Уик-энд Гран-при Бразилии сложился по необычному сценарию. В пятницу и субботу лили дожди, выпадение осадков ожидалось и в воскресенье, но в итоге гонка стала единственной сессией по ходу уик-энда, прошедшей в сухих условиях. Большую часть времени команды работали с промежуточной резиной, и хотя у них осталось много свежих комплектов сликов, работа с ними фактически велась с чистого листа – не было данных ни об износе различных составов, ни о том, как наиболее оптимально вывести резину в рабочую температуру, ни о разнице в скорости между Hard и Medium. Еще одной интересной особенностью был прессинг, вызванный погодой. Несмотря на сухие условия в воскресенье, на протяжении всей гонки над трассой висели свинцовые тучи, метеорадары давали высокую вероятность наступления дождя, и тактику приходилось рассчитывать с учетом возможного начала дождя и перехода на резину для мокрых условий. Также порой начинало накрапывать, и перед финишем морось усилилась, что не могло не действовать на нервы. Однако температуры трассы и шин, интенсивность дождя были таковы, что сцепление на сликах было достаточным, чтобы не переходить на промежуточную резину. Становилось более скользко, чем в идеальных сухих условиях, но гонщикам требовалось соблюдать определенную осторожность – и пилотировать на сликах. Гран-при Бразилии 2013 года не стал одной из выдающихся гонок на Интерлагосе, но был довольно-таки любопытным. Также он принес ряд интересных достижений с точки зрения истории и статистики. Но мог бы закончиться иначе – и это было бы по-настоящему ярко.
Марк Уэббер завершил карьеру на высокой ноте. Но мог бы – на высочайшей. Забавно, у него действительно был небольшой шанс выиграть Гран-при, что стало бы очень заметным достижением (победа в заключительной гонке в карьере совсем не банальна). Но для этого ему следовало в последний момент отказаться от заранее оговоренных с командой действий. Он этого не мог – потому, что не видел всю ситуацию. Шанс здесь был один – если бы его гоночный инженер Саймон Ренни в последний момент перед вторым пит-стопом сказал бы ему: «Не заезжай, оставайся еще на один круг!» В Red Bull опасались, что столкновение между Льюисом Хэмилтоном и Валттери Боттасом приведет к появлению машины безопасности, - и в срочном порядке зазвали на пит-лейн Феттеля, который находился на последнем секторе трассы. Также в боксы зазвали и Уэббера. Но так как решение принималось в спешке, механики вытащили колеса для Марка, но не успели вынести шины для Себастьяна. Феттель застрял в боксах, ожидая, пока вынесут его резину. Созданного им преимущества вполне хватило, чтобы заехавший на этом же круге в боксы, также из соображений не потерять времени за вероятным пейс-каром Фернандо Алонсо не вышел в лидеры. Но Уэббер, заехавший на пит-стоп, вынужден был стоять в очереди – и хорошо, что не перегрел капризную механическую часть Red Bull. В идеальном случае механики Red Bull могли обслужить обоих гонщиков на одном круге без потери времени, - созданного Феттелем отрыва хватило бы, - но для этого они должны были успеть вынести требуемые шины. Если бы Уэббера в последний момент оставили на трассе, из-за заминки с Феттелем, Марк вышел бы в лидеры Гран-при после вторых пит-стопов. В результате ожидания в боксах он остался вторым, не уступив позицию Алонсо, так что Red Bull, по сути, ничего не потеряла, но у австралийца был шанс извлечь пользу из ситуации.
