Семь гонок за девять недель. Такова напряженная концовка сезона в Ф1. Особенно, если учитывать, что эти семь гонок проходят в разных странах на разных континентах – график очень тяжелый. Воплощение такой календарной задумки хорошо в сезонах, когда ведется напряженная борьба. Тогда накопившаяся усталость дает себя знать, повышается вероятность человеческих ошибок, а следовательно – и отказов техники, ведь люди работают под прессингом. При этом приходится до последнего момента внедрять новинки, чтобы не утратить темп на пути к чемпионству. Так было год назад, в 2012-м. Сейчас – дело другое. Сейчас накопившаяся за сезон усталость если и дает себя в чем-то знать, то в том, что многие уже не скрывают, что хотят чтобы этот сезон поскорее закончился, и приступить к новому чемпионату, по новым правилам. Конечно какая-то борьба еще ведется – достаточно принципиальное сражение за второе место в Кубке конструкторов между тремя топ-командами: Mercedes, Ferrari и Lotus. Force India уже который Гран-при подряд держит круговую оборону и одновременно пытается атаковать. Плюс есть еще целый ряд гонщиков, которым ни в коем случае нельзя успокаиваться и надо показывать себя. Речь, конечно, о Грожане, Хюлкенберге, Пересе, теперь и о Ковалайнене… Список можно продолжить. Но градус настоящей борьбы, - с этими бесконечными победами Феттеля, - был потерян.
Тем не менее, второй год подряд на новом автодроме в Остине в прекрасную солнечную погоду наблюдалось настоящее скопление публики – похоже, что Гран-при США на новом месте действительно прижился. Эту публику не остановило то, что Себастьян Феттель никому не дает проходу, что ни о какой борьбе за чемпионство уже давно не слышно, и даже то, что американский гонщик – Александр Росси за рулем ярко-зеленой Caterham, - проехал лишь несколько серий кругов на первых пятничных тренировках.
Тем не менее, и здесь есть что можно найти. Конечно, сезон с точки зрения борьбы был потерян после летнего перерыва. Но… Установление рекордов, которым занимается Феттель, тоже заслуживает внимания. К примеру, в Интерлагосе в 2006-м, или в Индианаполисе в 2007-м я не мог предположить, что так скоро появится гонщик, который всерьез будет угрожать незыблемым, казалось, рекордам Михаэля Шумахера. Превзойдет ли Себ достижения своего соотечественника, которого в некотором роде можно считать вроде крестного отца нынешнего чемпиона мира, или нет – тоже интрига, даже если Феттель выигрывает чемпионаты в одну калитку. В Остине Себастьян Феттель достиг еще одной вехи в своей карьере, установив новый рекорд в Формуле-1 по количеству побед подряд. Восемь. И пока серия продолжается.
| |
Безусловно бытует мнение, что рекордом являются девять побед подряд Альберто Аскари в 1952-53 годах. Однако, когда мы углубляемся в далекие дали пятидесятых, оказывается, что привычная нам современная статистика работает как-то не так. С 1952 и 1953 годами особенно много казусов, если смотреть на них с позиции современного наблюдателя. Например, гонщики, участвовавшие в чемпионате мира в те годы, выступали на болидах категории Формула-2, а не Формула-1, - и тем не менее, эти два сезона включены в статистику Ф1. Много вопросов вызывает и «500 миль Индианаполиса» в качестве этапа чемпионата мира. На деле, если объективно взглянуть на статистику, рекорд Аскари состоит в том, что он выиграл подряд девять этапов чемпионата мира, в которых выходил на старт. Подчеркну: «в которых выходил на старт». Именно потому, что ведущий пилот Scuderia Ferrari тех лет не стартовал в Индианаполисе, он никак не мог выиграть девять этапов чемпионата мира подряд. Так как «Инди-500» была в те годы столь же полноправным этапом чемпионата мира, как и любой европейский Гран-при. Как бы это не виделось с позиции наблюдателя из нашего времени, и как бы ни называли некоторые эксперты гонку в Индианаполисе «формальным» этапом чемпионата мира. Именно поэтому, Себастьян Феттель с полным на то правом может принимать поздравления с установленным им абсолютным рекордом, который не нуждается более ни в каких пояснениях. Забавно, что рекорд этот был установлен именно на земле Соединенных Штатов.
