Гран-при Сингапура не стал самой захватывающей гонкой нынешнего сезона, но ход событий, расклад сил оказался на ночной трассе Марина-Бэй самым неожиданным. Себастьян Феттель, выигравший уже третью гонку в сезоне, на этот раз сделал это в очень уверенной манере, практически в доминирующем стиле. При этом ближайшим преследователем лидера Ferrari стал гонщик Red Bull Даниэль Риккьярдо, в свою очередь уверенно опередивший Кими Райкконена; в то время как фавориты сезона, команда Mercedes AMG выступила неожиданно бледно.
Интересно, что по прошествии времени в Mercedes так и не озвучили четкую причину своего поражения в Сингапуре. Все в основном сводилось к тому, что шины, привезенные Pirelli, - два самых мягких состава Soft и SuperSoft, в данных погодных условиях плохо подошли Mercedes с учетом требований Pirelli к давлению в шинах и углам схода-развала. Мика Хаккинен вспомнил, как однажды в 1998 году, обладая доминирующей машиной в McLaren не смогли найти подходящих настроек и машина все время страдала от недостаточной поворачиваемости. Прозвучало также мнение, что в Сингапуре сказался очень высокий показатель крутящего момента двигателей Mercedes, из-за чего все клиенты и партнеры немецкого моторостроителя столкнулись с повышенной пробуксовкой. Как бы там ни было, но даже самую быструю машину еще необходимо приручить, и похоже, что Mercedes в Сингапуре напоминал необъезженного жеребца.
| |
В этих условиях болиды Ferrari и Red Bull напротив выглядели превосходно, и соперники отмечали, что на onboard-записях пилотирование смотрится как по рельсам. И если еще в пятницу казалось, что Mercedes просто работает по своей программе и не раскрывает истинной силы, то квалификация закончилась сенсацией. Льюис Хэмилтон и Нико Росберг квалифицировались только пятым и шестым, проиграв победителю, Себастьяну Феттелю более полутора секунд! Такого ощутимого удара Mercedes не получал уже давно… Но еще дольше Ferrari не выигрывала квалификаций. Серия из 60 Гран-при подряд, с Гран-при Германии 2012 года, когда под дождем поул завоевал Фернандо Алонсо. Такой затяжной серии без поулов в истории Ferrari еще не было, и это показывает, насколько тяжелыми были эти годы для Scuderia. А уж если вспомнить последний поул Ferrari на сухой трассе… Это был как раз Сингапур, но в 2010 году, когда Фернандо Алонсо выиграл квалификацию, опередив как раз юного тогда Феттеля на Red Bull.
Поул Себастьяна и неожиданный провал Mercedes привели к тому, что Льюису Хэмилтону не удалось повторить рекорд Айртона Сенны из восьми поулов подряд. В Монце Льюис вплотную подобрался к одному из выдающихся достижений своего кумира, но все-таки остановился на цифре 7. Рекорд Сенны остался непокоренным.
Для Себастьяна этот долгожданный поул стал первым с Бразилии’2013, когда Себ просто крушил всех подряд. На этот раз он опередил своего прошлогоднего партнера Даниэля Риккьярдо, а тройку лучших замкнул Кими Райкконен – эта квалификация прошла в алых тонах. Даниил Квят поддержал своего напарника, добившись лучшего в карьере квалификационного результата – четвертого на стартовом поле. Ferrari, Red Bull, Ferrari, Red Bull, два Mercedes – расклад после квалификации был очень необычным для этого года.
| |
В воскресенье Феттель выходил на старт уже в роли явного фаворита. Все-таки в Сингапуре в основном удавалось побеждать обладателям поул-позиций. Эта трасса, в календаре с 2008 года, за этот в общем-то небольшой временной промежуток успела создать себе репутацию как одной из сложнейших и тяжелейших с физической точки зрения гонок. Марина-Бэй твердо завоевала репутацию хоть современной городской трассы, но практически классической, справедливо встав в ряд с известнейшими стриткорсами мира. Это удавалось мало какому современному стационарному автодрому, но список победителей Марины-Бэй только подтверждает. Себастьян Феттель, победив здесь на этот раз в цветах Ferrari, завоевал в Сингапуре уже четвертую победу – он удерживает рекорд трассы, но кроме него здесь по два раза выигрывали Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон. Три лучших гонщика эпохи, по общему мнению экспертного сообщества. Только им пока покорялась Марина-Бэй.
