Гран-при Китая оказался не менее интересным, чем открывавшие сезон гонки в Австралии и Малайзии. Накал борьбы, непредсказуемость – все это вполне на уровне начала прошлого года, который получил немало комплиментов. В Шанхае реальными претендентами на победу были как минимум четыре гонщика четырех команд, и по ходу уик-энда расклад менялся.
Фернандо Алонсо, который в минувшее воскресенье стал вторым гонщиком, одержавшим вторую победу в Гран-при Китая, а также сравнялся по количеству побед с Найджелом Мэнселлом, произвел сильное впечатление. Мы давненько не видели Нандо на верхней ступени пьедестала, но в этот раз он был неудержим. Вероятно главное отличие между прошлым годом и нынешним для Ferrari – это квалификация. В субботу Алонсо, также как и Фелипе Масса показали, что с этим компонентом у Скудерии все в норме. Хороший старт, напор на первых кругах, вполне в духе испанских быков для корриды, - рецепт успеха Нандо в этом Гран-при. Потом Алонсо демонстрировал силу, и чувствовалось, что у него есть запас уверенности. На пути к победе в Шанхае Фернандо четыре раза обгонял за лидерство: Хэмилтона, Баттона и дважды действующего чемпиона мира. Круто? Увы, все это не так прекрасно, как могло бы показаться на первый взгляд стороннему наблюдателю, но об этом позже.
Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен – два претендента на победу, два чемпиона мира. Кими начал сезон умопомрачительно, Льюис – намного увереннее, чем ждали эксперты в конце прошлого года, да и в начале этого. Впрочем, как ни странно, в прошлом году Mercedes, начавший сезон столь многообещающе, а закончивший совершенно провально, в Шанхае доминировал. В это году «серебряные стрелы» демонстрировали силу, но о доминировании говорить не приходилось – пелотон выровнялся. После победы в квалификации, первой за Mercedes, Хэмилтон выглядел главным фаворитом и в гонке. Но не сложилось – Льюис по делу уступил и Алонсо, и Райкконену, хорошо хоть удержался на подиуме. Возможно прав эксперт BBC/Sky Sports Дэвид Култард, предположивший, что пока Хэмилтон не до конца познал болид Mercedes, а посему не извлекает из машины все 100% её возможностей. В квалификации, на одном быстром круге, да, здесь Льюис – признанный эксперт, один из двух лучших в настоящее время в Ф1. Но на дистанции гонки, возможно, в некоторых компонентах Хэмилтон недорабатывает.
Кими Райкконен, впервые после возвращения в Ф1 квалифицировавшийся на первом ряду, выглядел скрытым фаворитом. Накануне Гран-при я и вовсе ждал от Кими и Lotus, что они могут пойти на тактику двух пит-стопов против трех у большинства, но её решила реализовать другая команда. Все-таки Шанхай требовательнее к шинам, чем Мельбурн, где такая стратегия была успешно реализована, плюс Lotus обожглась здесь с финном в прошлом году. Нынешняя же скорость болидов из Энстоуна вполне позволяет не делать ставку на какие-то экзотические стратегии.
Любой из гонщиков, квалифицировавшихся в первой десятке на Soft, в силу тактики не один раз попадал по ходу гонки в трафик. И это чуть не стало причиной поражения Кими, когда он не смог разминуться с Серхио Пересом. Думаю, не будь этого столкновения, Райкконен показал бы, что у Алонсо и не было какого-то впечатляющего превосходства. Кими адаптировался к пилотированию болида с поврежденным носовым обтекателем, несмотря на проявление недостаточной поворачиваемости. На пит-стопах ему регулировали переднее антикрыло, увеличивая прижимную силу. По оценкам команды, Кими терял на круге около 0,25 сек., но замену переднего крыла сочли нецелесообразной в ходе гонки – вероятность заминки и перегрева машины.
Ставку на два пит-стопа сделали в McLaren. Оно и понятно, в условиях, когда скорость машины не позволяет пока добиваться успеха в открытом сражении, в ход идут различные хитрости. В Китае Дженсон Баттон и Серхио Перес играли роль хитрых черепашонков, которые надумали опередить быстрых, но бесхитростных зайцев. Правда, Перес оказался не слишком удачливым черепашонком, совсем не таким как в старом мультике. Зато Баттон смог продемонстрировать свое умение бережно обращаться с резиной. Пожертвовав ради старта на Medium квалификацией, даже несмотря на попадание в десятку лучших, Дженсон смог проехать потрясающе длинные отрезки на более жестких шинах – 23 и 26 кругов. Вот уж и вправду работа на пределе! Возможностей шин…
Так или иначе, пятое место Дженсона выглядит хорошим результатом ныне для McLaren. Вот бы еще Баттон поднялся на одну позицию вверх…
Я прекрасно понимаю позицию McLaren, когда они отказались от борьбы в заключительном сегменте квалификации для Баттона. Точно также понятно и подобное решение Sauber для Нико Хюлкенберга, который, безусловно, стал одним из самых ярких героев по ходу гонки. Желание Даниэля Риккьярдо, блестяще прошедшего в Top-10, и Toro Rosso побороться в открытой схватке на шинах soft в финале вызывает уважение. Но что тут сказать о Феттеле?