Наблюдение за подобными рекордами делает нас свидетелями истории – она творится на наших глазах. Эти рекорды войдут в исторические книги, в справочники, потом на них будут ссылаться, напоминать о них – мы это видим. Пусть даже сейчас это кажется скучным.
В то же время у нас есть несколько локальных сражений, и в первую очередь это касается оспаривания второй строчки в Кубке конструкторов между тремя командами, которые ведутся довольно напряженно. Другое дело – вспомнит ли о них кто-нибудь по прошествии хотя бы года?
Думаю, запаса Mercedes должно хватить, чтобы закончить год вторыми в Кубке конструкторов. Стабильные выступления звездной пары гонщиков и хорошая форма болида тому залогом. С другой стороны, впереди Интерлагос, где может повернуться по-всякому. Ferrari в конце сезона страдает от дефицита скорости, но у Scuderia пока еще есть Масса! Конечно, несмотря на наличие отличной машины Lotus E21, потеря Райкконена дорого обошлась команде из Энстоуна. Но Хейкки Ковалайнену есть что доказывать, выступление в Сан-Паулу может определить его карьеру в ближайшей перспективе, хотя соответствовать темпу раскатившегося Грожана будет очень сложно.
| |
После успеха в Индии и Абу-Даби Гран-при в Остине сложился для Force India совершенно неудачно. Теперь в финале сезона команда Виджая Мальи уже вряд ли догонит McLaren в сражении за пятое место в Кубке конструкторов, но также маловероятно, что уступит шестую позицию Sauber. Для любого из этих двух сюжетов в Интерлагосе должно произойти нечто невероятное, хотя Нико Хюлкенберг это фактор! Наконец, еще осталась борьба за десятое место в командном зачете, традиционно между Marussia и Caterham, у которых на счету по-прежнему по нулю очков, но здесь русско-английской команде наконец должно повезти. По крайней мере, в лагере ее конкурентов теперь нет Виталия Петрова.
Момент, который можем считать историческим мы, для российского автоспорта – в Остине в рамках официального этапа Формулы-1 впервые выступил Даниил Квят, проехавший первую тренировку в составе Toro Rosso в рамках программы подготовки в дебюту в следующем году. Даниил из юниорской программы Red Bull меняет Даниэля, который уходит на повышение.
Возвращаясь непосредственно к событиям Гран-при США, позади Феттеля я бы выделил следующих гонщиков: Романа Грожана, Нико Хюлкенберга, Серхио Переса и Валттери Боттаса.
Роман занял место лидера команды из Энстоуна, и отсутствие Кими Райкконена его совершенно не смущает. Его выступления во второй половине сезона по-настоящему впечатляют. Есть ощущение, что этот гонщик достиг своей зрелости. В Остине он превзошел Марка Уэббера, обладающего Red Bull RB9, в схватке за вторую позицию. Обыграл австралийца на старте, не уступил тактически и удержал позицию в очной борьбе. Не считая Феттеля, который просто вышибает ногой двери, Грожан оставил наиболее сильное впечатление в Остине.
| |
Хюлкенберг все чаще борется в группе топ-пилотов, пилотирующих за топ-команды. Пожалуй, это и есть его круг. Да, Sauber в конце сезона по-настоящему неплох, в Хинвилле смогли довести свою машину до требуемых кондиций, но еще вопрос, каких бы результатов удавалось бы добиваться без Хюлкенберга. Особенно хорошо в исполнении Нико было то, что он не отстал от Алонсо, после того, как уступил ему позицию, и за круг до финиша пошел в атаку. Да, Фернандо смог отбиться, но на то он и двукратный чемпион мира, однако Хюлкенберга авторитеты не смущают. Это было заметно три года назад, это очевидно сейчас.