Особых сложностей на пути Феттеля к победе на этот раз не было. Он как уверенно стартовал, так и контролировал ход гонки, не позволив Риккьярдо толком приблизиться к себе. Поэтому разговоры, мог бы Даниэль выиграть эту гонку, если бы Red Bull как-то по другому сыграл тактически, не имеют под собой особой почвы. Даже два выхода пейс-кара на трассу не помогли. Они сжимали пелотон, но на борьбе первой тройке фактически не отразились. Точно также Кими Райкконен понемногу, но проигрывал Дэну в борьбе за второе место. Кстати, Кими установил в Сингапуре интересный рекорд – он в 29-й раз в карьере поднялся на третье место, что стало наибольшим количеством третьих мест в истории Ф1. Но сомнительно, что подобный рекорд хоть сколько-то интересен Кими… Вот чьим позициям автомобиль безопасности нанес ущерб – так это Дане Квяту. Даниил после старта шел четвертым, но после первого выезда пейс-кара оказался позади двух Mercedes, а после второго пропустил Валттери Боттаса, хотя Williams в Сингапуре явно проигрывал Red Bull. Шестое место конечно очень неплохой результат, но скорость машины в Сингапуре позволяла рассчитывать на большее.
| |
Сингапур подтвердил свою статистику – еще ни одна гонка не прошла здесь без выезда автомобиля безопасности. И если причиной первого выезда на этот раз была авария Нико Хюлкенберга и Фелипе Массы, то второй раз получился крайне небанальным. Какой-то сумасшедший зритель пролез на трассу, побродив по ней где-то минуту, после чего обратно перелез через ограждение, где его уже ждала полиция. Помнится в Хоккенхайме в 2000-м также был сумасшедший фанат, появление пейс-кара на трассе тогда сыграло на руку прорывавшемуся из хвоста Рубенсу Баррикелло, который в итоге одержал свою первую победу. Также припоминается как сумасшедший зритель вышел однажды на трассу в Сильверстоуне… То есть такие случаи изредка, но бывают, хотя они совершенно не в культуре автоспорта, и желающим получить такой адреналин хочется пожелать найти себе развлечение в других местах.
Что касается Mercedes, то Льюис Хэмилтон долгое время выглядел очень неплохо, поднявшись на четвертое место он стал создавать угрозу позициям Райкконена и наверно имел достаточную скорость, чтобы подняться в этот день на подиум. Но это был явно не его день. Падение давления в турбине привело к потере темпа, Льюиса один за другим обходили соперники и, заехав на пит-лейн, он был вынужден прекратить борьбу. Второй Гран-при в этом году, после Венгрии, на подиум не поднялся ни один гонщик Mercedes. Сход Хэмилтона сделал ситуацию в чемпионате более интересной, к нему приблизились и Росберг, и особенно Феттель. Но для того чтобы борьба в чемпионате стала по-настоящему захватывающей, не помешала бы еще пара таких сходов Льюиса. Пока его «подушка безопасности» в виде отрыва в чемпионате слишком велика. Это был, кстати, всего второй сход Mercedes в сезоне – после Нико Росберга в Монце. Надежность у доминирующей команды просто потрясающая!
