Гран-при Малайзии удался на славу. Удивительно для гонки, в которой две первые позиции занимали Red Bull, а Фернандо Алонсо сошел в самом начале. И тем не менее, это так. Попутно гонка на трассе Сепанг дала обильную пищу для размышлений и дискуссий.
По мнению руководства Red Bull Racing сражение за победу закончилось на 43 круге гонки. Именно на нем свой заключительный пит-стоп провел лидировавший Марк Уэббер. За круг, разделявший пит-стопы Феттеля и Уэббера, Себастьян сумел отыграть отставание, плюс он уже прогрел свои шины, в то время как Уэббер только выехал из боксов, тем не менее, Марку удалось отбить атаку. Таким образом, согласно Кристиану Хорнеру Уэббер заслужил свою победу. Далее требовалось удержать максимальный для команды результат – победный дубль, на который шел Red Bull. Новые шины Pirelli сильно изнашивались в условиях Сепанга, и подвергать командный результат излишнему риску было нецелесообразно.
Команда нейтрализовала борьбу за 10 с лишним кругов до финиша, хотя это, разумеется, не совпадало с интересами Себастьяна. Уэббер дважды переспрашивал боксы – действительно ли ему гарантирована победа и он может перевести двигатель в экономичный режим? Ответ был утвердительным. Поэтому атака на 46 круге была неожиданна, словно снег, свалившийся на голову в жаркой Малайзии. Борьба была красива, но с точки зрения Марка это было бесчестно.
Говорить о правомерности командных приказов я считаю бессмысленным. В конце концов, команды нанимают гонщиков и требуют от них в первую очередь результата. Причем понятие «результат» далеко не всегда подразумевает, что гонщик должен обогнать всех и выиграть гонку – очень часто это тот результат, который выгоден команде по каким-либо тактическим соображениям. Все остальное – в том числе и удовольствие зрителей, дело второстепенное. Это может не нравиться зрителям, не нравиться и самим гонщикам, но таков порядок вещей. Строя технику, предоставляя машины, команды дают гонщикам возможность этого результата добиться. Поэтому в вопросе о том, следует ли подчиняться командным приказам, спора никакого нет. С этой точки зрения Феттель неправ. Но в остальном Себастьяна судить сложно. Он гонщик, чемпион, его цель – победы, он видел, что может быть быстрее Уэббера, поэтому атаковал без всякой задней мысли. Это для него естественно, как воздух. Конечно, можно сделать вывод о том, насколько для Феттеля важна команда. Команда, которая, между прочим, дала ему возможность выиграть три чемпионата подряд, предоставляя лучшую машину в пелотоне. Получается, что когда команда работает в интересах Феттеля – то и он с командой, а когда не в его интересах – он вроде как и не причем, ему плевать на организацию. Звучит эгоистично, но какой великий чемпион – не эгоист?
Себастьяна не переделать, его и не следует переделывать – он нужен Red Bull именно такой, когда жажда побед не уменьшается нисколько с каждой выигранной гонкой. Такой гонщик приносит успех Red Bull. Его пожурят немножко, но кто его сильно накажет за ослушание? Однако проблема создана, и создана практически на пустом месте.
Мира в Red Bull больше нет. Как говорили древние римляне, «худой мир лучше доброй войны». Такой «худой мир» сохранялся в Red Bull до поры до времени, несмотря на Стамбул и Сильверстоун, датирующиеся 2010 годом. Но теперь Рубикон перейден. Марк Уэббер чувствует себя в данной ситуации обманутым, преданным командой. Ведь команда гарантировала ему одно – то, что по-хорошему находится в зоне влияния команды, а на деле получилось другое. Можно сказать, и не по вине команды, но Марку от этого ничуть не легче. И прав Флавио Бриаторе, когда говорит, что в этом проявляется слабость Хорнера. Он, получается, не может совладать со своими гонщиками.
Когда в следующий раз Марк услышит: «переведи двигатель в экономичный режим, Себастьян не будет атаковать», - неужели он последует инструкции команды? И в этом главная проблема Red Bull. Они создали ситуацию, в которой Уэбберу больше неинтересно работать на команду. Я надеюсь, несмотря на события 46 круга Сепанга, Уэббер не будет сломлен, и теперь он не уступит Феттелю ни пяди. Пусть летят щепки! Это будет хорошо для чемпионата и плохо для Себастьяна. Пойдя на поводу своего инстинкта, Феттель нажил врага.
Проблема эта не столько даже для Феттеля, сколько для Red Bull. Поэтому в интересах команды создать сейчас максимально комфортную обстановку для Марка, показать ему свою поддержку.
Совсем по-другому складывается ситуация в Mercedes, в котором под конец гонки также отдали приказ гонщикам сохранять свои позиции. Честно скажу, не понимаю логики, зачем. Неужели Росберг не доказал того, что может опередить Хэмилтона, лучшим образом сэкономив топливо? И разве в Mercedes сейчас есть разделение на «первый – второй»? Может быть, опасались того, что Льюис, уступив Нико, погониться за ним, и топлива не хватит до финиша? Но Хэмилтон – не глупый маленький мальчик, чтобы совершать такие очевидные ошибки, он прекрасно понимал необходимость использования им самого экономичного режима двигателя. Самое главное, недовольны были все – и Хэмилтон, и Росберг, но Росс Браун доказал в очередной раз, что управлять своими гонщиками ему по силам.
Если кто-то думает, что это решение в пользу Льюиса – это не так. Льюис был уязвлен. Он прекрасно видел, насколько Росберг быстрее, и его самолюбие было задето. К тому же, портить отношения с Нико из-за мелочей ему себе дороже.
В отличие от роботизированного Феттеля, Льюис Хэмилтон – человек, все эмоции которого на поверхности. Ничто человеческое ему не чуждо. Забавно, несмотря на роботизированность, у Феттеля еще сохранялся ореол светлого веселого парня – как это напоминает историю с Михаэлем, как-то незаметно превратившимся из улыбчивого Солнечного Мальчика в роботизированного Красного Барона. Хэмилтон всегда говорил, что ему не нужны особые условия – дайте хорошую машину, и он все сделает сам. Льюис не претендовал на то, чтобы управлять процессами в команде – как Шумахер, Алонсо, наметки чего сейчас проглядывают у Феттеля.
| |
К тому же, здесь мы имеем диаметрально противоположную ситуацию по сравнению с парой Феттель – Уэббер: Льюис и Нико - друзья с картинга. Тогда они тоже выступали в составе одной команды, теперь их пути пересеклись в Брэкли. Когда Льюис подписал контракт с Mercedes, оба делились с прессой: «Прикольно, мы еще в картинге загадывали, что будем выступать в одной команде в Ф1». В Монако Льюис и Нико живут в одном доме. Однажды в конце прошлого года, Хэмилтон вернулся домой из очередного путешествия. Холодильник был пустой, и он просто зашел в гости к другу. Подруга Росберга приготовила на всю компанию обед. Как это непохоже на все то, что принято считать о гонщиках Ф1 в настоящее время, не правда ли? Подобные отношения в Ф1 сейчас редкость…
Неужели Льюис хотел бы расстроить всё это, из-за какого-то жалкого третьего места? Поэтому мне непонятно решение Росса. Парни в состоянии были разобраться между собой. Им еще нужно работать вместе – чтобы привести Mercedes к действительно серьезным успехам.
В заключение о том, что произошло в самом начале гонки, и тоже искренне удивило. Такой глупой ошибки от Ferrari я не ждал. Команда объяснилась. Они решили рискнуть, дабы не совершать лишний пит-стоп. В любом случае, Фернандо вскоре ждал пит-стоп, как и остальных – трасса быстро высыхала после дождя. Но как можно допускать такие опрометчивые решения? Надломленное крыло может отломиться в любой момент с учетом действующих на него нагрузок. Что и произошло в самом начале второго круга, когда Алонсо продолжил ехать по прямой. В прошлом году Ferrari и Алонсо славились стабильностью, теперь поставили себя под угрозу в самом начале, целиком и полностью по своей вине. Причем даже несмотря на лишний пит-стоп, Фернандо сохранял все шансы на очки – особенно с учетом того, в каком темпе может пилотировать испанец.
Тэги: льюис хэмилтон, малайзия, марк уэббер, мерседес, нико росберг, ред булл, себастьян феттель, сепанг, ф1, фернандо алонсо, феррари