два гонщика, причем у Алена Проста – всего на один больше.
| |
После неудач Феттеля и Райкконена третья ступень подиума досталась самому улыбчивому парню в пелотоне. Даниэль Риккьярдо отлично провел квалификацию, но старт прошел не лучшим образом, однако удача была на его стороне. В концовке Риккьярдо просто летел по трассе, настигая Хэмилтона. Льюис мог сколько угодно кричать по радио: «Меня не интересует Риккьярдо», но когда Даниэль достал его на последних кругах, не считаться с этим фактом было невозможно. Тем не менее, шансов на обгон за второе место у Риккьярдо объективно было мало. Смотрим Сенна – Мэнселл образца 1992. На фоне страстей Феттеля, Райкконена и Риккьярдо удивительно тихо прошла гонка Фернандо Алонсо. Он как ехал позади Риккьярдо, так и ехал, сзади его никто не доставал, но и за подиум он фактически не боролся. Удивительно спокойно для двукратного победителя в Монако, двукратного же чемпиона мира с комментарием: «Это был максимум того, чего мы могли добиться».
Инцидентов в Монако по обыкновению было немало, эпизодом Райкконен – Магнуссен дело далеко не ограничилось. Почин задали еще на первом круге Серхио Перес и Дженсон Баттон, сравнявшийся по количеству стартов со своим бывшим партнером по Renault Ярно Трулли – теперь у обоих их по 253 (но не по количеству Гран-при), причем все на том же участке Mirabeau – Grand Hotel. Самую серьезную аварию, которая стала причиной появления на трассе автомобиля безопасности, совершил Адриан Сутиль. Пилот Sauber рано совершил пит-стоп, оказавшись в хвосте пелотона, после чего прорывался, совершая агрессивные обгоны. В этом не стоит удивляться, даже при том, что в Монако невозможно обгонять – достаточно посмотреть прошлогоднюю гонку-шедевр в исполнении Сутиля. Однако на этот раз все закончилось далеко не так оптимистично, когда Адриан потерял контроль над своим болидом на торможении на кочках перед шиканой на набережной. Днем ранее подобную ошибку, когда машина уходит в занос, и ее начинает кидать из стороны в сторону, совершил Даниил Квят, но отделался гораздо более легкими последствиями – разбил о стену носовой обтекатель и переднее антикрыло, но сохранил машину в целости, что позволило ему впоследствии пройти в третий сегмент квалификации. Sauber мог брать очки благодаря Эстебану Гутьерресу, но мексиканец также не избежал ошибки – в концовке гонки его развернуло в Rascasse. Такое количество ошибок, причем ошибок на торможении, может быть связано с появившимися в этом году электронными системами торможения brake by wire. С ними было связано много нареканий на предсезонных тестах, затем ситуация нормализовалась, но в Монако особые требования к точности пилотирования.
Небывалое в этом году количество сходов и инцидентов привело к тому, что на хороший результат стали претендовать традиционные аутсайдеры. В итоге исторического достижения добился Жюль Бьянки, который с полным правом считает трассу в Монако домашней. Француз родился и вырос в расположенной неподалеку Ницце. Жюль уверенно вошел в десятку лучших и, несмотря на послефинишный штраф, занял девятое место. Очки, набранные Бьянки, стали первыми не только для его команды, Marussia, и для него самого, но и для всех «новых» команд, дебютировавших в 2010 году, вообще: Virgin/Marussia, Lotus/Caterham, HRT. HRT вообще почила в бозе уже давно, и не дожила до славного дня… Приятно, что прорыв совершила именно Marussia, именно наша команда. Правда, весьма забавно выглядит тот факт, что историческое событие произошло уже после того, как компания Marussia Motors, производитель дорожных автомобилей была закрыта. Один из ее бутиков располагался, кстати, практически на трассе Монте-Карло. Очки Бьянки – это не только плод стечения обстоятельств, темп на трассе в Монако был весьма неплох, Жюль уверенно держался впереди Романа Грожана, который его толком и не прессинговал. Прогресс команды налицо, недавно на тестах в Барселоне Макс Чилтон показал лучший результат дня и, видимо, неслучайно. Правда, в Монако «новые» команды вообще выступили неплохо. Маркус Эрикссон, выступавший в шлеме в честь Ронни Петерсона, был тоже недалек от очков и занял 11 место, которое стало повторением лучшего результата в истории Caterham (Виталий Петров, Бразилия’2012). Ранее именно это 11 место являлось лучшим результатом для группы «новых» команд. Зато теперь в таблице Кубка конструкторов напротив Marussia F1 Team в кои-то веки нет привычного нуля.
Монако не разочаровало. Впереди Монреаль, и хотя трасса на острове Нотрдам прямо противоположна характеристикам кольца Монако, гонки там тоже обычно не разочаровывают. Вряд ли можно представить лучшее место для продолжения отношений между Росбергом и Хэмилтоном.
Тэги: даниэль риккьярдо, жюль бьянки, кими райкконен, льюис хэмилтон, маркус эрикссон, маруся, мерседес, монако, монте-карло, нико росберг, себастьян феттель, ф1