После этапа в Спа Фернандо Алонсо сказал, что две следующие гонки, в Италии и Сингапуре, станут определяющими с точки зрения борьбы за чемпионат. Определяющими в том числе и с точки зрения того, какие новинки будет готовить Ferrari в концовке сезона, насколько серьезно дорабатывать Ferrari F138, - или переключится на проект’2014. Уже в начале уик-энда в Сингапуре Стефано Доменикали вторил своему первому номеру, говоря, что гонка на трассе Марина-Бэй станет решающей. А по ее окончании Доменикали подвел гонке лучшее резюме, сказав, что сошла не та машина Red Bull. Очень точно.
Сколько уж можно повторять, что Алонсо делает за рулем своей машины все возможное, но это действительно так. Все то же самое касается и Сингапура. Да, квалификация была не слишком успешна, но это привычно, а старт был просто бриллиантовым. И дальнейший ход гонки Алонсо был также на высоте. Но Фернандо уже три раза подряд финишировал вторым, после Феттеля, в то время как Себастьян завоевал три победы подряд после того, как чемпионат возобновился по окончании летнего перерыва. До того момента, ни один из гонщиков не выигрывал в 2013 году и двух гонок подряд. Канва сезона резко изменилась. Нандо получается лучший из остальных, а Феттель выступает в своей собственной лиге. И в Бельгии, и в Италии, и особенно в Сингапуре шансы других гонщиков на победу зависели именно от того, сойдет ли Феттель. Но сейчас не те времена, когда гонщики часто сходят.
Означают ли итоги Сингапура, что Ferrari действительно прекращает доработку машины текущего сезона? Нет, конечно какие-то новинки мы по ходу оставшихся гонок еще увидим. Но тут надо понимать, что многие новинки, которые устанавливаются на машины сейчас, разрабатывались еще летом. Во-вторых, работа над определенными областями поможет лучше подготовиться к следующему году, понять какие-то аспекты – хотя в данном случае количество таких областей резко снижено по сравнению с предшествующими сезонами, так как регламент 2014 года серьезно отличается от нынешнего. В любом случае, работа над обновлениями не будет столь интенсивной, как если бы речь шла о плотной борьбе в чемпионате, когда каждая мелочь может стать решающей.
| |
Ближе всех к Феттелю в Сингапуре подобрался Нико Росберг – из гонщиков Mercedes по-прежнему то один быстрее, то другой, как и в начале сезона. Именно Нико мог отобрать поул у Феттеля, когда в Red Bull решили нахально рискнуть, и ограничиться в заключительном сегменте единственной попыткой для Себастьяна. И все же Феттель остался на первой строчке, Росберг уступил ему меньше одной десятой секунды. После квалификации Нико спросили о шансах на победу, назвав его «Уличным бойцом», за победу в Монако. Росберг усмехнулся, сказал, что «Уличный боец» - отличное прозвище, и он постарается его оправдать. Нико получил хороший шанс показать свою крутизну, на деле ее продемонстрировал Феттель, но насколько крут действующий чемпион мира и так уже понятно. Росберг на самом деле очень старался и сделал много, не стоит его упрекать.
Старт Нико принял лучше и на торможении перед первым поворотом гонщик Mercedes оказался впереди. Но траектория на выходе была у Нико не оптимальной, он слишком сильно заехал на бордюр второго поворота, и Феттель смог перекрестить траектории. После этого Себастьян уже никому не уступал лидерства, а так как эти метры дистанции, которые Росберг успел полидировать, в статистику не идут, Феттель в третий раз в карьере завоевал «Большой шлем», после Буддха’2011 и Сузуки’2012.
По логике вещей Росберг должен был стать в Сингапуре вторым, но никогда не стоит забывать о пейс-каре – на трассе Марина-Бэй он появляется минимум раз во время Гран-при. Планируя тактику, нельзя упускать этот момент из вида. Надо ли было Росбергу останавливаться под пейс-каром, как Алонсо, Райкконену и Баттону, чтобы потом ехать до финиша без остановок? Думаю, это была тактика не для Mercedes. Да, Фернандо и Кими смогли сохранить комплекты более жесткого состава резины до финиша в боеспособном состоянии, причем для Нандо это был уже прикатанный комплект. Но Lotus и Ferrari с самого старта сезона славятся бережным отношением к шинам. А вот такому мастеру как Дженсон Баттон такая задача не удалась, так как McLaren расходует резину сильнее. Это стало причиной, по которой Райкконену удался его красивый обгон англичанина по внешнему радиусу в концовке гонки. Mercedes всегда относился к болидам, которые сильно расходуют резину, даже несмотря на то, что с новыми шинами Pirelli эта проблема перестала быть критической для команды из Брэкли.
| |
После победы в Венгрии Льюис Хэмилтон был очень оптимистично настроен на вторую половину сезона, так как летом Mercedes добился уверенного прогресса. И если в Спа и Монце не очень получилось, это слишком специфические трассы. Но на Сингапур Льюис возлагал большие надежды еще тогда, в конце июля. Хэмилтон был недоволен балансом болида, и это послужило причиной его проигрыша Нико, но в такой ситуации Росберг должен был принять роль первого пилота команды на себя. Как видим, за победу побороться не удалось, и причина тут не в Нико или в том, что Льюис не нашел подходящих настроек. Причина в том, что Mercedes сейчас оказался на шаг позади Red Bull, в то время как в июле был практически на равных. Идея о том, что во второй половине сезона Mercedes сможет чуть ли не доминировать, оттеснив Red Bull, а Хэмилтон благодаря этому всерьез вмешается в сражение за чемпионат, как видим полностью потерпела фиаско. Не стоит винить в этом команду из Брэкли. В прошлом году что-то подобное ждали от McLaren, и Уокинг также не оправдал возложенных надежд, но от них зрители вправе были что-то требовать. Команда с огромным опытом борьбы за титулы. Если же вспомнить, где в это время сезона год назад находился Mercedes, становится понятным, что команда и так совершила огромный прогресс, а с учетом нескольких побед этот сезон в любом случае для команды Росса Брауна успешный. Red Bull в любом случае находился в более выигрышном положении, им не надо было совершать такой скачок, чтобы быть там, где они сейчас, какой совершил Mercedes.
И все же даже с учетом вышесказанного, Феттель творил в Сингапуре что-то невероятное. После ухода с трассы машины безопасности, Себастьяну потребовалось атаковать, чтобы вновь создать задел для второго пит-стопа, и он отрывался от преследователей, возглавляемых Росбергом, по две секунды с круга. При этом нельзя сказать, что Нико как-то сдерживал идущих позади. Такая форма Себастьяна стала поводом для пересудов, Джанкарло Минарди и вовсе заподозрил Red Bull в применении на болиде Феттеля трекшн-контроля по звуку мотора и тому, как Себастьян уверенно разгонялся из поворота, выводящего на Бульвар Республики, минуя поребрик в нем, чего не удавалось другим пилотам. Хотя наблюдения Минарди интересны, отметим все же, что подобное слишком маловероятно. В любом случае, после седьмой победы Феттеля в сезоне экспертное сообщество Ф1 уже не рассуждает на тему, выиграет ли Феттель свой четвертый титул в этом году или нет. Все разговоры ведутся уже о том, в какой гонке ему удастся это сделать, и как варианты называются Индия и Абу Даби.
| |
Но не Феттель – главный герой Гран-при Сингапура. Им, без сомнения, является Кими Райкконен. Пилот, квалифицировавшийся только 13-м из-за болей в спине, вызванных защемлением нерва после того, как на пятничных тренировках финн слишком сильно подпрыгнул на бордюре. Рецидив старой травмы, полученной в аварии еще на тестах в Sauber в 2001 году, порой дает о себе знать, так произошло и на этот раз. А трасса в Сингапуре кочковата. Конечно, специалисты делали все, что было в их силах, но в субботу состояние Кими было таково, что угроза не выйти на старт была вполне реальна. И все же он провел эту гонку, блестяще реализовав тактику с пит-стопом в режиме автомобиля безопасности.
Сингапур часто сравнивают с Монако, и в чем-то это справедливо, а в чем-то эти трассы чуть ли не антиподы. И все же главная общая черта, кроме того, что обе трассы городские, - они здорово олицетворяют эпохи, в которые появились. Монако – это как глянцевая обложка XX века, времени, когда восхищались и подражали героям и кинозвездам. Герои носились по улочкам княжества, а кинозвезды часто приезжали из соседних Канн. Сейчас это место выглядит в некоторой степени анахронизмом, но в нем сохранился этот дух эпохи, там можно прикоснуться к прошлому. Сингапур же – это гламур XXI века, блестящая телевизионная картинка. Время высоких технологий, Интернета, эпоха индустрии развлечений. То, что так тонко и емко воплотилось в киноэпопее «Матрице». Некоторые виды трансляции Гран-при Сингапура создают ощущение, что это происходит в киномире Джорджа Лукаса. Но это обертка. А под ней то, что Марина-Бэй с ее жарой, кочками, отсутствием права на ошибку заставляет гонщиков соответствовать не некой гламурной картинке, а выжимает из них все соки, все возможности, и поэтому стоит в ряду том же, что и Монако. История с Райкконеном показывает, что эта экстремальность, присущая гонкам, Формуле-1, никуда не делась, но она скрыта где-то под оберткой, далеко не так выражена, как в прошлые времена.
Дух товарищества тоже никуда не делся, хотя он опять же далеко не так силен, как раньше. Фернандо Алонсо, подвозящий Марка Уэббера после финиша – прекрасная картинка этого Гран-при, и известие о предупреждениях, наложенных на обоих, выглядело просто чем-то диким. Такое впечатление, что из Ф1 хотят вытравить все человеческое, все живое. Причем для Марка это предупреждение стало третьим в сезоне, и на старте следующего Гран-при он потеряет 10 позиций. Но не все так просто и однозначно. По большему счету, вина здесь в первую очередь именно на Алонсо, решившем совершить благородный жест. Просто Фернандо надо было остановиться в более подходящем месте, а именно не на траектории в повороте, а съехать на обочину, ближе к отбойнику, где стоял Марк. В данной ситуации гонщики Mercedes не ожидали увидеть остановившуюся Ferrari и были вынуждены избегать столкновения, что было крайне опасно. То, что столкновения возможны и после финиша, подтвердилось здесь же в Сингапуре в GP2, и речь не о неумении, а о недопонимании между гонщиками и неожиданности ситуации.
Тэги: дженсон баттон, кими райкконен, льюис хэмилтон, марк уэббер, мерседес, нико росберг, подвез до боксов, ред булл, себастьян феттель, сингапур, ф1, фернандо алонсо, феррари