Кроме блестящего выступления Ferrari и ожидаемо успешного Red Bull следует выделить успех и «младшей» команды Дитриха Матешитца. Безусловно Джеймс Ки со своей командой построили в этом году отличное шасси, что уже неоднократно демонстрировалось по ходу сезона, но все-таки Сингапур – гонка очень тяжелая и физически, и психологически, особенно для дебютантов, особенно для таких юных дебютантов. Тем не менее пилоты Toro Rosso выступили просто здорово. Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс не только приехали в очки, но показывали отличный темп на дистанции и продемонстрировали целый ряд уверенных красивых обгонов. Особенно впечатлил Макс – не только тем, что все-таки он опередил напарника и был своеобразным «локомотивом» в этой паре, прорывавшейся в пелотоне, но в первую очередь тем, что все-таки он еще даже не достиг совершеннолетия. И все же в этой гонке мужчин он показал себя «не мальчиком, но мужем».
| |
Как и Red Bull гонку в Сингапуре как наиболее подходящую для успешного выступления сообразно характеристикам машины очень ждали в McLaren Honda. Но в отличие от коллектива из Милтон-Кинса команда из Уокинга добиться успеха не сумела. Хотя Фернандо Алонсо демонстрировал весьма неплохой темп относительно пелотона и располагался достаточно высоко по меркам выступлений этого года, держался непосредственно вблизи очковой зоны. После Монако и Будапешта это был лучший шанс на успех в этом году, но Фернандо вскоре подвела коробка передач, а чуть позже подобная неисправность вывела из гонки и Дженсона Баттона. Было уже много сказано слов сожалений о том, что для таких гонщиков, и таких имен как McLaren и Honda такие выступления никуда не годятся, нет смысла повторять. Просто следует констатировать: несмотря на оптимистичные заявления Ясухисы Араи, которые он неустанно раздавал большую часть сезона, ни о каком значительном прогрессе речи так и не зашло. Напомню, к концу сезона McLaren Honda должна была уверенно бороться за подиумы, по словам Араи-сана, хотя гонщики давно охлаждали его пыл и призывали не отдаваться бездумно неоправданным ожиданиям. Объективно: в этом сезоне ни о каких результатах речи быть не может. К счастью, сумели набрать хоть какие-то очки. Да, интегрировать шасси McLaren и силовую установку Honda успешно так и не удалось, возникло много неожиданных сложностей. Тут даже дело не в том, что это очень плохое шасси или очень плохой мотор. Но все вместе так и не заработало как следует. Это тестовый сезон, и сказать что-то определенное по поводу этого союза можно будет только в следующем году.
Победа Себастьяна Феттеля в Сингапуре стала своего рода вехой. Трех побед в дебютном сезоне за Ferrari добился Михаэль Шумахер. Конечно не стоит напрямую сравнивать 1996 и 2015 годы. Тем не менее, Феттель смог сравняться с достижением своего знаменитого предшественника. Напомню, официальный план на год говорил о двух победах в сезоне. Феттель уже превзошел план, хочется надеяться, что это не последняя его победа в этом году. И хотя сначала, когда объявили о подписании его контракта с Ferrari, он вызвал много сомнений, но с первых дней в Маранелло Себ доказывал, что он настоящий гонщик Ferrari, а Scuderia – это его команда.
Победа Феттеля в Сингапуре стала 42-й в его карьере. Конечно, это всего лишь статистика, но есть одно интересное наблюдение. 42-е победы в Формуле-1 выигрывались только за рулем болидов Ferrari. Это было в Гран-при Франции 1990 года, когда победил Ален Прост, так было в Гран-при США 2000 года, где выиграл Михаэль Шумахер, теперь такого же показателя достиг Себастьян, и тоже за рулем красной машины. Не самое явное, но это еще одно подтверждение роли Ferrari в истории Ф1. Такой легкий намек…
Тэги: даниил квят, даниэль риккьярдо, карлос сайнс, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, макс ферстаппен, мерседес, нико росберг, ред булл, рекорд, себастьян феттель, сингапур, торо россо, ф1, фернандо алонсо, феррари, хонда