Очевидно, ситуация с шинами в Сильверстоуне дошла до критической точки. Однако в первую очередь хочется предостеречь тех, от кого зависит принятие решений, от того, чтобы пороть горячку. Главное – все как следует исследовать и взвесить. А то сейчас уже повсюду слышны голоса, некоторые призывают к бойкоту Гран-при Германии, если Pirelli срочно не изменит конструкцию шин, некоторые требуют возвращения резины прошлого года. Забавно, ведь Pirelli совсем недавно предлагала изменить конструкцию шин, вернув кевларовый корд вместо стального, но тогда все уперлось в противоречия команд на тему конкурентных преимуществ. Похоже теперь Pirelli все-таки придется применить эту конструкцию, так как дело перешло в юрисдикцию FIA – когда проблема касается безопасности, Федерация имеет право принимать решения об изменении правил, не добиваясь единогласного согласия команд.
Главное – осознавать, что на самом деле ничего страшного не произошло, во-первых. А во-вторых, требуется взвешенная планомерная работа вместо истерии. Конечно, взрывы шин выглядели опасно. Впрочем, это далеко не первый раз, когда ситуация с шинами достигает критического положения. Последний раз подобное было в Индианаполисе 8 лет назад, и виновником была уважаемая всеми и во все времена компания Michelin, а не критикуемая ныне на каждом шагу Pirelli. Та гонка, напомню, была фактически сорвана – езда шестерых парней на шинах Bridgestone тянула не более, чем на показательные выступления, но никак не на полноценный Гран-при. В этот раз гонка, к счастью, сорвана не была, хотя Чарли Уайтинг позже признавался, что после череды взрывов шин был готов выбросить красный флаг. К счастью, старина Чарли не запаниковал.
| |
Кстати, Сильверстоун показал, как примерно могла складываться гонка тогда в Индианаполисе, если бы клиенты Michelin не свернули дружно в боксы. С другой стороны, не надо забывать, сегодняшний Сильверстоун гораздо безопаснее трассы в Индианаполисе. Если посмотреть на инциденты в прошедшей гонке, Льюис Хэмилтон, Жан-Эрик Вернь и Серхио Перес при взрыве шины смогли удержать машину и продолжить прямолинейное движение. У Фелипе Массы шина начала спускать в повороте, поэтому разворота он не избежал, но в том месте была широкая полоса безопасности, позволившая бразильцу вернуться на трассу. Зрелищный взрыв шины на Toro Rosso Верня произошел прямо перед Кими Райкконеном, обгонявшим на прямой Hangar Романа Грожана. Кими ворвался в Stowe, проехав между резко замедлившейся Toro Rosso, Lotus напарника и летящих во все стороны ошметков. Взрыв шины у Серхио Переса произошел прямо перед носом Алонсо, как раз готовившимся обгонять мексиканца. Как потом сказал Фернандо, он правильно угадал направление атаки, решив пойти справа – если бы он атаковал слева, ошметки разорванной резины и обломки болида полетели бы прямо в его Ferrari. Райкконен был немногословен, отметив, что риск – неизменная составляющая гонок.
Тему, тревожившую паддок на протяжении последнего месяца – секретные тесты Mercedes и Pirelli, теперь, скорее всего, позабудут, как забывались другие скандалы в Ф1. Не только потому, что именно на Mercedes Хэмилтона произошел первый взрыв шины. Первая причина – то, что Pirelli теперь действительно нужно предпринимать срочные меры по исправлению ситуации, FIA не только разрешит изменение конструкции шин, но и позволит провести две тестовые сессии на машинах 2013 года в ближайшее время. Собственно то, чего Pirelli давно добивалась и устроила совместно с Mercedes в секретном режиме. Кроме того, скорее всего молодежные тесты, которые должны пройти в Сильверстоуне через полторы недели после Гран-при Германии, сменят формат – целиком или частично будут отданы под тестирование шин действующими гонщиками чемпионата.
| |
Но я повторюсь – не надо паниковать. В Сильверстоуне скоростные повороты – здесь на шины выпадает наибольшая нагрузка. Следующие подобные трассы – это Спа и Сузука, в некоторой степени Монца. До них еще есть время, а на Нюрбургринге и Хунгароринге на шины выпадает не такая высокая нагрузка. Таким образом, у шинников и команд действительно есть время поработать и выправить ситуацию. И не надо паникерских криков.
Теперь непосредственно о результатах гонки. Себастьяна Феттеля по-человечески жаль. Но было бы лукавством не сказать о том, что его сход – это отличный поворот сюжета для чемпионата. Победа Феттеля в Сильверстоуне изрядно бы испортила интригу сезона. Ирония судьбы – хотя после первого пит-стопа на левой задней шине Себастьяна обнаружили опасные порезы, говорящие о том, что он подвергался такому же риску взрыва покрышки, шины его в итоге не подвели – подвела коробка передач. Да и для самого Себастьяна, по большему счету, ничего страшного не произошло. Он как лидировал, так и лидирует, Алонсо подобрался к нему поближе благодаря подиуму, но разрыв между двумя пилотами далеко не мизерный, а остальные, начиная с Райкконена, поотстали уже прилично, более чем на одну победу.
| |
Конечно, Гран-при превратился в шинную рулетку. Одним, как например Хэмилтону, не повезло, другие добились успеха во многом за счет удачи, и речь тут в первую очередь о победителе, Нико Росберге, да и об Алонсо тоже – посмотрели бы мы на его ситуацию в чемпионате, если бы не все эти события… С другой стороны, далеко не только везением, но и действиями в каждый ключевой момент, определялся успех или неуспех того или иного гонщика, и эти эпизоды следует рассматривать отдельно.
Так, хотя взрывы шин лишили Хэмилтона победы, а Массы – вероятно, подиума, мы увидели в их исполнении красивые «камбэки». Однако эти «камбэки» были бы далеко не столь эффективными, если бы не выезды автомобиля безопасности, сжавшие пелотон. Пейс-кар также сыграл в пользу Марка Уэббера, провалившего старт и неудачно проведшего первый отрезок с поврежденным передним крылом. В итоге же гонка получилась для Марка практически триумфальной, если бы он еще и провел обгон Росберга на заключительном круге – это была бы вообще сказка! Но и второе место кажется удивительным результатом, вспоминая как сложился для Марка старт.
| |
Однако есть целый ряд пилотов, которым пейс-кар помешал. Алонсо потерял сразу несколько позиций из-за того, что поехал на третий пит-стоп как раз перед тем, как на трассе появился автомобиль безопасности. Но Фернандо опять же минимизировал потери, благо шины у него были свежие. А вот все, кто шел на тактике двух пит-стопов, однозначно проиграли из-за выезда второго пейс-кара. Дженсон Баттон вылетел за пределы зачетной десятки, оставив McLaren без очков во втором Гран-при подряд. Однозначные герои британского уик-энда, Адриан Сутиль и Даниэль Риккьярдо, также потеряли ряд позиций, уступив именно под натиском «возвращающихся» гонщиков на сильных машинах и свежих шинах. В другом случае Адриан Сутиль скорее всего завоевал бы свой первый подиум в карьере – и первый для Force India в сезоне, причем на домашней трассе. Самая забавная ситуация сложилась у Райкконена, для которого в любом другом случае тактика двух пит-стопов была бы выигрышной. Кими сразу все понял: «Какого черта мы не проводим пит-стоп?» «Не знаю, Кими, у нас другой план…» Команда из Энстоуна в последние годы зарекомендовала себя в роли тактических тугодумов, с большим трудом перестраивающихся от заранее намеченных планов. Большой контраст по сравнению, например, с Россом Брауном, если брать стратегов команд, или Дженсоном Баттоном, если говорить о гонщиках. Дженсон часто сам диктовал команде, какой план выбрать в решающий момент, что не раз позволяло ему добиваться успеха. Подобным образом следует действовать и Кими.
Захватывающая, непредсказуемая, интригующая – такова была эта гонка, и у нее было очень много героев, о каждом из которых можно рассказывать долго. Антигерои же известны. Ирония состоит в том, что во многом именно антигероям гонка обязана вышеперечисленным эпитетам.
Тэги: адриан сутиль, великобритания, даниэль риккьярдо, дженсон баттон, льюис хэмилтон, марк уэббер, нико росберг, пирелли, себастьян феттель, сильверстоун, ф1, фернандо алонсо, шины