Нико Росберг имел все шансы выиграть Гран-при Италии. Судьба гонки была в его руках. Однако он же сам и выпустил победу из своих рук.
Нико в отличной манере выиграл старт, в то время как стартующий с поул-позиции Льюис Хэмилтон провалился – не по своей вине, отказала электроника, которая задействуется при старте. По словам самого Льюиса, такое произошло впервые в сезоне, он не знал, что нужно делать в такой ситуации и просто давил на газ. Ему повезло, что он пропустил только двух гонщиков, не считая напарника. Кевин Магнуссен блестяще стартовал, вырвавшись к шикане на вторую позицию, также Хэмилтона опередил Фелипе Масса. Дебют гонки был полностью в пользу Росберга. Он отрывался, в то время как следующие три гонщика шли плотной группой. На тот момент казалось, что у Хэмилтона не много шансов побить Росберга и на этот раз. Правда, Магнуссен вскоре уступил обоим преследователям: после великолепного старта McLaren просто не хватало темпа. Позже Льюис без особых проблем сумел пройти и Массу. Тем не менее, у Росберга был некоторый отрыв, да и пит-стопы прошли в его пользу – при тактике единственной остановки в боксах в Монце Нико сохранил и лидерство, и отрыв.
Росберг все перечеркнул двумя своими одинаковыми ошибками. Пропустив точку торможения в первой шикане, он проезжал ее по прямой, лавируя между специально установленными для таких случаев ретардерами. И если в первый раз, еще до пит-стопов, Нико сохранил лидерство, просто позволив Массе и Хэмилтону приблизиться к себе, то во второй раз вынужден был сказать лидерству «Прощай!» Прессинг Льюиса, череда его быстрых кругов, то, что он постепенно, по десятой, по сотой сокращал отрыв, дал свой эффект – Нико не выдержал. Хэмилтон не стал оттягивать дело до финала гонки, он решил ее в привычной агрессивной манере, и эта тактика полностью оправдала себя. Почему Росберг оба раза не попытался вписаться в шикану? Он это оправдывал тем, что не хотел «убить» шины блокировкой, которая неизменно последовала бы, попытайся он сделать это. Но хотя гонка в Монце получилась с большим количеством борьбы, с живой интригой, две ошибки лидера попортили впечатление – не доставало чего-то важного.
| |
Немного меньше, но в какой-то мере тоже в минус итальянскому Гран-при пошло то, что на финише все были словно по ранжиру: два Mercedes, потом два Williams… Слишком предсказуемо. Хотя Валттери Боттас совершил впечатляющий прорыв, а за Массу было очень приятно. В Монце Фелипе наконец повернул удачу лицом и поднялся на подиум, впервые в составе Williams. Предыдущий подиум Массы был на Гран-при Испании 2013 года, Фелипе разумеется выступал в красном, но здесь и сейчас, на подиуме Аутодромо Национале он явно был своим. Как и Жан Алези, бравший интервью у тройки призеров на подиуме. Оба, парни итальянских кровей, хотя и всегда выступавшие за другие страны, где выросли, но здесь они всегда были своими, здесь они всегда были героями торсиды, кумирами, как и любой, одевавший когда-либо форму Scuderia Ferrari. Хотя к Алези было особо теплое отношение, но, мне кажется, к Фелипе чувства торсиды схожи. В какой-то мере цвета, в которых Масса выступает теперь, тоже не чужие Италии – легендарные цвета Martini, нынешняя ливрея Williams.
Я говорил, что для Williams лучший шанс побороться за победу представится именно в Монце, по логике было так, но очевидно, что и на этот раз Mercedes доминировал. Болиды из Брэкли доминируют на всех типах трасс, совершенно уникальная Монца, единственный в своем роде своеобразный «суперспидвей» Формулы-1, тоже не стала исключением. Хотя Wiliams очень хороши именно на трассах с большим количеством прямых и незначительным – быстрых поворотов, характеристики Монцы очень подходили болидам из Гроува не только из-за моторов Mercedes, но и свойствам шасси, все равно, лучшие шасси этого года, заводские Mercedes чувствовали себя в Королевском парке еще лучше. Они могли просто позволить себе чуть больший прижим, чем остальные, не теряя при этом в скорости. Так что если Williams и представится еще шанс победить в этом году, это будет форс-мажорный случай, как и было трижды с Red Bull и Даниэлем Риккьярдо.
