Безусловно центральным событием Гран-при Индии стала победа в чемпионате Себастьяна Феттеля. Событие, которого все ждали, и по сути неизбежное, но от того не менее значимое. Победа в чемпионате случается только один раз в год, это как день рождения, и, собственно говоря, ради этого события и проводится весь чемпионат мира. А уж если человек становится чемпионом в четвертый раз… К этому событию мы еще вернемся, но сначала все-таки поговорим о гонке. Она была интересна с тактической точки зрения, спасибо Pirelli.
Итальянские шинники сделали выбор для трассы Buddh, который никак нельзя назвать консервативным – Soft и Medium, при том, что на арене индийского Гран-при есть скоростные повороты, а температура также никак не является щадящей. Год назад Pirelli была консервативна, привезя два наиболее жестких компаунда, стандартной стратегией стала гонка с одним пит-стопом и все было, по общему мнению, весьма скучно. Pirelli решила исправить ситуацию и попала в точку. В некоторой степени была воспроизведена ситуация, характерная для начала сезона-2013, когда гонки проходили гораздо более непредсказуемо, не то что в концовке.
Выяснилось, что Soft в местных условиях – отличная квалификационная резина, но никак не годная для гонки (правда люди, которые решились опровергнуть это утверждение, все же нашлись). Использование мягких шин в гонке было простой формальностью, предписанной буквой регламента, и от них следовало избавиться как можно скорее. Напротив, Medium был отличным выбором для гоночной дистанции, но возникала дилемма, на какой резине квалифицироваться. Себастьян Феттель, как и гонщики Mercedes, Нико Росберг и Льюис Хэмилтон были в числе тех, кто не стал отказываться от возможности показать высокий квалификационный результат. Квалифицировавшись на Soft, они были поставлены перед необходимостью проехать крайне короткий первый отрезок в гонке, после чего неминуемо попадали в трафик – и теоретически отдавали инициативу тем гонщикам, которые приносили в жертву квалификацию, но получали возможность стартовать на Medium. Их ряды возглавил Марк Уэббер – в Red Bull, как и на Сузуке, решили развести своих пилотов по тактике. Собственно говоря, отличная тактика была единственным шансом австралийца на победу. McLaren в полном составе квалифицировался на более жесткой резине – их болид в любом случае не блещет скоростью. Крайне любопытен выбор Ferrari – на «спринтерскую» тактику с квалификацией и стартом на мягких шинах пошел Фелипе Масса, в то время как лидер команды Фернандо Алонсо отдал предпочтение «стайерскому» варианту.
| |
Таков был предстартовый расклад, обещавший интересную борьбу. Что же в итоге вышло? Лишний раз повторять, что победил Феттель – донельзя банально. Означает ли это, что именно его тактика – а Себастьян остановился первый раз в боксах уже после двух кругов, после чего всю дистанцию провел на Medium, - была правильной? Нет, варианты были, просто Себ в своей манере сделал ту тактику, которую выбрал он и его штаб, победной. Уверен, выбери он альтернативную – итоговый результат был бы точно таким же. Тем более, это Индия.
А что же те, кто стартовал на более жестких шинах? К сожалению, гонка на BIC не дает здесь абсолютно точного экспериментального ответа. Ориентироваться приходится по Серхио Пересу, который стал самым успешным пилотом, из тех, кто квалифицировался на Medium. Чеко провел замечательную гонку и оставил позади себя Льюиса Хэмилтона – на более быстром Mercedes, квалифицировавшегося как раз на Soft. Это, безусловно, лучшая гонка мексиканца в этом году, и она убедительно говорит в пользу того, что контракт с ним в McLaren должны продлевать. Говорит ли она в пользу тактики, выбранной McLaren? Может и говорит, но в гонке Переса есть один тактически сомнительный момент, с переходом на Soft на 28 круге ради пятикругового стинта, и возвращение на Medium на 33-м. И это была практически калька со стратегии Уэббера.
Кроме Чеко судить о тактике со стартом на прикатанном Medium толком не по кому. Напарник Переса Дженсон Баттон не лучшим образом принял старт, а затем получил удар от Фернандо Алонсо в 4-м повороте первого круга, который привел к вылету и медленному проколу. После этого момента Дженсон ни на что не претендовал и был практически незаметен в массовке. Алонсо имел два контакта на первом круге – вышеупомянутый с Баттоном, в котором больше вины Фернандо, а перед этим в первом повороте, когда на него сместился Марк Уэббер, из-за того что слегка коснулся с Райкконеном. Первый привел к повреждению переднего крыла, которое пришлось менять, а во втором испанец погнул рулевые тяги своей Ferrari, которая после этого туго заходила в правые повороты и излишне резво бросалась в левые. Понятно, что после этого гонка Алонсо также никак не может служить эталоном.
| |
Остается самый интересный вариант из тех, кто стартовал на Medium – Марк Уэббер. Австралиец прекрасно квалифицировался, показав четвертый результат; в его случае это было равносильно поулу. Против Марка сыграл явно не самый лучший первый круг – это уже было в пользу Феттеля. Но довольно скоро Уэббер уже возглавлял Гран-при, после того, как это удовольствие довелось испытать Фелипе Массе. Даже после не слишком удачного старта Марк сохранял шанс выиграть гонку. Но… Эта самая, очень странная тактика. После стинта в 28 кругов (почти половина дистанции) на прикатанном Medium, Марка переводят на мягкие шины, чтобы уже через 4 круга провести второй пит-стоп, вернув его на более жесткую резину. На первый взгляд, очень-очень глупо… И, как и в случае с третьим пит-стопом на Сузуке, выглядит как откровенный «слив» австралийца.
На самом деле, как и в вышеупомянутом случае, резон у Red Bull был такой же. Переход на Soft перед самым финишем имел под собой маленький риск – в случае выезда автомобиля безопасности. Поэтому средний стинт на Soft был своего рода подстраховкой с целью получить высокий результат. Но, во-первых, вероятность выезда сейфти-кара на Буддхе близка к нулю (во всяком случае, за три прошедших Гран-при этого ни разу не случалось). Во-вторых, я могу понять желание подстраховаться у McLaren в случае с Пересом, - особенно учитывая, что на Баттона рассчитывать уже не приходилось. Но для Марка, финиширует он сейчас вторым или еще каким, по большему счету разницы нет. Как и для Red Bull, который в итоге выиграл свой четвертый Кубок конструкторов даже после схода австралийца. А вот выиграть гонку под занавес карьеры – было бы очень красиво.
В любом случае, Уэббер внезапно сошел из-за отказа генератора, - на ум сразу приходит крылатая фраза Стефано Доменикали: «Сегодня сошла не та машина Red Bull», - и все эти разговоры имеют под собой только теоретическую основу. Но, если бы он финишировал в гонке, он был бы гарантированно вторым, и никак не первым. Сход Марка заставил понервничать Red Bull в отношении Феттеля – у Себастьяна отключили KERS и даже систему подачи воды, - в жаркой и душной индийской атмосфере, - и очень просили не атаковать на последних кругах. Себ не очень слушался – ну не любит он просто доезжать.
Под дамокловым мечом схода висели и оба Lotus. Кими Райкконен испытывал большие проблемы с перегревшимися тормозами, а у Романа Грожана пневматика двигателя теряла воздух, как в Сингапуре – тогда это привело к сходу. Но Роман добился лучшего подиума в своей карьере – после старта с 17 места из-за провала в квалификации (рискованное решение проехать в первой сессии только на жестких шинах) и блестящей гонки с одним пит-стопом. Попытки Райкконена проехать дистанцию с одной сменой резины тоже впечатлили, путь и не увенчались успехом. Он хотя бы все равно гарантировал себе финиш в очках, в отличие от прошлогоднего Шанхая, когда подобный риск привел к финишу за пределами десятки. Но тогда Кими только начинал сотрудничество с командой из Энстоуна, а теперь – уже заканчивает. Кстати то, как яростно он отбивался от напарника на уже «убитых» шинах незадолго до финиша, звоночек для Ferrari. Не стоит думать, что в случае со Скудерией и Алонсо IceFinn станет сильно уступчивее. Почему тактика одного пит-стопа удалась Грожану, но не удалась Райкконену? Роман стартовал на свежем комплекте мягких шин, пусть и из глубины пелотона, и продержался на нем до 13 круга, в то время как прикатанный Soft Кими позволил ему проехать первый стинт только до седьмого, как бы бережно Lotus ни обращался с резиной. На 53 круга даже свежего комплекта Medium не хватило. Лучший пример – 41 круг на свежем Medium со старта у Адриана Сутиля (и после этого еще 19 на прикатанном Soft, потрясающе!). Кими – пример того, когда тактика с квалификацией и стартом на мягких шинах не слишком удалась из-за того, что он застрял в трафике после первого пит-стопа.
И все же Феттель! Четырехкратный! Самый молодой четырехкратный чемпион мира, третий в истории после Фанхио и Шумахера, кому удалось выиграть четыре титула подряд, но первый, кому удалось выиграть первые четыре титула подряд. Есть достижения, в которых уже сейчас на счету Себастьяна абсолютное первенство.
Вообще всего три человека выигрывали четыре титула в Формуле-1 до Себастьяна Феттеля. И все это совершенно разные истории. Хуан Мануэль Фанхио выиграл четвертый титул чемпиона мира в 45 лет, выступая в составе Ferrari. Великий аргентинец переходил из команды в команду, каждый раз умудряясь выбрать себе лучший коллектив на следующий год. Все это уже невозможно в настоящее время. Ален Прост взял четвертый титул в 38 лет, когда он вернулся в гонки в составе Williams после годичного вынужденного отпуска, а став четырехкратным, решил окончательно завершить гоночную карьеру. Михаэль Шумахер выиграл четвертый титул в 32 года, когда его сотрудничество с Ferrari достигло стадии наивысшего успеха. Себастьян Феттель взял четвертое чемпионство в 26 лет. Конечно, Феттеля сравнивают и будут сравнивать с другими великими гонщиками. Но из всех сравнений ближе всех к нему, безусловно, сравнение с Михаэлем Шумахером, соотечественником и, в некоторой степени, «крестным отцом» Себастьяна. Они соотечественники, оба добились своих небывалых успехов в составе безупречно действующих, донельзя отлаженных командных коллективов. Себастьяна сравнивали с Михаэлем раньше, еще когда называли Бэби-Шуми. Сравнивают сейчас. И будут сравнивать дальше – от этого ему никуда не деться.
Тэги: буддх, индия, кими райкконен, лотус, марк уэббер, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фернандо алонсо