Один из них провел по-настоящему «голливудскую» неделю: праздновал победу своей сборной в футбольном Кубке мира, в честь чего приехал в Хоккенхайм со специальной версией шлема (жаль, ФИФА запретила использовать в оформлении изображение Кубка мира), женился, выиграл в субботу поул-позицию, впервые на германской земле, а в воскресенье выиграл гонку, которая также стала первой победой в Гран-при Германии. Победив в Хоккенхайме, Нико Росберг, кстати, стал первым немцем, победившим в домашнем Гран-при на немецкой машине с немецким двигателем.
Второй разбил машину в квалификации из-за поломки тормозного диска, из-за чего был вынужден прорываться с 20-го места на старте, но провел замечательную гонку, полную борьбы и обгонов и поднялся на подиум. Совсем немного не хватило Льюису Хэмилтону, чтобы стать вторым и принести Mercedes дубль в домашнем Гран-при. Вот и кто из них главный герой? Пусть каждый решает это для себя, по вкусу. Сражение напарников по Mercedes, и без того крайне напряженное, каждый этап преподносит все новые сюжеты.
Кстати, и Валттери Боттас, поднявшийся на подиум вместе с партнерами по Mercedes, явно не казался чужим в этой компании. Финн уверено отбил атаки Хэмилтона в концовке Гран-при. Поднявшись впервые в карьере на подиум в Шпильберге, Валттери успел обосноваться в тройке лучших – в Хоккенхайме это был уже третий подряд.
Гонка действительно подарила отличную борьбу и, как это обычно бывает в таких случаях, отодвинула остальное на второй план. А ведь перед началом Гран-при Германии на устах была совсем другая тема, и это, на сей раз, был не звук новых двигателей.
После Сильверстоуна FIA неожиданно запретила применение подвесок системы FRIC, причем не просто со следующего года, но уже с Хоккенхайма. Правда, Чарли Уайтинг сделал небольшое уточнение – если команды смогут договориться между собой, они, в порядке исключения, могут использовать FRIC до конца этого года. Но разве бывает так, чтобы команды в Ф1 смогли договориться между собой? (и еще кто-то говорит о том, что команды в состоянии организовать сами альтернативный чемпионат!) Напомню, система FRIC – это гидравлическая система, связывающая переднюю и заднюю подвески болида. Она позволяет уменьшить дифференты на разгоне/торможении и крены в поворотах. Как следствие, команды могли настраивать подвеску более мягкой там, где требуется атаковать поребрики, как в Монако, и машина прекрасно стабильно проходила шиканы, при том, что при применении обычных конструкций подвески требовались более жесткие настройки. По мере усложнения FRIC система все больше становилась альтернативой активной подвески и значительно влияла на аэродинамику, к чему в конце концов и «докопалась» FIA.
И вроде все обосновано FIA, но я не могу до конца принять ситуации, когда технический регламент меняется посреди сезона. Правда в федерации это обосновывают тем, что дальнейшее развитие систем приводит ко все большим расходам, поэтому FRIC и запретили прямо сейчас. Но более разумно, на мой взгляд, было бы омологировать системы и «заморозить» их в том состоянии, в каком они были на момент запрета, после Сильверстоуна. Вообще, омологация и «заморозка», на мой взгляд, могли бы быть весьма действенным инструментом по борьбе с ростом расходов в Ф1. Упрощенно, это могло бы выглядеть так: после первой гонки сезона команды как хотят могут дорабатывать свои машины вплоть до, скажем, начала европейской части сезона. После этого основные узлы машины проходят омологацию и «замораживаются» - команды не могут их дорабатывать. Вплоть до летнего перерыва команды могут дорабатывать «по мелочи», ну а после лета выступать до конца сезона уже в зафиксированной конфигурации. По поводу аэродинамического оперения – командам можно было бы позволить подготовить несколько вариантов крыльев – для скоростных трасс, типа для Монцы, для медленных, как для Монако, ну и еще пару спецификаций. И все это омологировать к определенным этапам сезона. Тогда эту безумную гонку «вооружений» можно было бы сдержать.