| |
Риккьярдо, еще один гонщик итальянских кровей, правда, в отличие от Алези и Массы, не владеющий блестяще итальянским языком. Даниэль в Монце устроил один из самых впечатляющих прорывов, наряду с Валлтери Боттасом и Даниилом Квятом. При этом прорыв Дэна пришелся на концовку Гран-при, уже после того как австралиец провел свой единственный пит-стоп. Когда Риккьярдо взялся за дело, он уверенно, словно щелкая орешки, проходил одного соперника за другим. Пока наконец не добрался до напарника. До этого момента Себастьяну Феттелю удавалось в основном опережать партнера: он сделал это в квалификации, он был значительно выше большую часть гонки. Однако Даниэль просто филигранно разобрался с напарником, просто очень изящно. И Себа стало жалко. До того уверенно Риккьярдо деклассирует в этом сезоне действующего чемпиона мира, что становится как-то неприлично.
Боттас, начинавший гонку с третьей позиции и полностью проваливший старт, сразу взялся исправлять ситуацию. Так что практически всю гонку в Монце мы наблюдали за прорывом Валлтери. Он действовал с такой непоколебимой уверенностью, словно молот, точнее даже, как колун, которым простой финский парень делает себе запас дров на зиму. Просто преимущество Williams над всеми соперниками, кроме Mercedes, было в Монце очевидно. Один лишь Магнуссен создал Боттасу некоторые проблемы, когда не пустил его в Variante Alta, за что и получил штраф на финише гонки. Кевин уже был оштрафован в Спа за вытеснение Алонсо за пределы трассы, но и здесь он действовал с не меньшей жесткостью, зная, что стюарды наверняка не простят ему рецидив. Однако и Деннис, и Булье поддержали молодого датчанина в его действиях на трассе. Глядя на Боттаса, применение DRS в Монце выглядело лишним, здесь без системы можно было бы обойтись, как и в Монако. Длинные прямые, пониженная прижимная сила плюс системы рекуперации – этого должно было хватать для обгонов и без DRS. Все же обгоны в Ф1 не должны выглядеть настолько простыми, как они казались в исполнении Валттери. А ведь в Монце бывали гонки, когда непосредственно на трассе пилоты не обменивались позициями, пример, 1997 год.
| |
Возвращаясь к Феттелю, мне непонятно, почему в Red Bull не поставили ему шестой двигатель в Монце. У Себастьяна график использования двигателей критический, ставить шестой мотор ему в любом случае придется, а значит и терять 10 позиций на старте. Уж лучше это сделать в Монце, где можно прорваться с высокой вероятностью, что и демонстрировали многие гонщики. Шестой двигатель в итоге поставили только Квяту, у которого ситуация также была тяжелой (что вообще не редкость в стане клиентов Renault). Даниил, стартовав с 21-й позиции, финишировал 11-м, закончив гонку на той же позиции, что и квалификацию. Но он был бы выше, был бы в очках, если бы не отказ тормозов за два круга до финиша. Квят, до того блестяще прорывавшийся, догнал уже Кими Райкконена, но был вынужден приложить все свое мастерство, чтобы не выбить с трассы финна и не разбить машину самому об отбойники в первой шикане. Этот эпизод, в котором, на первый взгляд, из рук Дани ушел хороший результат, на деле продемонстрировал его выдающееся владение машиной, когда он спасал болид, отлавливая его, частично колесами на траве, частично на асфальте. Это говорит о Квяте не меньше, чем его прорыв с 21-го места. Кстати, на фоне Даниила не лучшим образом выглядят дела у Верня. Жан-Эрик бодрился на словах в Спа, когда намеревался как следует выложиться в концовке сезона, чтобы обратить внимание других команд, но на деле ни в Бельгии, ни в Италии французу не удалось показать что-либо выдающееся. Обычные средние выступления, в Монце Вернь уступил Квяту и в квалификации, и потом в гонке, несмотря на то, что Даниил был отброшен назад штрафом. И пока Жан-Эрик идет скорее по стопам Буэми и Альгерсуари, которым не удалось продолжить карьеру в Ф1 после выпадания из обоймы Red Bull.