У McLaren свои соображения, и Кевин Магнуссен безусловно заслуживает внимания. Потенциал датчанина велик, но станет ли он самым ярким дебютантом Ф1 после Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля? Похоже, в Уокинге рассчитывают именно на это, иначе бы не дали новичку шанс дебютировать сразу в составе топ-команды – в предыдущий раз такое доверие было оказано Льюису. Но Магнуссен не имеет возможности получить на тестах такую же мощную подготовку, какая была у Хэмилтона. Что касается гонщика, которого он заменит, с Чеко, на мой взгляд, обошлись некрасиво. Он уходил на повышение, в топ-команду, но на деле болид оказался гораздо хуже прошлогоднего Sauber, который позволил мексиканцу трижды быть на подиуме и однажды, в Малайзии даже иметь шанс выиграть Гран-при. Команда провалилась со своим болидом MP4/28, и по-хорошему должна была дать Серхио шанс показать себя на следующий год, предоставив ему по-настоящему конкурентоспособную машину. Ведь сам Перес отнюдь не провалил сезон. В Остине, который он считает своим домашним Гран-при благодаря близости границы с Мексикой и большому количеству мексиканских болельщиков, Серхио Перес превзошел партнера по команде. Чеко успешно провел квалификацию, в то время как Дженсон Баттон потерпел неудачу, а старт из первой десятки позволил ему и финишировать достаточно высоко. А ведь Дженсон – чемпион мира, сражавшийся практически на равных с такой суперзвездой McLaren, как Хэмилтон, когда многие эксперты предполагали, что он будет Льюисом «закатан в асфальт».
Приход в Williams Пэта Симондса стал той путеводной звездой, которая позволила начать выбираться из тех дебрей, в которых команда сэра Фрэнка попросту заблудилась. Улучшение формы болидов в свою очередь позволило Валттери Боттасу проявить себя. Финский дебютант уже однажды блеснул ярко по ходу сезона, когда квалифицировался третьим в Монреале, следующее успешное выступление также пришлось на Северную Америку. Уверенность Валттери в квалификации произвела впечатление – лучшее время в первой сессии, четвертое – во второй, и небольшая потеря позиций в третьей – он квалифицировался девятым. За успешной квалификацией последовала еще более успешная гонка, в которой Боттас делал все уверенно, точно и вовремя. Превзойдя партнера по команде в квалификациях, финн наконец оставил его позади и в личном зачете чемпионата, набрав свои первые очки в Ф1. Пастор Мальдонадо безусловно пилот с высоким потенциалом, на его счету два по-настоящему сильных достижения: победа в чемпионате GP2 и победа в Гран-при Испании 2012 года – случайные люди такое не выигрывают. Но сейчас, расставшись с Williams и бросая громкие заявления, Пастор оставляет впечатление человека, который считает, что ему позволено все – потому что за ним стоит крупный спонсорский пакет. Гонщики, добивающиеся результата на трассе, вызывают гораздо большую симпатию.
Последний этап сезона – это обычно одновременно и решающий этап, и этап прощаний. В силу понятных обстоятельств, в 2013-м первый аспект уходит далеко на второй план, освобождая сцену другому. Интерлагос’2013 действительно станет Гран-при прощаний. Прощания Формулы-1 с классическими атмосферными движками V8. Прощания Марка Уэббера с Формулой-1. Прощания Фелипе Массы со Scuderia Ferrari. Можно найти множество сюжетов меньшего масштаба и драматичности. Но этого хватает, чтобы грядущий этап на Интерлагосе остался в памяти.
Тэги: валттери боттас, даниил квят, нико хюлкенберг, остин, ред булл, рекорд, роман грожан, себастьян феттель, серхио перес, сша, ф1