Строго говоря, контакт Хэмилтона и Боттаса не тянул на выезд автомобиля безопасности. Резон появился бы, если бы Льюис, получивший прокол, разбросал бы по трассе слишком много ошметков резины. Но повод для пейс-кара появился позже, и гораздо более серьезный. Когда Шарль Пик остановился из-за поломки задней подвески, он смог запарковаться только в таком месте, где трасса шла вверх. Маршалам пришлось толкать Caterham по траве в горку, чтобы откатить болид в безопасное место, - а ведь речь шла о машине со сломанной подвеской, которую перекосило на один бок. Ситуация была из разряда опасных, так как мимо проносились гонщики на высокой скорости, - в этой зоне был введен режим локальных желтых флагов, запрещающий обгонять, но кто будет сильно сбрасывать скорость? Так что пейс-кар выпустить следовало бы, хотя подобные ситуации для Ф1 и европейских гонок вообще – не редкость. Однако даже если бы пейс-кар появился бы, он конечно уничтожил бы отрыв Феттеля, но вряд ли Себастьян уступил бы на рестарте.
| |
Итак, главные итоги Гран-при Бразилии – дубль Red Bull, очередные рекорды Феттеля и второе место Марка Уэббера в его заключительной гонке.
Марк уходит с высоко поднятой головой. Второе место завоевано в борьбе – и не надо никаких подарков от команды и напарника. Лучший круг в гонке, множество обгонов – из которых выделяется обгон Льюиса Хэмилтона в Ferradura на втором круге. Красивый жест после финиша – Уэббер снял шлем, и проехался с ветерком, приветствуя зрителей и маршалов. Это был последний круг почета австралийца в Формуле-1, последний круг в рамках Гран-при. И это было как-то в духе старых времен, по-рыцарски. Ничуть не хуже, чем те эпизоды, когда гонщики подвозили друг друга после финиша.
Себастьян Феттель, выиграв Гран-при Бразилии, установил еще две яркие отметки. Во-первых, девятая победа подряд. И даже те, кто считают рекордом девять побед подряд Альберто Аскари, теперь не могут не признать Себастьяна рекордсменом. Во-вторых, 13-я победа по ходу сезона. Совершенно сумасшедший показатель. Этот рекорд Феттель теперь удерживает совместно с Михаэлем Шумахером, установившим его в 2004 году. Но еще более безумно выглядит то, что Феттель не дал никому победить после летних каникул. Никто, кроме него. Такое доминирование можно сравнить разве что с выступлениями McLaren в 1988 году, только тогда речь шла о том, что два гонщика команды выше остальных на две головы. Во второй половине 2013-го выше всех был один.
Конечно, Марку Уэбберу было сложно соперничать с Феттелем в этом году. Себастьян набирается мастерства и уверенности с каждым годом, он шлифует свои навыки, закрывая те зоны, которые ранее были его не самыми сильными местами. Постепенно он превращается в идеального бойца, без слабых мест. А его голод до побед поистине устрашающий. Лучшие годы Марка теперь уже остались в прошлом, возраст не добавляет скорости, но добавляет усталости. Уэббер признавал, что в последнее время у него начались проблемы с мотивацией, ему все сложнее было находить силы чтобы заставить себя выкладываться на все 100% на протяжении целого года. И на фоне этого выступления Марка выглядят вполне достойно.
| |
Еще один гонщик прощался в Интерлагосе не с Формулой-1, а с командой, но с Ferrari у Фелипе Массы была связана практически вся его карьера. Показательный факт – когда в следующем году Фелипе выведет на старт Williams, это будет первый раз для него в Ф1, когда он будет пилотировать машину не с мотором Ferrari. За долгие одиннадцать лет Scuderia стала для Массы его второй семьей, а не местом работы. Как и год назад, бразилец неплохо выглядел на домашнем автодроме. После блестящего старта, и еще ряда выигранных позиций Фелипе должен был выйти на четвертую позицию. А там и Фернандо Алонсо пропустил бы его. Это не совсем такая ситуация, как в Red Bull с Уэббером. Долгие годы верой и правдой Фелипе служил интересам Ferrari, не раз ему приходилось следовать командной тактике. Пропустить его на подиум в его заключительной гонке за команду, перед родными трибунами – это был бы красивый жест благодарности, и от Ferrari, и от самого Алонсо. Конечно, это далеко не равнозначно Хоккенхайму 2010 года. Но это мог быть действительно неплохой жест. Однако хорошее начало было перечеркнуто штрафом в виде проезда через пит-лейн. Штрафом, совершенно неуместным. Его назначили за пересечение белой линии, отделяющей въезд на пит-лейн, - но в этом месте, в «Аркибанкадас» эта линия находится прямо на апексе, и ее пересекали всегда. Как сказал Росс Браун, пилоты Mercedes, которые вели борьбу с Массой, не раз обращали внимание на то, что Фелипе пересекает линию всеми четырьмя колесами. К слову сказать, после того как Масса был отброшен назад, финиша на третьем месте Алонсо оказалось недостаточно, чтобы опередить Mercedes за второе место в Кубке конструкторов. Хотя в гонке Нико Росберг и Льюис Хэмилтон выглядели далеко не блестяще, главную свою задачу они выполнили.