Райкконен, результат которого спас Квят, в итоге набрал два очка – еще и за счет штрафа Магнуссена, но это было лучшее, чего добилась Ferrari дома. Фернандо Алонсо выглядел быстрее, в начале гонки он бодро прошел Серхио Переса, которому, правда, позже по ходу дистанции уступил, но для испанца гонка закончилась сходом из-за проблем с ERS – первым техническим сходом с Малайзии 2010 года. Конечно, с одной стороны это говорит о том, что на самом деле в Ferrari достигли выдающейся надежности, но это не спасает от картины провала на домашнем автодроме. Самого большого провала в Монце за последние двадцать лет. Это не мешало торсиде также страстно поддерживать Scuderia, даже жечь файеры в отдельных местах трассы, словно на футболе, и традиционно развернуть Красное Сердце, Сердце Ferrari на стартовой прямой под подиумом. Но команда находится в перманентном кризисе, в то время как Стефано Доменикали уже несколько месяцев отдыхает после отставки, а Марко Маттиаччи пытается наладить дела, после Монцы окончательно подтвердилась отставка с поста президента компании самого Луки ди Монтедземоло, а это подводит итог целой эпохи в истории Scuderia Ferrari. Эпохи славной, эпохи безусловно успешной, но, к сожалению, заканчивающейся на не самой мажорной ноте. Сейчас связующим звеном между двумя эпохами – той, которая сейчас только завершилась, и той, которая начинается не сегодня – завтра, выступает Фернандо Алонсо, но как долго продлится еще терпение двукратного чемпиона мира, который упускает год за годом…
| |
Росс Браун, игравший одну из важнейших ролей в успехе Ferrari эпохи ди Монтедземоло, именно при нем был завоеван последний титул Scuderia в 2007 году с Кими Райкконеном, заложил основу успеха нынешнего Mercedes из Брэкли. Теперь на первых ролях другие: Тото Вольфф, Падди Лоу, Ники Лауда, но влияние Росса в нынешних победах неоспоримо. Правда, еще вопрос как распорядился бы Росс насчет борьбы гонщиков, по-прежнему возглавляя команду, разрешил бы им сражаться между собой, как нынешнее руководство… В этом отношении сейчашние боссы Mercedes тонко прочувствовали ситуацию и подарили прекрасный сезон, который легко могли бы испортить.
В Монце Льюис Хэмилтон наконец вернулся на первые позиции. Выиграв поул-позицию, первую с Барселоны – кто бы мог тогда такое подумать? – 36-ю всего за карьеру, он смог реализовать ее в победу. Это был уже третий поул Льюиса в Монце, но победить ранее ему удавалось только однажды, в 2012 году. Теперь Хэмилтон взял вторую победу для себя в Монце, на трассе, которую он очень любит, которая стала 28-й в карьере. Льюис одержал уже шесть побед по ходу сезона, что является для него лучшим результатом за карьеру – даже по ходу чемпионского сезона 2008 года он побеждал меньше, выиграл пять гонок. Но он по-прежнему не лидер чемпионата. Проиграв в Монце семь очков, Нико Росберг удерживает лидерство, удерживает некоторый отрыв, позволяющий ему чувствовать себя уверенно, хотя это чувство и подвело его в условиях низкой прижимной силы Аутодромо Национале. Кажется, парни собираются продержать нас в напряжении вплоть до финала сезона. Мы, разумеется, не против.
Монца как обычно завершает череду традиционных европейских Гран-при, но в этот раз впервые за долгое время формульный пелотон еще вернется в Европу в октябре, на трассу, пока еще не имеющую традиции, на первый в истории Гран-при России. Но сначала Формулу-1 еще ждет азиатский выезд, причем в этом году это подборка исключительно лучших азиатских Гран-при. Итак, три С: Сингапур, Сузука, Сочи.
Тэги: валттери боттас, даниил квят, даниэль риккьярдо, италия, кими райкконен, лука ди монтедземоло, льюис хэмилтон, мерседес, монца, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари