Итоги Гран-при Великобритании выглядят очень привычными для этого сезона: победитель Льюис Хэмилтон, Нико Росберг второй – есть очередной дубль Mercedes AMG, Себастьян Феттель замкнул тройку призеров. Но при этом британский Гран-при стал самой интересной гонкой нынешнего года на настоящий момент! Ход гонки в Сильверстоуне можно разделить на четыре решающих отрезка, и у каждого были свои герои.
Накануне Льюис Хэмилтон взял очередную поул-позицию, уже восьмую в сезоне’2015. Его счет с напарником в квалификациях – 8:1, такое же соотношение между ними по количеству поулов. Для Льюиса это уже третий раз, когда он берет поул в Сильверстоуне, всего же за карьеру британец завоевал уже 46 поул-позиций, что позволило ему единолично выйти на третье место в истории по этому показателю. И вряд ли в ближайшее время Себастьян Феттель сможет с ним вновь сравняться…
Субботний выигрыш квалификации обещал быть отличным заделом для победы в домашнем Гран-при, правда еще свежи были воспоминания Шпильберга, где он вчистую уступил Росбергу на старте. Впрочем, в настоящий момент карьеры Льюис быстро учится, закрывая те немногие пробелы в своем гоночном мастерстве. Опять же возвращаясь к счету в квалификациях: мы помним, что в прошлом году Хэмилтону также прочили уверенную победу в квалификациях над партнером и как Нико Росберг на деле превзошел Льюиса. За зиму Хэмилтон поработал над собой, и слабое место в прошлом году стало его сильнейшей чертой в нынешнем. Перед Сильверстоуном Льюис рассуждал в прессе о том, следует ли считать нынешний отрезок карьеры его золотым временем. Отдавая должное величию момента он, тем не менее, как все спортсмены говорил что-то вроде, что надеется, что лучшее конечно впереди. Но будем объективны: в настоящий момент мы видим Льюиса Хэмилтона в сильнейшем виде, у которого практически нет слабых мест. Как долго он сможет держать нынешнюю форму, как долго сможет прибавлять еще по чуть-чуть, совершенствуя свое гоночное мастерство, покажет, конечно, время. В его напористых, яростных атаках мы видим и его мастерство, и его огромную уверенность в своих силах, в том, что он сильнейший. Это напор великого чемпиона.
Тем не менее, в воскресенье сначала мы увидели, что угроза Льюису (и Росбергу на этот раз тоже) пришла с другой стороны. Несмотря на то, что в большинстве все были уверены, что гонщики Mercedes опять разыграют победу между собой, а Williams, неожиданно уверенно обыгравший Ferrari в квалификации, будет оспаривать со Скудерией третью ступень подиума, именно подопечные сэра Фрэнка преподнесли на старте главный сюрприз. Масса и Боттас стартовали блестяще, в то время как оба Mercedes покинули стартовое поле с явным затруднением. Льюис пожаловался по радио на крайне низкое сцепление с трассой.
| |
Фелипе возглавил гонку, а Валттери в нескольких поворотах поборолся с соперниками из Mercedes, но в итоге оставил позади обоих. Росберг откатился на четвертое место. Однако преимущества в темпе у Williams Mercedes над болидами заводской команды немецкого концерна не было. Льюис вовсю прессинговал Боттаса, тот в свою очередь находился в зоне DRS позади Массы. До этого правда был еще эпизод с пейс-каром, появление которого вызвал завал на старте с участием обоих Lotus, обоих McLaren и Риккьярдо, и рестартом. Это, опять же, отсылка к нынешнему гоночному напору Льюиса. Британец начал прессинговать Массу еще перед рестартом, когда Фелипе выбирал темп, как лидер пелотона. Льюис попробовал как следует надавить на старого соперника еще перед линией машины безопасности, но в итоге это дорого обошлось ему: Фелипе темп не потерял, а Льюис соскочил с полотна трассы, потеряв и разгон, и позицию относительно Боттаса.
Безусловно на стартовом отрезке гонщики Williams были настоящими героями. Кто мог подумать, что Williams всерьез вмешается в сражение за победу с Mercedes?! Но гонщики попытались бороться и между собой. Боттас был уверен, что его темп выше, чем у Массы, и приступил к планомерным атакам на партнера с использованием DRS, в основном на Hangar Straight. На его хвосте, напомню, висел Льюис. Неудивительно, что тут же последовала острастка с командного мостика. И понять руководство команды можно: рисковать дублем, когда твои пилоты идут на первом-втором местах, а с момента предыдущей победы прошло более двух лет! К примеру, я прекрасно понимаю Эдди Джордана в Спа’1998. Какое ему было дело до брюзжания Ральфа Шумахера, что тому не дали побороться за победу, когда его желтые Jordan шли на двух первых местах в сложнейших дождевых условиях к первой победе и первому дублю в истории команды, а амбиции Ральфа, который хотел попытаться опередить Дэймона Хилла могли все испортить! Но, понятно, Валттери возмутился, что команда не дает ему бороться. В итоге капитанский мостик смягчил позицию и сказал, что обгонять можно, но только чисто и без последствий.
Когда позиция не выигрывается в непосредственной борьбе на трассе, особая ответственность возлагается на тактику, и первые пит-стопы стали решающим моментом, определившим дальнейший расклад сил. Льюис Хэмилтон не смог пробиться через ряды Williams, но ничто не помешало ему взять инициативу на пит-стопе, совершив его раньше соперников и дальше «отдубасить» по трассе на максимуме. В Williams порядок обслуживания был логичным: сначала лидер Масса, затем Боттас. Оба выехали позади Хэмилтона. Победа была упущена. То, что Хэмилтон упустил на трассе, он в гроссмейстерском стиле взял потом. Более всех в данной ситуации упустил Росберг. Он не смог опередить Массу, с которым они синхронно заехали на пит-лейн; бригада Mercedes выполнила свою работу лучше, чем их коллеги из Williams, но Фелипе жестко занял свою линию на выезде и сумел сохранить позицию впереди. Затем, когда пит-стоп провел Боттас, Росберг снова не выиграл позицию. Валттери выехал буквально бок о бок, гонщики поборолись, но финн сумел остаться впереди. С точки зрения чемпионата оставаться четвертым, когда его напарник и главный соперник лидировал, было для Росберга совсем неинтересно. Но это был явно не его звездный час.
| |
Возникает логичный вопрос: а могли ли в Williams реально что-то противопоставить Mercedes и Хэмилтону, чтобы попытаться удержать их позади по ходу первой волны пит-стопов? Вариант первый был таков: Масса пропускает Боттаса, который вроде бы имел более высокий темп, Валттери отрывается, а Фелипе изо всех сил удерживает Льюиса позади. Масса умеет обороняться: об этом как раз перед Сильверстоуном вспоминал Хэмилтон, памятуя о своих сложных временах в 2011-м, когда у него постоянно возникали инциденты с Фелипе. Тогда был бы шанс, что даже вырвавшись на оперативный простор после пит-стопа Льюису не хватило бы запаса, чтобы опередить Боттаса. Williams смог бы победить с финским гонщиком. Проблема тут в том, что кроме интересов команды существуют интересы гонщика, а Масса не для того переходил в Williams из Ferrari, чтобы опять пропускать напарника вперед: этим он наелся в Scuderia. Бразилец будет защищать свою позицию максимально жестко. Вариант второй: ставить на Массу, раз он был успешнее в квалификации и на старте, и по заслугам возглавил гонку. Попросить Боттаса сбавить темп и тормозить Хэмилтона, дать возможность оторваться Массе. Шанс опять же в том, что вырвавшись на оперативный простор Хэмилтон не успеет опередить лидера. Проблема в том, что когда тройка шла вплотную друг к другу, Боттас пользовался DRS позади Массы, что облегчало ему задачу по удержанию Хэмилтона. Сбрось он темп, он лишился бы возможности открывать антикрыло, учитывая, что Mercedes в принципе быстрее, Боттас вряд ли стал бы серьезным препятствием надолго для Хэмилтона, при искусственном снижении темпа.