Темп Себастьяна на заключительном стинте на мягких шинах, его быстрейший круг, его стремительная погоня за Хэмилтоном сказали многое о форме Red Bull в Шанхае. Но что мы слышали накануне? «Ferrari, Mercedes и Lotus здесь очень быстры, мы не были уверены, что сможем опередить их за поул, поэтому предпочли выбрать другую тактику», - примерно таков лейтмотив высказываний Феттеля, оправдывавшего свой квалификационный «прогул». Повторюсь, я прекрасно понимаю в этой ситуации McLaren. Но когда такое слышишь (и видишь) от сверхбыстрого в квалификациях гонщика, завоевавшего 38 поул-позишн в карьере, из которых два – уже по ходу нынешнего сезона… Что это, как не трусость? Все-таки хорошо, что Феттель не смог на последнем круге обогнать Хэмилтона. Было бы обидно.
Признаюсь, после квалификации рассматривал Себастьяна как скрытого фаворита гонки. Вполне вероятным казался сценарий, при котором Soft у лидеров, прошедший квалификационные попытки, в гонке разрушится очень быстро, и более прагматичной окажется именно позиция Феттеля/Red Bull. Гонка к счастью показала, что это неправда. Феттель не дотягивался до победы, и его четвертое место, право, не выглядит успехом. Пусть он и лучший из гонщиков, начинавших гонку на Medium.
Нынешняя Формула-1 выглядит какой-то «неклассической». Все же это всегда были гонки, где обгонять было очень сложно, что возводило обгоны в ранг искусства, при этом серия не была склонна идти на поводу желаний публики, используя различные искусственные приспособления.
| |
Многие гонщики, например Марк Уэббер, в Шанхае проведший уик-энд, к которому впору применить выражение «все валилось из рук», говорят, что любят Формулу других времен. Марк вспоминает времена десятилетней давности, когда можно было атаковать от старта и до финиша, практически как в квалификации. Именно это, по словам Уэббера, и была настоящая Ф1. Применяя экономическую терминологию, это были времена неограниченных (гоночных) ресурсов. Да, все гонщики могли атаковать от старта и до финиша. Но при этом сильнейшие выигрывали квалификацию и уходили вперед со старта, слабейшие плелись в хвосте (даже если гонщик и атаковал изо всех сил всю дорогу), все выстраивались по ранжиру и растягивались по трассе. Зритель зачастую не видел борьбы между пилотами.
Зато сейчас все наоборот. Борьба, интрига, непредсказуемость – именно то, что ждут от гонок зрители. Никто ведь не хочет знать имя победителя еще до старта. Гонки Ф1 стали похожи на увлекательную карточную игру, например, покер – ты ждешь, чья же ставка сыграет, и подскакиваешь, как на иголках.
За все нужно платить. Расплачиваются гонщики, которым неинтересно то, что часть дистанции они не могут атаковать и должны экономить. Шины, топливо. Дженсон Баттон рассказывает, что он просто не мог сопротивляться обгонам, так как если бы он боролся, он бы «убил» резину, которую следовало экономить ради исполнения тактического замысла.
Не все очевидно. Трасса в Шанхае со стороны кажется простой. Широкое дорожное полотно, широкие асфальтовые зоны безопасности – в случае ошибки особого риска вроде нет. На первый взгляд не видно, что некоторые повороты можно проходить по разным траекториям, и раскусить правильную – дело мастеров. Мастеров уровня Ф1. Причем далеко не все из них с первого раза раскусили орешек шанхайской трассы. А от таких мелочей зависит время на круге.
Или обгоны. Вроде здорово, весело, много обгонов, смены лидеров. Но когда эти обгоны проводятся практически без борьбы, какова их цена? Соответствует ли она внешнему эффекту?
Зато на первый план выходят другие аспекты мастерства. Сейчас нельзя дать шинам пробуксовать ни разу, одна единственная блокировка может «убить» шансы в гонке – требуется предельно аккуратная работа гонщика с резиной, такая, как у Дженсона Баттона. В квалификации можно совершить по одной попытке в каждом сегменте – без права на ошибку. Иначе расплата не заставит себя ждать в гонке.
Гонки всегда проводятся на пределе. Только пропускную способность системы определяет пропускная способность самого узкого места. В разные времена это были физические возможности гонщиков или возможности машины. Сейчас это шины. В следующем году, возможно, узким местом станет экономия топлива.
Далеко не всегда в гонках были времена неограниченных ресурсов. В прошлом часто приходилось беречь шины или экономить топливо – а значит не атаковать на пределе своих гонщицких способностей или возможностей машины. Отличие в том, что сейчас ограничения искусственны.
Тэги: дженсон баттон, кими райкконен, китай, льюис хэмилтон, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, шанхай, шины