| |
А в данном случае, с запретом очередного ноу-хау получается так, что кто-то неожиданно получает преимущество, а кто-то – теряет. И происходит изменение баланса сил по причине внешнего влияния. Кстати, все ждали, что больше всех от запрета FRIC потеряет Mercedes, но, кажется, в Брэкли смогли достаточно безболезненно справиться с ситуацией. А более всех от запрета выиграл, похоже, Sauber, но поможет ли это швейцарской команде набрать очки во второй половине сезона…
Не стоит думать, что подобные «технические игрища» пришли в Ф1 благодаря Берни Экклстоуну, а до Берни, мол, в Ф1 все было «чисто и благородно», ведь спортом управляли солидные крутые «гоночные дядьки», а не какие-то коммерсанты. В нашумевшем фильме Rush есть эпизод, когда Ferrari подает протест на победу Джеймса Ханта в Испании, и результат McLaren дисквалифицируют, а команду заставляют переделать машину. Извлечение преимущества из, казалось бы, технических мелочей, всегда присутствовало в техническом виде спорта, где высоки ставки, и далеко не всегда подобные споры выглядят честно и благородно.
Но вернемся все же к событиям Гран-при Германии, благо там есть о чем поговорить. Те болельщики, которые приехали в этот жаркий уик-энд в Баден-Вюртемберге на трассу в окрестностях Шварцвальда, явно не прогадали, хотя в Хоккенхайме не наблюдался аншлаг, как на двух предыдущих европейских Гран-при в Шпильберге и Сильверстоуне. Что удивительно, ведь с представительством Германии в Формуле-1 может сравниться только Британия. Объяснением может быть только то, что многие немцы просто не успели отойти от бурных празднований триумфа своей футбольной команды, которую спонсирует, кстати, Mercedes-Benz.
| |
Захватывающие сражения в Хоккенхайме стали последствием не только того, что Льюис Хэмилтон был вынужден пробиваться из хвоста стартовой решетки. И не только того, что Даниэль Риккьярдо, в очередной раз переквалифицировавший своего партнера, потерял много позиций на старте, объезжая по обочине инцидент с участием Магнуссена и Массы. Хотя оба этих гонщика были одними из основных действующих лиц в дуэлях на Хоккенхаймринге. Кстати, зона действия DRS на дуге, именуемой высокоскоростным поворотом, сработала на все 100. Многие дуэли завязывались здесь, но не оканчивались на торможении в шпильке, а продолжались следующую прямую, затем в Mercedes Арене и далее, вплоть до входа на Стадион. И пусть эти сражения колесо в колесо не поставишь в один ряд с классикой вроде «Арну – Вильнев», но все же это было очень красиво. Интересно, что уже второй Гран-при подряд продолжаются яростные схватки пилотов Red Bull и Ferrari, причем в первую очередь речь шла вновь о дуэли между Феттелем и Алонсо, хотя и их партнеры, Риккьярдо и Райкконен тоже успели посражаться между собой. Кими, кстати, дважды оказался пострадавшим в таких сражениях, когда его Ferrari зажимали между двух болидов на торможении перед Шпицкером. Один раз это произошло в сражении с Серхио Пересом и Льюисом Хэмилтоном, Ferrari и Mercedes соприкоснулись, другой – когда финна зажали между собой Себастьян и Фернандо. Оба раза Кими терял элементы аэродинамического обвеса, но по мелочи. Льюис Хэмилтон тоже не сумел оставить свою «серебряную стрелу» в целости и сохранности, когда на торможении там же, в шпильке, предпринял атакующий маневр на слишком оптимистично открывшего внутренний радиус Дженсона Баттона, а пилот McLaren, оказывается, просто не ожидал атаки бывшего напарника. Льюис, кстати, бурно извинялся за этот эпизод, а Баттон, поначалу раздосадованный, позже сменил гнев на милость, признав, что в столкновении есть и доля его вины. Льюис, как и Кими ранее, тоже немного ободрал аэродинамическое оперение переднего крыла, но в обоих случаях поведение машин сильно не изменилось, во всяком случае, потери на замену передних обтекателей были признаны обеими командами большей потерей времени, чем продолжать гонку в таком виде. И это снова выдвигает вопрос о смысле тратить миллионы долларов на мелкие улучшения этих самых антикрыльев.