Серхио Перес провел в McLaren совсем не такую долгую карьеру, как Масса в Маранелло. Всего лишь один год, - и я уже говорил о том, что на мой взгляд в Уокинге обошлись с мексиканцем далеко не лучшим образом. Но Чеко также прощался со своей нынешней командой, и сделал это в блестящем стиле. Квалификация прошла для McLaren неудачно, а так как на болиде Переса заменили коробку передач (после вылета под занавес второй сессии квалификации, несмотря на который он опередил Баттона и выиграл квалификационный спор), мексиканец был отброшен в самый конец пелотона. Однако Чеко прорвался с 19 места на старте на шестое на финише, и в концовке оказывал давление на Росберга, который успел полидировать после старта. Дженсон Баттон также провел яркую гонку, закончив ее на четвертом месте. Этот результат стал лучшим для McLaren в 2013 году. Впервые с 1980 года команда закончила сезон без единого подиума (тогда в ее составе, кстати, выступал будущий чемпион мира Ален Прост), но в те годы уровень надежности в пелотоне был гораздо ниже. Тем не менее, выступление на Интерлагосе стало лучшим для McLaren в этом году. Нико Хюлкенберг сказал, что когда за его спиной оказывались гонщики McLaren, он ничего не мог им противопоставить, - а сколько ярких гонок провел Хюлкенберг в этом году. Да и вышеупомянутый момент, когда Перес прессинговал Росберга, стартовавшего с первого ряда стартового поля, о чем-то говорит. Разобрались ли в Уокинге с проблемами, которые им подкинул 2013 год? Хотелось бы на это надеяться. Ведь Формуле-1 нужна сильная команда McLaren.
| |
Отзвучали свою песню звонкие атмосферные моторы V8. Между прочим, за Renault осталась не только победа в заключительной гонке по нынешнему регламенту для моторостроителей, V8 2,4 л. Французские мотористы выиграли и последнюю гонку для атмосферников объемом 3,5 л., Гран-при Австралии 1994 года, и Гран-при Китая 2005 года, который стал последним для трехлитровых атмосферных V10.
Впереди новый год по новым правилам. В отличие от многих, кто хотел бы, чтобы новый сезон начался как можно скорее, откровенно признаюсь, у меня нет такого желания. Оно придет в свое время, но пока настал момент перевести дух. Сезон из 19 Гран-при действительно длинный, заканчивающийся уже почти зимой, в самом конце ноября. Одно дело, когда борьба за титул решается в последней гонке, - тогда напряжение и концентрация сохраняются до конца, и даже возрастают, и совсем другое – когда судьба чемпионата решена уже давно. Многие признавались, что хотели бы, чтобы чемпионат 2013 года закончился как можно скорее. Об этом говорили и Алонсо, и Лука ди Монтедземоло, и Мартин Уитмарш. Нет, я не хотел бы, что сезон’2014 стартовал уже завтра. Но вот что бы я сделал – это вставил бы в DVD-плеер диск с фильмом Rush, в русском прокате «Гонка». Жаль, что его прокат уже закончился в кинотеатрах. В те славные времена, кстати, самыми популярными моторами тоже были с конфигурацией V8…
Тэги: бразилия, двигатели в8, дженсон баттон, интерлагос, макларен, марк уэббер, мерседес, ред булл, рекорд, рено, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари