Нет, конечно же Себастьян Феттель не надеялся на дождь. Победитель Гран-при Бельгии сразу после финиша восхищался поведением своего Red Bull RB9 и делился впечатлениями, как прекрасно пилотировать в Спа такую замечательную машину, посуху. Без сомнений, Себастьян получил огромное удовольствие, это было бы ясно и без слов. Но сомнительно, что удовольствие получил Льюис Хэмилтон, когда мимо него уже на первом круге, сразу после связки Eau Rouge – Radillion ракетой промчался Red Bull Феттеля. И вряд ли удовольствием для Фернандо Алонсо было, когда после вторых пит-стопов его отставание от лидера из 6 секунд превратилось в 17.
Когда Алонсо и Хэмилтон упорно тренировались во время летнего перерыва, они явно делали это не для того, чтобы Феттель легко уезжал от них на трассе. Программа тренировок Нандо была не менее насыщенной, чем зимой, когда он ради этого даже пропустил тестовую сессию в Хересе. Льюис, который в прежние годы позволял себе расслабиться во время летних каникул и тренироваться просто для поддержания формы, в этом году посвятил фитнесу весь перерыв. Вряд ли они в этот день могли реально побороться с Феттелем в данных условиях. Но ни про одного, ни про другого нельзя сказать, что они провели гонку в Спа неудачно.
| |
Льюис Хэмилтон накануне вновь вырвал поул-позишн в последние мгновения квалификации, уже пятый в сезоне и четвертый подряд. Но на гоночной дистанции Mercedes объективно уступал по темпу не только Феттелю, но и Ferrari, пилотируемой Алонсо. То, что Льюис уступил Фернандо – совсем не случайность. Несмотря на то, что Хэмилтон обычно выступал в Спа весьма успешно, чем не может похвастаться Нандо. Достаточно взглянуть на выступление Росберга. Именно Нико первым свергнул Пола ди Ресту с промежуточного поула, когда условия на трассе в квалификации стали улучшаться, но в итоге уступил Уэбберу, Феттелю и Хэмилтону, чьи решающие попытки прошли в более удачный, с точки зрения погодных условий, момент. В гонке Росберг опередил Марка Уэббера и немного уступил Хэмилтону, стартовавшему с более высокой позиции. Очевидно, это и был объективный темп Mercedes в Спа.
Фернандо Алонсо сумел впечатлить. Суббота закончилась для него очередным тактическим неуспехом Ferrari, и это никого не удивляет. Это мешало испанцу бороться за чемпионат в прошлом году, мешает и сейчас. Да, сам Фернандо признавал, что вряд ли бы он сумел выиграть поул, но пойди он и Фелипе Масса на еще один быстрый круг, они могли рассчитывать на пятую-шестую строчку, как минимум. Это давало бы значительно лучшие условия на старте. Однако, как бы там ни было, прорыв Нандо с девятого на второе место дорогого стоит, и говорит как о пилотских качествах испанца, в очередной раз, так и о том, что у Ferrari на дистанции гонки в Спа был на самом деле очень неплохой темп. Что вселяет оптимизм, в отличие от выступления месячной давности в Венгрии.
В этой гонке не было двух привычных для Спа вещей. Могло ли их присутствие помочь одолеть Феттеля? Повод для появления пейс-кара на трассе был, и весьма серьезный. Пастор Мальдонадо идиотским маневром в шикане Bus Stop чуть не выбил из гонки разом обе Force India, и Адриану Сутилю еще повезло. Но и обломков от болида Пола ди Ресты было предостаточно. Однако, удачным образом, разбитый болид и обломки после инцидента оказались на обочине, непосредственно гоночное полотно оказалось ими не затронуто, и дирекция гонки ограничилась локальными желтыми флагами. В европейских гонках существует довольно экстремальный подход к выпуску автомобиля безопасности в подобных условиях, в отличие от ряда серий по другую сторону Атлантики. В любом случае, на трассе некоторое время работали люди, убиравшие последствия инцидента, пусть и не непосредственно на гоночном полотне, поэтому пейс-кар можно было бы и выпустить. Однако помешал бы он Себастьяну Феттелю победить?
| |
Наверняка разрыв на финише между победителем гонки и его преследователями в таком случае был бы поменьше, вполне вероятно Феттель после выезда автомобиля безопасности даже потерял бы лидерство, но, думаю, его бы это не остановило. В этой гонке он дважды оказывался позади других гонщиков, и оба раза без особых сложностей выходил вперед. И если обгон Дженсона Баттона в Bus Stop после первого пит-стопа не показателен – Себастьян, в отличие от пилота McLaren, был на свежих шинах, то вышеупомянутый обгон Хэмилтона за лидерство на первом круге гонки – еще как! Собственно, стремительность Red Bull RB9 Феттеля в этот день указывает на то, что ему бы удалось вернуться во главу пелотона в любом случае. Пейс-кар мог бы немного разнообразить ход гонки, но не изменить принципиально ее ход. Слова Алонсо о том, что в этот день второе место было максимумом, только подтверждают это.
Вообще и без пейс-кара, даже с доминированием Феттеля, эта гонка была достаточно интересной – за спиной лидера происходило немало борьбы, а такие парни как Дженсон Баттон или Роман Грожан демонстрировали различные тактические схемы. Но проблема в том, что когда кто-то и обыгрывает Себастьяна, он все равно финиширует достаточно высоко, и разрыв в чемпионате в его пользу сохраняется почти неизменно. Если же Феттель выигрывает, то возникает ощущение, что его преимущество растет просто-таки в геометрической прогрессии, как бы хорошо не выступали при этом его конкуренты. Конечно, в этом ощущении присутствует психологический аспект, но очевидно – догнать Себастьяна в этом году невероятно тяжело. Теперь его ближайший соперник Алонсо, отстает почти на две победы. То есть, чтобы Фернандо обыграл Феттеля, нужно два его схода… Именно поэтому, от победы Себастьяна в Бельгии повеяло настоящей осенней прохладой… Тех, кто надеялся на обострение борьбы в чемпионате после летней паузы, Феттель просто-таки окатил холодным душем.
Лучше бы этот холодный душ пришел с другой стороны – с небес, чем славятся Арденнские горы. Но, видимо весь запас погодных сюрпризов выпал на субботу, благодаря чему квалификация прошла по-настоящему захватывающе. Сколько бы ни оставалось кругов до финиша, на небеса приходилось молиться, надеясь, что характер Арденн не подведет и в этот раз. Только дождь мог остановить Себастьяна в этот день, и только он сделал бы этот Гран-при Бельгии действительно захватывающим. Не знаю, что по этому поводу думает Алонсо, но думаю, и он был бы не против дождя. Что же касается остальных… Нико Росберг прямо сказал, что они были очень удивлены тем, что дождь так и не пошел по ходу гонки. В мокрых условиях Mercedes выглядел на фоне соперников гораздо увереннее, чему подтверждением и квалификация. Еще больше «дельта» между сухими и мокрыми условиями была в случае с McLaren. Еще в начале летнего перерыва Дженсон говорил, что надеется на подиум в Спа. Дождь мог бы ему его принести. Во многом игра Баттона с выбором между одним и двумя пит-стопами, с оттянутым первым строилась именно на ожидании дождя. А на тренировках в мокрых условиях болид MP4/28 показал себя весьма неплохо.
| |
Самое интересное, что в Red Bull выбрали диаметрально противоположную тактику. Они настраивали болид для Феттеля в максимально «сухой» конфигурации, сделав ставку на то, что дождь не пойдет. В мокрых условиях Себу пришлось бы весьма тяжело, но в этот раз даже небеса оказались на его стороне.
Нельзя не упомянуть об еще одном участнике чемпионской гонки. В отношении Кими Райкконена, заслуженно считающегося лучшим среди действующих пилотов специалистом по Спа, бельгийская трасса стала интересной статистической отметкой. Финн был вынужден сойти из-за проблем с тормозами, таким образом, в Спа была прервана его рекордная серия, в которой насчитывается 27 очковых финишей подряд. Более того, с момента возвращения Кими в прошлом году это первый его сход, а очки он не набирал за это время только в одном случае – когда не оправдался тактический риск команды в прошлогоднем Шанхае. Это, собственно, указывает на уровень выступлений Райкконена после возвращения. А также на то, насколько сильны соперники Феттеля. Впрочем, учитывая сход Кими, скорее всего, финн вскоре окажется вычеркнутым из числа претендентов на титул. По его главному оружию – невероятной стабильности, нанесен ощутимый удар. Но, строго говоря, при таких темпах сия доля может коснуться и остальных. Однако только их вера в свои силы и способность победить, а также вера в них их команд, поможет им поддерживать в чемпионате какую-то борьбу. Если кто-то сдастся – считайте, Феттель победит в тот же миг. Зрителям же остается просто рассматривать каждую гонку в отдельности, не забивая себе голову ситуацией в чемпионате.
Между прочим, Спа – совершенно непоказательная трасса в современной Ф1. Уровень прижимной силы, применяемый в Бельгии, непомерно велик для Монцы, что касается Сузуки, то аэродинамические настройки, считающиеся стандартными там, в Спа рассматривались бы как чрезмерно консервативные. Великолепная форма Феттеля в Спа совершенно не говорит, что он точно также будет доминировать и на других трассах…
Тэги: бельгия, кими райкконен, льюис хэмилтон, мерседес, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, спа, ф1, фернандо алонсо, феррари