Не обошлось в гонке и без более драматичных эпизодов. Кевин Магнуссен, безусловно, обладает потрясающей природной скоростью, и он сходу приспособился к темпу Ф1. Вот и в Хоккенхайме датчанин замечательно провел квалификацию, показав четвертый результат. Однако в сражениях на трассе Кевин пока допускает немало оплошностей, особенно это касается борьбы на стартах и на первых кругах. На этот раз Магнуссен-младший попытался войти в первый поворот втроем с двумя Williams, и вынес с трассы Фелипе Массу. Для бразильца, переворот которого выглядел очень зрелищно, но, к счастью, обошелся без последствий, это продолжение неурядиц этого сезона. Скорость у его Williams есть, что показывает как он сам, так и его очень быстрый напарник, но посмотрите на результативность Боттаса, и сравните с Массой. Уже сколько очков и даже возможных подиумов Фелипе потерял не по своей вине, а в основном из-за происшествий с соперниками. Что касается Кевина, меня удивляет, что некоторые занимают его сторону. Самое поразительное, что даже стюарды, как говорят, признали в инциденте больше вины Массы, но не стали никого наказывать. Вопрос: стюарды перегрелись на жарком германском солнышке? Во-первых, обычно виноват тот, кто врезался сзади. Во-вторых, в сражении с Боттасом и Магнуссеном Фелипе, осознав, что напарник имеет преимущество траектории и в скорости, разумно не стал с ним бодаться в первом повороте, позволив Валттери выйти вперед, но сам обозначил то, что занимает внутренний радиус. Где в него влетел на торможении Магнуссен. Говорят, что Кевину не оставили места, но это вопрос уже к его умению просчитать ситуацию. Траектория уже однозначно была занята Массой, и куда там пытался влезть Кевин, непонятно. Причем, соверши такой же маневр Роман Грожан, Серхио Перес или Пастор Мальдонадо – реакция была бы однозначной.
| |
Серхио тоже успел поучаствовать в горячих эпизодах. Так, именно с него начались неприятности у Даниила Квята. Русский пилот Toro Rosso, в отличие от Магнуссена, не имеет проблем с тем, чтобы просчитывать ситуацию, но таковая особенность есть как раз у Переса. Даня же отличается тем, что его риск всегда просчитан. Так вот, атака Квята по внешнему радиусу на входе в Arena Mercedes выглядела рискованной, как и красивой, но Даниил проходил по грани, не переходя ее. Он понял, что преимущество в скорости Force India не позволяет удачно завершить атаку в шпильке, и продлил эпизод, попытавшись выиграть дуэль другим маневром. И Даня практически завершил его, имея преимущество в полкорпуса над соперником, но Перес просто подтолкнул болид россиянина, хотя был обязан оставить ему место, как будто того просто не было на трассе, - и отправил его в разворот. Впоследствии гонка Квята завершилась не менее зрелищным эпизодом, чем стартовый полет Массы. Заднюю часть болида Toro Rosso перед шпилькой объяло пламя…
Работа судейской бригады Гран-при Германии вызывала большие вопросы, несмотря на наличие в ее составе опытнейшего Тома Кристенсена. О их сомнительных выводах по стартовому инциденту уже говорилось выше, но они успели принять еще пару странных решений. Так, они дважды оштрафовали Жана-Эрика Верня за выезд за пределы трассы в малозначительном эпизоде – пятисекундным stop & go и штрафным баллом, которые накапливаются в течение года. Не менее, а то и более странное решение, когда Чарли Уайтинг не стал выпускать автомобиль безопасности после разворота Адриана Сутиля при выходе на стартовую прямую. Двигатель его Sauber заглох и Адриан был вынужден покинуть болид, оставив его поперек трассы. Дирекция гонки ограничилась двойными желтыми флагами… Это очень странно в свете постоянных разговоров о безопасности.
Нико Росберг, выиграв вторую домашнюю гонку после Монако, уже четвертую победу в этом сезоне и седьмую в карьере, вновь увеличил преимущество над Хэмилтоном в чемпионате. Но долго праздновать свой триумф Нико не получится. На повестке дня уже стоит Хунгароринг, и это – традиционно территория Льюиса.
Тэги: валттери боттас, германия, даниил квят, даниэль риккьярдо, кевин магнуссен, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, фрик, хоккенхайм