В любом случае, все это теоретические измышления. Одним пит-стопом для лидеров дело не ограничилось, как, впрочем, и для всех остальных. Со стороны Оксфорда к трассе быстро приближался дождевой фронт, ставший фактором в этой гонке. Наконец-то у нас состоялся дождевой Гран-при, пусть и частично! Что ж, это Англия, и видеть сухой Сильверстоун на протяжении всего гоночного уик-энда – дело редкое.
Первый дождик выпал в районе Stowe, при этом противоположная сторона трассы до поры оставалась сухой. Это как обычно создало в пелотоне наибольшую напряженность: ставить дождевые шины (промежуточные) или не ставить, как долго ждать? Вопрос, который в таких случаях отделяет победителей и проигравших. Тем более, что трасса была хорошо прогрета, имела накатанную траекторию. Да, сцепление падало, но пока по трассе не текут потоки воды, создающие эффект аквапланирования, пока трасса просто слегка влажная, прогретые слики позволяют ехать быстрее.
Лидеры держались, первые пит-стопы стали проходить в средней группе и в хвосте пелотона. Кими Райкконен в Сильверстоуне, словно реагируя на критику, долго держался впереди Феттеля. Кими смог опередить Себастьяна в квалификации, всего второй раз за сезон, хотя для прессы не придавал этому большого значения: «какая разница кто впереди, если мы не боремся за первое место». Кими на старте также удержался впереди напарника, пропустив только Нико Хюлкенберга на дебютировавшем в Сильверстоуне новом болиде Force India версии B (очередная блестящая гонка немца, который последний месяц выглядит очень мощно). Феттель на старте пропустил также Даниила Квята, за которым застрял надолго, а также несколько кругов провел позади Серхио Переса, также на новой Force India, но с мексиканцем смог справиться. Казалось бы, Сильверстоун пойдет «в плюс» Райкконену, но решающим моментом для напарников стал дождь. Когда пошел дождь, Феттель смог догнать Кими, и даже успел опередить его на трассе, перед тем как финн свернул на пит-лейн. К условиям, когда сцепление резко упало, немец приспособился лучше. Кроме Райкконена решили, что настал подходящий момент для перехода на промежуточные шины: Фернандо Алонсо, который оставался на дистанции гонки, несмотря на повреждение болида на старте, Маркус Эриксон, который до этого момента проводил очень удачную гонку, Уилл Стивенс и Роберто Мери, но действия последних двух парней мало на что влияли.
| |
На деле оказалось, что переходить на intermediate было слишком рано, трасса все еще оставалась достаточно сухой, и промежуточные шины больше стирались, чем эффективно отводили воду. Слики все еще были быстрее. К моменту когда новый дождевой фронт принес усиление дождя, шины у всей вышеперечисленной пятерки износились. Кими Райкконен был вынужден совершить еще один пит-стоп ради свежего комплекта промежуточных шин, что привело к потере еще позиций. Ранний переход на промежуточные шины случился в карьере Райкконена не впервой: многие помнят Малайзию и Кими с мороженым в боксах Ferrari. Также за новыми комплектами промежуточных шин были вынуждены заезжать Стивенс и Мери, но, повторюсь, это ни на что не влияло. Зато Эриксон останавливался еще дважды. Сначала, осознав ошибку с переходом на intermediate, он вернулся на слики, но кругом спустя был вынужден вновь ставить промежуточные шины, когда дождь резко усилился! Это стоило шведу почти заработанных очков. Что ж, Маркус, не ты первый… Это классическая ошибка в дождевых гонках, и канонический пример на все времена тут - Ален Прост в Донингтоне’93, совершавший все свои пит-стопы невпопад, в то время как его главный и лучший соперник всех времен Айртон Сенна напротив все делал точно…
Лишь Алонсо упорно оставался на трассе на изношенных промежуточных шинах, продолжая бороться с машиной. Упорство Фернандо принесло ему успех: он поднялся на десятое место, теперь оставалось только дотерпеть до финиша и удержаться впереди, в то время как соперники на свежих комплектах шин были намного быстрее. Фернандо смог, что принесло ему первые очки в сезоне и за McLaren Honda. Кто бы мог подумать после неудачной квалификации и столкновения на старте… Алонсо – боец.
Настоящим героем первого дождя стал Нико Росберг. Сцепление падало, видимость ухудшалась, и именно в этих условиях Нико был быстрейшим. Сначала он решил задачу-минимум. Первой его жертвой стал Боттас, за которым он провел большую часть гонки. Массу еще требовалось догнать, нивелировав отрыв, но это не стало для Росберга сверхсложной задачей. Итак, следующим Нико прошел Фелипе, поднявшись на второе место. Теперь он терял относительно Хэмилтона только те очки, которые в любом случае терял бы при условии победы напарника. Но Нико не удовлетворился «синицей в руке», он стремительно догонял Льюиса. С момента, когда Хэмилтон вышел в лидеры после пит-стопа, столь больших сомнений в его победе, как в этот момент, еще не возникало. В возможность победы поверил и сам Нико. Обойди он Льюиса в этот момент – это было бы красиво…
| |
Но это был четвертый решающий момент гонки в Сильверстоуне. Началось резкое усиление дождя. Хэмилтон принял решение ехать в боксы. В тот момент Росберг думал, что Льюис ошибся, решив совершить пит-стоп слишком рано, Нико казалось, что он выигрывает гонку. Но в течение одного круга Росберг понял свое заблуждение. Льюис принял решение останавливаться ровно в тот момент, когда это требовалось. Словно перенял это умение сориентироваться у своего бывшего напарника Дженсона Баттона, знаменитого своим чутьем в дождевых гонках. Бриллиантовое решение Льюиса, которым он второй раз по ходу этой гонки принес себе победу! Росберг проиграл гонку ровно в тот миг, когда Льюис во второй раз за этот день свернул на пит-лейн.
Ровно такое же решение останавливаться принял Себастьян Феттель. Решение провести пит-стоп точно в тот момент, когда это требовалось, принесло ему подиум. В этой гонке Ferrari была позади, и подиум стал возможным благодаря одному-единственному ходу, но бриллиантовому ходу. Останавливаясь в боксах кругом позже Масса и Боттас лишились возможности подняться в этот день на подиум, после того, как они уже лишились победы. Но победа в любом случае была бы неожиданным бонусом, а вот на подиум Williams рассчитывал основательно. Точно также кругом позже, как Росберг, Масса и Боттас, свои пит-стопы совершили Даниил Квят и Нико Хюлкенберг. Оба проводили классные гонки, и оба теоретически могли быть на подиуме в этот день, соверши кто-то из них пит-стоп на том самом круге, что и Хэмилтон с Феттелем. Но не сложилось. Такова красота момента. Сильверстоун – нестареющая классика.
Немного статистики. Льюис Хэмилтон, упрочивший на Гран-при Великобритании свое лидерство в чемпионате, одержал к восторгу трибун свою третью победу в Сильверстоуне. Столько же здесь побеждали Джим Кларк, Найджел Мэнселл и Михаэль Шумахер. Это не абсолютный рекорд. Найджел Мэнселл четыре раза выигрывал национальный Гран-при, одна из побед была одержана в Брэндс-Хэтче, во времена, когда место проведения Гран-при чередовалось. По пять побед в Гран-при Великобритании у Джима Кларка и Алена Проста (и в Сильверстоуне тоже). Льюису будет чем заняться в ближайшие годы. Что касается нынешнего, то завоевав поул, показав быстрейший круг на дистанции гонки и одержав победу, Льюис Хэмилтон в восьмой раз за карьеру добился хет-трика. Столько же хет-триков на счету Алена Проста и Себастьяна Феттеля. И, согласитесь, в этом тоже есть своя красота момента.
Тэги: валттери боттас, великобритания, даниил квят, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, нико хюлкенберг, себастьян феттель, сильверстоун, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари