Да, это уже пятая кряду победа Себастьяна Феттеля. Но, в отличие от двух предыдущих гонок, в Сингапуре и Корее, где у Себастьяна не было соперников, или Бельгии с Италией, где по большему счету навязать борьбу Феттелю так никому и не удалось, ситуация в Японии была гораздо более открытой. Кроме Себастьяна эту гонку могли выиграть как напарник немца по Red Bull Марк Уэббер, так и пилот Lotus Роман Грожан. Выиграл все равно Феттель. Неужели он так несокрушим? И были ли реальные шансы у его соперников?
Роман Грожан после блестящего старта, позволившего ему возглавить пелотон, поверил в свои шансы выиграть Гран-при впервые в карьере. На более мягких шинах компаунда Medium его Lotus E21 просто превосходно шел по трассе. И как тут не отметить усилия команды из Энстоуна, которая все-таки довела до ума длиннобазную версию своего болида, которая дебютировала в гонках в Корее. Несмотря на то, что конец сезона близок, а шансов на чемпионский титул не осталось, в Lotus продолжали работать над новинками.
Роман продемонстрировал впечатляющий прогресс. Вспомним его ровно год назад. Здесь же в Сузуке он попал в аварию на старте с Марком Уэббером, что привело к сходу обоих. Бесконечные инциденты, дисквалификация в Монце, потеря уверенности. Тот Грожан был на грани бесславного завершения карьеры. В начале этого года француз действовал осторожно – ему приходилось стараться избегать возможных инцидентов всеми силами, а в такой ситуации лишний раз на риск не пойдешь. Такой же старт, какой он продемонстрировал на Сузуке, невозможен без уверенности в собственных силах. Но ближе к середине сезона ситуация пошла на поправку. Нюрбургринг стал как бы линией водораздела. Мы помним, что и ранее Грожан демонстрировал уверенный пилотаж, например, Венгрию прошлого года. Но после этого была Спа с ужасным завалом на старте, и на то, чтобы восстановить свою уверенность, Роману потребовался почти год. Его подиум на Сузуке в любом случае настоящий успех, даже если не удалось добиться более высокого результата. И еще ни разу Роман не был настолько близок к победе в Гран-при, как это было в Японии.
Мог ли он действительно выиграть эту гонку? Загвоздка в двух факторах. Во-первых, на Hard’е его Lotus был уже не настолько хорош, как на Medium. Во-вторых, Роман боролся за победу сразу с двумя гонщиками Red Bull, а стратеги команды из Милтон-Кинса разделили своих гонщиков по тактике. Грожан оказался как бы в оборонительной позиции, но ему приходилось адекватно реагировать на действия сразу двух соперников, а они были различны. В итоге первый раз Роман совершал пит-стоп на круг позже Уэббера, а второй раз оттянул смену резины на 4 круга по сравнению с Марком, но этого хватило чтобы потерять позицию. Далее Грожан должен был ехать до финиша, в то время как австралийцу, как выяснилось, еще предстоял один пит-стоп, но Феттель, совершавший, как и Роман, две остановки в боксах, второй раз останавливался гораздо позже. Как ни крути, Грожан оказался в патовом положении – обыграть сразу двух гонщиков Red Bull ему оказалось не под силу.
| |
Тем не менее, сейчас Грожан показал свой потенциал – быть лидером Lotus ему уже в настоящий момент под силу. В последних Гран-при, скажем, его победы над Райкконеном в квалификациях уже не вызывают удивления. И если в Энстоуне еще подпишут Нико Хюлкенберга, то такой состав позволит уже и не сожалеть об уходе Кими.
К слову, на Сузуке Нико уже привычно боролся в группе с гонщиками, которых еще недавно называли претендентами на чемпионский титул. И хотя на этот раз Алонсо и Райкконен сумели его пройти в концовке, репутацию себе Хюлкенберг уже сделал. Этого должно хватить на подписание контракта с командой топ-уровня.
Но вернемся к сражению за победу. Насколько велики были шансы Марка Уэббера выиграть на Сузуке? Чисто эмоционально увидеть победу австралийца очень хотелось, и то, что Марк сумел выиграть поул в субботу, очень порадовало, хотя первая квалификационная победа над Феттелем в этом сезоне состоялась только после того, как на болиде Себастьяна отказала KERS.
На первый взгляд, перевод Марка на тактику трех пит-стопов выглядит так, что Феттелю просто открыли путь к победе. Но мог ли австралиец проехать гонку с двумя пит-стопами и победить?
Первая проблема Уэббера состояла в том, что на старте он проиграл Грожану, хотя то, что ему удалось оставить позади Феттеля – большое дело. Но темп Романа на первом отрезке был таков, что реальных шансов его обогнать у Уэббера не было. В Red Bull решили рано зазвать Марка на первый пит-стоп – уже на 11 круге. Второй раз австралийца зазвали в боксы также слишком рано – на 25 круге. Да, это позволило оставить позади Грожана, как уже говорилось выше, но оба раза эти шаги продвигали Феттеля на пути к победе. Ведь первый раз он менял резину на 14 круге, ничего при этом не потеряв, а второй стинт Себастьян смог продлить аж до 37-го.
| |
Итак, вопрос в том, мог ли Уэббер продержаться в лидерах, не останавливаясь после 25 круга. В таком случае ему предстояло пройти стинт протяженностью в 28 кругов – на новом комплекте жестких шин. Как пример, у нас есть Грожан – его заключительный отрезок также на свежих жестких шинах составлял 24 круга. При этом, после того, как Феттель совершил свой второй пит-стоп, он на свежем комплекте резины мгновенно отыграл отставание от Грожана и легко прошел его в зоне DRS на стартовой прямой. Это был 41 круг, а до лидирующего Уэббера Феттелю оставалось без малого 15 секунд. И в этот момент Марка зазвали на третий пит-стоп…
Если бы австралиец оставался на трассе, даже если бы Феттель за счет более свежих шин отыгрывал по секунде на круге, к финишу он просто догнал бы Марка, а ведь его еще предстояло обогнать. Но также нам известно, что Lotus бережет шины лучше, чем Red Bull, а Феттель – лучше, чем Уэббер. Поэтому шины у Марка могли быть на финише в гораздо более худшем состоянии, чем у Грожана, а могли бы и вовсе не выдержать. Таким образом, третьим пит-стопом Red Bull гарантировал Уэбберу достаточно неплохой результат, но серьезно поставил под сомнение его шансы на победу.
У Марка еще оставались небольшие шансы на победу. Но это был рискованный вариант – австралиец в любом случае попадал в трафик, а еще ему предстояло обгонять Грожана. Сделать это так быстро, как Феттелю, Марку не удалось. В атаках на Романа Уэббер израсходовал весь потенциал более свежих шин, и чтобы догнать Феттеля не осталось ни времени, ни преимущества в темпе. Лишь пройдя Грожана с первой попытки, наскоком, как это сделал напарник, Марк сохранил бы шансы выиграть у Феттеля. На момент выезда с пит-лейн, у него было преимущество в темпе, а если бы он сумел догнать Феттеля, трафик мог бы сыграть и против Себастьяна.
Не думаю, что в Red Bull хотели специально «задвинуть» Марка. Чемпионство Феттеля практически гарантировано, а победа Уэббера под занавес карьеры стала бы красивым эпизодом и только пошла бы на пользу Red Bull. Недоброжелателем же Марка является только доктор Марко, но никак не Кристиан Хорнер или Эдриан Ньюи. Просто в Red Bull решили сыграть сразу на двух тактиках, одна из них в любом случае принесла бы успех, в то время как другой гонщик также должен был бы финишировать высоко. Вариант оставить Уэббера ехать до финиша был рискован, но, учитывая ситуацию австралийца, я бы рискнул. Лично ему терять было нечего – в этом различие его интересов и интересов команды. Даже если бы у него взорвалась покрышка, он сошел бы, но он по крайней мере попытался бы. А может и получилось бы дотянуть до финиша – и не позволить Феттелю выйти вперед. Только опытным путем это можно было проверить. И потому на подиуме Марк был печален…
Соотечественник Уэббера Даниэль Риккьярдо в Японии мог бы набрать неплохие очки. После неудачной квалификации, он проехал длинный стартовый отрезок на жестких шинах, и в какой-то момент поднялся на четвертое место, но шансов на хороший результат его лишил штрафной проезд за обгон Адриана Сутиля через зону безопасности 130R. Этот штраф вызвал критику как многих экспертов, включая Алексея Попова, так и простых болельщиков. Поясню, почему Риккьярдо был оштрафован – это было справедливое наказание. Да, атака по внешнему радиусу в 130R была красивой, но после нее Даниэль банально не вписался в поворот и выскочил на обочину. Однако асфальтовая полоса безопасности позволила ему практически не сбрасывать темп и вернуться на трассу перед шиканой Casio впереди Сутиля. После этого Риккьярдо был обязан вернуть немцу позицию, чего он не сделал. Заасфальтированная полоса безопасности в 130R появилась, прошу прощения за тавтологию, в целях безопасности – как профилактика против опасных аварий, например, как у Алана МакНиша в 2002 году. Если бы в этом месте по-прежнему была обычная гравийная полоса, Риккьярдо просто по прямой пролетел бы до отбойников, и его гонка на этом бы закончилась. Асфальтовая полоса спасла его от такого варианта развития событий, но она создавалась явно не для того, чтобы с ее помощью гонщики выигрывали позиции. И если в Венгрии стюарды поступили строго с Грожаном – он боролся колесо в колесо с Массой, и лишь чуть-чуть съехал с поребрика – иначе гонщики бы столкнулись, то в случае с Риккьярдо судьи были правы.
Мелочи многое решают – как многое решает банальное везение. Никаких предпосылок того, что это будет неудачный Гран-при для Льюиса Хэмилтона, не было. Он удачно квалифицировался, а на старте боролся с двумя Red Bull. Но легкий контакт с Феттелем привел к проколу его задней шины – и уничтожил его гонку. При этом у Себастьяна лишь чуть-чуть пострадало переднее крыло, что ничуть не помешало ему выиграть гонку. Точно также ровно год назад Фернандо Алонсо слегка коснулся на старте с Кими Райкконеном – старт в Сузуке вообще редко обходится без происшествий. Тогда Фернандо фактически проиграл титул. И нет смысла рассуждать, что Алонсо в том случае, или Райкконен, допустил ошибку. Пару сантиметров в сторону – и ничего бы не было. Это тоже часть гонок, и Хэмилтон не стал винить Феттеля, понимая, что в таких ситуациях на старте порой просто некуда деваться.
Что касается Алонсо – порой просто достаточно изменить угол зрения, и ситуация предстает в совершенно другом свете. Конечно, если все еще рассматривать Фернандо как претендента на титул (последнего, кстати, кто еще сохранил математические шансы), гонка на Сузуке была для него неудачной. Но сам испанец признает, что шансов выиграть чемпионат больше нет, и главное теперь – это опередить Mercedes в Кубке конструкторов. И с этой точки зрения Нандо провел очень удачную гонку.
Можно сколько угодно критиковать Феттеля, но нельзя не признать – гонку на Сузуке он провел просто превосходно. Теперь он поедет в Индию за чемпионством, и только его сход на Буддхе может еще немного отсрочить наступление неизбежного.
Тэги: даниэль риккьярдо, лотус, льюис хэмилтон, марк уэббер, нико хюлкенберг, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, сузука, ф1, фернандо алонсо, япония