Льюис Хэмилтон одержал победу в Гран-при России в очень уверенном стиле, доминируя на большей части дистанции гонки. Уже второй год подряд Льюис побеждает на трассе в Сочи, и может с полным на то основанием считать эту трассу своей. Эта победа стала для Хэмилтона 42-й в карьере, он превзошел по количеству побед Айртона Сенну, о чем не преминул вспомнить в интервью на подиуме, и сравнялся с Себастьяном Феттелем. Как раз Феттеля он непосредственно и опередил в сражении за победу в Сочи, и хотя Ferrari продемонстрировала здесь хорошую форму, все же Себ был далековат от того, чтобы оказать на Льюиса весомое давление, несмотря на несколько выездов пейс-кара. Компанию двум чемпионам на подиуме составил Серхио Перес, и финиш в первой тройке пилота Force India пожалуй главный указатель, насколько захватывающей была гонка в Сочи.
При всей успешности Льюиса в Сочи, было несколько удивительно слышать слова британца перед российским уик-эндом, что трасса в Олимпийском парке не произвела на него особого впечатления, при том, что Льюис отметил, что из новых автодромов характером обладают трассы в Абу-Даби и Остине, но это не присуще Сочи. Правда Льюиса тут же прощаешь, за его слова о самом городе, о здешней природе, о России вообще, которые он произносит с искренней восторженностью. Но Абу-Даби и Остин? Возможно Яс-Марина навевает ему приятные воспоминания из детства, о временах в картинге, - на насыщенном поворотами третьем секторе трассы в Эмиратах Хэмилтон всегда выглядел неподражаемо; что касается техасской трассы, ее в общем-то строили по правильным канонам, вписывая гоночное кольцо в рельеф местности, подобно монументам прошлого, как Спа и Сузука, а также добавляя повороты, скопированные со знаменитых классических трасс. Вот только вся загвоздка в том, что существует такая вещь, как современные требования к безопасности, и они предусматривают то, что в Остине были построены огромные зоны безопасности; и при всем том, что пилотировать на Circuit of the Americas действительно интересно, но вылететь и разбить машину здесь почти невозможно, а потому Остин никогда не встанет в ряд с теми же Сузукой и Сильверстоуном, равно как и с классическими американскими роуд-корсами, как Роуд-Америка, Лагуна-Сека или Сонома. А вот в Сочи разбить машину вполне реально, что отлично продемонстрировал прошедший Гран-при, и это сразу выводит вызов трассы в Олимпийском парке на другой уровень. Изначально сочинский Автодром строили как городскую трассу, вписывая ее в уже существующий проект Олимпийского парка; поэтому требования к зонам безопасности здесь были другие. Уже потом Автодром было решено сделать стационарной трассой. Уникальность же Сочи Автодрома в том, что он имеет черты городской трассы, но при этом является очень скоростным для городской трассы, включает длинные прямые; это трасса моторов, именно поэтому здесь так здорово смотрятся болиды с двигателями Mercedes.
| |
Инцидентов в этом году и вправду было немало; этим трасса словно компенсировала за прошлый год, когда в дебютном для Сочи Гран-при все прошло удивительно спокойно (хотя в гонках младших серий происшествия были). В отличие от прекрасной прошлогодней солнечной погоды, в этот раз было прохладно, в Сочи рано пришла осень. Вдобавок в пятницу прошел дождик, а до этого трассу запачкали вытекшим из уборочной машины дизельным топливом, и долго чистили асфальт гоночного полотна. Как результат, держак на трассе практически не накатали. И болиды очень зрелищно скользили в поворотах Сочи Автодрома. Низкое сцепление всегда подымает градус борьбы.
К слову сказать, персонал трассы в этот уик-энд был основательно загружен, но с честью вышел из всех сложных ситуаций. Помню, когда только появились Гран-при в таких странах как Бахрейн, Абу-Даби, Индия, были проблемы с тем, чтобы набрать квалифицированный обслуживающий персонал, приходилось приглашать маршалов и судей из других стран, с более развитой гоночной культурой. При этом мы прекрасно знаем о замечательных энтузиастах автоспорта, работающих маршалами в Сильверстоуне, Монако и на других классических трассах, в «старых» гоночных странах. Как они здорово справляются со своей работой! И как же приятно, что за два года в Сочи сформировали свой, российский персонал судей и маршалов, хотя в подготовке опирались на зарубежный опыт, в том числе сотрудничали с австралийцами. Но здесь, в Сочи работают в подавляющем количестве наши, российские маршалы, и работают прекрасно. Причем с первого же Гран-при.
Тем не менее, есть и пара нареканий по данной части. И речь сейчас даже не о том, что таких случаев, когда некая обслуживающая машина проливает технические жидкости на гоночный асфальт, и при этом проезжает полкруга, основательно запачкивая трассу, что создает форс-мажорную ситуацию, быть просто не должно по определению. Не должно быть и таких ситуаций, как в случае с отломанной стойкой антикрыла Toro Rosso Карлоса Сайнса в гонке, когда маршал выбежал на середину трассы, причем в повороте, вызвав вскрик Себастьяна Феттеля: «храбрый русский!» Спору нет, проделано было ловко и смело. Но в правилах должна быть прописана недопустимость подобной храбрости. Будто мало примеров Тома Прайса и Ж.юля Бьянки… Нельзя ставить на одну чашу весов человеческую жизнь и нейтрализацию гонки с помощью пейс-кара.
| |
Карлос Сайнс-младший был одним из героев уик-энда в Сочи. Каково ему было атаковать в гонке после субботней аварии на тренировке, но он делал это, как будто и не было никакой аварии, а впоследствии признался, что на первых кругах у него слегка кружилась голова. Ближе к финишу у него начались проблемы с тормозами, и он вылетел-таки почти в том же месте, где потерпел аварию в субботу – пусть и на совсем другой скорости, и результат вылета был совсем другим: машину развернуло, и она ткнулась в ограждение задним антикрылом, что и привело к тому, что деталь крыла отвалилась после того, как Карлос попытался продолжить движение, и, как следствие, к «храброму русскому». Вылет в субботу утром был крайне неприятным. Мало того, что первый удар произошел на высокой скорости, так затем еще болид затянуло под барьеры TechPro, откуда эвакуация заняла минут десять. Почему болид как бы подбросил барьер TechPro – пока ищут ответ специалисты, но главное, пилот в порядке, а значит барьер все-таки выполнил свою роль.
Но еще более серьезно выглядела авария Романа Грожана в гонке. Lotus француза просто сорвало с траектории в длинном скоростном вираже вокруг Медальной площади; небольшая избыточная поворачиваемость, и все – отловить болид было уже невозможно. Мартин Брандл сравнил эту аварию с теми, что происходят в Indycar на овалах, и вправду что-то общее есть. Льюис Хэмилтон жаловался, что темп за пейс-каром очень низкий, и машина слишком сильно остывает, но я представляю что чувствовал Бернд Майландер в эти моменты. Он рассказывал, что на Medal Plaza ему буквально силой приходится запихивать Mercedes SLS в поворот, постоянно сражаясь с недостаточной поворачиваемостью. Это в Ф1 здесь просто утапливают педаль газа в пол, и так и пролетают весь протяженный поворот на полном газу. Вот что значит прижимная сила. Этот поворот имеет все основания стать легендарным. А как красиво боролись здесь два болида колесо в колесо!
Льюис Хэмилтон был в субботу недоволен балансом своего Mercedes. В гонке ближе к финишу у него возникли проблемы с плоскостью DRS; на его счастье, он мог обойтись без использования этой системы. Проблема в том, что слишком часто по меркам чемпионского Mercedes в этом году проблемы обрушиваются на Росберга. В субботу Нико как раз был полностью доволен своим болидом, завоевав третий поул в сезоне, и лишь третий раз по ходу года оставив напарника позади в квалификации. На старте Нико выиграл напряженную борьбу с Хэмилтоном, на самом протяженном в календаре стартовом участке до первого торможения. Затем Росберг удержал лидерство и на первом рестарте, после пейс-кара, вызванного стартовой аварией Нико Хюлкенберга и Маркуса Эриксона. Росберг имел все шансы одержать-таки в этот день победу. Но поломка педали акселератора выбила его из борьбы. После этого значительных препятствий у Льюиса на пути к победе не возникало. Девятая победа в сезоне; гонщики, столько выигрывающие в Ф1, чемпионаты не проигрывают. Да, пейс-кар сжимал пелотон, а остывание болида, на которое жаловался в режиме машины безопасности Льюис, порой приводит к неожиданным результатам, - и к слову сказать, это хорошо для гонок, для борьбы. Но рестарты удавались Льюису, а воспользоваться альтернативной стратегией Ferrari – ни Феттелю, ни Райкконену не удалось.
| |
Как уже упоминалось выше, «как бы городская» трасса в Сочи – трасса моторов. И там, где прекрасно чувствуют себя моторы Mercedes, страшно тяжело приходится Renault и Honda. McLaren здесь вообще ни на что не рассчитывал, и тем удивительнее, что в воскресенье на финише гонки Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо обнаружили себя в десятке лучших. Сказались многочисленные инциденты и грамотное ведение гонки. К сожалению, позже из-за штрафа Алонсо выкинули из десятки, а ведь это был знаменательный уик-энд для испанца – в Сочи он провел свой 250-й Гран-при. Еще немного ему осталось до того, чтобы покорить когда-то вечный рекорд Рикардо Патрезе.
В Red Bull же не раз по ходу сезона доказывали, что даже в сложных ситуациях они борются, и нередко добиваются неплохого результата. В Сочи для Даниэля Риккьярдо использовали альтернативную стратегию, зазвав его на пит-лейн во время второго нахождения на трассе автомобиля безопасности. И эта тактика сыграла – постепенно австралиец поднялся уже на четвертую позицию. Но, увы, был вынужден сойти по механическим проблемам. Зато Даниил Квят провел очень хорошую гонку. Да, на этот раз квалификация ему не удалась – одиннадцатый после пятого места в прошлом году на Toro Rosso. Но Даня хорошо стартовал и удачно избежал аварии во втором повороте, а затем проводил гонку в отличном темпе. Он долго удерживал позади Фелипе Массу, несмотря на двигатель Mercedes на Williams бразильца. Квяту отлично удавались повороты третьего сектора, после чего он немного отрывался от Массы. Но некоторое падение мощности мотора Renault привело к тому, что Массе удался удачный обгон. Квят закончил гонку шестым, а после штрафа Райкконена переместился на пятое место.
| |
Лучшим же по обращению с шинами был Серхио Перес. Как и Риккьярдо он совершил пит-стоп во время второго пейс-кара, а потом ехал до финиша. И отлично ехал! Чеко оказался самым успешным воплотителем альтернативной тактики, и за 20 кругов до финиша он смог подняться на третье место. Однако перед финишем шины на Force India были уже слишком изношены, и он ничего не смог противопоставить Валттери Боттасу и Кими Райкконену, прорвавшимся мимо него. А дальше мексиканец просто наблюдал за борьбой двух финнов, ожидая проявления горячности от этих «ледяных» парней. Забавно.
Финны боролись между собой славно! Через весь Гран-при прошла линия борьбы Боттаса с пилотами Ferrari, Боттаса против Райкконена. Ошибся ли Кими в своей заключительной, неудачной атаке, в которой его впоследствии признали виновным стюарды Гран-при? Безусловно, вина лежит на нем. Но, на мой взгляд, это был обычный гоночный инцидент, который не тянул на штраф – здесь не было умысла. Кими атаковал на торможении, Боттас входил в поворот по обычной траектории, не оставляя места сопернику. У Райкконена заблокировались колеса, и когда он подлетал на апекс, он уже просто ничего не мог предпринять, чтобы избежать столкновения с Williams молодого соотечественника. Понятно разочарование Валттери, который уже был готов повторить прошлогоднее достижение, но отметим и боевитость Райкконена. Кими дополз-таки до финиша на поврежденной Ferrari, на пятом месте, но штраф отбросил его на восьмое место. Этой разницы в очках и хватило, чтобы Mercedes чуть позже, чем состоялся финиш гонки, отпраздновал завоевание победы в Кубке конструкторов. Как и год назад, это знаменательное событие выпало на Сочи.
Тэги: валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, карлос сайнс, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, мерседес, нико росберг, роман грожан, россия, себастьян феттель, серхио перес, сочи, ф1, фернандо алонсо, феррари, форс индия