Шины взяли верх над аэродинамикой. Барселона всегда расставляла машины по ранжиру. Но что мы видим на этот раз? Быстрейшим болидом оказывается Mercedes. Конечно, скорость болидов из Брэкли была видна и ранее по ходу сезона, и в Шанхае, и на Сахире, но первый ряд в Барселоне – это серьезно. Случайностью такое быть не может, это совершенно объективная оценка скорости W04. Однако затем в гонке Mercedes снова проваливается, а на первый план выходят Ferrari и Lotus, которые и ранее демонстрировали стабильный темп на гоночной дистанции. Баланс машины – ключевое качество в Барселоне, здесь ничего не меняется. Но доля шин в определении баланса теперь слишком велика. Исходя из гонки нынешнего года, следует признать, что прошлогодняя победа Пастора Мальдонадо не была случайной. Williams FW34 не был быстрейшей машиной, но превосходно сбалансированной - был.
Необычность гонки нынешнего года подчеркивают и некоторые цифры. Фернандо Алонсо на пути к своей третьей победе в Испании стартовал с пятой позиции. Ранее наиболее низкой стартовой позицией, с которой выигрывались Гран-при на Каталунье, была третья, с которой одержал победу Михаэль Шумахер в дождевой гонке 1996 года. Все остальные Гран-при Испании в Барселоне выигрывались с поул-позиции (17) либо со второго места на стартовом поле (4). Фелипе Масса приехал на первый подиум в 2013-м, стартуя и вовсе 9-м. Вообще Ferrari выглядела в Барселоне необычайно сильно, в такой форме Скудерию не видели уже давно. Тот же Масса приехал на подиум далеко не случайно, Фелипе вообще мог принести Ferrari дубль. Хотя опередить такого соперника как Кими Райкконен в его нынешней форме было бы чрезвычайно сложно.
| |
При этом Ferrari F138 все равно не выглядит сильнейшей машиной в пелотоне, даже несмотря на столь уверенное выступление в Барселоне. В этом плане Каталунья показала еще одну сторону сезона-2013, наряду с доминирующей ролью шин, а именно – отсутствие доминирующей машины, и это крайне позитивный момент. Mercedes W04 великолепен в квалификации, Ferrari F138 и Lotus E21 хороши в темпе на дистанции гонки, Red Bull RB9… Я вот лично ждал от Себастьяна Феттеля очень мощного выступления в Барселоне, но, в отличие от Сахира, действующий чемпион мира не справился с износом шин на Каталунье, будучи вынужденным перейти на тактику четырех пит-стопов (как это изначально запланировали в Ferrari), а до этого не слишком убедительно выступив в квалификации.
Доминирующей силы нет, расклад между лидирующими командами немного меняется от гонки к гонке – в этом плане пока нынешний сезон очень хорош, хотя у него и определились три явных лидера.
Однако износ шин заставляет предпринимать некоторые действия. После гонки в Барселоне уже и Пол Хембри заявил, что четыре пит-стопа – это слишком много. Пожалуй, в этом стоит согласиться с Хембри и большинством представителей мира Ф1, говорящих примерно то же, хотя следует отметить, что абразивный асфальт Каталуньи вкупе с требовательной конфигурацией трассы – одно из наиболее тяжелых испытаний для резины по ходу сезона. То есть это еще не значит, что четыре пит-стопа следует ждать на всех трассах чемпионата.
Тем не менее, в Pirelli решили действовать. Шинники подготовили некоторые изменения уже к Барселоне, расширив рабочий диапазон состава Hard, однако следующие нововведения будут более значительными. К Гран-при Канады Pirelli готовит обновленные составы резины. Если непосредственно сами смеси останутся теми же, то в конструкции шин последуют изменения – структурно они будут основаны на прошлогодних, бывших более предсказуемыми в плане износа. При этом форма шин в поперечном сечении должна оставаться прежней, иначе это повлечет за собой кардинальную переработку аэродинамики болидов.
Главный вопрос – не изменится ли расклад сил. Так или иначе, задача у всех одна – добиться наиболее эффективного использования существующей резины. Хотя позитивные отклики о Pirelli поступали пока из стана только одной команды – Lotus, и от ее лидера Кими Райкконена, который и в Барселоне выступил впечатляюще, уверенно проехав гонку с тремя пит-стопами.
Нынешние Pirelli, разваливающиеся буквально на глазах, не так уж быстры, как бы ни утверждали их создатели. Те же «дубовые» шины Bridgestone образца 2010 года, позволявшие при желании проехать всю гонку на одном комплекте, при этом на одном быстром круге были как минимум не медленнее. Время поула в 2010-м было 1:19,9; в 2013-м - 1:20,7; лучший круг в гонке 2010-го – 1:24,3; в этом году - 1:26,2. Потеря темпа тех Bridgestone по сравнению с нынешними Pirelli на дистанции была значительно ниже. Гэри Андерсон приводит следующие цифры: среднее время круга в гонке 2010-го – 1:26,4; в 2013-м – 1:29,0.
Так или иначе, проблема действительно существует. Михаил Алешин в своей авторской колонке привел интересные факты, сравнив темп машин Ф1 на старте гонки (в районе 1:31,0) с темпом болидов Формулы Renault 3.5 (в районе 1:29,0 в квалификационном темпе). Правда времена Ф-Renault 3.5 указываются здесь лучшие, темп Ф1 на лучшем круге гораздо быстрее, но, хотя Ф-Renault 3.5 мощная и очень быстрая машина, сравнение ее с болидами «королевской формулы» заставляет насторожиться. То, что Pirelli необходимо что-то менять, в данном свете выглядит практически очевидным.
| |
Здесь я бы удержался от желания сказать, что один производитель шин делал дескать хорошие шины, а другой не в состоянии их сделать. Производитель шин в условиях монополии выполняет определенное техническое задание, и сравнивать его с другим таким же монополистом попросту глупо. Сейчас Pirelli критикуют за повышенный износ, но в конце прошлого года, когда гонки проходили на тактике одного пит-стопа, итальянских шинников критиковали за консерватизм выбора. Единственным объективным способом сравнить производителей шин и качество их продукции является непосредственное соперничество, «шинная война». В этом я в последнее время убеждаюсь все больше. Вопрос в том, как изменится в таком случае характер гонок.
Разговор о Барселоне невозможен без упоминания о технических новинках, которые команды в большом количестве готовят к началу европейской части сезона. В этой части много ждали от McLaren, и команда действительно привезла обновленный аэродинамический пакет, включавший новое переднее крыло, новые боковые понтоны и обновленное заднее крыло Также значительными обновлениями отличилась и Toro Rosso, представившая новинки в зоне выхлопа. Проблема для McLaren состояла лишь в том, что лидеры в свою очередь привезли новинки, а потому разрыв остался примерно тем же. Все это говорит в пользу того, что на нынешнем сезоне в Уокинге впору ставить крест и сконцентрироваться целиком и полностью на следующем годе. Хотя грядущие перемены в конструкции шин и то, что многие соперники летом будут постепенно сокращать работы над машинами текущего года, все-таки оставляют McLaren некоторую надежду.
Тэги: барселона, испания, кими райкконен, лотус, макларен, пирелли, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, шины